Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

И один в небе самолет

Внутрирегиональные полеты станут проще и доступнее. Новые правила снимают с малой авиации избыточную нагрузку и уменьшают требования к авиакомпаниям.

1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.

И один в небе самолет
Фото: АК «Полярные авиалинии»

 
 Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Якутии

 

- Иван Владимирович, как новые авиационные правила повлияют на развитие малой авиации? 

- Настоящий нормативно-правой акт создан совместными усилиями департамента по государственной политике Минтранса РФ и авиационной общественности России. Новым приказом министра транспорта устранены избыточные требования к работе авиакомпаний малой авиации. Так, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов легких воздушных судов, то есть самолетов с максимальным взлетным весом до 5,7 т и вертолетов до 3,1 т (соответственно, до класса Ан-2 и Ми-2).

При этом расширена сфера авиационной деятельности для частных структур. С 1 сентября авиакомпании малой авиации смогут перевозить пассажиров, груз и почту, что несомненно будет способствовать повышению транспортной доступности. Это также улучшит снабжение продуктами питания и другими мелкопартионными грузами, ускорит доставку почтовых отправлений, заказов для интернет-магазинов в отдаленные населенные пункты с одновременным снижением стоимости авиабилетов и других авиационных услуг.

Очень важно, что в новых Федеральных авиационных правилах учтено предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству флота для создания авиакомпаний. Теперь можно организовать полеты в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже.

Раньше необходимо было располагать тремя воздушными суднами.

Таким образом, финансово и организационно облегчен так называемый входной билет в авиационный бизнес. Например, чтобы приобрести и перегнать в Якутск один трехместный самолет импортного производства начинающему предпринимателю необходимо иметь на руках 25 млн руб. (при курсе доллара в 75 руб.), а по отмененным правилам потребовалось бы изыскать 75 млн руб. Кроме того, на три судна нужно набрать летно-технический состав - не менее 6-9 человек в зависимости от запланированного налета часов. Входной билет высокий, при этом частник сам несет финансовые риски, неизвестно же заранее, как у него пойдет бизнес. Снижение этих нагрузок будет благоприятствовать появлению новых авиаперевозчиков в области применения малой авиации.

Стоит сказать, для полетов по утвержденному расписанию необходимо по-прежнему наличие трех воздушных судов. Здесь требование оправдано, поскольку если ты работаешь по расписанию, то нужно его неукоснительно соблюдать, вне зависимости от того, какой на сегодня складывается пассажиропоток на твоих маршрутах.

 

- Какие еще положения нового приказа направлены на снижение административных барьеров?

- Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании малой авиации с семи до двух человек. При этом допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также возможно совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.

Из перечня требований исключено предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний, имеющих в своем парке самолеты Ан-2 и класса ниже.

 

- Вероятно, новые авиационные правила не единственное условие для развития малой авиации в регионах.

- Упрощение требований госрегулирования - это только часть поддержки государством развития малой авиации России. В дальнейшем необходимы меры по улучшению финансово-экономических условий производственной деятельности субъектов малой авиации в виде уменьшения налоговых нагрузок с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг. Наша Ассоциация озвучивала в мае 2021 года соответствующие предложения в Совете Федерации: они были одобрены и включены в рекомендации Комитета по экономической политике. Их исполнение находится на контроле данного Комитета.

Кроме того, сегодня нам нужно добиться принятия на региональном уровне (еще в 2019 году в Якутии была утверждена Концепция развития малой авиации) госпрограммы по приобретению (обновлению) воздушных судов. В свое время республиканским правительством и Корпорацией малого и среднего предпринимательства России было создано АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)» с уставным капиталом 2 млрд руб., из которых 0,5 млрд руб. внес регион. К сожалению, тогда в перечень ее лизинговых продуктов не вошли воздушные суда, как и вообще весь транспорт, - то есть самые необходимые для жизнедеятельности Якутии средства производства.

В целях обновления флота мы обращались в Государственную лизинговую транспортную компанию, но ГТЛК работает с крупными перевозчиками, необходимо, чтобы контракт был не менее $2 млн. Есть частные лизингодатели, однако процентная ставка у них гораздо выше. В то время как у Региональной лизинговой компании (РЛК) она составляла 6% на отечественное оборудование и 8% - на импортное, что достаточно привлекательно.

В настоящее время Корпорация МСП выходит из состава учредителей РЛК. Наша Ассоциация предлагает с учетом остающейся региональной доли в 0,5 млрд руб. создать на его базе республиканскую авиационную лизинговую компанию. Ее наличие дает возможность получения субсидии на возмещение лизинговых платежей из российского бюджета по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011.

При этом мы предлагаем на паритетных началах принять аналогичное постановление правительству Республики Саха. Такое двойное субсидирование, как показывают наши расчеты, даст возможность авиакомпаниям малой авиации выйти на доступный широким слоям населения уровень стоимости авиабилетов, например 10 руб./км. В качестве дополнительного механизма для ускорения приобретения или обновления основных фондов малой авиации предлагаем открыть кредитную линию по финансированию приобретения под залог приобретаемого судна (авиационная ипотека), обязательного и специального оборудования для технического обслуживания и ремонта ВС. Партнером здесь видится республиканский Алмазэргиэнбанк. Условия по кредиту - не более 3% на срок до 20 лет. Причем бюджет республики должен компенсировать банку процентную ставку, превышающую данный размер процентов. Такая авиационная ипотека подстегнет темпы обновления авиапарка.

 

- Насколько аэродромная инфраструктура учитывает запросы малой авиации?

- Безусловно, развитие авиации – комплексный вопрос. Чтобы отрасль функционировала, необходимо иметь собственно авиастроительное производство, востребованные финансовые инструменты для приобретения воздушных судов, наличие учебной базы для подготовки пилотов и техников, инфраструктуру, обслуживающую производственную деятельность гражданской авиации. Но при всем этом, если не будет расширения подготовленной сети аэродромов и посадочных площадок, о каком развитии авиаперевозок мы можем говорить.

Поэтому еще одна госпрограмма должна касаться восстановления посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для малой авиации, в частности, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий. Финансирование нужно планировать за счет федерального и регионального бюджетов.

При этом в ходе подготовки авиаплощадок рационально их обустройство искусственным покрытием из сборных бетонных плит. Следует уходить от грунтовых полос, которые размокают в межсезонье, в период, когда малая авиация наиболее востребована. Единовременные затраты, конечно, будут больше, но зато бетонированная площадка прослужит дольше и не потребует в дальнейшем таких эксплуатационных затрат по их ежегодному ремонту в виде подсыпки, выравнивания, кошения травы и т.д.

В настоящее время в Якутии действуют 90 посадочных площадок, но при Советском Союзе их было 456. Почти все населенные пункты республики имели возможность для приема Ан-2. Так что нам есть, к чему стремиться.

21 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика