Поделиться
Двуликий импорт
Поделиться

Возврат в девяностые или прогрессивная новелла? Что такое параллельный импорт для российской экономики.

25 апреля Минпормторг России утвердил перечень товаров и брендов, разрешённых для параллельного импорта. Так ли очевидна выгода от него для сегодняшней экономики России?Какие угрозы для бизнеса несет параллельный импорт? Ответ на эти вопросы попытался дать эксперт «East Russia».

Частичное снятие запрета на параллельный импорт вызывает больше вопросов, нежели ответов. Оценить влияние этого правового изменения на российскую экономику сложно ввиду неоднородности складывающейся обстановки в различных её отраслях.

На тактическом уровне снятие запрета на параллельный импорт представляется эффективной мерой реагирования на антироссийские санкции: так власти пытаются не допустить возникновения товарного и технологического дефицита. Легализация поставок иностранной продукции без одобрения правообладателя повысит внутреннюю конкуренцию в России и снизит цены на востребованные у потребителей товары, а это крайне важно в условиях сокращения реальных доходов населения. Один из российских онлайн ритейлеров уже продаёт смартфоны популярных мировых брендов по непривычно низким ценам с пометкой «из Объединённых Арабских Эмиратов».

Важно, что легализация параллельного импорта не нарушает норм международного права. Согласно правилам ВТО, каждое государство самостоятельно выбирает режим исчерпания прав (такое название параллельный импорт имеет в теории права – прим. ред.) интеллектуальной собственности в стране: международный или национальный. В первом случае исчерпание прав наступает после первой продажи товара в любой стране мира. Во втором - после введения товара в оборот на национальном рынке, что делает параллельный импорт незаконным. Таким образом, 29 марта 2022 года российское Правительство фактически перешло к гибридному принципу регулирования параллельного импорта – на товары из дружественных стран действует национальный режим исчерпания прав, на товары из недружественных – международный. Последний на руку конечному потребителю, поскольку в придерживающихся данного режима странах потребительские цены, как правило, ниже, чем в руководствующихся национальным принципом государствах.

Для эффективной работы механизмов параллельного импорта требуется стабильное и понятное правовое поле, которое установит понятные «правила игры» и защитит российских поставщиков от претензий правообладателей и политической турбулентности. Согласно заявлению Д. Мантурова, Минпромторг намерен неоднократно пересматривать Перечень товаров для параллельного импорта, учитывая потребности российского бизнеса, который уже сегодня заявляет о необходимости добавления или исключения отдельных позиций. Подобная правовая нестабильность создаёт потенциальные риски для действующих по правилам параллельного импорта поставщиков, поскольку в нынешних условиях непредсказуемой логистики уже оплаченный, но ещё не доехавший до России товар может попасть под исключение из Перечня, а закупивший его предприниматель станет нарушителем прав интеллектуальной собственности.

На стратегическом уровне легализация параллельного импорта, хоть и снизит потребительские цены, может привести к негативному макроэкономическому эффекту для российской экономики. Зарубежные дешёвые и качественные товары создадут конкуренцию отечественному производителю, прежним преимуществом которого зачастую являлась низкая цена на продукцию. В долгосрочной перспективе здесь встаёт вопрос выживаемости промышленных предприятий и вытекающие из этого социальные проблемы, такие как снижение реальных доходов населения, растущая безработица и пр.

Таким образом, частичная легализация параллельного импорта в России является своевременной мерой реагирования на изменения глобального рынка, призванной в кратко- и среднесрочной перспективе обеспечить доступ страны к наиболее востребованным иностранным товарам, материалам и технологиям. Вместе с тем этот внешнеэкономический механизм может оказать и негативное влияние на внутриэкономическое развитие страны. Нежелательный эффект придется нивелировать тщательным формированием категорий допустимых к импорту товаров с учётом потребностей и состояния внутреннего рынка.

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Трудности коридора

Прошло пять лет, как Россия, Китай и Монголия заявили о создании трехстороннего экономического коридора, формирование которого в условиях коронакризиса проходит под влиянием противоречивых процессов: развития кооперации, с одной стороны, и стремления государств к обособлению – с другой. Сама суть экономического коридора предполагает интенсификацию потоков людей, товаров и услуг, однако в настоящее время ключевые узлы пространственного каркаса коридора – пограничные пункты пропуска – усиливают барьерную функцию границ. Материалом Виктории Намжиловой EastRussia начинает цикл публикаций материалов IX Международной научной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН, состоявшейся в ноябре 2021.

Читать полностью
Поделиться
Россия расширяет окно в Азию

Сегодня морские порты и погранпереходы в ДФО становятся ведущим каналом внешних торговых связей с Китаем – главным экономическим партнером России в условиях международных санкций. Участники ВЭД ожидают концентрации рынков сбыта на азиатском направлении и серьезного роста заявок на вывоз продукции через Восточный полигон. Однако инфраструктурные проблемы, заявившие о себе в полной мере в прошлом году, могут повлиять на планы по наращиванию внешнеторгового трафика.

Читать полностью
Поделиться
Ухабы шёлкового пути

Сегодня Китай является ключевым экономическим партнером РФ. В 2021 году двусторонняя торговля достигла $146,8 млрд., и согласно планам лидеров соседних государств, ее объем в ближайшие пару лет планируется довести до $200 млрд в годовом выражении. Однако эти два года, говорилось на Четвертом предпринимательском форуме-выставке по бизнесу с Китаем, состоявшемся 8-9 февраля в Москве, вероятно, будут не из легких для российских участников ВЭД.

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток на пороге смены автомобильной ориентации

В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта. 

Читать полностью
Поделиться
Я привезу себе китайское авто

«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.

И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?

Читать полностью
Поделиться
Безграничная Фемида: растущей российско-китайской торговле нужен арбитраж

За 8 месяцев товарооборот РФ и Китая увеличился почти на треть и составил $155 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 63%, достигнув $72 млрд, а российский – на 13%, до $83 млрд. У торговли соседних стран серьезные перспективы, в то же время деловому партнерству мешают административные барьеры, что отмечалось на прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме. Один из них – доступ к системе правосудия. Межправительственный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, принятый 30 лет назад, сегодня не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.

Читать полностью
Поделиться
Маневры гражданского судостроения

Российские власти ставят перед транспортным машиностроением задачу выйти за короткий срок на высокий уровень технологической независимости при постройке морских и речных судов, оперативно провести импортозамещение по критическим позициям судового комплектующего оборудования. При этом верфи должны сделать существенный прорыв с точки зрения наращивания объема производства флота. EastRussia разбиралась, насколько посильной окажется эта задача.

Читать полностью
Поделиться
Российско-китайская торговля: быстрее, выше, сильнее

На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.

Читать полностью
Поделиться
Плюсы и минусы Гонконга как возможной площадки развития российского бизнеса

Гонконг остается одним из ведущих финансовых центров в АТР, а в последние годы – и флагманом инновационных разработок. Как правило, здесь зарождаются и тестируются идеи, которые затем масштабируются не только на остальной территории Поднебесной, но и на таких рынках, как Индия, Сингапур, Таиланд. EastRussia разбиралось, чем сегодня этот специальный административный район КНР может быть полезен российскому бизнесу и чем он отличается от материкового Китая в деловой сфере.

Читать полностью
Поделиться
Расширяя проходимость: модернизацию пункта пропуска «Забайкальск» пришпорили

В середине марта на российско-китайской границе случилось событие, тревожное для многих, чья жизнь крутится вокруг торговли: Китай приостановил пропуск через границу большегрузов, из-за скопления машин с российской стороны границы.

Читать полностью
Поделиться
Бизнес Дальнего Востока распробовал параллельный импорт

Читать полностью
Поделиться
Скрипучие калитки российско-китайской границы

Международные пункты пропуска на российско-китайской границе не перестает лихорадить последние три года. На автомобильных погранпереходах скопление грузовых фур давно стало обыденностью, часто вводятся конвенции на погрузку в адрес железнодорожных пограничных станций, речные сообщения по Амуру страдают нерегулярностью. Принято считать, что пункты пропуска работают не в полную силу сугубо из-за вводимых Китаем карантинных мер, однако влияние на общую ситуацию оказывает также неразвитая инфраструктура и несовершенный порядок работы каналов внешней торговли с российской стороны.

Читать полностью
Поделиться
Импорт разошелся с экспортом

Перевозки контейнеров по железной дороге в сообщении с морскими терминалами Дальнего Востока с начала года выросли на 19%. Дальневосточное - на сегодня по сути единственное магистральное направление, где есть прирост внешнеторгового контейнерного трафика. Обратной стороной этой динамики стал очередной кризис на припортовых узлах и увеличение срока доставки грузов. Насколько возможно улучшить ситуацию на Восточном полигоне, обсуждали участники форума «Транспорт России», прошедшего 15-17 ноября в Москве.

Читать полностью
Больше материалов