Дальний Восток: стратегический приоритет российского государства
27.12.2016 00:19
О том, почему российские власти обратили внимание на развитие восточных территорий и каких результатов на этом направлении удалось добиться
ТАСС
Ростислав Туровский
Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный редактор East Russia
Все материалы автора
Дальний Восток остается стратегическим приоритетом в российской региональной политике, что раз за разом подтверждают президентские послания. Так и в послании президента, прозвучавшем 1 декабря, были подтверждены намерения государства уделять развитию его восточной окраины особое и подчеркнутое внимание. Для этого есть целый ряд оснований, среди которых и потребность в преодолении отставания в развитии этих территорий, и активизация усилий по включению России в международные отношения в АТР, имеющие особое значение в нынешней геополитической ситуации. В 2016 г. государство продолжало работу над созданием на Дальнем Востоке особых налогово-экономических режимов, призванных стимулировать инвестиционную деятельность, принимало решения о государственной поддержке различных проектов, уделяло внимание системным мерам, призванным улучшить деловой климат на Дальнем Востоке, ввести новые «правила игры» в рыбной отрасли и др.
Как и по всей России, на дальневосточную политику не могли не повлиять текущие финансовые ограничения. В этом году была утверждена обновленная редакция государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока, но параметры ее финансирования стали предметом непростых баталий. В конечном итоге бюджетные расходы на эту программу, как и на многие другие программы регионального развития, были урезаны. Однако прорывом стало решение об обязательном наличии дальневосточных разделов во всех государственных и федеральных целевых программах. Тем самым задача по пропорциональному включению Дальнего Востока в правительственные программы решена.
Но в целом государство все дальше продвигается от прямого финансирования Дальнего Востока к созданию благоприятного делового климата, который в будущем позволит развиваться без постоянного «закачивания» бюджетных денег. Нынешний этап с этой точки зрения можно назвать переходным. Пока государство и связанные с ним структуры участвуют в софинансировании дальневосточных проектов, о чем свидетельствуют возросшая активность Фонда развития Дальнего Востока, серия правительственных решений об отборе проектов, получающих государственную поддержку. Особое внимание, учитывая специфику территории, уделяется сырьевым и инфраструктурным проектам, но в целом их список разнообразен.
Развитие Дальнего Востока невозможно без преодоления инфраструктурных ограничений. В течение года не без труда решался вопрос о выравнивании дальневосточных энерготарифов, величина которых мешает развитию бизнеса в регионе, со среднероссийскими. В конечном итоге вариант решения этой проблемы был найден, и в обозримой перспективе начнет действовать соответствующий федеральный закон.
Дальний Восток постепенно превращается в центр международного сотрудничества, где одной из важных линий стала диверсификация российских связей с различными странами. Второй Восточный экономический форум, прошедший во Владивостоке, стал еще более масштабным мероприятием, чем первый. По объективным причинам главным партнером России на Дальнем Востоке остается Китай. Продолжается строительство экспортного газопровода «Сила Сибири», китайский капитал входит в крупнейший проект нефтеперерабатывающего комплекса в Приморье, принимаются решения о развитии приграничного сотрудничества (для этого создана специальная межправительственная комиссия). В то же время в этом году все больше внимания уделяется связям с Японией, а в нефтяном бизнесе расширяют свое присутствие компании из Индии. Тем самым обеспечивается более сбалансированное взаимодействие России с различными странами мира. Несмотря на известные трудности, не сворачивается сотрудничество с западными странами. Например, в этом году правительство дало разрешение американо-канадской компании «Амур Минералс» на работу на Малмыжском золото-медном месторождении в Хабаровском крае.
Системные меры государства по развитию Дальнего Востока предполагают его превращение в целую «россыпь» точек роста, представленных во всех субъектах федерации. В рамках реализации прошлогоднего президентского послания, в 2016 г. был утвержден долгосрочный план социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре – второго по величине города в Хабаровском крае и крупного промышленного центра. Началось расширение режима свободного порта с Владивостока на другие территории: свободные порты появились в Хабаровском крае, на Сахалине, Камчатке и Чукотке. Продолжается процесс создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В этом году новые ТОСЭР стали создаваться под крупные промышленные проекты – добычу полезных ископаемых в Южной Якутии, судоверфь «Звезда» в Приморском крае. Появилась первая ТОСЭР в слаборазвитой Еврейской АО и две ТОСЭР – аграрная и туристическая на Сахалине.
Амбициозным проектом государства стало распределение бесплатных гектаров дальневосточной земли, призванное ввести в оборот пустующие земли и привлечь население к работе на Дальнем Востоке. Учитывая шероховатости в организации этого беспрецедентного процесса, затем был разработан законопроект, уточняющий многие детали предоставления земли. Тем временем с 1 февраля следующего года получить гектары в ДФО смогут не только дальневосточники, но и все жители России. Эта программа отчасти связана с решением демографических проблем Дальнего Востока, где, кстати, ситуация начинает выравниваться: статистика свидетельствует о том, что демографическая ситуация на Дальнем Востоке немного лучше среднероссийской, а казавшийся бесконечным отток населения замедляется.
Ресурсный потенциал Дальнего Востока и системные меры государства позволяют говорить об очень постепенном переходе ДФО к модели опережающего развития, хотя пока еще прорыва не случилось, и статистика не выглядит лучше среднероссийской. Например, по итогам января-октября 2016 г., промышленный рост в ДФО составил всего 100,2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. Этот рост обеспечивают по-прежнему наиболее крупные сырьевые производства. Тем не менее, появляются совершенно новые проекты – газопереработка в Амурской области, производство минеральных удобрений и черная металлургия в Приморском крае. Меняется стратегия работы алмазной отрасли: Россия все больше рассчитывает на сбыт на азиатских рынках, в связи с чем во Владивостоке открылся Евразийский алмазный центр. Реформа рыбной отрасли создала систему инвестиционных квот, в связи с которыми рыбопромышленники должны будут размещать заказы на строительство судов в России, что способно оживить дальневосточное судостроение. Промышленное развитие Дальнего Востока тесно взаимосвязано с инфраструктурным. В этом году хорошую динамику показывают все морские порты ДФО, запущена реализация проектов по строительству железнодорожных и автомобильных мостов, соединяющих Россию и Китай, решается весьма болезненный вопрос о финансировании новых этапов модернизации ключевых железнодорожных магистралей – Транссиба и БАМа.
Дальневосточная политика российского государства стала беспрецедентной в новейшей истории, предусматривая целый комплекс мер, направленных на развитие этой важнейшей части страны, которой прежде уделялось недостаточное внимание. В 2016 г. стали появляться новые результаты этой политики, свидетельствующие о постепенном формировании потенциала для превращения Дальнего Востока в локомотив роста российской экономики и об углублении интеграции России в АТР.
Опубликовано во вкладке «Восток России»
(совместный проект газеты «Известия» и EastRussia)
Теги: