Жителям Хабаровского края рассказали о решении финансовых вопросов, связанных с недвижимостью
О тонкостях оплаты коммунальных услуг, сдачи квартиры в аренду и содержании общедомового имущества рассказали эксперты информационного портала Жилфин.рф (в рамках проекта Минфина России по финансовой грамотности) в Хабаровске. Они провели семинар, чтобы рассказать собственникам, как избежать проблем, которые могут возникнуть в процессе жизни в многоквартирном доме.
На случай аварии
Участникам рассказали, как поступать, если в доме произошла авария, и пострадало чье-то имущество, кому предъявить претензии и куда обращаться.
«Более сложные ситуации, когда аварии происходят в жилье, которое сдают в аренду, потому что, как правило, соседи не предъявляют иски к арендаторам, а подают иски к собственникам. И это логично, потому что именно на собственнике лежит бремя содержания имущества. Но он может переложить ответственность на арендатора», – объяснила Лолла Кириллова.
По ее словам, в таких случаях важно выяснить из-за чего произошла эта авария – из-за неверной эксплуатации имущества арендаторами или из-за плохого состояния этого имущества. Если квартиросъемщик повредил чужое имущество, то с него можно истребовать возмещение оплаченных расходов. Однако если авария произошла из-за износа коммуникаций, то отвечать за это придется только собственнику.
Эксперт советует обязательно вызывать представителей управления в доме, когда происходит коммунальная авария, а также привлечь специалистов, которые установят ее причину: износ коммуникаций, их неправильная установка или эксплуатация.
«Например, если оборудование в доме меняли с помощью подрядной организации или организацией, с которой были договорные отношения и у жильца есть документы на замену техники, то он в этом случае более-менее защищен, потому что в дальнейшем сможет возложить ответственность на подрядчика и заставить его компенсировать потери. Как правило, суды встают на защиту таких лиц», – рассказала Лолла Кириллова.
В борьбе за технику
Проблематичными становятся и ситуации, когда в арендованном жилье ломается техника. В таком случае важно знать, что квартиросъемщик не несет ответственности за поломку, если она произошла по независящим от него причинам. Однако при этом важно получить экспертное заключение по факту поломки.
«Всегда, когда жилье сдается в аренду, необходимо описывать имущество, передаваемое жильцу. При пропаже указанных в акте приема-передачи вещей, их оплачивает арендатор. Также собственник может возложить на арендатора ответственность за гибель вещей, не указанных в акте, тогда этот документ можно предъявить как доказательство того, что это вазы или телевизора вообще не было», – отметила эксперт.
Общее имущество
Рассказали участникам встречи и об управлении общим имуществом многоквартирных домов. Например, как быть, если в домах, построенных до 1990 года, часть нежилых помещений забрала администрация города и получает от этого прибыль, сдавая в аренду. По словам экспертов, в прошлом году Верховный суд поставил точку в таких спорах, признав, что такое имущество нельзя передавать городским властям, поскольку оно является общедомовым. Свое согласие на передачу таких помещений должны были дать собственники, поскольку прибыль могли получать они, а не муниципалитет.
Общедомовым имуществом в многоквартирном доме являются лестничные площадки и пролеты, сами лестницы, колясочные, лифтовые, чердачные помещения, технические этажи, электрощитовые, придомовая территория. Это имущество может приносить жителям дома доход, например, можно сдавать парковочные места в аренду. Также эксперты посоветовали экономно относиться к ресурсам дома, чтобы не тратить много на его содержание.
«Например, можно установить энергосберегающие лампочки, и вкладываться в ремонт коммунальных систем. Потому что из-за протечки собственники потратят больше, чем при нормальном состоянии коммуникаций», – отметила Ольга Аринцева.
Эксперт также посоветовала управлять рисками финансового характера, которые возникают, например, при ежемесячно плате по договору на работы, которые проводятся постоянно и, как правило, незаметно для жителей. Ольга Аринцева рекомендовала участвовать в определении состава и цены работ, либо самим отвечать за организацию содержания дома, путем создания ТСЖ, либо переходить на непосредственное управление, если в доме до 30 квартир включительно.
«Непосредственное управление – это когда собственники сами, не привлекая никого, обеспечивают управление своим домом. Это касается содержания коммунальных услуг и их управления. Но это сложно, для этого нужна управленческая квалификация», – объяснила Ольга Аринцева.
Ксения Мурзина