Тему китайских инвестиций на Дальний Восток активно обсуждают эксперты
Заявленная в начале апреля новость о намерении Китая – при поддержке Минвостокразвития России – инвестировать в создание на территории российского Дальнего Востока своих промышленных производств (в сферах строительной индустрии, металлургии, энергетики, машиностроения, судостроения, химической, текстильной и цементной промышленности, телекоммуникаций, сельского хозяйства) резко разделила российское экспертное сообщество на тех, кто за и на тех, кто против данной инициативы. Дискуссионный, и если угодно — полемический (то есть исключающий любой поиск точек соприкосновения с мнением противника) задор вылился и на площадку EastRussia.
Каждая из сторон выдвигает свои – и весьма убедительные – аргументы в поддержку или против возможного присутствия китайского индустриального производства на российской территории. Как и следовало ожидать, противники такого размещения, апеллируют, в основном, к неизбежности опасных экологических последствий для нашей страны.
Речь - исключительно об инвестициях в создание новых современных предприятий
Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока: «Разговор ни в коем случае не идет о переносе старых производств с китайской территории. Речь - исключительно об инвестициях в создание новых современных предприятий.
Давайте разберемся в этом вопросе. Объективности ради хочу отметить, что Китай ничего не предлагал. Это инициатива этой страны - строить предприятия за рубежом - и Китай будет их строить там, где получит адекватные условия - в Азии ли, в Америке или в Европе. Это глобальные инвестиции, и идет серьезная конкуренция целых стран за то, чтобы их получить.
Мы стремимся победить в конкурентной борьбе за инвестиции. Вместе с тем мы ничего не предлагаем китайским инвесторам такого, что отличалось бы от аналогичного предложения корейским, японским, австралийским, сингапурским, - отметил министр. - На российском Дальнем Востоке сформированы конкурентоспособные условия инвестирования, и мы наблюдаем востребованность этих условий со стороны российского и иностранного бизнеса. В том числе - китайского. Наша страна заинтересована в приходе качественных инвесторов, готовых строить новые современные предприятия, создавать рабочие места для россиян, платить налоги, соблюдать российское законодательство, в том числе экологическое» (цитируется по публикации в «Российской газете»).
Отечественные стандарты безопасности строже китайских
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий Группа компаний «Гордейчик и партнёры»: «Сегодня, в силу несравнимых объемов экономического потенциала (не в пользу России) торговля с РФ составляет предмет заботы не центральной власти КНР, и даже не руководства провинций, а крупных городов Китая. Что может заинтересовать у нас восточного соседа, помимо земли и расположенных в ней ископаемых? Ведь цена электрической энергии у нас выше, чем у экспортирующих ее соседей. Потенциальные издержки на производство у нас выше даже с применением льгот и преференций, установленных в ТОР, даже и с учетом снижения стоимости рабочей силу вследствие девальвации рубля... К тому же есть вопросы к квалификации нашей рабочей силы.
Сельское хозяйство? Думаю, даже из далекого Пекина, где как известно «мрачная погода», наша дальневосточные, преимущественно, болотные угодьи давно не мнятся китайцам бескрайним русским черноземом.
Для развития любого промышленного производства очень важна инфраструктура. Но в этом аспекте китайцы давно впереди нас.
Сейчас активно муссируется идея, что экспорт своих производств в РФ понадобился Поднебесной, чтобы перенести на нашу малонаселенную территорию особо-опасные, в том числе химические производства, на которых в КНР частенько случаются аварии. Но и здесь есть вопросы. Ведь отечественные стандарты безопасности в этом вопросе строже китайских. Или расчет на то, что традиционная суровость российских законов будет компенсирована обычной необязательностью их исполнения?..».
Жители Амурской области, Приморского, Хабаровского края смогут работать на современных высокотехнологичных предприятиях
Маргарита Федотова, первый вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), член Молодежной Общественной Палаты РФ: «Российская Федерация довольно длительное время выстраивает отношения с Китаем. В том числе уже не раз поднимался вопрос о стимулировании притока китайских инвестиций в экономику нашей страны. Сегодня, в каждом субъекте РФ создан институт по работе с инвесторами - корпорация развития, агентство инвестиционного развития того или иного региона. Все они негласно конкурируют между собой и борются за инвестора. Одна из важнейших задач данных организаций привлечение инвестиций и работа с инвестором по системе «одного окна». Инициатива Минвостокразвития может получить практическую реализацию и, таким образом, план по развитию региона будет претворен в жизнь. Возможности и потенциал российского Дальнего Востока были продемонстрированы в рамках Восточного экономического форума в сентябре 2015 года, и по всей видимости это способствовало началу продуктивного диалога.
Полагаю, что при разработке прозрачных правил взаимодействия и надлежащем контроле со стороны региональных властей соблюдения экологических норм, квотирования китайской рабочей силы на территории Дальнего Востока, экспорт промышленных предприятий из Китая, безусловно, окажет положительное влияние на развитие экономики региона и уровень жизни местного населения. Жители Амурской области, Приморского, Хабаровского края смогут работать на современных высокотехнологичных предприятиях, продвигаться по карьерной лестнице в крупных компаниях, что безусловно перспективнее, чем работа в маленьких китайских магазинчиках, открытых на территории российского Дальнего Востока сегодня. К примеру, в 70-хх годах 20 века с участием итальянского концерна Fiat был построен автомобильный завод в Тольятти, который и на сегодняшний день работает и поставляет машины на российский авторынок».
А насколько это выгодно китайскому бизнесу?
Елена Бережнова, кандидат экономических наук, доцент приморского филиала РАНХиГС в целом выступает за активизацию экономического сотрудничества с Китаем, но с тщательной оценкой социальной составляющей и просчетом всех возможных рисков. В частности — риска упразднения региональной промышленности и риска пресловутой демографической экспансии: «В связи с тем, что КНР предлагает России экспортировать производственные мощности в 12 приоритетных видов деятельности, возникает ряд вопросов, решение которых может поставить под угрозу существования остатков вышеперечисленных видов деятельности на российском Дальнем Востоке.
Кроме того, данные виды деятельности требуют значительного вложения в инфраструктурные объекты – обеспечение водой и электроэнергией. Насколько готовы китайские партнеры нести затраты и в смежные с основным производством отрасли? Несмотря на заявления китайских партнеров о переносе на территорию Дальнего Востока предприятий «с учетом обязательного соблюдения» российских экологических требований, встает вопрос – насколько это выгодно китайскому бизнесу?
В то же время, конкурентоспособность китайских товаров на слабо развитых рыночных рынках (к которым, к сожалению, в настоящий момент относится и Россия) вызвана достаточно низкой ценой и, соответственно, не очень высоким качеством. При соблюдении всех требований российского законодательства в области экологии, (ведь в погоне за быстрым экономическим ростом, Китай существенно навредил своей экологии) трудового и административного права, снижение издержек возможно в большей части за счет дешевой рабочей силы.
Если китайские партнеры будут на свои производства нанимать работников с Дальнего Востока (что маловероятно, так как возможно будут отсутствовать определенные специалисты, и если учить российских работников – это приведет к увеличению затрат) можно будет говорить о социально-экономическом эффекте развития территорий Дальнего Востока, в противном случае – речь косвенно идет об экспансии населения КНР, так как работники вынуждены будут перевозить свои семьи, в связи с тем, что данные инвестиционные проекты являются достаточно долгосрочными.
В свою очередь с учетом низкой плотности российского населения на Дальнем Востоке это может привести к национальному дисбалансу...”.
Экзотические страхи и теории заговора я бы предложил отбросить
Ашот Марьян, старший управляющий директор по инвестиционной деятельности,УК РОСНАНО: "Уже имеется богатый опыт локализации производства с китайскими партнерами на территории Дальнего Востока - приоритетного направления развития промышленности. Одним из таких партнеров является ведущий подрядчик на рынке энергетики - компания «Амур Сириус».
Вместе с ней, а также китайским Жонг Ронг траст (под управлением почти 200 млрд. долларов США) мы занимаемся созданием совместного фонда прямых инвестиций, для создания новых производств в регионе.
Только первое закрытие фонда планируется в размере 500 млн. долларов США. Экзотические страхи и теории заговора я бы предложил отбросить. Экономики мира из кожи вон лезут, чтобы привлечь иностранных инвесторов. А для контроля существует механизм государственного регулирования».
Лет семь потратят, плюнут и уйдут...
Представитель регионального логистического бизнеса, генеральный директор ООО «ДВ Инвест», председатель Общественного экспертного совета (ОЭС) по экономической политике Приморского края Денис Сарана в принципе не против импорта на Дальний Восток китайского производства. Но бизнесмен сомневается, что отечественная бюрократическая машина позволит сколь-нибудь эффективно развиться этому начинанию: «Думаю, дальше разговоров дело не пойдет. Пусть сначала китайские товарищи попробуют получить землю, сделать проект, провести его экспертизу и получить разрешение на строительство. Лет семь потратят, плюнут и уйдут...».
Китай уже пару десятков лет успешно практикуется в создании совместных предприятий по всему миру
Владимир Рожанковский, LIFA, директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер»: "Думаю, что представители правительства сделали правильное и своевременное замечание по данному вопросу: китайские компании должны соблюдать на территории РФ наши экологические стандарты. Скорее всего, именно этот нюанс может вызвать наибольшие расхождения во взглядах между российской и китайской сторонами, поскольку маловероятно, что вопросы распределения прибыли и налогообложения вызовут какие-либо трудности. В конце концов, Китай уже пару десятков лет успешно практикуется в создании совместных предприятий по всему миру. В целом, инициатива положительная: пусть лучше в этом регионе будет что-то, чем ничего".
У Китая нынче много проблем...
Николай Матвиенко, советник вице-президента Альянса строителей России в Дальневосточному федеральному округу: «У Китая нынче много проблем. Замедление производства, падение внутреннего спроса, обострение конкуренции на внешних рынках – только самые заметные из них. И в ряде случаев решение этих проблем напрямую зависит от того, сумеет ли китайская экономика вовремя и «малой кровью» избавиться от балласта старых предприятий, обременённых тяжёлыми, медленно оборачивающимися и неуклонно ветшающими активами, нагруженных долгами и ограниченных в развитии естественными пределами своих рынков.
Ведь если нет - тогда их придётся просто взорвать, как это уже было с многочисленными цементными заводами. Они вмиг стали не нужны после схлопывания пресловутого китайского «пузыря» на рынке недвижимости в 2013-м году. Тогда только в провинции Хэбэй всего за один день закрыли сразу 17 цементных заводов. В Шицзячжуане закрыли за последние несколько месяцев 35 цементных заводов.
Но после серии встреч с представителями российского Минвостокразвития у китайцев забрезжила надежда, что на свете ещё есть благодушные люди, которым они смогут экспортировать свой утиль, сэкономив на динамите плюс выручив определенную финансовую прибыль.
То есть речь идет не о том, чтобы «инвестировать» в российскую экономику, «передавать технологии», а именно «экспортировать» – продавать за деньги импортёра никому не нужный индустриальный сэконд-хэнд. Откуда у России деньги – даже не прилично спрашивать. Но перечень «приоритетных отраслей» – говорит сам за себя: это как раз те отрасли, в которых КНР сейчас испытывает переизбыток мощностей.
Давайте предположим – мы их купим. Ещё глубже влезем в долги, ещё ниже опустим курс рубля, сэкономим на школах, больницах и пенсиях... Но что дальше? Куда мы станем продавать продукцию этих заводов? Cамим себе? Так ведь нет у нас никаких масштабных строек, которым нужен был бы тот же цемент, ибо в стране сейчас нет денег. Экспортировать в третьи страны? Но это бы могли и сами же китайцы делать, со своих заводов, если бы был международный спрос на их продукцию.
Экспортировать в Китай? Как вариант – можно. Хотя б в порядке выплаты «натурой» тех самых кредитов, которые до этого пришлось в Китае брать, чтобы купить у них эти заводы. При всём комизме этой схемы, в практике международной торговли она довольно популярна, разумеется при условии, что срок окупаемости таких проектов не превышает срок износа самих заводов. И всё бы хорошо, да вот загвоздка: обязанность платить долги останется у России, а право регулировать цену на готовую продукцию, очевидно – у Китая. При таком раскладе сроки окупаемости проекта для российской стороны уходят в плюс бесконечность...».
"Будут ли новые предприятия соответствовать стандартам экологической безопасности, зависит от нас"
Сергей Чернин, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды: «Мы должны очень хорошо понимать, что современный уровень развития очистных сооружений, производственных процессов и оборудования позволяет забыть о таком понятии, как „грязные“ производства. Существуют десятки разнообразных катализаторов и инновационных технологий, которые позволяют не просто очищать промышленные выбросы, доводя их до приемлемого, с точки зрения экологии, состояния, но и использовать полученные из промышленных стоков и выхлопов вещества в новых технологических циклах. Побочные продукты одних предприятий— это сырьё, основа для выпуска полезной продукции на других. И необходимо уже сейчас, параллельно с проектированием новых производств, думать о том, где и как это сырьё будет использоваться.
Будут ли новые предприятия соответствовать стандартам экологической безопасности, зависит от нас: от исполнения требований действующего законодательства, работы контролирующих органов и внимания общественности. Этот момент должен находиться под жесточайшим контролем!
Само по себе строительство новых предприятий означает укрепление промышленного потенциала России, локализацию производства, появление новых рабочих мест и развитие территорий. Этот процесс может стать основой для экономического расцвета Дальнего Востока, но он не должен подорвать экологию региона. Общественный контроль необходим на каждом из этапов реализации данных проектов».
Справка ER
Публичная дискуссия по вопросу о китайских предприятиях на Дальнем Востоке началась после публикации новости Минвостокразвития России 5 апреля о переговорах директора департамента Минвостокразвития Рустама Макарова с директором Департамента развития промышленности Северо-Восточных провинций КНР Государственного комитета по развитию и реформе КНР (ГКРР) Чжоу Цзяньпином.
Договоренность о взаимодействии между ведомствами была достигнута ранее во время визита Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в Меморандуме взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке. Она связана с инициативой Китайской Народной Республики по экспорту производственных мощностей в 12 приоритетных отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, сфере телекоммуникаций, в сельском хозяйстве. Речь идет о возможном переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока с учетом обязательного соблюдения установленных в России экологических требований.
Как отметил Чжоу Цзянпин, китайская сторона готова активно привлекать частные и государственные компании к реализации подобных проектов. Со своей стороны, представитель Минвостокразвития Рустам Макаров подтвердил готовность российской стороны к взаимодействию, подчеркнув, что новые предприятия, создаваемые в рамках территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, получают существенные налоговые льготы и административные преференции.