И пожар потушить, и поле вспахать: изобретатель из Якутии – резидент ГАУ Технопарк «Якутия» и фонда «Сколково» Сергей Леонтьев помогает решать глобальные проблемы региона
Якутский инженер сконструировал приспособление для тушения лесных пожаров с помощью земли. Грунтомет ГР-20 крепится на трактор, Урал или Камаз, и может использоваться также для рекультивации земли и при дорожных работах для снятия асфальтового слоя.
Инженер-буровик, основатель компании «Буровые технологии» Сергей Леонтьев вырос в Якутии и хорошо знает геологические, климатические и географические особенности региона. Эти знания лежат в основе всех его изобретений. Еще в институте он конструировал различные виды вездеходной и строительной техники. Высшее образование по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» и работ в лаборатории физики мерзлых пород ТИ (Ф)СВФУ помогли практикой проверить фундаментальные знания в области буровых и горно-геологических наук.
На производстве прошел путь от помбура до начальника участка в геологоразведочных предприятиях юга Якутии. С 2005 года – директор производственного предприятия ООО «Сахабурстрой», в дальнейшем реорганизованного в МИП «Буровые Технологии». Разработал ряд специализированных буровых установок и инструментов, отвечающих сложным геологическим условиям при разведке россыпных месторождений, для бурения технологических скважин в крепких горных породах.
«Мне часто приходится работать с бригадой в полевых условиях, ведь каждый участок работ индивидуален, как и подход, и тактика, что приводит к изменению не только режимов бурения, но и к усовершенствованию бурового инструмента и конструктивных особенностей буровых установок. Но пока сам не поработаешь, не полазаешь по непроходимым местам, не почувствуешь технологию бурения – не сможешь ее усовершенствовать».
Разработкой эффективных методов тушения лесных пожаров занимаются передовые научно-технические центры и частные компании ведущих стран мира. Но дороговизна, сложности с обслуживанием оборудования, возникшие трудности с поставкой запасных частей – очевидные минусы импортных технологий. Команда ООО «Буровые Технологии» под руководством Сергея Леонтьева разработала навесное оборудование Грунтомет ГР-20 для тушения лесных пожаров в условиях мелколесья, кустарника, отсутствия воды.
«Оборудование взрыхляет верхний слой породы, дерна до глубины 20 – 30 сантиметров, тем самым копая противопожарный ров, с помощью собственного разработанного ротоватора и в следствие кинетического удара лопастного механизма, выбрасывает измельченную породу в сторону возгорания на расстояние до 40 метров, тем самым локализуя очаг возгорания при выбросе грунта до 14 кубов в минуту и скорости движения транспортного средства до двух км в час – это очень высокая производительность. Рота солдат должна копать, чтобы так справиться. Сложности были в том, чтобы создать оригинальный разрушающий механизм, отличный от запатентованных заводами. У нас получилось».
Оборудование крепится спереди транспортного средства на трелевочный трактор ТТ-4, АМ УРАЛ, КамАЗ, и т.д. по желанию заказчика, согласно техническим требованиям оборудования. Разработка должна быть интересна авиалесоохране, лесничествам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям дорожного строительства.
По словам Сергея Леонтьева, в настоящее время решается вопрос финансирования создания грунтомета – предложения есть. Стоимость прототипа навесного оборудования составляет около пяти млн рублей. При массовом производстве стоимость для потребителя значительно снизится. Трактор или другая техника, куда крепится агрегат, в стоимость не входят.
«Как правило, создание прототипов машин обходится вдвое дороже, чем при массовом производстве. Учитывая стоимость зарубежных аналогов, наше оборудование будет стоить в два раза дешевле, при более высокой производительности и ремонтопригодности, что даст неплохой толчок к импортозамещению в наше непростое время».
В копилке изобретений Сергея Леонтьева несколько буровых – в 2005 году собрал установку для строительства линий электропередач – БСУ-320 на базе колесного трактора Т-150. Первую установку собирал как паззл из подручных материалов, многие детали покупал на вторичном рынке. В настоящее время также идет работа над СГБУ-500 – среднегабаритной буровой установкой и МГБУ-400 (малая буровая установка) – уже на базе завода в Татарстане. В начале следующего года планируется завершение работы над первым образцом, после чего начнутся испытания, потом – серийный выпуск.
Проблемой, по мнению Сергея Леонтьева, может стать настороженное отношение ко всему новому: люди опасаются покупать неизвестные, непроверенные временем агрегаты, предпочитая более дорогое оборудование, но уже зарекомендовавшее себя на рынке. Однако интересанты есть и у него – в основном, частные золотодобывающие компании, занимающиеся разработкой россыпных месторождений, заявляют о готовности приобрести буровые установки.
«В текущей ситуации долгосрочные проекты почти не рассматриваются, все хотят быстрые решения, потому что непонятно, что будет завтра. Не хотят люди рисковать, вкладываться в разработку новых, неизученных прототипов частные инвесторы не любят».
Основное финансирование проектов Леонтьева в настоящее время идет от фонда «Сколково» – деньги направляют на прототипирование, создание проектной документации. Компания подала заявку на грант в фонд Бортника и венчурную компанию «Якутия», вкладывает и собственные средства. В привлечении инвестиций учувствует ГАУ Технопарк «Якутия». Особое содействие оказывает фонд развития инноваций и министерство инноваций республики Саха Якутия. Многие проблемы с финансированием могли бы решить крупные заводы по производству техники, но для изобретателя это значит – потерять имя.
«Есть предложения с заводов – хотят, чтобы я у них работал, но тогда авторские права на эту технику будут принадлежать им, я тут буду выступать просто конструктором, но мне это неинтересно – я воспитанник Технопарка “Якутия”, республика мне помогала, меня обучали, и я отдаю им должное – своими разработками, проектами, новаторством».
Среди перспективных разработок Сергея Леонтьева есть ряд вездеходов на пневматическом ходу, предназначенных для изучения арктических, тундровых зон, с уникальными трансмиссионными подвесками, улучшающими вездеходные качества в разы по сравнению с существующими аналогами. А применение альтернативных источников энергии (солнца и ветра), которых в этих зонах в избытке, принесет значительную экономию энергоресурсов.
Юлия Бородина