Поделиться
Губернаторы: перезагрузка и апгрейд
Поделиться

Президент РФ задал параметры подготовки губернаторов на площадке РАНХиГС

Сентябрь и начало октября были ознаменованы кадровыми перестановками в структурах региональной власти. Губернаторский корпус обновился почти на четверть. На выборах глав регионов победили 14 кандидатов, поддержанных федеральным центром. Откровенно слабые или скомпрометировавшие себя руководители вынуждены были уйти в отставку. Вполне объяснимо, что некоторые эксперты и СМИ поспешили связать череду губернаторских отставок и назначений с неофициальным стартом предвыборной кампании президента РФ Владимира Путина. Однако речь идет о намного более глубоких и важных переменах, рассчитанных отнюдь не на полгода-год. В момент, когда разворачивается предвыборная кампания главы государства, именно губернаторы становятся для него главной опорой «на земле» - в российских регионах. Но гораздо важнее оказывается профессионализм и компетентность руководителей субъектов Федерации, когда президент уже избран и приступает к работе. Ни одна масштабная реформа без участия губернаторов невозможна – это главные проводники курса лидера страны и назначенного им правительства. Степень их ответственности переоценить трудно. Поэтому осенние кадровые перестановки-2017 вполне можно считать точкой отсчета, первым этапом масштабной реформы, под условным и неофициальным названием «Новые губернаторы для новой России».

ranepa.ru
УМ, ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ

Механической рокировки, замены одних властных персон на других для решения такой задачи будет явно мало. В настоящее время Москва пытается разработать, задать и проверить «в деле» новый эталон регионального лидера, способного работать эффективно даже в самых сложных обстоятельствах. Судя по тому, кто победил на выборах или занимает сейчас посты врио губернаторов, востребована прежде всего когорта людей молодых, но уже получивших достаточно большой управленческий опыт, ответственных и способных самостоятельно принимать решения. Это лидеры, которые обладают «государственным», а не узкорегиональным мышлением, тонко чувствуют реалии сегодняшнего дня и идут в фарватере стратегического развития страны, программу которого выдвигает федеральный центр.

Что еще требуется от губернатора нового образца? Он должен умело использовать так называемый ресурсный инструментарий – то есть работать с инвесторами, участвовать в разработке и осуществлении и федеральных целевых программ и проектов, генерировать идеи и эффективно взаимодействовать с различными федеральными структурами. Это, если коротко, хозяйственник-технократ, с хорошим уровнем образования, ориентированный на инновации во всех сферах своей деятельности, но достаточно консервативный, чтобы не увлекаться оторванными от жизни идеями.

СМИ (в частности, газета «Ведомости») уже цитировали кремлевских кураторов кадровой политики, которые дали понять: кандидатов на посты глав регионов будут выбирать прежде всего по меритократическим критериям (меритократия – власть достойнейших). По мнению политолога Алексея Титкова, сегодня именно такой критерий становится важнейшим – хотя, безусловно, лояльность Центру по-прежнему значит очень много.

Кстати, на примере Дальневосточного федерального округа можно заключить: новым критериям сейчас соответствуют почти все главы регионов, где началась реализация масштабных инвестиционных проектов – как федеральных, так и международного уровня. Не случайно президент РФ Владимир Путин на прошедшем недавно Восточном экономическом форуме публично выразил таким губернаторам свое доверие и предоставил им 3-летний карт-бланш. Предполагается, что именно за этот срок дальневосточные территории смогут подняться в верхние строки общегосударственного рейтинга инвестиционной привлекательности.
 
ВАРЯГИ И ОГРЕХИ

Кадры решают многое, но сами по себе они не придут. Будущих управленцев высшего звена тоже надо выдвигать из некоего резерва, обучать и поддерживать. Поэтому после «смены лиц и декораций» следующим необходимым этапом масштабной реформы губернаторского корпуса становится выбор оптимальной площадки для массированной профессиональной  подготовки и переподготовки региональных лидеров  в соответствии с новыми требованиями. Пока – и это ни для кого не секрет – вновь избранные осенью 2017 г. губернаторы в большинстве своем были «варягами», которых собирали по всей стране и тем самым невольно «обескровили» федеральные министерства и ведомства. Да, отправив в регионы лучшие кадры, глава государства продемонстрировал, что региональное направление вышло сейчас в число приоритетов политики Центра. 

Но невозможно решать столь масштабные задачи силами одних только ставленников Москвы. Таким лидерам всегда будет сложно собрать себе в сжатые сроки дееспособные команды, глубоко вникнуть в местные проблемы и не войти в клинч с местными элитами. Подобные случаи мы уже наблюдали не раз буквально по всей стране. Так, например, экс-глава Нижегородской области и бывший зам Юрия Лужкова Валерий Шанцев постоянно конфликтовал с местными элитами Поволжья, от чего инвестиционный и деловой климат в стратегически важном регионе был далек от идеального. Масла в огонь добавляло окружение губернатора – например, скандальная поездка пресс-секретаря Шанцева за счет бюджета на конкурс красоты, о чем упоминал даже Первый канал ТВ. Так и не удалось стать своим для Красноярского края теперь уже бывшему губернатору Виктору Толоконскому (до этого назначения он возглавлял Новосибирскую область). В Приморье «варяг» Владимир Миклушевский оказался вовлечен в серьезные межэлитные конфликты, что привело к практически полной потере губернаторского контроля над ситуацией в регионе.
 
СВОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
 
Учитывая, что губернатор должен приходить в регион всерьез и надолго и ни в коем случае не повторять ошибки «временщиков»-назначенцев, Администрация президента РФ приняла решение уделить особое внимание подготовке будущих руководителей для субъектов Федерации на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Это учебное заведение имеет наиболее значимый опыт в подготовке подобных кадров, обладает мощным научным потенциалом и практическими возможностями. Особенно важно то, что обучение идет не только в Москве, но и максимально приближено к месту будущей работы «эффективных менеджеров» регионального уровня. Вскоре подобный образовательный модуль будет запущен и на Дальнем Востоке на базе Дальневосточного института Управления – на сегодня это единственный филиал РАНХиГС в ДФО (к которому относятся, напомним, 9 субъектов Федерации).

В общей сложности обучение в РАНХиГС пройдут 162 кандидата в губернаторы из всех 85 регионов страны. На Дальнем Востоке к концу 2018 года должны будут завершить подобный курс управленческих и экономических наук около 20 человек. Именно на этот кадровый резерв Москва делает сейчас основную ставку. К разработке масштабного проекта подключились, помимо РАНХиГС, такие образовательные структуры, как Корпоративный университет Сбербанка, Школа управления «Сколково» и НИУ «Высшая школа экономики». Все они имеют давний и разносторонний опыт подготовки руководящих кадров для всех институтов российского государства, целых отраслей экономики, крупнейших бизнес-структур.

По всей видимости, после осенних назначений и отставок массовой ротации губернаторского состава ожидать не стоит. Реформа кадрового корпуса российских регионов нацелена не на бесконечные перестановки в правящей элите, а на создание собственного кадрового резерва в каждом из субъектов РФ. Резерва, который будет в любой момент готов приступить к решению сложных задач и успешно справиться с ними.
Вячеслав Кушнарев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов