Поделиться
Дальневосточный Сбербанк: региону и людям
Поделиться

Председатель Дальневосточного Сбербанка Андрей Черкашин о специфике банковского дела на Дальнем Востоке, вызовах пандемии, и финансовом поведении дальневосточников.

EastRussia



- Андрей Александрович, уже год прошел, как Вы занимаете пост председателя Дальневосточного Сбера. Что за это время стало для Вас ключевым, что для банка, и что, может быть, для всего региона?

- Спасибо за вопрос. Я пока около 10 месяцев здесь и весь Дальний Восток для меня новый, поэтому главное, что со мной произошло за это время - я познакомился со всеми регионами. Несколько раз побывал в наших дальневосточных регионах, увиделся и с нашими сотрудниками, и с клиентами, и с руководителями регионов. Мы начали сотрудничество на новом уровне. Это первое.

Второе – в текущем году проходил VI Восточный экономический форум. Мы подписали несколько соглашений, договорились о новых проектах. Форум – это всегда большое яркое событие. Для меня это был первый ВЭФ, поэтому он оставил особый след в памяти.

Третье большое изменение, которое идет по всей стране и здесь на Дальнем Востоке – это преображение филиальной сети Сбера. Мы открыли несколько офисов в текущем году, и до конца года будет еще несколько отделений.

На Дальнем Востоке сегодня открыто 12 офисов нового формата, 4 из них в скором времени появятся в Краскино, Новошахтинском, Тунгуре, Шебунино.

До конца года будут запущены небольшие офисы в с. Соболево и п. Рыбачий на Камчатке. Полноценные офисы до конца 2021 года отделения откроются в Благовещенске, Южно-Сахалинске, Комсомольске-на-Амуре, Находке, Уссурийске, Магадане и Елизово.

Офис нового формата - это место, в котором можно не только получить финансовые услуги, но и погрузиться в атмосферу экосистемы Сбера, узнать о преимуществах продуктов и сервисов. В них представлены зона SberDevices, зона СберЛогистики, есть примерочные комнаты, банкоматы, напоминающие смартфоны, с системой распознавания лиц и т.д.



- Какая точка стала самой дальней в Ваших поездках или самой экзотической?

- Я побывал на Чукотке и это самый дальний наш регион. Там я посетил наших клиентов, которые занимаются оленеводством. Никогда раньше не был в таких местах! Было интересно узнать, как они живут, как ведут хозяйство.

Если говорить о юге Дальнего Востока, то я побывал не только во Владивостоке, но и в Уссурийске, и в Находке, кроме этого - в Биробиджане, Благовещенске, Магадане, Южно-Сахалинске, в каждом регионе. И везде есть своя особенность.

- Вы буквально прочитали мой следующий вопрос – «Везде ли Вы побывали на Дальнем Востоке», и что Вы увидели? Ведь они очень разные. Минвостокразвития даже собирался разбить их на четыре экономические провинции, потому что на северах своя жизнь, свой уклад, своя экономика, есть юг, где больше промышленности и больше движения. А что увидели Вы? С какими запросами обращались к Вам региональные власти?

- Что общего и в чем отличия? Общее здесь это огромные пространства, практически у каждого региона за исключением Приамурья, Еврейской автономии, Забайкалья и Бурятии есть выход в море. Соответственно задачи, которые стоят перед каждым субъектом – это инфраструктура, это развитие тех отраслей экономики, которые определены локацией, природными ресурсами, которыми обладает субъект. Общее для всех – это создание комфортных условий жизни, ведения бизнеса для тех, кто здесь живет, для тех, кто хочет сюда приехать.

С каждым субъектом мы двигаемся индивидуально, в каждом субъекте в силу структуры экономики и его размера – разные задачи. Мы очень много совместных проектов сделали и в Хабаровске, и в Приморье, практически в каждом регионе.

Мне весь год задают вопрос: «А чем отличаются здесь люди, чем отличается здесь бизнес?». Как мне показалось, здесь очень много таких предприимчивых, неравнодушных людей, которые и уже занимаются бизнесом, и готовы открывать новые направления бизнеса. И если говорить о жителях, мне показалось, что здесь самостоятельные, ответственные люди, которые развиваются, и многие не собираются никуда отсюда уезжать. Здесь есть две категории – кто-то приехал поработать, а многие живут здесь и дальше собираются связывать свою жизнь с Дальним Востоком.

- Регионы, наверняка часто просят денег. Какой в этом интерес Сбербанка? Давайте все-таки приведем пример - просто последний регион, в котором Вы побывали, о чем шла речь, какой был проект, что хотел регион, в чем интерес Сбербанка?

- Деньги – это кровь экономики. Хотя можно много проектов реализовывать и без денег, но, как правило, если мы говорим о создании инфраструктуры, про создание новых производств, про реконструкции, то деньги требуются.

Из последних интересных примеров – можно сказать про Хабаровский край. Мы помогаем сейчас региону сделать стратегию цифрового развития, эта задача актуальна для всех регионов. Например, в Еврейской автономной области мы сейчас будем помогать по концессии строить большую школу.

Примеры есть самые разные, в самых разнообразных отраслях. Сбер помогает найти партнеров и частично финансирует строительство школ, а также других социально значимых объектов. Это могут быть и спортивные объекты, и объекты для культурных мероприятий, дворцы культуры и так далее.

- Вы уже упомянули дальневосточников – их характер и предприимчивость. А что можно сказать про их финансовое поведение? Как они распоряжаются средствами?

- Если сравнить клиентов Сбера здесь на Дальнем Востоке с другими регионами, то они чаще берут кредиты, нежели, например, в центральной части России. Здесь многие клиенты берут ипотеку, потому что не до конца еще семьи решили свой жилищный вопрос. С точки зрения расходов, каких-то больших отличий нет – основная доля приходится на еду, продукты питания – это самая большая категория. Следом идут другие ежедневные потребности: это одежда и все, что с этим связано. Ну и часть денег, люди, безусловно, откладывают на будущее для реализации каких-то крупных покупок.

Объем новых выдач потребительских кредитов в Дальневосточном банке растет быстрыми темпами.

За 9 месяцев 2021 года увеличился на 34% и достиг объема свыше 114 млрд. рублей.

Для сравнения за аналогичный период прошлого года он составил более 85 млрд. рублей. 

Лидеры по темпу прироста - Приморье, Хабаровский край и Сахалин.


В 2021 году клиенты стали инвестировать денежных средств на 62 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.












- А что касается инвестирования?  Сбер предлагает свои продукты. Вы сказали, что люди откладывают деньги – это откладывание какое-то консервативное? Завели счет под фиксированный процент? Это страховки накопительные? 

 - Мы наблюдаем здесь серьезные изменения -  если три года назад львиная доля сбережений была в традиционных вкладах, то сейчас клиенты все больше пользуются разными вариантами – это и накопительное страхование, и покупка акций, покупка облигаций, государственных в том числе. 

- Складывается ощущение, что этот год проходит под знаком того, что постоянно выстреливают какие-то новые продукты Сбера. Может не еженедельно, но ежемесячно – точно. СберСтрахование, СБЕР ЕАПТЕКА, СберАвто. Клиенты этим пользуются, или вы просто занимаете пока нишу, резервируете ее на будущее?

- Есть продукт, который называется СберПрайм, который открывает доступ к широкой линейке наших сервисов. Сейчас каждый день сотни клиентов становятся подписчиками этого сервиса.

Самый массовый из относительно новых наших сервисов – это СберМаркет, который осуществляет заказ продуктов на дом и заказ оформляется онлайн. Мне кажется, что уже, наверное, каждый житель здесь в Хабаровске, в Приморье, в других регионах хотя бы раз им воспользовался.

СБЕР ЕАПТЕКА, которую Вы упомянули, у нас появилась с сентября в Хабаровске и в Приморье. В следующем году это будут и другие регионы.

Мы стараемся и создавать, и предлагать клиентам продукты, которые им будут нужны в закрытии ежедневных потребностей в разных сферах. Многие эти сервисы сейчас доступны онлайн. Нет нужды каждый раз приходить в офис, клиентам это очень нравится. Поэтому все больше и больше жителей Дальнего Востока пользуются возможностями, которые позволяют им с одной стороны экономить время, с другой стороны решать каждодневные задачи, проблемы.

- Мы сейчас беседуем с Вами буквально на выходе из локдауна, в некоторых регионах он продолжается. Одна из самых пострадавших категорий от ограничений, вызванных коронавирусной инфекцией – это предприниматели, малый и средний бизнес. Сбер каким-то образом поддерживал их, помогал оставаться на плаву?

- Работа с клиентами это наше главное дело. Мы работаем с клиентами уже 180 лет и в каждой ситуации мы ищем решения. Пандемия создала проблемы для всех, но и в прошлые периоды клиентам, которые попадали в сложные ситуации по объективным причинам, мы всегда помогали.

Что касается прошедшего 2020-го, да и текущего 2021-го года, мы были участниками всех форм господдержки и продолжаем ими быть. Это и кредиты на зарплату, и субсидии со стороны Минсельхоза, Минэкономразвития, и у нас есть интересная программа с министерством по развитию Дальнего Востока.

Кроме этого у Сбера есть собственные программы по реструктуризации кредитов для наших клиентов, которые попали в сложную ситуацию. Причем и для предпринимателей, и для частных лиц. Поэтому каждому клиенту я могу сказать, что не нужно уходить куда-то в тень, надо обозначать сложности, которые возникли. Мы с каждым клиентом индивидуально найдем решения, как урегулировать ситуацию. Без клиента – нет банка, поэтому наша задача обязательно помогать и клиентам, и обществу в целом. 

В период пандемии в 2020 году на Дальнем Востоке предприятиям малого и микробизнеса было выдано более 7 тыс. кредитов на 7,8 млрд. рублей, которые потом были списаны за счет субсидии государства, при условии сохранения клиентом численности сотрудников в организации.

В 2021 году на поддержку и восстановление текущей деятельности предприятиям малого и микробизнеса было выдано порядка 500 кредитов на сумму около 800 млн. руб. в рамках программ поддержки малого бизнеса. Сейчас запущена очередная волна данной программы, по которой принято уже более 600 заявок.







- Может есть какие-то данные – их меньше становится, больше? Именно из класса предпринимателей?

- Количество клиентов становится больше. Но и масштабы поддержки за последние два года тоже впечатляющие. В прошлом году несколько миллиардов было направлено по разным направлениям в поддержку малого, среднего, а также и крупного бизнеса в наиболее значимых отраслях. И в этом году это тоже продолжается. Поэтому помимо того, что здесь на Дальнем Востоке предприимчивые люди, они также очень правильно работают с рисками – и благодаря собственным действиям, и благодаря помощи государства и Сбера..

- Правильно работать с рисками – это как?

- Предвосхищать. Не всегда бывают хорошие времена. Нужно иметь «подушку безопасности» или запас прочности, своевременно принимать решения от каких затрат можно отказаться, либо перенести их на будущее.

Поиск новых форм работы: сейчас ситуация 2020-го и текущего года ускорила использование цифровых технологий, представления клиентам онлайн-сервисов в любой отрасли. Не осталось, наверное, такой сферы, где нельзя было бы предлагать клиентам услуги онлайн или делать комбинацию онлайн и офлайн форматов.

- Частный случай кредита – ипотека, и в частности «Дальневосточная». Такое ощущение, что банки сейчас соревнуются – изначально она выдавалась под два процента, потом пошли предложения – под один процент, под 0,1%. В чем смысл этого? Как ведет себя Сбербанк в этом отношении? 

- Для чего нужна Дальневосточная ипотека? Мы видим, что у нас продолжается отток населения, и для того, чтобы клиенты могли решить свои жилищные вопросы здесь, а не где-то в другом регионе, была и придумана Дальневосточная ипотека. Для того чтобы помочь клиентам решить свои жилищные вопросы и созданы такие льготные условия. Очень многим дальневосточникам такие программы нравятся, и более того, сейчас на вторичное жилье в отдельных регионах эта программа распространена. Ведь, к сожалению, не во всех регионах строится достаточно первичного жилья, а людям необходимо решать свои жилищные условия.

За 9 месяцев 2021 года по программе «Дальневосточная ипотека» Сбером одобрено более 5 тысяч заявок, лидирует Приморье, Хабаровский край и на Сахалин. Сумма выдач по данной программе составила свыше 21 млрд. рублей.

В 2021 году по всем программам на ИЖС Дальневосточным Сбербанком выдано более 650 кредитов на сумму свыше 3 млрд. рублей. В целом по жилищному кредитованию: более 29 тысяч ипотек на сумму свыше 97 млрд. рублей. 

- Давайте перейдем от людей, от наших земляков-дальневосточникам к большим корпоративным понятиям, которые многим до сих пор в диковинку. Аббревиатура ESG, мне кажется, уже хоть раз слышали все, но что за ней стоит, многие воспринимают достаточно смутно. Это «что-то хорошее и что-то экологичное». Сбер одним из первых и достаточно активно стал внедрять эту философию, и на ВЭФе это прозвучало. Что сейчас в Сбере делается в этой сфере? Это что-то одноразовое? Вот мы сделали что-то, поставили галочку, или это путь нескончаемый?

- ESG можно сравнить с промышленной революцией, их было несколько. По масштабу и влиянию можно сравнить с цифровизацией. Нельзя называть это событием или мероприятием – это целая культура, философия, которая направлена на устойчивое развитие. У нас на Земле существует ограниченное количество тех благ и ресурсов, которые были созданы природой. Для того, чтобы мировое общество дальше развивалось, нам необходимо всем вместе заботиться о том, чтобы эти блага оставались, и мы могли интересно жить, заниматься бизнесом, своими личными делами. Для этого необходимо сейчас принимать специальные меры. Если раньше промышленность и бизнес развивались без особого внимания на то, что происходит вокруг, то этому наступает предел.

Как расшифровывается аббревиатура?

Буква «E» - environmental - это как раз про экологию, но в широком смысле. Когда мы строим заводы, проводим реконструкцию, то мы должны строить очистные сооружения, у нас не должно быть негативного влияния на окружающую среду. Когда мы с вами дома или на работе используем бумагу, воду и другие ресурсы, мы тоже должны к ним бережно относиться.

Вторая буква «S» - social -  это в целом про государство, про то, что у нас должно быть человекоориентированное и клиентоориентированное взаимодействие по любым сервисам: и по банковским сервисам, и по государственным, и по всем, которые только есть. У нас должны быть равные возможности для всех клиентов, в том числе для тех клиентов, которые имеют ограничения по мобильности. У всех должна быть возможность войти в общественный транспорт, войти в учреждения.

И третья буква «G» - governance - это такое человечное управление командами, коллективами, предприятиями, чтобы не было никаких ограничений для самых разных категорий сотрудников, жителей, членов общества. Поэтому, говоря о том, компания это или надолго – это большая программа, у которой есть измерители.

Недавно президент нашей страны говорил о том, что Россия планирует через несколько десятков лет достичь углеродной нейтральности – это показатель, который будет характеризовать, двигаемся ли мы в направлении ESG.

Что такое «углеродная нейтральность» - это значит, что тот вред, который мы все вместе и по отдельности наносим природе, нашему обществу, нашей планете, должен компенсироваться определенными мероприятиями.

– Кто за все это будет платить? Все эти мероприятия, всегда, когда мы что-то начинаем делать экологичнее, бережнее – это все выливается в деньги. То есть вырастить овощи экологично – без удобрений – это стоит дороже. Это требует больше труда, больше усилий, больше отходов. Отапливаться углем проще и дешевле, чем ставить эти ветряки или использовать другие экологичные виды топлива. И что, нам теперь придется больше платить за то, что у нас раньше было дешевле?

- Когда мы произносим слово «платить», у нас сразу ассоциация с деньгами. Но мы сейчас платим в том числе и своим здоровьем. Поэтому если мы хотим более комфортно и счастливо жить более длинный период времени, возможно, за какие-то продукты, товары, сервисы мы будем больше платить, но мы будем и больше получать взамен. Я бы не проводил такую прямую аналогию, что более комфортная среда будет стоить дороже.

Нужно параллельно двигаться.  Необходимо развивать новые направления экономики, делать более качественный сервис, больше зарабатывать – и на уровне компаний, и на уровне отдельных лиц, и больше тратить, чтобы в каждом конкретном случае и в целом, люди жили счастливо. Тогда все от этого будут выигрывать. А сейчас мы с вами платим за ту среду, которая у нас есть. Платим в том числе здоровьем, временем, возможно еще чем-то.

- Надеюсь, нас ждет счастливое будущее, а еще нас ждет «Зеленый день». Что готовит Сбер в этот – особенный – «Зеленый день»?

- В этом году Сбер отмечает 180 лет и уже четвертый год в День банка у нас проходит акция «Зеленый день». В эти дни для наших клиентов – и частных, и корпоративных – у нас будут предложены продукты и сервисы по более льготным условиям. Там очень большой перечень – предлагаю всем посмотреть на сайте Сбера.

Это и скидки по нашим девайсам, по нашим продуктам, таким, как СберПрайм, льготные условия по кредитам и по вкладам. Я думаю, что каждый для себя найдет что-то интересное в эти дни. Плюс в Зеленый день наши клиенты, наши партнеры по своим продуктам и сервисам также представляют скидки на свои услуги, включая даже снижение цен на покупку первичного жилья.

- Когда подумаешь про 180 лет, про этот период времени, про то, как выглядел Сбер, как выглядел банк – вот Вы себе рисуете картинку, или, может, Вы даже знаете, как это выглядело?

- Я думаю, что мы с вами можем вернуться даже на 30 лет назад, и сберкассы того времени очень были схожи с первыми сберкассами, которые были открыты 180 лет назад. Это был весьма ограниченный набор операций. Основные операции, которые предлагались – это вклады в и платежи, для того, чтобы заплатить за квартиру, за что-то еще. Происходило это все вручную.

- Да, я тоже помню эти сберкнижки, там рукой писали цифры!

- Да, рукой писали – и в документах для клиентов, и в документах внутренней отчетности банка. Если мы сравним количество наших офисов и филиалов, то конечно 180 лет назад их было меньше чем сейчас, чем это было 30 лет назад. Сервис не был доступен всем жителям. Все начиналось, как обычно, с крупных городов, с центра России. Потом банк двигался по всей стране, в малые населенные пункты.

Сейчас финансовые сервисы и другие сервисы, которые есть у Сбера, доступны в режиме «24/7». Многие услуги можно получить дома, в удобном месте, прогуливаясь по улице, в выходные дни - в любой момент времени. Раньше, для того, чтобы совершить какую-то операцию, надо было обязательно прийти в банк. И не просто в банк, а именно в тот, в котором у вас был открыт счет, потому что не было единых баз данных, не было централизованных систем, все делалось вручную, занимало много времени, и не всегда было удобно. Вот такие сравнения я мог бы провести.

- А что будет? Для наших родителей телевизоры еще были в диковинку, сейчас никого видеосвязью не удивишь. Если говорить про Сбер и про банковское дело, нас ожидает тоже такой резкий прыжок в ближайшие 30-50 лет, или это будет поступательное развитие? Каким будет Сбер через 30 лет?

- Вопрос интересный, но сказать на 100% каким будет Сбер через 30 лет невозможно. Что точно будет, я думаю, Сбер будет использовать все передовые технологии, которые будут на тот момент времени. Мы продолжим развивать онлайн-сервисы. Я думаю, появятся другие новые способы коммуникации. Скажем, приложение СбербанкОнлайн появилось давно, а встроенный в него голосовой помощник - сравнительно недавно, около года назад. 

Возможно, в будущем появятся еще какие-то виртуальные помощники. Думаю, что будет продолжаться и комбинация онлайн и офлайн сервисов, появятся другие сервисы из других индустрий, в которых Сбер пока не представлен. Все операции будут проходить мгновенно, и уже сейчас много проходит мгновенно.

Будет много разных предварительно одобренных сервисов, которыми клиент сможет управлять голосом, или, например, морганием глаза подтверждать свое решение, свой выбор. Я думаю, что Сбер будет также интенсивно развиваться, идя навстречу клиентам, помогая клиентам реализовывать устремления и мечты, будет пионером в самых разных нововведениях, полезных как конкретному клиенту, так и обществу в целом. Как и сейчас Сбер будет делиться экспертизой со всем обществом.

- Спасибо большое за беседу, за подробные и обстоятельные ответы, надеюсь, что те, кто увидит это интервью, почерпнут для себя массу нового и интересного и будут знать, что делать в «Зеленый день».

- Я бы хотел в завершении сказать «Спасибо» всем нашим клиентам, мы всегда вам рады, мы ждем вас и в наших офисах, и во всех наших онлайн-сервисах. Будем продолжать радовать вас новыми возможностями и очень ждем от вас обратной связи по нашим сервисам. Будьте здоровы!        

беседовал Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов