Примером может служить ситуация, складывающаяся в МГ «Ситим». Медиа-группа издает на якутском и русском языках 5 газет и 5 журналов, занимает ведущее место в информационном пространстве республики.
С 2004 года якутские СМИ добились высоких результатов в расширении географии распространения периодической печати: газет и журналов — с 59245 экз. в 2004 году до 152500 экз. в 2013 году. По итогам подписной кампании 2 полугодия 2014 года, после резкого повышения почтовых тарифов, подписка на республиканские СМИ по сравнению с 2013 годом снизилась почти в два раза — с 152500 до 79670 экземпляров. По итогам подписной кампании 1 полугодия 2015 года общая республиканская подписка чуть повысилась и составила всего 84576 экземпляров.
Население нашей республики достоверную информацию в основном получает из газет и журналов. Жители в районах имеют небольшие доходы. Поэтому при повышении почтовых услуг резко падают объемы подписки. Если общая подписка МГ «Ситим» в 2012 году составляла 96620 экз. газет и журналов, то после повышения почтовых услуг на 15% во втором полугодии 2013 года снизилась до 70833 экземпляров. А по итогам подписной кампании 2 полугодия 2014 года, когда почтовые услуги выросли еще на 53%, подписка на издания ИГ «Ситим» упала до 27129 экземпляров.
Потеря читательской аудитории – это потеря взаимодействия внутри нашего общества, тотальная изоляция тех, кто живет в труднодоступных районах. Кроме того, сокращение читательской аудитории – это прямые убытки издательства, снижение его экономической самостоятельности и независимости. В случае сокращений – безработица многих журналистов, полиграфистов и других специалистов смежных отраслей. Согласитесь, задача издательства – произвести информационный товар, на который будет спрос. А снабжать удаленные поселки этими товарами – забота государства. Ведь возит же наше государство на Север и уголь, и дизельное топливо, и продукты питания. Огромные субсидии идут на энергетику – никто даже не заикается о том, чтобы переложить стоимость электроэнергии на местных жителей – и правильно: выйдет по 30-40 рублей за киловатт! Киловатты, тепло и горячая вода – первая необходимость. Информация – тоже. Поэтому, если в удаленном поселке кто-то изъявляет желание подписаться на СМИ, он должен иметь возможность получить издание по доступной цене, и совершенно разумно то, что доставка должна компенсироваться государством.
Член ОП РФ рассказала, что в апреле 2014 года Общероссийский народный фронт при поддержке Общественной палаты провел медиафорум «Правда и Справедливость», на котором был рассмотрен вопрос о патовой ситуации с подпиской в стране. Марина Богословская подчеркнула, что по итогам Форума Владимир Путин дал поручения Правительству РФ разработать систему приоритетного распределения грантов «Роспечати» для региональных и муниципальных СМИ, реализующих социально значимые проекты. «Как мы видим, это поручение так и не было исполнено», — заявила она.
Марина Богословская также напомнила, что с целью нормализации ситуации с подпиской Общественная палата провела общественную экспертизу проекта закона «О почтовой связи» и разработала следующие предложения: вменить «Почте России» в обязанность выполнение функции по организации подписки и доставке подписных тиражей на всей территории Российской Федерации; установить, что тарифы на услуги подписки и доставки периодических печатных изданий, распространяемых по подписке, регулируются государством; закрепить соответствующие положения в проекте Федерального закона «О почтовой связи».
Периодическая печать по-прежнему занимает лидирующие позиции в России, особенно в провинции. Если наше правительство регулярно заявляет о развитии Дальнего Востока и Сибири, почему обходит стороной такой животрепещущий вопрос, как цены на на самый достоверный и основной источник информации - газеты и журналы?