Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Еще 6 вопросов о метаноле

Здоровый скептицизм помогает разобраться с глобальным вопросом – все-таки зачем России метанол?

Еще 6 вопросов о метаноле
Фото: shutterstock.com

Неделю назад EastRussia выпустило материал «6 вопросов о метаноле», который стал очень популярен среди читателей нашего портала. Как выяснилось, не на все вопросы удалось найти ответы. Чего больше в производстве метанола – «плюсов» или рисков, что даст высокотехнологичное производство Дальнему Востоку и Арктике – жителям и экономике? С учетом новых вопросов редакция снова обратилась к экспертам. 




А производить метанол опасно? Можно ли размещать метанольное производство в городе?

Производство метанола – химическая реакция, и как говорят специалисты, это так называемая «голубая химия», то есть наиболее безопасный вид химического производства. Предприятия по производству метанола относятся к 1 классу опасности по санитарной классификации, это означает, что к ним применимы самые строгие экологические нормы: широкая санитарная зона, постоянный контроль качества воздуха и почвы. В эту же классификацию попадает большое количество промышленных предприятий. От городских очистных сооружений до сельскохозяйственных производств.

Поэтому при строительстве завода по производству метанола «с нуля», когда в проекте используются наилучшие доступные технологии, такое производство будет не более опасно, чем обычные и привычные нам очистные сооружения.  

Соответственно, размещать метанольное производство в городе можно, соблюдая при этом те требования, которые накладываются природоохранным законодательством (а оно у нас в стране одно из самых суровых в мире). Другое дело, что такие предприятия очень требовательны к логистике, соответственно, каждый раз для нового предприятия выбирается площадка, которая имеет удобную логистику (для отгрузки готовой продукции морем или железной дорогой); магистральное газоснабжение; социальную инфраструктуру для будущих работников. Как правило, такие площадки находятся в пригородах населенных пунктов. 




Может ли метанол взорваться? Все мы помним страшный взрыв в Бейруте, там тоже какая-то химия сдетонировала.

Трагедия в Бейруте 4 августа 2020 года – это взрыв 2,7 тыс. тонн аммиачной селитры, которая складировалась в порту без обеспечения должных мер безопасности и сдетонировала после пожара на соседнем складе пиротехники. Сразу отвечаем на вопрос: с метанолом такого не может произойти. 

Метанол — это спирт, а спирт, как знает любой школьник, горит. Это свойство используется в производстве «сухого горючего», а также когда метанол используется в качестве топлива. Будучи в жидком состоянии, взорваться метанол не может. Но взрывоопасной может быть смесь паров метанола с воздухом в определенных пропорциях в замкнутом помещении. 

С учетом этого все технологическое оборудование (насосное, емкостное, трубопроводы), где находится метанол, в современном производстве располагают на открытой площадке то есть вне замкнутого пространства. Инженеры ещё на стадии проектирования минимизируют риски для возникновения опасных ситуаций. Эти меры позволяют свести к нулю вероятность взрыва при производстве.

«Если произойдет воспламенение метанола, то произойдет его возгорание, либо пожар или взрыв. Развитие ситуации после возгорания зависит от температуры окружающей среды, энергии источника воспламенения, состояния метанола, степени его взаимодействия с воздухом. Если температура окружающей среды выше температуры вспышки, и если большое количество парового пространства в контейнере, резервуаре, помещении, здании, или корпусе, то вероятность детонации высока. Если окружающая среда температура ниже точки воспламенения, если потенциальный источник воспламенения имеет низкий энергетический потенциал, и если пар может легко рассеиваться в атмосферу, тогда взрыв менее вероятен», – говорится в «Руководстве по безопасному обращению с метанолом».#1




Зачем производить метанол у нас? Пусть Китай производит!

Китай и производит. КНР - крупнейший производитель метанола в мире. В доле рынка это больше 50%. А вот газ для его производства Китай покупает в основном у России.  И такая ситуация не может быть для России выгодной. Зачем отдавать добавленную стоимость соседям, если мы можем произвести ее самостоятельно? 

Производить метанол в России выгодно в первую очередь для самой России. Главное преимущество том, что природный газ, из которого его получают, у нас один из самых дешёвых в мире. Аналитическое агентство Vygon Consulting просчитало стоимость сырья для производства одной тонны метанола и оказалось, что выгоды России очевидны (данные на 2019 г.). Даже тем странам-производителям, в которых метанол востребован, будет выгодно покупать его у России. 

Стоимость сырья для производства одной тонны метанола:

США — 113 $
Иран — 97 $
Тринидад-и-Тобаго — 93 $
Россия — 65 $.

Согласно исследованию Research Dive[2], размер мирового рынка метанола в 2020 году составил 24 мрлд долларов США, и, по прогнозам, он будет расти со среднегодовым темпом роста 6,4%, а к 2028 году вплотную приблизится к 40 млрд долларов США.

С отсылкой к этому исследованию в агентстве Bloomberg считают, что причиной роста станет повышение спроса на автомобили на метанольных топливных элементах[3]. Потребителей по всему миру пересаживаются на авто, использующие экологичные двигатели с низким уровнем выбросов, и это глобальный тренд.

Есть еще одна важная особенность: благодаря производству метанола, снизится зависимость российской экономики от нефти. Для развития экономики страны – это важный шаг вперёд. Метанол — продукт переработки. Это уже не сырье, которое отправляем за границу, а стабильное производство, а значит налоги, рабочие места и уход от нефтяной зависимости. Курс на метанол позволит уже сегодня «смягчить удар» нефтяных кризисов для экономики и постепенно уйти от экспорта сырья.




Ну что мы, без метанола не обойдёмся?


Для производства смол, лаков, эмалей и смазочных масел, пенопласта, пластмассы и резины необходим формальдегид, который производят с помощью метанола.

Из метанола так же делают сырьё для деревообработки и производства мебели – карбамидоформальдегидный концентрат. Он необходим для производства Фанеры и ДСП.

Чтобы бетон и цемент зимой замерзали медленней, также нужен метанол, с его помощью производят специальную присадку – формиат натрия. Незамерзающие свойства используют также в противогололедных реагентах и в средствах против коррозии. 

Уксусную кислоту также синтезируют из метанола. А с её помощью производят краски, клей и растворитель. Она также незаменима при производстве лекарств и в пищевой промышленности. 

Без метанола не синтезировать протеин (белково-витаминный концентрат), и формалин, который используют как антисептик и как консервант. 

Создатели дезодорантов, лаков для волос и другой косметики используют в производстве диметиловый эфир, а его не получить без метанола. 

Производство уротропина так же основано на метаноле. Это знакомые всем таблетки для розжига - сухое горючее. Используется метанол и для производства минеральных удобрений. Так что сельское хозяйство тоже вряд ли сможет обойтись без него. 

Так что «обойтись без метанола» – значит обойтись без производства всей этой продукции в нашей стране. Ответ на вопрос, согласитесь, скорее отрицательный.




А как топливо насколько метанол опасен?

Метанол имеет немного меньшую плотность энергии, чем бензин или дизельное топливо. Из-за этого он менее опасен, чем бензин. Для сравнения: в гонке Indianapolis 500 гоночные автомобили традиционно ездили на бензине, и при заправке нередко происходили взрывы. И они были довольно разрушительными. После того, как перешли на метанол, частота взрывов сократилась, и он уже не имели такой силы, как при использовании бензина. 

Инженер Роланд Гумперт[4], автор разработки спорткара Nathaliе, который получает энергию за счёт метанольного топливного элемента, рассказывает: «В Америке подсчитали, что в то время как в 100 гоночных авариях с разорванным бензобаком погибнет 97 водителей, а в авариях с поврежденным метанольным баком погибнет три-четыре водителя. Таким образом, метанол значительно менее опасен, чем бензин».

Не менее важный фактор – экологическая безопасность. Метанол очень быстро разлагается, не нанося вреда почве. В атмосферу попадают только воздух и углекислый газ. 




Не может быть, чтобы метанол был лучше, чем традиционное топливо!

Одними из первых оценили превосходство метанола судовладельцы. Паром Stena Germanica, двигатель которого работает на метаноле, соединяет немецкий город Киль и шведский Гетеборг. У компании Waterfront Shipping Company Ltd, мирового лидера по использованию метанола в качестве морского топлива, ещё в 2016 появилось семь судов, работающих на нём. К 2023 году компания планирует 60 % флота заменить судами с двухтопливными двигателями.  

Во время VI Восточного экономического форума прошедшего в 2021 году, Минвостокразвития России, ВТБ, корпорация ВЭБ.РФ и группа компаний ЕСН подписали Соглашение о намерениях по созданию судов, работающих на метаноле, на верфях России.

Президент программы «Арктический диалог» Московской школы управления «Сколково» Никита Доброславский[5] на форуме «Председательство России в Арктическом совете – экологическая повестка для России и мира», организованном ТАСС в Москве отметил, что не только перспективные требования, но и уже действующие регламенты по качеству топлива вынуждают судовладельцев к переходу на альтернативные виды топлива, среди которых одним из перспективных является метанол, который будет преобладать на рынке вместе с СПГ и водородом. Разные компании делают разнящиеся в деталях прогнозы (предполагаемая доля метанола на рынке колеблется от 6% до 20%), однако все они сходятся в преобладании альтернативных видов, которые вытеснят традиционные мазут и другие.

«Несмотря на то, что переход на новые виды топлива сопряжен с финансовыми затратами, судовладельцы вынуждены идти на это, иначе в 2030 году мы рискуем остаться без флота», - считает эксперт.

Мировые корпорации работают над созданием двигателей и генераторов, которые смогут работать на метаноле, ведь стоимость этого топлива конкурентоспособна, а производить его можно с минимальным воздействием на окружающую среду.

Метанол выигрывает у традиционного топлива сразу по нескольким направлениям:
– в выхлопе двигателя, работающего на метаноле нет серы и практически отсутствуют токсичные вещества;
– метанол сгорает, не оставляя в атмосфере вредных выхлопов;
– метанол быстро теряет токсичность и полностью смешивается с водой, рассеивается в воздухе и не оставляет опасных пленок;
– двигатель, работающий на метаноле, служит в несколько раз дольше того, что работает на обычном топливе, а мощность повышается на 20%

В сентябре 2020 года компания Element 1 Corp, ведущий разработчик технологии производства водорода, в сотрудничестве с Co-Win Hydrogen Power объявила о проведении дорожных испытаний первого в мире топливного элемента средней мощности. Запатентованный генератор водорода серии M на основе метанола компании e1 был встроен в грузовик средней грузоподъемности на топливных элементах, произведенный одной из крупнейших в мире компаний-производителей грузовиков.

 «Внедряемая технология производства водорода уникальна и меняет правила игры для экологически чистого транспорта, – говорит Дэйв Эдлунд[6], – генеральный директор e1. Во всем мире выбросы твердых частиц от двигателей внутреннего сгорания, работающих на ископаемом топливе, ежегодно вызывают миллионы преждевременных смертей. Эти опасные выбросы не производятся транспортными средствами, работающими на топливных элементах, поскольку единственным выбросом является водяной пар. Серия M не производит твердых частиц при производстве водорода, а при использовании метанола, полученного из потоков отработанных газов, таких как свалочный газ или биогаз, решение e1 для производства водорода является углеродно-нейтральным».

 

 



https://www.methanol.org/wp-content/uploads/2020/03/Safe-Handling-Manual_5th-Edition_Final.pdf - «Руководство по безопасному обращению с метанолом, 5-е издание», издатель – «Институт метанола» (MI) – международная торговая ассоциация производителей метанола, представляющая ведущих мировых производителей метанола, дистрибьюторов и технологических компаний.


 Research Dive — исследовательская и консальтингова фирма, базирующаяся в Пуне, Индия, предоставляющая аналитические услуги, которые основаны исключительно на ее эксклюзивной модели данных, выстроенной на методологии исследования которая гарантирует всесторонний и точный анализ.


https://www.bloomberg.com/press-releases/2021-10-14/global-methanol-market-anticipated-to-garner-a-revenue-of-39-283-4-million-at-a-cagr-of-6-4-during-the-forecast-period-2021


https://www.auto-motor-und-sport.de/tech-zukunft/alternative-antriebe/nathalie-erfinder-roland-gumpert-interview-2020/


https://www.youtube.com/watch?v=gXoFuF5l_aU


 https://energyindustryreview.com/analysis/fighting-against-air-pollution-methanol-fuel-cells-to-provide-higher-efficiency/



21 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика