"Фантомы украшают инфраструктурную отчетность"
22.08.2017 06:15
"ПортНьюс" нашло на Дальнем Востоке порты, строящиеся на бумаге
vl.ru
С прошлого Восточного экономического форума прошел целый год. К новому ВЭФ-2017 менеджеры портовых проектов готовят новые презентации, многие из которых оказываются старыми.
Аналитики информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» на протяжение многих лет наблюдают за развитием портового комплекса Дальнего Востока и отмечают его динамичное развитие. Вместе с тем, мы с сожалением констатируем, что ряд проектов не продвигаются в своей реализации. Тем не менее, из года в год эти проекты «пиарят» и представляют как действующие.
Причины для отнесения тех или иных проектов нами к разряду портовых «фантомов» бывают разные. Но наибольшую озабоченность вызывают «фантомы» с госучастием. Потому что бюджетные деньги во многих регионах ждут добросовестные частные инвесторы (по нашим наблюдениям, есть и такие).
Вот несколько «фантомов», которые, по оценке «ПортНьюс», не соответствуют заявленным темпам развития.
Строительство универсального производственно-перегрузочного терминала в морском порту Восточный должно осуществляться в рамках государственной программы развития транспортного узла «Восточный-Находка». Проектом, инвестором которого выступает группа «Сумма», будет оперировать АО «Открытый порт Находка».
Общий объем финансирования составляет 46,7 млрд руб., в том числе средства АО «Открытый порт Находка» в объеме 18,4 млрд руб., по объектам федеральной собственности - средства федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы) в объеме 28,3 млрд руб. Полный грузооборот терминала должен составить 20 млн тонн в год.
Ранее в открытых источниках заявлялось, что терминал должен заработать в 2017 году. Однако представитель ИАА «ПортНьюс» на днях посетил поселок Врангель в Приморском крае, где смог убедится, что активные строительные работы по строительству порта до сих пор не начаты. На строительной площадке не удалось увидеть бригады рабочих или тяжелую технику.
Работы по строительству объектов железнодорожного и морского транспорта в рамках проекта «Развитие транспортного узла «Восточный-Находка (Приморский край)» осуществляет компания «Стройновация» (входит в группу «Сумма»). Эта компания должна выполнить значительный комплекс работ: от рабочей документации до строительства железнодорожных путей и мостов, а также дноуглублению акватории. В 2016 – 2017 годах «Стройновация» вела судебные тяжбы с «Ространсмодернизацией», что, на наш взгляд, не способствовало ускорению проекта.
Еще один проект «Суммы» - это строительство специализированного зернового терминала в порту Зарубино. Расчетный грузооборот зернового терминала составит 10 млн тонн в год при полном развитии, первая очередь - 3,5 млн тонн в год. Строительство терминала было запланировано в период с 2018 года по 2020 год (ввод первой очереди проекта).
Общественные слушания по проекту состоялись только 18 июля 2017 года. В ходе слушаний были высказаны серьезные замечания. Например, генеральный директор ООО «Зарубинская база флота» Виктор Жуков заявил, что дноуглубительные работы, запланированные для реализации проекта строительства специализированного зернового терминала в морском порту Зарубино, могут оказать негативное воздействие на флору и фауну акватории бухты Троицы. С учетом того, что год экологии в России идет полным ходом, если к проекту прислушаются, то это также может оказать негативное влияние на сроки реализации проекта, которому еще предстоит пройти экологическую экспертизу.
Еще один «фантомный» проект, по нашей оценке, это – Суходол.
ОАО «ХК «СДС-Уголь» планирует построить угольный терминал в бухте Суходол (Приморский край) максимальной мощностью в 20 млн тонн в год. Инвестор обещает вложить в проект порядка 30 млрд руб., обеспечив доступ к портовой инфраструктуре для малых и средних угледобывающих предприятий.
Проект, о котором рассказывает инвестор на протяжение последних трех-четырех лет, включает в себя строительство терминала для экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Корею, Индию, Китай, Японию. Ввод в эксплуатацию первой очереди мощностью до 6 млн тонн в год был намечен на июль 2017 года.
В настоящее время спроектированы два причала длиной более 640 м и необходимые производственные мощности, в том числе строительство железнодорожной ветки протяжённостью почти 11 км от станции Смоляниново. Документация прошла госэкспертизу.
Началу работ препятствует запрет Минобороны, к землям которого относится данный участок. Таким образом, сроки реализации проекта могут неопределенным образом затянуться.
В порту Ванино Хабаровского края планируется построить угольный терминал компании «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). Проект связан с освоением Элегестского угольного месторождения и имел мощную PR-компанию в конце 2016-начале 2017 гг. Но и его реализация пока не начинается. Возможно, это даже на пользу инвестору, который приступит к строительству угольного терминала по окончании всех экологических скандалов и, возможно, опираясь на уже новые требования к таким объектам.
Пока причина отсутствия работ по порту кроется в необходимости строительства железной дороги к порту. В июне 2017 года в ходе Петербургского международного экономического форума между ТЭПК и РЖД было подписано соглашение о сотрудничестве в области реализации проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино». Целью проекта является обеспечение вывоза коксующегося угля с Элегестского угольного месторождения в объеме до 15 млн тонн в год. Протяженность железнодорожной магистрали составит 410 км. Сроки реализации портового проекта будут зависеть, соответственно, от строительства указанной железной дороги. Это планируется сделать за 4,5 года — с завершением в 2022 году.
На прошлой неделе на совещании в Калининграде президент России Владимир Путин подчеркнул, что в России необходимо строить специализированные терминалы, оснащенные самыми передовыми технологиями. Это касалось не только Северо-Запада страны, но и всего портового комплекса России. На наш взгляд, именно сейчас, пока некоторые порты описаны лишь на бумаге, есть возможность спланировать их будущее строительство на самом высокотехнологичном уровне, чтобы и порт работал и жители соседних городом могли дышать чистым воздухом и радоваться появлению в своем регионе рабочих мест.
Строительство специализированных балкерных терминалов, о которых говорил президент, требует наличия крупных инвестиционных средств и достаточной пропускной способности железнодорожных подходов. В настоящее время в Дальневосточном бассейне действует порядка 20 угольных терминалов и лишь три из них, по нашей оценке, можно назвать специализированными: АО «Восточный порт», ЗАО «Дальтрансуголь» и АО «Торговый порт Посьет». Увеличится ли их количество – покажет время.
И время, судя по всему, нескорое.
Надежда Малышева
Теги: