Эксперт EastRussia о проблемах привлечения туристов в регионы ДФО
Принято считать, что ключевой проблемой для развития туризма на Дальнем Востоке является нехватка инфраструктуры, однако многие туристические объекты находятся в крупных городах, уже имеющих вполне приемлемые аэропорты и современные гостиницы. Но даже они не ощущают огромного наплыва туристов.
Теоретически, за бюджетные деньги можно построить дороги и подвести сети и к другим потенциально привлекательным дестинациям. Но будет ли этого достаточно для кратного увеличения туристического потока? Скорее всего, нет.
Основная проблема в том, что из-за большой удаленности Дальнего Востока турист вряд ли отправится туда ради какого-то одиночного объекта, какая бы хорошая инфраструктура не была создана. А местного населения слишком мало для формирования значительного турпотока. Поэтому дальневосточные дестинации должны быть интересны, как минимум, для недельного пребывания. Но как с этим аспектом дело обстоит сейчас?
Наиболее очевидные объекты для многодневного пребывания – это горнолыжные комплексы и бальнеологические курорты. Но почти все дальневосточные горнолыжные центры имеют относительно мало трасс, а отдых в санаториях — слишком скучен. При этом современный массовый турист требует гораздо большего разнообразия. Поэтому издалека ради горнолыжного туризма на Дальний Восток прилетает, в основном, узкая прослойка любителей фрирайда, а для оздоровительных целей — довольно специфические и малочисленные категории больных. Причем это редко происходит в семейном формате, который в настоящее время наиболее интересен для туристической отрасли.
Также не очень готовы для приема массового туриста природные объекты. И здесь предложение для туриста чаще всего ограничивается однодневным осмотром.
Но даже если какая-то территория (например, региональная столица и ее окрестности) имеет значительное число различных дестинаций и вариантов отдыха, то это не является комплексным продуктом. Часто бывает, что туристу сложно разобраться с перемещением между объектами, которые не связаны понятными, удобными и недорогими логистическими схемами. Кроме того, подобный набор объектов и услуг редко пиарится в федеральном и международном масштабе в качества комплексного продукта, обеспечивающего разнообразный отдых в течение нескольких дней пребывания. Чаще всего знания удаленных потенциальных туристов о такой территории ограничиваются одной-двумя наиболее раскрученными дестинациями.
В этом смысле очень характерным является поведение людей, приезжающих на Дальний Восток с деловыми целями. В принципе, таких туристов там бывает не так уж и мало. Но лишь очень небольшая часть их них после командировки снова приезжает в соответствующий регион с семьей для проведения отпуска и т. д. А ведь такое краткосрочное пребывание должно создавать у приезжих позитивное впечатление о регионе, вызывать желание самостоятельно в спокойной обстановке посмотреть достопримечательности, отдохнуть на курортах. Но сейчас подавляющее большинство деловых туристов на Дальнем Востоке считает, что все самое интересное они уже успели осмотреть «на бегу», поэтому нет смысла так далеко ехать еще раз за собственные деньги. И таким образом проваливается один из важнейших потенциальных каналов продвижения местного турпродукта.
Поэтому ключевой задачей для развития туристической отрасли Дальнего Востока является формирование крупных кластеров. Причем это не должен быть формальный процесс, когда беспорядочный набор существующих объектов, турфирм, образовательных организаций и государственных структур просто называется модным словом «кластер» и принимается довольно абстрактная программа по его развитию.
Серьезный подход подразумевает, помимо резкой активизации маркетинга, и масштабное капитальное строительство. Причем не только инфраструктуры, но и непосредственно туристических объектов: мест размещения, новых горнолыжных трасс, развлекательных и этнографических комплексов, современных интерактивных музеев. Во многих случаях важны бывают закупки малых воздушных судов, небольших круизных лайнеров, комфортабельных автобусов или специальных средств передвижения.
К сожалению, очень редко на проект формирования масштабного кластера можно найти одного крупного инвестора, который закроет все вопросы. И во многих случаях после осознания этого факта у региональных властей опускаются руки. Они замирают в ожидании чуда. А на вопросы о своей пассивности они сетуют, что перспективная тема в регионе есть, но инвестор пока отсутствует. Это позволяется регулярно печатать красочные буклеты и посещать выставки, но редко приводит к реальному результату.
И в такой ситуации региональным властям надо проявить не пассивность, а оптимизм, готовность инвестировать в будущее и переговорные таланты. Желательно довести собственными силами такой комплексный проект от идеи хотя бы до детальной концепции (мастер-плана), решить земельные вопросы и достигнуть четкого понимания по инфраструктуре. В таком виде проект уже можно серьезно обсуждать с потенциальными инвесторами.
Причем важно, что разговор должен вестись не только с крупным бизнесом, но и с местными МСП. Конечно, каждый из них по отдельности не сможет решить проблему привлечения туристов в регион. Но в рамках комплексного проекта они вполне могут разобрать ключевые его составляющие и общими усилиями сформировать необходимое разнообразие объектов. При этом каждый из предпринимателей останется независимым в отношении собственности и управления бизнесом. Но их взаимодействие в рамках комплексного проекта даст мощный синергетический эффект. А не менее важным фактором при этом будет то, что регион гарантирует решение инфраструктурных вопросов. То есть инфраструктура очень значима, но вторична по отношению к содержательной части кластерного проекта.
Кстати, именно в таком в формате «конструктора из МСП» созданы и функционируют почти все крупные курорты, например, в Японии. Причем отдыхающим они представляются как единый комплекс.
И когда достаточно масштабный проект будет таким образом сформирован, то становится вполне реальным и получение серьезных федеральных средств по отраслевой программе (как минимум, сотни млн рублей). Ну а пока в этом направлении успехи дальневосточных регионов не очень велики. Если не считать недавно присоединенную Бурятию, то в рамках завершившейся в прошлом году ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.) ДФО получил менее 7% от общего финансирования. И это при огромных местных расстояниях и потребности в инфраструктуре! Причем участие в программе приняли лишь три из девяти дальневосточных регионов.
Рисунок. Дальний Восток в общих расходах федерального бюджета по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» (2011-2018 гг.)
Тем не менее, определенные позитивные процессы в описанном направлении все-таки идут. Например, в рамках ТОР «Горный воздух» на Сахалине формируется достаточно масштабный горнолыжный кластер. А развитие ТОР «Камчатка» и режим свободного порта предполагают превращение Петропавловска-Камчатского в серьезный туристический хаб, вокруг которого должны выстроиться как существующие, так и новые объекты.
Но успешный туристский кластер — это не только разнообразие профильных объектов и качественная логистика. Не менее важна и в целом городская среда базового населенного пункта. Причем это касается не только региональных столиц, но и небольших курортных центров. Туристу, приехавшему на несколько дней, хочется пройтись по красивым улицам или набережным, посидеть в современных кафе, заглянуть в магазины с привлекательными витринами. И здесь тоже имеются профильные федеральные программы, но регионы ДФО не являются лидерами по участию в них.
Таким образом, если на Дальнем Востоке будут сформированы комплексные, современные и всесезонные турпродукты с ориентацией хотя бы на недельный массовый отдых, то люди сюда потянутся. И ценовой фактор тогда уже не будет столь критичным.