Внутрирегиональные полеты станут проще и доступнее. Новые правила снимают с малой авиации избыточную нагрузку и уменьшают требования к авиакомпаниям.
1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.
Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Якутии
- Иван Владимирович, как новые авиационные правила повлияют на развитие малой авиации?
- Настоящий нормативно-правой акт создан совместными усилиями департамента по государственной политике Минтранса РФ и авиационной общественности России. Новым приказом министра транспорта устранены избыточные требования к работе авиакомпаний малой авиации. Так, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов легких воздушных судов, то есть самолетов с максимальным взлетным весом до 5,7 т и вертолетов до 3,1 т (соответственно, до класса Ан-2 и Ми-2).
При этом расширена сфера авиационной деятельности для частных структур. С 1 сентября авиакомпании малой авиации смогут перевозить пассажиров, груз и почту, что несомненно будет способствовать повышению транспортной доступности. Это также улучшит снабжение продуктами питания и другими мелкопартионными грузами, ускорит доставку почтовых отправлений, заказов для интернет-магазинов в отдаленные населенные пункты с одновременным снижением стоимости авиабилетов и других авиационных услуг.
Очень важно, что в новых Федеральных авиационных правилах учтено предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству флота для создания авиакомпаний. Теперь можно организовать полеты в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже.
Раньше необходимо было располагать тремя воздушными суднами.
Таким образом, финансово и организационно облегчен так называемый входной билет в авиационный бизнес. Например, чтобы приобрести и перегнать в Якутск один трехместный самолет импортного производства начинающему предпринимателю необходимо иметь на руках 25 млн руб. (при курсе доллара в 75 руб.), а по отмененным правилам потребовалось бы изыскать 75 млн руб. Кроме того, на три судна нужно набрать летно-технический состав - не менее 6-9 человек в зависимости от запланированного налета часов. Входной билет высокий, при этом частник сам несет финансовые риски, неизвестно же заранее, как у него пойдет бизнес. Снижение этих нагрузок будет благоприятствовать появлению новых авиаперевозчиков в области применения малой авиации.
Стоит сказать, для полетов по утвержденному расписанию необходимо по-прежнему наличие трех воздушных судов. Здесь требование оправдано, поскольку если ты работаешь по расписанию, то нужно его неукоснительно соблюдать, вне зависимости от того, какой на сегодня складывается пассажиропоток на твоих маршрутах.
- Какие еще положения нового приказа направлены на снижение административных барьеров?
- Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании малой авиации с семи до двух человек. При этом допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также возможно совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.
Из перечня требований исключено предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний, имеющих в своем парке самолеты Ан-2 и класса ниже.
- Вероятно, новые авиационные правила не единственное условие для развития малой авиации в регионах.
- Упрощение требований госрегулирования - это только часть поддержки государством развития малой авиации России. В дальнейшем необходимы меры по улучшению финансово-экономических условий производственной деятельности субъектов малой авиации в виде уменьшения налоговых нагрузок с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг. Наша Ассоциация озвучивала в мае 2021 года соответствующие предложения в Совете Федерации: они были одобрены и включены в рекомендации Комитета по экономической политике. Их исполнение находится на контроле данного Комитета.
Кроме того, сегодня нам нужно добиться принятия на региональном уровне (еще в 2019 году в Якутии была утверждена Концепция развития малой авиации) госпрограммы по приобретению (обновлению) воздушных судов. В свое время республиканским правительством и Корпорацией малого и среднего предпринимательства России было создано АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)» с уставным капиталом 2 млрд руб., из которых 0,5 млрд руб. внес регион. К сожалению, тогда в перечень ее лизинговых продуктов не вошли воздушные суда, как и вообще весь транспорт, - то есть самые необходимые для жизнедеятельности Якутии средства производства.
В целях обновления флота мы обращались в Государственную лизинговую транспортную компанию, но ГТЛК работает с крупными перевозчиками, необходимо, чтобы контракт был не менее $2 млн. Есть частные лизингодатели, однако процентная ставка у них гораздо выше. В то время как у Региональной лизинговой компании (РЛК) она составляла 6% на отечественное оборудование и 8% - на импортное, что достаточно привлекательно.
В настоящее время Корпорация МСП выходит из состава учредителей РЛК. Наша Ассоциация предлагает с учетом остающейся региональной доли в 0,5 млрд руб. создать на его базе республиканскую авиационную лизинговую компанию. Ее наличие дает возможность получения субсидии на возмещение лизинговых платежей из российского бюджета по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011.
При этом мы предлагаем на паритетных началах принять аналогичное постановление правительству Республики Саха. Такое двойное субсидирование, как показывают наши расчеты, даст возможность авиакомпаниям малой авиации выйти на доступный широким слоям населения уровень стоимости авиабилетов, например 10 руб./км. В качестве дополнительного механизма для ускорения приобретения или обновления основных фондов малой авиации предлагаем открыть кредитную линию по финансированию приобретения под залог приобретаемого судна (авиационная ипотека), обязательного и специального оборудования для технического обслуживания и ремонта ВС. Партнером здесь видится республиканский Алмазэргиэнбанк. Условия по кредиту - не более 3% на срок до 20 лет. Причем бюджет республики должен компенсировать банку процентную ставку, превышающую данный размер процентов. Такая авиационная ипотека подстегнет темпы обновления авиапарка.
- Насколько аэродромная инфраструктура учитывает запросы малой авиации?
- Безусловно, развитие авиации – комплексный вопрос. Чтобы отрасль функционировала, необходимо иметь собственно авиастроительное производство, востребованные финансовые инструменты для приобретения воздушных судов, наличие учебной базы для подготовки пилотов и техников, инфраструктуру, обслуживающую производственную деятельность гражданской авиации. Но при всем этом, если не будет расширения подготовленной сети аэродромов и посадочных площадок, о каком развитии авиаперевозок мы можем говорить.
Поэтому еще одна госпрограмма должна касаться восстановления посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для малой авиации, в частности, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий. Финансирование нужно планировать за счет федерального и регионального бюджетов.
При этом в ходе подготовки авиаплощадок рационально их обустройство искусственным покрытием из сборных бетонных плит. Следует уходить от грунтовых полос, которые размокают в межсезонье, в период, когда малая авиация наиболее востребована. Единовременные затраты, конечно, будут больше, но зато бетонированная площадка прослужит дольше и не потребует в дальнейшем таких эксплуатационных затрат по их ежегодному ремонту в виде подсыпки, выравнивания, кошения травы и т.д.
В настоящее время в Якутии действуют 90 посадочных площадок, но при Советском Союзе их было 456. Почти все населенные пункты республики имели возможность для приема Ан-2. Так что нам есть, к чему стремиться.
беседовал Павел УсовДля повышения доступности авиаперевозок в ДФО необходим пересмотр регламента местных аэропортов, большинство из которых сегодня не работает в темное время суток, дальнейшая поддержка перевозчиков в виде государственных субсидий, а также обновление воздушного флота. При этом последняя проблема приобретает особое звучание в связи с международными санкциями.
Ночной полет
Многие дальневосточные аэропорты, в том числе входящие в состав федеральных казенных предприятий, в условиях дефицита бюджетного финансирования были вынуждены сокращать режим своей работы за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Поэтому обслуживание авиапарка перевозчиков, как правило, ограничено светлым периодом суток, а кое-где и будними днями.
О необходимости изменения режима работы малых аэропортов в конце прошлого года заявлял губернатор Камчатки Владимир Солодов. Эта же проблема была поднята на состоявшемся в конце февраля в Петропавловске-Камчатском форуме «Дальний Восток – зима открытий».
Как отметил на тематической панельной сессии «Авиационный рынок Дальнего Востока – ключевой инструмент развития туризма» директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков, то что большинство воздушных гаваней в ДФО не работают круглосуточно, - системная проблема. Ее решение позволит изменить ситуацию с доступностью перевозок на Дальнем Востоке. Кроме того, дополнительный приток трансферных пассажиров получили бы авиахабы Екатеринбург и Новосибирск, а в перспективе Иркутск.
С ограничениями по времени работают в ДФО не только малые аэропорты, но и узловые, например Улан-Удэ, Чита, Благовещенск. «Эти аэродромы являются трассовыми, запасными. По факту, чтобы долететь нам из Новосибирска в Петропавловск-Камчатский, нужно, чтобы эти аэропорты работали. В случае какой-то сбойной ситуации нам некуда будет деваться, так что когда эти аэропорты не работают, мы не сможем совершать полеты», – подчеркнул начальник отдела стратегического планирования S7 Airlines Константин Пьянков.
Ситуация ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков. «Все, наверное, слышали, что «Победа» ставит рекорды, очень много летая, – по 14 часов в сутки на самолет. И это возможно сделать на Дальнем Востоке. Но надо, чтобы аэропорты работали круглосуточно. Иначе, когда самолет не может совершить вылет в течение 12 часов, его предельный полет будет ниже 12-ти, – рассказал менеджер. – Это сказывается и на себестоимости перевозки: пока самолет стоит, авиакомпания продолжает за него платить».
S7 Airlines планирует организовать рейс Благовещенск – Петропавловск-Камчатский. При этом предполагается задействовать самолет, базирующийся во Владивостоке. Однако у всех трех аэропортов имеются ограничения в работе, говорит менеджер. «И мы не можем найти временной промежуток, когда бы могли вылететь из одного аэропорта, чтобы все остальные работали. Либо слотов нет, либо аэропорты закрываются. Есть наше желание, есть желание федеральных властей, которые готовы субсидировать этот маршрут, но получается, что инфраструктура не готова нас в этом смысле поддержать. Надеюсь, что вопрос все же решится», – сказал Константин Пьянков.
В аэропорту Владивосток уточнили EastRussia, что в зимнем и летнем сезоне 2022 года продолжают работу в круглосуточном режиме. Единственное, для поддержания покрытий аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности проводятся работы на взлетно-посадочной полосе в периоды отсутствия нагрузок по взлетно-посадочным операциям. «Данные ограничения учтены при планировании сезонного расписания, согласованы с авиаперевозчиками и внесены в аэронавигационные ограничения по аэродрому Владивосток (Кневичи)», – проинформировали в пресс-службе аэропорта.
Субсидии на вырост
Изменение регламента аэропортов не может обойтись без участия государства. Тем более что сам по себе переход на круглосуточный режим работы, говорит Евгений Красиков, может повлечь рост тарифов на аэропортовые услуги, что вряд ли понравится перевозчикам. «Наверное, если говорим, что государство субсидирует и вкладывается в развитие системной отрасли, возможно предусмотреть инструменты для этого», - считает директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов».
В 2022 году на увеличение авиаперевозок по ДФО запланированы дотации в размере 16,6 млрд руб. В том числе 6,5 млрд руб. - на субсидируемую программу, которая предусматривает для дальневосточников доступные полеты в европейскую часть России, включая Москву и Санкт-Петербург. По ней в нынешнюю кампанию планируется перевезти более 600 тыс. пассажиров. Кроме того, продолжает действовать программа, когда недорогие билеты могут приобрести льготные категории граждан (молодежь до 23 лет, многодетные, пенсионеры, инвалиды, в том числе не проживающие в ДФО). С 2022 года здесь внедрен механизм автоматического субсидирования. Также дотируются перевозки между регионами внутри Дальневосточного федерального округа. На эти цели в 2022 году выделяется 5,9 млрд руб. Согласно прогнозам, по 36 маршрутам будет перевезено более 250 тыс. пассажиров.
В то же время федеральным центром пока не принято решение о дотациях внутрирегиональных перевозок, они по-прежнему ложатся только на субъект РФ, бюджетные возможности которого ограничены. «Чтобы добраться из Петропавловска-Камчатского в Никольское, Пахачи или Манилы необходимо заплатить за один билет 30-40 тыс. руб. Этот тариф недоступен для большинства», - констатирует управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока Иван Печорин. По его словам, сейчас совместно с регионами ДФО определяется перечень безальтернативных авиамаршрутов, необходимая интенсивность полетов и возможный объем федеральных субсидий.
У перевозчиков так же есть дополнительные предложения. Это касается индексации уже субсидируемых государством полетов. Как сообщил Константин Пьянков, в рамках распоряжения правительства РФ №1095 от 29.12.2009, которым дотируются рейсы с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно (в дальнейшем - №215 от 2.03.2018), размер субсидий тарифа индексировался всего один раз. В рамках реализации правительственного постановления №1242 (от 25.12.2013), на основании которого предусмотрена господдержка региональных маршрутов, индексации не было вовсе.
Другой момент связан с действием программы субсидирования туристических авиаперевозок по льготным тарифам. В ней акцента на Дальний Восток нет, но в данную маршрутную сеть входят города ДФО. Прошлогодние постановления правительством РФ №7999 и №1176 поддержали и сферу гостеприимства и авиаперевозчиков, уточнил Константин Пьянков. Первое распоряжение предусматривало субсидирование туристических чартеров. Второе давало возможность семьям с детьми приобрести авиабилеты в ряд российских городов по специальным сниженным тарифам. При этом на реализацию постановления №1176, вышедшего в июле 2021 года, федеральный бюджет предусматривал 1,35 млрд руб. Все средства не получилось освоить, сообщил менеджер, поскольку часть времени у авиакомпаний ушла на то, чтобы полностью отработать систему продаж льготных билетов пассажиров с детьми. Программа по сути заработала с конца августа и действовала до декабря, при этом пик перевозок пришелся на ноябрь. Тем не менее было видно, что программа стимулировала людей с детьми летать больше. С ее завершением значительно снизился пассажиропоток.
«Нас расстроило, что программу субсидирования семейных перевозок не продлили, а программу чартеров продлили на 2022 год. Не знаю, как комментировать, сложный для нас момент», - отметил представитель S7 Airlines.
По его словам, в случае с организацией чартерных полетов туроператору необходимо заполнить весь самолет туристами, тогда как на регулярном рейсе он может выкупить только часть пассажирских кресел, причем по льготной цене. «Мы со своей стороны не видим панацеи, чтобы туристические рейсы выполнялись только в чартерном формате. Потому что чартер подразумевает гораздо меньше гибкости чем регулярный рейс», - считает Константин Пьянков.
Он предложил продлить действие программы №1176. В прошлом году за 3,5 месяца по ней перевезено 125 тыс. пассажиров, тогда как в рамках получивших господдержку чартерных перевозок – 25 тыс. Если субсидии семейных полетов будут действовать хотя бы в течение девяти месяцев, авиакомпании как минимум утроят показатель по перевезенным пассажирам, подсчитали в S7.
Пролетая над вулканом
Еще один немаловажный вопрос, о котором говорилось на сессии «Авиарынок – ключевой инструмент развития туризма», - пополнение флота. Помимо того, что авиация может повысить туристическую привлекательность региона, такого как Камчатский край, она позволит улучшить транспортную подвижность местного населения, связав регулярными маршрутами труднодоступные районы. В этом направлении планирует идти авиакомпания «Камчатка», которая учреждена в связи с реализацией туристического проекта «Парк Три вулкана». Основой ее авиапарка должен стать самолет Cessna Grand Caravan EX вместимостью 9-12 пассажирских кресел.
Как сообщил председатель совета директоров авиакомпании Сергей Колтович, сейчас в аренде у авиапредприятия один лайнер такого класса, и уже три воздушных судна заказаны у производителя через лизинговую компанию. А в течение трех-четырех лет число этих самолетов планируется довести до 12. «Камчатский край должен стать пилотным регионом для возрождения малой авиации», - заявил Сергей Колтович.
Идея широкого использования американского самолета Cessna Grand Caravan EX заимствована из Якутии, рассказал EastRussia председатель республиканской Ассоциации малой авиации Иван Лукин. В свое время данный проект был представлен Владимиру Солодову, который занимал пост председателя правительства Республики Саха. Решение вопроса в Якутии забуксовало, но Солодов, став главой Камчатского края, предложил идею инвесторам проекта «Парк Три вулкана».
«Туристу, если он хочет посмотреть Камчатку, нужно летать, но вертолетом дорого. И дороговизна – одно из препятствий в успешной реализации проекта «Парк Три вулкана». Поэтому необходим был новый перевозчик», - пояснил Сергей Колтович.
Cessna Grand Caravan EX оказался оптимальным самолетом с точки зрения пилотирования, технического обслуживания, экономики и комфорта при перевозке пассажиров, говорит Иван Лукин. При этом рассматривались другие модели воздушных судов.
«На Аляске, которая нам больше подходит по географическим условиям, примерно половина легких воздушных судов компании Cessna, которые эксплуатируются коммерческими авиакомпаниями и частными лицами», - отметил председатель Ассоциации малой авиации Якутии.
Однако в связи с международными санкциями вопрос с поставками Cessna Grand Caravan EX находится под вопросом. На момент публикации материала о реакции производителя самолета на военную операцию России в Украине не было известно. В то же время к санкциям присоединилась Pratt & Whitney, которая изготавливает двигатель PT6А-140 для Cessna Grand Caravan EX.
Что касается перспективного отечественного самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену стареющим Ан-2, то запуск его в серию потребует не один год работы с учетом испытаний, сертификации, подопытной эксплуатации и пр. В настоящее время готовится только площадка под его производство. Согласно планам «Авроры», в 2025 году у авиакомпании должно быть десять воздушных судов этого типа, но вероятно, это слишком оптимистичный прогноз.
На фоне заявлений федеральных чиновников о необходимости развивать на Дальнем Востоке внутрирегиональную авиацию, в том числе для повышения транспортной доступности населения и популяризации внутреннего туризма, один из крупнейших операторов инфраструктуры ФКП «Аэропорты Севера» столкнулся с серьезными проблемами. Сокращение госфинансирования угрожает его бесперебойной работе и не позволяет снизить тарифы казенного предприятия – одни из самых высоких в стране.
Госсобрание Якутии (Ил Тумэн) подготовило в Госдуму (для комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока) предложения по вопросу повышения доступности авиаперелетов для граждан, проживающих в отдаленных территориях. Речь, помимо прочего, касается вопроса господдержки ФКП «Аэропорты Севера»: депутаты обеспокоены снижающимся в последние годы объемом федеральных субсидий в адрес этого предприятия.
Справка: ФКП «Аэропорты Севера» является подведомственным предприятием Федерального агентства воздушного транспорта. Компания объединяет 31 аэропорт и 2 посадочные площадки в Республике Саха и Магаданской области. Из них 17 находятся за полярным кругом. Предприятие является получателем субсидий, выделяемых Росавиацией на финансовое обеспечение затрат, которые связаны с его функционированием, за счет средств федерального бюджета. Объем субсидий в 2019 году составил 1 млрд 123 млн руб. (+6% к 2018 году), в 2020-м - 1 млрд 41 млн руб. (-7%), в 2021-м – 952,9 млн руб. (-9%).
Заоблачная цена полетов
Ранее пресс-служба Ил Тумэн со ссылкой на председателя парламента Петра Гоголева (17 июня он сложил полномочия спикера, возглавив Конституционный совет Якутии) сообщала, что сокращение субсидий ведет к росту аэропортовых сборов, так как «Аэропорты Севера» накладывает свои расходы на услуги авиаперевозчикам. Например, сегодня ставка на взлет-посадку по сравнению с центральной частью страны в северной части Якутии выше в 17 раз, а по сравнению с субъектами Дальнего Востока - вчетверо.
Вместе с высокой стоимостью авиатоплива на цену билета влияют тарифы на аэропортовое обслуживание. К примеру, стоимость полета по маршруту Якутск – Батагай в настоящее время обойдется от 17,7 тыс. руб. в одну сторону, по маршруту Якутск – Саскылах – от 32 тыс. руб. Если увеличить субсидии «Аэропортам Севера» с последующим снижением аэропортовых сборов или даже их обнулением для авиакомпаний, билеты станут до 15% дешевле, считают в парламенте.
В «Полярных авиалиниях» подтвердили информацию о высоких расценках казенного предприятия. «Стоимость аэропортовых тарифов и сборов на территории республики превышает стоимость аналогичных тарифов и сборов в центральных регионах РФ в среднем в 6,5 раз, по некоторым ставкам разница составляет более чем в 11 раз. Так, стоимость сбора взлет-посадки в аэропорту Внуково составляет 220 руб./т (без учета НДС), стоимость данной услуги у ФКП «Аэропорты Севера» - 2440 руб./т, у АО «Аэропорт Якутск» - 1267 руб./т», - проинформировали в авиакомпании.
В себестоимости рейсов затраты на аэропортовое обслуживание варьируются от 20 до 34% в зависимости от типа используемого воздушного судна и дальности маршрутов. При обнулении всех аэропортовых расходов произойдет соразмерное снижение пассажирских тарифов, отметили в «Полярных авиалиниях».
Проблема и в том, что из-за дефицита средств аэропорты ФКП вынуждены сокращать режим своей работы, за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Сокращение времени работы означает ограничение в обслуживании авиапарка региональных компаний. Это ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков.
По словам председателя Ассоциации малой авиации Якутии Ивана Лукина, для полноценного обеспечения транспортной доступности 629 населенных пунктов Республики Саха необходимо расширение числа авиаперевозчиков, имеющих в своем парке легкие воздушные суда, как Ан-2. Чтобы привлечь новых игроков на рынок, нужны изменения в приказ Минтранса РФ №241 от 17.07.12 г. для распространения действия понижающего коэффициента 0,25% на все виды аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов с максимальной взлетной массой до 5,7 т (до класса Ан-2). Однако здесь снова встает вопрос о требуемом размере компенсации подведомственному Росавиации предприятию.
Содержание без возможностей
Прямая взаимосвязь между сокращением госсубсидий и повышением тарифов на аэропортовые услуги отсутствует, уточнили в «Аэропортах Севера». Несмотря на снижение объема дотаций и инфляцию, Федеральная антимонопольная служба отказала предприятию (оно включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются госрегулирование) в повышении тарифов в 2020 году в связи с признанием авиаотрасли наиболее пострадавшей от распространения коронавируса. Таким образом, последний раз тарифы на услуги в аэропортах Якутии менялись в 2019 году. Ставки тогда в среднем выросли на 2,75% (по данным «Полярных авиалиний», в каких-то случаях сбор не повышался, в каких-то он понижался, например услуги буксира были снижены на 4%, а в некоторых повышался – в частности, на 10% увеличился тариф по приему-выпуску судов Ан-24, Ан-26, Ан-2, Ан-3, Л-410 и Ми-8).
«Такое положение дел (с сокращением субсидий – ред.) отрицательно сказывается на развитии аэропортов, так как предприятие не в полной мере обеспечивает приобретение техники и оборудования, необходимых для обслуживания воздушных судов и содержания взлетно-посадочных полос», - сообщил и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» Сергей Соболев.
В условиях дефицита бюджета предприятие изыскивает возможность увеличить дополнительные доходы и снизить расходную часть. Например, по ранее полученному свидетельству об аккредитации на право проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта были оказаны услуги двум организациям. Авиационный учебный центр ФКП, хотя его работа в первую очередь нацелена на обучение собственных сотрудников, в 2020 году обучил около 2,2 тыс. работников сторонних организаций. Были сокращены расходы на охрану территории аэропортов за счет отказа от услуг ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России» в связи с получением соответствующего свидетельства об аккредитации, правда, введение новых штатных единиц службы авиационной безопасности потребовало дополнительных расходов.
Несмотря на это, средств все равно не хватает, свернуты многие расходы на содержание аэропортового хозяйства.
«Практически приостановлена программа текущего ремонта, что неминуемо приведет к трудностям восстановления взлетно-посадочной полосы после прохождения паводков в отдельных аэропортах, а также в условиях высокого износа зданий и сооружений может привести к аварийным ситуациям, при которых будет затруднительно обслуживать воздушные суда и пассажиров, а также ставит под угрозу прохождение сертификации аэродромов. Вынужденно не проводятся планово-предупредительные ремонты автотехники. Ремонт выполняется только по факту выхода техники из строя, что увеличивает время простоя и негативно влияет на безопасность и регулярность полетов», - свидетельствуют о проблемах в «Аэропортах Севера».
Заместитель руководителя департамента воздушного транспорта, кадрового и правового обеспечения министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Алексеева рассказала, что в свое время по данной ситуации было подготовлено обращение главы республики Айсена Николаева к российскому премьеру Михаилу Мишустину, кроме того, этот вопрос озвучен в ходе визита в регион замначальника Росавиации Дмитрия Ядрова. «Но позиция Минтранса РФ: пока дополнительно нет лимитов, чтобы ситуацию можно было решить», - уточнила чиновник. При этом она не исключила, что в следующем году субсидии в адрес ФКП «Аэропорты Севера» будут еще ниже.
Заправка уперлась в тяжелую логистику
Отдельного решения требует вопрос со стоимостью авиатоплива (ФКП «Аэропорты Севера» не осуществляет его реализацию в своих филиалах, топливным обеспечением по большей части занимаются сами перевозчики). АвиаГСМ в аэропортах арктической зоны дорожает по сути в двукратном размере. Если на НПЗ Ангарск цена за 1 т топлива составляет около 40,3 тыс. руб., на Севере она может достигать 100 тыс. руб.
Стоимость керосина ТС-1 в республике в 1,7 раза превышает стоимость в других регионах России, уточняют в «Полярных авиалиниях». В настоящее время 1 т топлива с учетом НДС без обеспечения заправки в аэропорту Оленек стоит 99,4 тыс. руб., тогда как в аэропорту Якутска – 63,4 тыс., Хабаровска – 49,9 тыс., Иркутска – 42,9 тыс. руб.
На цену влияет сложная схема доставки керосина в северные районы. Его везут по железной дороге, водным, а также автомобильным транспортом, в том числе по автозимнику. На время «стыковок» груз приходится хранить в промежуточных пунктах, в итоге срок доставки может доходить до полутора лет. «В конечной стоимости авиатоплива транспортная составляющая в зависимости от пункта и схемы доставки варьируется от 30 до 60%», - проинформировали в авиакомпании.
В целях частичного удешевления ГСМ в Ил Тумэне предлагают федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность компенсации перевозки в труднодоступные районы. Еще одно предложение - обнуление НДС и акцизов на топливо. Субсидирование транспортных расходов по доставке авиакеросина до аэропортов назначения может снизить стоимость авиабилета до 5%.
Для снижения расходов на топливное обеспечение Иван Лукин предлагает вернуться к схеме централизованного приобретения и доставки ГСМ в аэропорты республики акционерным обществом «Саханефтегазсбыт» в качестве единого поставщика. По его словам, это позволит сэкономить за счет оптовой закупки большого объема топлива единым оператором, чем мелкопартионная закупка отдельными авиакомпаниями. Также это даст значительную экономию по доставке нефтепродуктов благодаря их перевозке крупнотоннажными речными судами.
1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.
Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Якутии
- Иван Владимирович, как новые авиационные правила повлияют на развитие малой авиации?
- Настоящий нормативно-правой акт создан совместными усилиями департамента по государственной политике Минтранса РФ и авиационной общественности России. Новым приказом министра транспорта устранены избыточные требования к работе авиакомпаний малой авиации. Так, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов легких воздушных судов, то есть самолетов с максимальным взлетным весом до 5,7 т и вертолетов до 3,1 т (соответственно, до класса Ан-2 и Ми-2).
При этом расширена сфера авиационной деятельности для частных структур. С 1 сентября авиакомпании малой авиации смогут перевозить пассажиров, груз и почту, что несомненно будет способствовать повышению транспортной доступности. Это также улучшит снабжение продуктами питания и другими мелкопартионными грузами, ускорит доставку почтовых отправлений, заказов для интернет-магазинов в отдаленные населенные пункты с одновременным снижением стоимости авиабилетов и других авиационных услуг.
Очень важно, что в новых Федеральных авиационных правилах учтено предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству флота для создания авиакомпаний. Теперь можно организовать полеты в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже.
Раньше необходимо было располагать тремя воздушными суднами.
Таким образом, финансово и организационно облегчен так называемый входной билет в авиационный бизнес. Например, чтобы приобрести и перегнать в Якутск один трехместный самолет импортного производства начинающему предпринимателю необходимо иметь на руках 25 млн руб. (при курсе доллара в 75 руб.), а по отмененным правилам потребовалось бы изыскать 75 млн руб. Кроме того, на три судна нужно набрать летно-технический состав - не менее 6-9 человек в зависимости от запланированного налета часов. Входной билет высокий, при этом частник сам несет финансовые риски, неизвестно же заранее, как у него пойдет бизнес. Снижение этих нагрузок будет благоприятствовать появлению новых авиаперевозчиков в области применения малой авиации.
Стоит сказать, для полетов по утвержденному расписанию необходимо по-прежнему наличие трех воздушных судов. Здесь требование оправдано, поскольку если ты работаешь по расписанию, то нужно его неукоснительно соблюдать, вне зависимости от того, какой на сегодня складывается пассажиропоток на твоих маршрутах.
- Какие еще положения нового приказа направлены на снижение административных барьеров?
- Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании малой авиации с семи до двух человек. При этом допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также возможно совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.
Из перечня требований исключено предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний, имеющих в своем парке самолеты Ан-2 и класса ниже.
- Вероятно, новые авиационные правила не единственное условие для развития малой авиации в регионах.
- Упрощение требований госрегулирования - это только часть поддержки государством развития малой авиации России. В дальнейшем необходимы меры по улучшению финансово-экономических условий производственной деятельности субъектов малой авиации в виде уменьшения налоговых нагрузок с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг. Наша Ассоциация озвучивала в мае 2021 года соответствующие предложения в Совете Федерации: они были одобрены и включены в рекомендации Комитета по экономической политике. Их исполнение находится на контроле данного Комитета.
Кроме того, сегодня нам нужно добиться принятия на региональном уровне (еще в 2019 году в Якутии была утверждена Концепция развития малой авиации) госпрограммы по приобретению (обновлению) воздушных судов. В свое время республиканским правительством и Корпорацией малого и среднего предпринимательства России было создано АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)» с уставным капиталом 2 млрд руб., из которых 0,5 млрд руб. внес регион. К сожалению, тогда в перечень ее лизинговых продуктов не вошли воздушные суда, как и вообще весь транспорт, - то есть самые необходимые для жизнедеятельности Якутии средства производства.
В целях обновления флота мы обращались в Государственную лизинговую транспортную компанию, но ГТЛК работает с крупными перевозчиками, необходимо, чтобы контракт был не менее $2 млн. Есть частные лизингодатели, однако процентная ставка у них гораздо выше. В то время как у Региональной лизинговой компании (РЛК) она составляла 6% на отечественное оборудование и 8% - на импортное, что достаточно привлекательно.
В настоящее время Корпорация МСП выходит из состава учредителей РЛК. Наша Ассоциация предлагает с учетом остающейся региональной доли в 0,5 млрд руб. создать на его базе республиканскую авиационную лизинговую компанию. Ее наличие дает возможность получения субсидии на возмещение лизинговых платежей из российского бюджета по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011.
При этом мы предлагаем на паритетных началах принять аналогичное постановление правительству Республики Саха. Такое двойное субсидирование, как показывают наши расчеты, даст возможность авиакомпаниям малой авиации выйти на доступный широким слоям населения уровень стоимости авиабилетов, например 10 руб./км. В качестве дополнительного механизма для ускорения приобретения или обновления основных фондов малой авиации предлагаем открыть кредитную линию по финансированию приобретения под залог приобретаемого судна (авиационная ипотека), обязательного и специального оборудования для технического обслуживания и ремонта ВС. Партнером здесь видится республиканский Алмазэргиэнбанк. Условия по кредиту - не более 3% на срок до 20 лет. Причем бюджет республики должен компенсировать банку процентную ставку, превышающую данный размер процентов. Такая авиационная ипотека подстегнет темпы обновления авиапарка.
- Насколько аэродромная инфраструктура учитывает запросы малой авиации?
- Безусловно, развитие авиации – комплексный вопрос. Чтобы отрасль функционировала, необходимо иметь собственно авиастроительное производство, востребованные финансовые инструменты для приобретения воздушных судов, наличие учебной базы для подготовки пилотов и техников, инфраструктуру, обслуживающую производственную деятельность гражданской авиации. Но при всем этом, если не будет расширения подготовленной сети аэродромов и посадочных площадок, о каком развитии авиаперевозок мы можем говорить.
Поэтому еще одна госпрограмма должна касаться восстановления посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для малой авиации, в частности, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий. Финансирование нужно планировать за счет федерального и регионального бюджетов.
При этом в ходе подготовки авиаплощадок рационально их обустройство искусственным покрытием из сборных бетонных плит. Следует уходить от грунтовых полос, которые размокают в межсезонье, в период, когда малая авиация наиболее востребована. Единовременные затраты, конечно, будут больше, но зато бетонированная площадка прослужит дольше и не потребует в дальнейшем таких эксплуатационных затрат по их ежегодному ремонту в виде подсыпки, выравнивания, кошения травы и т.д.
В настоящее время в Якутии действуют 90 посадочных площадок, но при Советском Союзе их было 456. Почти все населенные пункты республики имели возможность для приема Ан-2. Так что нам есть, к чему стремиться.
«В первую очередь, это соглашение нужно рассматривать с точки зрения обновления авиапарка. Я здесь вижу тенденцию: Якутия одна из первых занялась его модернизацией за счет отечественных самолетов. И начала это делать еще задолго до 2022-го года. Ранее авиакомпания приобрела Sukhoi SuperJet для среднемагистральных маршрутов. Теперь еще появятся Ту-214. Это позволит снизить стоимость обслуживания и ремонта техники, потому что все комплектующие – российского производства. Таким образом, повысится и безопасность перевозок.
Однозначно, за счет этой закупки появится возможность чаще совершать рейсы. Власти республики сейчас работают над тем, чтобы повысить транспортную доступность как внутри региона, так и за его пределами. Планируя закупить новые самолеты, ставку делали на полеты в крупные столицы. И пассажирооборот значительно улучшится. Вместимость Ту-214 – 210 человек. Это на несколько десятков больше, чем в других эксплуатируемых в Якутии самолетах.
Но все зависит от выбранной стратегии. Я вижу здесь потенциал: эту новость можно рассмотреть, как амбиции авиакомпании «Якутия» занять место на соседних рынках, например, в Иркутском, Хабаровском крае, на Чукотке. Компания «Якутия» может получить преимущество. Если у тебя больше самолетов, ты способен выходить на ту частоту и маршрутизацию, на которую другие с ограниченным парком не могут, совершать «экспансию» на соседей, вводить даже какие-то новые рейсы. Теоретически «Якутия» может реанимировать рейсы, которые раньше существовали. Вопрос только в их рентабельности или наличии господдержки.
А если пофантазировать, Якутия может стать инициатором «панарктического» рейса. Об этом говорили давно, потребность в нем есть. И кому-то надо брать на себя издержки, инициировать его: связать Мурманск, Архангельск, Солехард, Норильск, Тикси, Анадырь. Чтобы раз в неделю хотя бы совершался полет. Потребность будет, я считаю. Для России, которая «поднимает» сейчас Арктику, это было бы естественно. Это и Тикси бы укрепило, потому что была бы гарантированная связь с Чукоткой и Красноярским краем».
1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.
Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Якутии
- Иван Владимирович, как новые авиационные правила повлияют на развитие малой авиации?
- Настоящий нормативно-правой акт создан совместными усилиями департамента по государственной политике Минтранса РФ и авиационной общественности России. Новым приказом министра транспорта устранены избыточные требования к работе авиакомпаний малой авиации. Так, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов легких воздушных судов, то есть самолетов с максимальным взлетным весом до 5,7 т и вертолетов до 3,1 т (соответственно, до класса Ан-2 и Ми-2).
При этом расширена сфера авиационной деятельности для частных структур. С 1 сентября авиакомпании малой авиации смогут перевозить пассажиров, груз и почту, что несомненно будет способствовать повышению транспортной доступности. Это также улучшит снабжение продуктами питания и другими мелкопартионными грузами, ускорит доставку почтовых отправлений, заказов для интернет-магазинов в отдаленные населенные пункты с одновременным снижением стоимости авиабилетов и других авиационных услуг.
Очень важно, что в новых Федеральных авиационных правилах учтено предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству флота для создания авиакомпаний. Теперь можно организовать полеты в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже.
Раньше необходимо было располагать тремя воздушными суднами.
Таким образом, финансово и организационно облегчен так называемый входной билет в авиационный бизнес. Например, чтобы приобрести и перегнать в Якутск один трехместный самолет импортного производства начинающему предпринимателю необходимо иметь на руках 25 млн руб. (при курсе доллара в 75 руб.), а по отмененным правилам потребовалось бы изыскать 75 млн руб. Кроме того, на три судна нужно набрать летно-технический состав - не менее 6-9 человек в зависимости от запланированного налета часов. Входной билет высокий, при этом частник сам несет финансовые риски, неизвестно же заранее, как у него пойдет бизнес. Снижение этих нагрузок будет благоприятствовать появлению новых авиаперевозчиков в области применения малой авиации.
Стоит сказать, для полетов по утвержденному расписанию необходимо по-прежнему наличие трех воздушных судов. Здесь требование оправдано, поскольку если ты работаешь по расписанию, то нужно его неукоснительно соблюдать, вне зависимости от того, какой на сегодня складывается пассажиропоток на твоих маршрутах.
- Какие еще положения нового приказа направлены на снижение административных барьеров?
- Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании малой авиации с семи до двух человек. При этом допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также возможно совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.
Из перечня требований исключено предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний, имеющих в своем парке самолеты Ан-2 и класса ниже.
- Вероятно, новые авиационные правила не единственное условие для развития малой авиации в регионах.
- Упрощение требований госрегулирования - это только часть поддержки государством развития малой авиации России. В дальнейшем необходимы меры по улучшению финансово-экономических условий производственной деятельности субъектов малой авиации в виде уменьшения налоговых нагрузок с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг. Наша Ассоциация озвучивала в мае 2021 года соответствующие предложения в Совете Федерации: они были одобрены и включены в рекомендации Комитета по экономической политике. Их исполнение находится на контроле данного Комитета.
Кроме того, сегодня нам нужно добиться принятия на региональном уровне (еще в 2019 году в Якутии была утверждена Концепция развития малой авиации) госпрограммы по приобретению (обновлению) воздушных судов. В свое время республиканским правительством и Корпорацией малого и среднего предпринимательства России было создано АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)» с уставным капиталом 2 млрд руб., из которых 0,5 млрд руб. внес регион. К сожалению, тогда в перечень ее лизинговых продуктов не вошли воздушные суда, как и вообще весь транспорт, - то есть самые необходимые для жизнедеятельности Якутии средства производства.
В целях обновления флота мы обращались в Государственную лизинговую транспортную компанию, но ГТЛК работает с крупными перевозчиками, необходимо, чтобы контракт был не менее $2 млн. Есть частные лизингодатели, однако процентная ставка у них гораздо выше. В то время как у Региональной лизинговой компании (РЛК) она составляла 6% на отечественное оборудование и 8% - на импортное, что достаточно привлекательно.
В настоящее время Корпорация МСП выходит из состава учредителей РЛК. Наша Ассоциация предлагает с учетом остающейся региональной доли в 0,5 млрд руб. создать на его базе республиканскую авиационную лизинговую компанию. Ее наличие дает возможность получения субсидии на возмещение лизинговых платежей из российского бюджета по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011.
При этом мы предлагаем на паритетных началах принять аналогичное постановление правительству Республики Саха. Такое двойное субсидирование, как показывают наши расчеты, даст возможность авиакомпаниям малой авиации выйти на доступный широким слоям населения уровень стоимости авиабилетов, например 10 руб./км. В качестве дополнительного механизма для ускорения приобретения или обновления основных фондов малой авиации предлагаем открыть кредитную линию по финансированию приобретения под залог приобретаемого судна (авиационная ипотека), обязательного и специального оборудования для технического обслуживания и ремонта ВС. Партнером здесь видится республиканский Алмазэргиэнбанк. Условия по кредиту - не более 3% на срок до 20 лет. Причем бюджет республики должен компенсировать банку процентную ставку, превышающую данный размер процентов. Такая авиационная ипотека подстегнет темпы обновления авиапарка.
- Насколько аэродромная инфраструктура учитывает запросы малой авиации?
- Безусловно, развитие авиации – комплексный вопрос. Чтобы отрасль функционировала, необходимо иметь собственно авиастроительное производство, востребованные финансовые инструменты для приобретения воздушных судов, наличие учебной базы для подготовки пилотов и техников, инфраструктуру, обслуживающую производственную деятельность гражданской авиации. Но при всем этом, если не будет расширения подготовленной сети аэродромов и посадочных площадок, о каком развитии авиаперевозок мы можем говорить.
Поэтому еще одна госпрограмма должна касаться восстановления посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для малой авиации, в частности, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий. Финансирование нужно планировать за счет федерального и регионального бюджетов.
При этом в ходе подготовки авиаплощадок рационально их обустройство искусственным покрытием из сборных бетонных плит. Следует уходить от грунтовых полос, которые размокают в межсезонье, в период, когда малая авиация наиболее востребована. Единовременные затраты, конечно, будут больше, но зато бетонированная площадка прослужит дольше и не потребует в дальнейшем таких эксплуатационных затрат по их ежегодному ремонту в виде подсыпки, выравнивания, кошения травы и т.д.
В настоящее время в Якутии действуют 90 посадочных площадок, но при Советском Союзе их было 456. Почти все населенные пункты республики имели возможность для приема Ан-2. Так что нам есть, к чему стремиться.
Авиастроители продолжают работу над обновленной версией SSJ 100. Первые два SSJ-New c российскими двигателями ПД-8 планируется изготовить на заводе в Хабаровском крае (Комсомольск-на-Амуре) до конца текущего года. Разработку и испытание двигателей осуществляет Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) «Ростеха». Сборка обновленной версии самолета оценивается в 50 млрд рублей без учета двигателей. Серийные поставки данного самолета авиаперевозчикам намечены на 2024 г.
Глава «Ростеха» С.Чемезов в мае сообщал о планах выпустить в 2024 г. 20 лайнеров SSJ. Тем временем глава ПАО «Иркут» (входит в ОАК «Ростеха», переименована текущим летом в «Яковлев») А.Богинский заявлял о планах произвести 18 самолетов МС-21 и свыше 40 SSJ 100 нового поколения до 2026 г. При этом первый полет обновленного лайнера SSJ 100 все же должен состояться на российско-французских двигателях SaM-146, что объясняется необходимостью ускорения программы летных испытаний. Второй образец должен начать испытания уже с двигателем ПД-8. В июне первый образец лайнера был передан на летно-испытательную станцию в Комсомольске-на-Амуре.
Со своей стороны авиакомпании-эксплуатанты пассажирских лайнеров SSJ 100 в мае текущего года попросили их производителя – компанию «Иркут» разрешить установку на самолеты альтернативных навигационных баз данных (НБД)[1]. Прежде программное обеспечение для лайнеров обеспечивал французский производитель Thales. После ухода компании с российского рынка[2] «Иркут» («Яковлев») одобрил в качестве единственного поставщика баз данных компанию «Авиа-брифинг»[3] (Санкт-Петербург).
При этом авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот»), эксплуатирующая 78 самолетов SSJ 100, столкнулась с проблемами при использовании базы данного производителя. При попытке установить альтернативную НБД компания получила отказ «Иркута» от загрузки выбранной перевозчиком разработки Центра аэронавигационной информации (ЦАИ) Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД). Причиной стало отсутствие сертификации. В «России» сообщали, что продолжают использовать несертифицированные базы аэронавигационных данных с разрешения Росавиации, поскольку ведомство поддерживает наличие конкуренции в данной сфере. Базы «Авиа-брифинга» также подвергались критике в компаниях Red Wings и «Газпром-авиа» – в качестве причин указывали неполноту содержащейся в них аэронавигационной информации и периодические отказы системы.
В «Авиа-брифинге» со своей стороны отрицали наличие договоров с «Россией» об установке НБД, и не соглашались с возможностью каких-либо отказов в системе. В компании отмечали, что при наличии договора с авиаперевозчиком, последний должен был уведомлять поставщика о возникающих проблемах в установленной форме, чего в случае с «Россией» не происходило.
Кроме того, работа пилотов с НБД дополняется показаниями с электронных карт на планшетах. Ранее в планшеты были загружены базы данных Lido от немецкой компании Lufthansa или американской Jeppesen. В настоящее время перевозчиками используются планшеты с российской SmartSkyPro от Северо-Западного регионального центра аэронавигационной информации (СЗ РЦАИ).
При этом из-за сохраняющейся проблемы ремонта и замены двигателей на эксплуатируемых SSJ 100 авиакомпании опасаются их постепенного дальнейшего вывода из эксплуатации. В корпорации «Яковлев» («Иркут») и Объединенной двигателестроительной корпорации (обе – «Ростех») в мае подсчитали, что к концу 2030 г. в эксплуатации может остаться 28 самолетов SSJ 100 в связи с выработкой ресурса двигателей SaM-146 в условиях дефицита подменных двигателей и отсутствия возможности осуществлять ремонт горячей части двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления), за который прежде отвечал французский Safran, остановивший свое участие в СП с ОДК – PowerJet.
Ситуация рассматривается более оптимистично при условии освоения ремонта горячей части двигателя – в этом случае в летной годности может сохраниться 106 самолетов. «Яковлев» попросил эксплуатантов SSJ 100 сообщить, сколько самолетов экономически целесообразно ремоторизировать на двигатель ПД-8 производства ОДК. Хотя ремоторизацию предполагается осуществлять с привлечением мер государственной поддержки, объем финансирования пока не уточняется. Известно, что помимо двигателей потребуется доработка кессона крыла, бортовой кабельной сети и систем вспомогательной силовой установки лайнера. «ОДК-Сатурн» не располагает полным пакетом технических данных по двигателю, что не позволяет компании получить статус разработчика двигателя (держателем сертификата выступал PowerJet). Таким образом, освоение ремонта горячей части двигателя в ближайшее время рассматривается как маловероятное.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в апреле обращалась в Минтранс с просьбой введения субсидий на ремоторизацию, но вопрос все еще не решен. В ОДК тем временем заявляют о необходимости оценки экономической целесообразности данных мер.
Стоимость комплекта из двух двигателей ПД-8 оценивается в 50-60% от цены нового самолета. Стоимость SSJ 100 на конец 2021 г. составляла около 2-2,5 млрд рублей. Исходя из этого, новый двигатель обойдется как минимум в 1,3-1,8 млрд рублей. На сегодняшний день парк российских перевозчиков насчитывает около 150 лайнеров SSJ 100. Таким образом, закупка новых ПД-8 на 120 самолетов с истекшим ресурсом двигателя SaM-146 обойдется в 160-220 млрд рублей. При этом в авиакомпаниях опасаются, что производство ПД-8 будет еще более дорогим с учетом условий его разработки.
Принятая летом прошлого года разработанная Минтрансом Транспортная стратегия РФ до 2030 г. (с прогнозом до 2035 г.) предполагает, что выпуск ПД-8 (на заводе в Перми) за период до 2030 г. составит 314 двигателей на 142 заявленных к производству SSJ-New (с учетом необходимости формирования подменного пула для новых самолетов). Таким образом, текущий производственный план не предусматривает ремоторизацию уже эксплуатируемых самолетов.
При этом показатели налета двигателей SaM-146 растут, что предполагает ускоренное исчерпание ресурсов самолетов до капитальных ремонтов. Стоит отметить, что в прошлом году налет парка самолетов SSJ 100 авиакомпаний и государственных ведомств в летных часах увеличился на 37,5% по отношению к 2021 г. Так, в апреле текущего года Росавиация одобрила «Яковлеву» главное изменение типовой конструкции SSJ 100, повысив общий назначенный ресурс самолета до 15 тыс. полетов и 25 тыс. летных часов в пределах назначенного срока службы.
В ОДК оценили, что в российских авиакомпаниях на сегодняшний день из 314 двигателей SaM-146 ремонта требуют только 32% (на конец марта), общий уровень исправности составляет около 90%, что соответствует уровню начала 2022 г. 15 из 32 нерабочих двигателей подлежат ремонту, еще 10 находятся в ремфонде, а семь остаются во Франции, куда ранее были направлены на ремонт. Подменный пул «ОДК-Сатурн» включает 13 двигателей (два из них ждут ремонта), в 2019 г. он состоял из 17 двигателей. В подменном пуле «Аэрофлота» числится 15 двигателей (в т.ч. 13 исправных), хотя ранее в авиакомпании отрицали наличие отдельного пула. Всего в «ОДК-Сатурн» в 2022 г. отремонтировали 46 двигателей (в 2021 г. – 29 ремонтов), на 2023 г. намечено на менее 36 ремонтов.
На этом фоне Минтранс все же рассчитывает, что все уже эксплуатируемые SSJ 100 к 2030 г. будут продолжать полеты. Но в эксплуатирующих SSJ 100 компаниях («Азимут», Red Wings, «ИрАэро» - наиболее активные эксплуатанты) выработки летного ресурса ожидают раньше 2030 г. Вместе с выработкой летного ресурса самолетов компании столкнутся с вопросом выплаты лизинговых платежей – в настоящее время 46 лайнеров принадлежат ГТЛК, 45 – банку ПСБ, 39 – ВЭБ.РФ, 20 – «СберЛизингу».
На 2024 г. также намечено завершение сертификации первых шести серийных пассажирских лайнеров МС-21. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в начале текущего года предлагала в лизинг МС-21, исходя из цены в 4,3-4,6 млрд рублей (50-54 млн долларов), что дороже аналогов от Boeing и Airbus, в зависимости от года поставки (2028-30 гг.). При этом известно, что для «Аэрофлота» предусмотрена другая, более низкая цена. В частности, лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» («Ростех») приобретает 18 самолетов МС-21 за 3,2 млрд рублей за один лайнер для последующей передачи «Аэрофлоту» в 2023-26 гг. Поставку предполагается полностью профинансировать из средств ФНБ.
До 2030 г. «Аэрофлот» должен получить 210 самолетов МС-21. Другие перевозчики между тем обеспокоены более высокой стоимостью самолета и отсутствием софинансирования закупок из ФНБ. В Минтрансе заявляют о продолжающейся дискуссии по данному поводу и рассмотрении возможности использования льготных финансовых механизмов. Следует отметить, что в ОАК рассчитывают произвести 18 МС-21 до 2026 г. (6 – в 2024 г., 12 – в 2025 г.).
Между тем легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства предполагается сертифицировать в 2024 г. и начать его опытную эксплуатацию. Авиакомпания «Аврора» подтвердила потребность в 105 таких самолетах на замену Ан-2. Тем не менее проект также сталкивается с удорожанием. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в июле поручил Минпромторгу, Минтрансу и ГТЛК выяснить причины повышения конечной стоимости самолета до более чем 275 млн рублей по сравнению с 120 млн рублей, заявленными изначально.
Сумма в 275 млн рублей указана в утвержденном правительством паспорте проекта. На первом самолете, который готовят к сертификационным испытаниям, установлен двигатель американской General Electric (H80-100) и воздушный винт Hartzell (США). В дальнейшем предполагается использовать российский двигатель ВК-800СМ (Уральский завод гражданской авиации в Екатеринбурге), но он еще находится в стадии разработки. Сертификат на самолет с импортным мотором должен быть получен до конца 2023 г., с российским двигателем – до конца 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Встроенная навигационная база данных оценивает местоположение самолета, обладает большей точностью, чем электронные карты с планшетов, и взаимодействует с автопилотом. НБД самолета содержит всю информацию, необходимую для построения плана полета – о точках маршрута, аэропортах, взлетно-посадочных полосах и процедурах захода на посадку по приборам.
[2] ПО перестало обновляться на самолетах с весны прошлого года.
[3] Бывшее ЗАО «Транзас Авиация». Учредители – Д.Овчар, П.Лебедев, С.Высочин. Компанию связывают с МЧС и Минобороны, поскольку в компании «Авиа-брифинг» (и ранее «Транзас Авиация») выполняли госконтракты для данных ведомств.