Ситуацию с грузовыми пунктами пропуска на Дальнем Востоке обсудили на Дальневосточном экспортном форуме.
Доставка своего товара заграницу имеет для экспортера высочайший приоритет. Крупные компании, которые реализуют свой продукт «пароходами и жд составами», или выстраивают собственные логистические цепочки, или пользуются услугами посредников. Какие возможности есть на Дальнем Востоке у малого и среднего бизнеса? Об этом говорили на круглом столе «Транспортно-логистический вектор Востока России» Дальневосточного экспортного форума. Центральной темой стали не столько вопросы выбора способа доставки, сколько ситуация с пунктами пропуска на участке госграницы с Китаем в Хабаровском крае.
Поиск оптимального по времени и затратам маршрута для экспортера это непрекращающийся процесс. Сейчас, когда пандемия привела к логистическому кризису планетарного масштаба, сложность задачи повышается кратно. Казалось бы – где весь мир, и где Хабаровский край? Однако в поисках если не магистрального пути, то хотя бы тропинки, перевозчики грузов используют даже самые неочевидные транспортные «ручейки».
Всего в ведении Хабаровского филиала Росгранстроя – 23 пункта пропуска, из них девять – в Хабаровском крае. Основной экспортный поток идет через порты Ванино, Советской Гавани, Де-Кастри, это, главным образом, уголь и нефтепродукты. Востребованность переправки контейнеров через границу оказалась настолько велика, что в сентябре 21-го - после десятилетней паузы! - Ванинский морской торговый порт возобновил их прием и обработку.
Одним из примеров «ПЕРЕгрузки» стал Хабаровский речной порт – в этом году здесь началась перевалка контейнеров из Китая. Их доставляют баржами по Амуру и перегружают на железную дорогу. Однако к аппетиту китайских грузоотправителей в Хабаровске оказались не готовы.
Фото: Heilongjiang Shipping Group Co Ltd
«Баржам приходится подолгу стоять на рейде, никто их принять не может, - рассказал Павел Шашков, директор Хабаровского филиала ФГКУ «Росгранстрой», - порт перегружен. Возникали в силу разных причин трудности с пересечением грузов китайско-российской границы, груз накопился, и сейчас перевозчики пишут письма китайским партнерам, сообщают им, что больше не смогут обрабатывать грузы в этом году, а должны на данный момент прийти еще пять барж. При этом простаивает практически пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, но вот всем почему-то приглянулся Хабаровск».
В то же время, что Хабаровский речной порт «захлебывается», парадоксальная ситуация сложилась в грузопассажирском пункте пропуска Покровка - Жаохэ, который находится в 250 километрах от Хабаровска. С марта 2020 года грузы через него не проходят, потому что там нет хозяйствующего субъекта и некому грузы обрабатывать.
Фото: пресс-служба Правительства Хабаровского края
«Таможня, погранконтроль – все находятся на рабочих местах и готовы осуществлять свою деятельность, - сообщил Павел Шашков, - однако нет заинтересованных организаций, которые бы взялись за перевалку груза. Ситуация такая, что даже если сейчас придет водой груз – его некому снять с баржи попросту. Кроме того там отсутствует элементарная площадка для хранения».
Круглый стол «Транспортно-логистический вектор Востока России» Дальневосточного экспортного форума
Ответственность за сложившуюся ситуацию во многом несут региональные власти, считает Никита Михалев - руководитель компании, экспортирующей картон, в прошлом возглавлявший Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей. «Мы («Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей» – прим. Ред.) еще в 2018 году прогнозировали взрывной рост экспорта. Сработало много факторов – и многочисленные программы по поддержке экспортеров, заработавшие после поручения Президента, и девальвация рубля, и снижение спроса на внутреннем рынке – все это подтолкнуло предпринимателей к тому, чтобы выйти на внешние рынки, - рассказал Никита Михалев EastRussia, - и мы предупреждали, что имеющейся на Дальнем Востоке инфраструктуры и портовой, и пограничных переходов – ее не хватит, чтобы обеспечить потребности бизнеса. С чем мы, собственно и столкнулись. И сейчас наблюдая все это, особенно, когда слышишь от представителей краевых властей, от глобальных перевозчиков, что они не ожидали этого, то просто испытываешь шок. Как вы не ожидали, когда, как минимум пять лет подталкивали бизнес к тому, чтобы наращивать экспорт?»
Во время выступлений на круглом столе, и в кулуарных беседах неизменно подчеркивалось, что пандемия оказала сложно предсказуемое и масштабное воздействие на всю экспортную логистику. Это коснулось и глобального транспортного рынка, и локальных перевозок. Жесткий санитарный контроль – особенно на границе с Китаем – то и дело приводил к остановке или резкому замедлению работы автомобильных пунктов пропуска. Вот и сейчас – по состоянию на 1 ноября 2021 года на погранпереходах с КНР проезда ожидают порядка 1500 фур. Большая часть в Забайкалье – почти тысяча большегрузов стоит в пробке на въезде в самый крупный международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) с КНР Забайкальск – Маньчжурия.
Фото: пресс-служба Упрдор «Забайкалье»
В Приморье в районе перехода «Пограничный» скопилось примерно 300 грузовиков. Визит именно на этот пункт пропуска в июне этого года вызвал крайне негативную реакцию полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева. Он узнал, что строительство перехода началось в 2013-м, однако из-за недобросовестности подрядчиков работы на объекте были приостановлены на 10-ти процентной степени готовности. Возобновятся работы после корректировки проектно-сметной документации в следующем году. Сдать погранпереход в эксплуатацию планируется в 2023 году. Выступая на совещании по вопросу функционирования и развития международных пунктов пропуска через государственную границу РФ на территории Приморского края, Юрий Трутнев тогда отметил: «На пунктах пропуска стоит многокилометровая очередь. Такого происходить не должно. Все это показывает отношение ответственных лиц к людям. И чиновники, которые такое допускают, должны за это ответить».
осмотр инфраструктуры погранперехода «Пограничный», 1 июня 2021 г.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Мы говорим о конкурентности страны на мировом рынке, о развитии Дальнего Востока. В дальневосточные регионы мы привлекаем бизнес, создаем новые инвестиционные проекты для того, чтобы люди потом могли продать свою продукцию, в том числе за рубеж. А грузы простаивают, поставки срываются» – подчеркнул полпред.
Из-за простоев сроки доставки грузов из Китая автотранспортом выросли в среднем на 30–40 дней, а один день простоя большегруза стоит в среднем от 25 000 до 40 000 руб. из-за дополнительных расходов на оплату труда водителя, его проживание и питание, размещение груза на складе временного хранения (СВХ).
Впрочем, нынешняя ситуация на пунктах перехода – необязательно системная вещь. Пока не вводились антиковидные ограничения, масштабные заторы на границе возникали нечасто. Да и собственно глобальных жалоб экспортеров на трудности с транспортировкой своей продукции за рубеж в Центр поддержки экспорта Хабаровского края не поступали, рассказала его директор Анастасия Молокова. «Показатели экспорта Хабаровского края не снижаются, - сообщила она, - он остается на уровне 2020 года – 1,8 млрд $, все кто ранее экспортировал зарубеж, они и продолжают это делать. Да, сейчас грузы идут медленнее, но в целом экспорт остается на прежнем уровне. Но все больше компаний сейчас смотрит в сторону внешнего рынка, мы ожидаем значительного роста и новые логистические возможности, пограничные переходы будут крайне востребованы».
Мост Благовещенск - Хэйхэ
фото: пресс-служба правительства Амурской области
Движение в этом направлении есть – в ноябре стартует грузовое сообщение по трансграничному мосту через Амур в Благовещенске (Амурская область). Трансграничный грузооборот по мосту, связывающему столицу Приамурья и город Хэйхэ (КНР), позволит сформировать в Приамурье логистический хаб, использование которого сократит транспортировку грузов в европейскую часть России на 1,5 тыс. км. Об этом сообщил заместитель директора департамента развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Кирилл Затравин в ходе парламентских слушаний: «О построении опорной транспортной сети Российской Федерации, интегрированной в международную систему трансграничных перевозок» в Совфеде. «В настоящий момент уже получена нота китайских коллег о том, что они готовы к открытию. Аналогичную ноту готовит Министерство транспорта и МИД и планируется, что открытие грузового сообщения будет произведено уже в ноябре месяце», - сказал он.
Весной следующего года в Еврейской автономии ожидается открытие первого трансграничного железнодорожного моста между Россией и КНР. Соглашение о строительстве мостового перехода «Нижнеленинское - Тунцзян» было подписано в 2013 году, работы начались в 2016-м. А вот появление долгожданного автомобильного пункта пропуска на острове Большой Уссурийский близ Хабаровска опять откладывается по причинам природного характера.
«В 2013-м, 2020-м и в текущем году мы столкнулись с высоким уровнем воды, - доложил Павел Шашков, директор Хабаровского филиала ФГКУ «Росгранстрой», - гидрологическая ситуация на реке поменялась, и те места, которые были определены под строительства пункта пропуска периодически подтапливаются, поэтому необходимо проработать вопрос по гидрозащитным мероприятиям».
Изображение: Хабаровский филиал ФГКУ «Росгранстрой»
Земельный участок для пункта пропуска на острове Большой Уссурийский уже поставлен кадастровый учет, его точные координаты согласованы с КНР и любые изменения выльются в сложно предсказуемые сроки. Поэтому сейчас вносятся изменения в уже готовое технико-экономическое обоснование грузопассажирского пункта пропуска. «Мы – Агентство привлечения инвестиций и развития инвестиций Хабаровского края – являемся руководителем и оператором именно данного этапа, - рассказал EastRussia Андрей Дымченко, директор АПИРИ, – уже третий раз возникает необходимость доработки этого обоснования. Изначально оно готовилось только под грузовой переход, затем под грузо-пассажирский. Изменения гидрологического характера не позволяют идти по ранее намеченному плану, поэтому была оперативно поставлена задача спроектировать новое обоснование до февраля 2022 года».
Проблемы с доставкой своей продукции могут отбить у малого и среднего бизнеса интерес к экспорту в Поднебесную. На фоне дорожающих контейнерных перевозок и высоких жд тарифов новые автомобильные переходы на границе с Китаем не только снизят напряженность и уберут заторы, но и дадут предпринимателям свободу маневра. Сейчас доставить груз в КНР большегрузом можно всего через пять пунктов пропуска, тогда как на границе, скажем, с Финляндией их шесть, при том, что протяженность границы с Финляндией втрое меньше, чем с КНР.
Алексей Збарский