Нейтральная позиция Индии по украинскому кризису спровоцировала у значительной части российских промышленников и экономистов позитивные ожидания в отношении возможного усиления экономического сотрудничества между Индией и РФ. Однако чтобы понять – чего сейчас можно ожидать от третьей экономики мира в качестве партнёра, необходимо понимание ее политических приоритетов.
История взаимотношений Индии с ключевыми геополитическими фигурами и актуальная ситуация – в материале эксперта EastRussia, заместителя директора экспертно-аналитического центра ДВФУ Дмитрия Шелеста.
Изменения глобального миропорядка в причудливой форме меняют отношения между государствами, блоками и коалициями. То, о чём так любят порассуждать исследователи и эксперты: изменения системообразующих факторов, перемены во внешнеполитическом курсе, смена военных стратегий, на тактическом уровне двусторонних отношений становится фарсом для любопытствующей публики, и головной болью для политиков. И в этом отношении шаги Республики Индия во внешнеполитическом пространстве, при всей их прагматичности, нередко вызывают недопонимание со стороны мировых игроков и, прежде всего, со стороны России и Соединённых Штатов.
Распад СССР в 1991 г. и тектонические либеральные реформы в Индии привели к тому, что, как писал в то время журнал India Today: «В России было не до Индии, а в Индии не понимали, что творится в России». В свою очередь, в США с привычной самоуверенностью изначально увидели в экономическом транзите обычную борьбу за власть в стране третьего мира. Однако, уже в середине 1990-х гг. Вашингтон неожиданно «вспомнил», что Индия – это «самая большая демократия в мире», а Москва, «приглядевшись», заметила, что Нью-Дели – это по прежнему один из «наиболее значимых стратегических партнёров».
Конечно, история независимой Индии началась несколько раньше, в 1947 г. С того времени страна пережила много событий. В Нью-Дели не забыли, как Вашингтон фактически принял сторону Пекина в индо-китайском военном конфликте 1962 г. Запомнилось и то, что Соединённые Штаты фактически защищали неоколониальную политику режима Антониу ди Салазара на Гоа в противовес всем нормам международного права. Не стоит забывать и об индо-пакистанской войне 1971 г., когда Вашингтон направил группу кораблей американских ВМФ во главе с авианосцем «Энтерпрайз», чтобы поддержать своего союзника в регионе – Пакистан. Следует отметить, что если в первом случае Советский Союз ограничился риторикой в поддержку Дели, то во втором были предприняты конкретные дипломатические шаги, а в последней истории генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев лично распорядился направить в поддержку Индии группу боевых кораблей ВМФ.
В XXI веке ситуация не упростилась. Взлёт Китая как глобальной экономической, так и ведущей военной державы ни у кого не вызывал сомнения. Возможности Индии значительно уступали своему северному соседу, геополитические интересы находились в конфронтации с интересами Пекина при том, что амбиции Нью-Дели простирались не только региона, но и мира. К этому следует добавить и передел зон геополитического влияния, и трансформация экономики, и «чёрные лебеди» типа пандемии COVID-19. Снижение возможностей одних государств и повышения статуса других, эскалация напряжённости во многих точках мира, трансформация военных и политических союзов становятся напоминанием: нет ничего вечного в мировой политике.
Поэтому, когда эксперты обсуждают различные «уклоны» Нью-Дели относительно Москвы или Вашингтона, то как-то забывают о самой Индии. Достаточно почитать стратегические документы государства Индостана, чтобы понять: страна видит себя даже не региональной, а глобальной державой. И в этом отношении пытаться говорить о векторе индийской политики как о «пророссийском» или «проамериканском» не совсем корректно.
Например, если взглянуть на внешнеполитическую стратегию «Соседи Индии – в первую очередь» (India’s Neighborhood policy) как становится ясно, что Нью-Дели рассматривает добрососедские или, по крайней мере, рабочие отношения с государствами-соседями как основу своей внешней политики. Это и укрепление добрососедских отношений, и решение текущих проблем. У Индии достаточно напряжённое взаимодействие с Непалом, проблемы с мусульманской уммой внутри страны рождают непонимание в Бангладеш, увеличивающееся влияние Китая в Шри-Ланке, наоборот, порождает раздражение Нью-Дели. И конечно постоянная враждебность по линии индо-пакистанских отношений.
Всё вышеперечисленное создаёт множество проблем вполне прикладного характера. Например, столь необходимый Индии проект газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) с 2010 г. переместился в область мифотворчества именно в силу проблем с ближайшими соседями. Вместе с тем, соседние страны далеко не всё устраивает во внешней политике столь могущественного соседа. То, что «Индия пытается быть ближе к Западу особенно в рамках Quad и других многосторонних и двусторонних инициатив», – по словам исследователя из Университета Коломбо (Шри-Ланка), Шакти Де Сильва, – «вызывает озабоченность многих государств Юго-Восточной Азии (ЮВА) в силу того, что они являются объектом постоянной критики со стороны тех самых развитых стран».
Другая составляющая внешнеполитических тревог Индия – это, естественно, состояние дел с Китайской народной республикой (КНР). Внутри страны преобладают самые разные мнения: от алармистских, «когда будет война с Китаем», до вполне взвешенных и рациональных суждений о необходимости находить общий язык с Поднебесной. В качестве примера неусыпного внимания к Китаю можно привести репортаж программы «Гравитас Ньюс»: «Милитаризация Китаем “Инициативы пояс и путь”» в декабре 2021 г. Сюжет начинается с признания интересов Пекина контролировать отдельные направления в Индийском океане в силу того, что 80% углеводородов и 95% торговли происходит через эту часть мирового океана. Затем, КНР уже обвиняется в том, что все порты с китайским участием, которые входят в так называемое «Жемчужное ожерелье» от Мьянмы до Намибии предназначены для развёртывания китайских Вооружённых сил. На этом фоне прослеживается и ревнивая обеспокоенность отношениями Пекина с ЮВА и конкуренцией за влияние в регионе с Китаем. Не менее важна и экономическая составляющая индийско-китайских отношений. Например, по данным Главного таможенного управления Китая общий объём торговли с КНР в 2021 году перевалил отметку в 100 млрд долларов США и достиг 102,29 млрд, что на 32,36 % выше чем в прошлом году. Причём положительный баланс сохраняется в пользу Китая – 78,33 млрд долларов США против 23,96 млрд долларов США индийского экспорта в Поднебесную.
В этом контексте и следует рассматривать те или иные действия индийского руководства с оглядкой на Вашингтон и, в меньшей степени, на Токио и Канберру. Здесь уместней говорить об осознании индийской стороной собственного недостатка сил. И уж точно не следует считать, что Нью-Дели будет однозначно радо замене китайского влияния на американское или какое-либо другое. Просто речь идёт о том, что интересы упомянутых мировых игроков совпадают с интересами Индии в определённый период времени. И наоборот, Вашингтон, чьи операционные возможности в Индо-Тихоокеанском регионе сократились, вполне сознательно формирует свою политику с оглядкой на Нью-Дели. Соединённые Штаты вне зависимости от того, кто занимает Овальный кабинет в Белом доме, будут делиться военными технологиями (до определённого предела) и включать своего «младшего» партнёра в собственные военно-морские стратегии. Не следует забывать и то, что США, уступив Китаю первое место в 2021 г., занимает второе по обороту внешней торговли в 92 млрд долларов США с Индией. Очевидно, что такое положение дел будет иметь место, по крайней мере, в среднесрочной перспективе (5 лет). Более того, отношение Вашингтона к Республике Индия во многом рассматривается через призму внутренней политики США. Поэтому нередко Нью-Дели подвергается критике именно в рамках модели американской демократии и понимании соблюдения прав человека. Исходя из этой же парадигмы, Соединённые Штаты готовы предложить индийскому руководству только статус «младшего партнёра» даже не смотря на снижение своего влияния в Индо-Тихоокеанском регионе. Очевидно, что Индия готова принять многие неприятные шаги со стороны американской администрации. Но в этой связи появляется простой вопрос: как долго динамичное государство и древнейшая из существующих цивилизаций будет готова мириться с таким подходом? Возможно – это перспектива пяти лет, но вряд ли больше.
Другой, значимый вектор индийской внешней политики – это Европа. Европейский союз более значим для Индии как экономический, нежели чем политический партнёр. Объём двусторонней торговли за 2020 г. составил 62,8 млрд долларов США, что предполагает 10 место в списке значимых экономических контрагентов ЕС. Одновременно Европа является одним из крупных инвесторов – совокупный объём инвестиций составляет 75,8 млрд долларов США. В 2021 году большая часть переговоров Нью-Дели как с Брюсселем, так и с отдельными государствами носила также экономический характер. Единственным значимым исключением становится климатическая повестка, где Индия во многом солидарна с ЕС.
Помимо упомянутых проблемных точек Индия заинтересована в экономическом сближении со странами АСЕАН (которая вписывается в стратегию добрососедских отношений), Северо-Восточной Азией, государствами Африканского континента и, в меньшей степени, Южной Америки.
И, наконец, подходя к России, следует сразу сделать акцент на развитом политическом сотрудничестве при несоответствующим ему экономическим показателям. Значимость политических отношений на высшем уровне для Москвы и Нью-Дели, по выражению Нарендры Моди, «остаётся константой», однако говорить об отсутствии трений не приходится. Более того, низкий уровень экономических связей даёт основание как различным политическим группировкам, так и представителям крупного бизнеса внутри страны говорить о необходимости принесения в жертву или сокращения российско-индийских отношений в пользу иных партнёров. Естественно, что подобные утверждения не являются основополагающими во внешней политике Индии.
Тем не менее, не следует сбрасывать со счетов подобные мнения, которые, в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры могут стать устойчивой тенденцией. В качестве примера трансляции подобный взглядов можно привести упомянутые «Гравитас Ньюс» (телеканал WION), которые тотально искажали тему «украинского кризиса» в лучших традициях западной пропаганды. И это – одна из иллюстраций возможного «жертвоприношения» российско-индийских отношений в пользу мнения Соединённых Штатов и их союзников. С другой стороны «реверанс в сторону Запада» ни в коей мере не снижает интенсивность контактов Москвы и Нью-Дели. Пока существуют общее видение будущего мира, общая тематика в области глобальной политики, которое прагматично помножено на военно-техническое сотрудничестве, два государства сохранят устойчивое партнёрство. Однако следует задаться вопросом: Насколько будет устойчиво сотрудничество Индии и России через пять, десять и более лет? В конце концов, любая основа для сотрудничества имеет свои ограничения во времени.
Сегодня Индия рассматривает мир как поле деятельности для глобальной экспансии. Пример Китая не только подталкивает Нью-Дели к конкуренции с Пекином, но и даёт понять: страна с населением более 1,4 млрд не может быть вещью в себе, не имеет права изолироваться от всего человечества.
Таким образом, говоря о государстве Индостана, следует, прежде всего, не только и не столько признать существующие интересы Нью-Дели, а попытаться увидеть завтрашнее поле интересов возможной сверхдержавы XXI века. Но, к сожалению, специфика изучения бывших стран третьего мира до сих пор часто выглядит некоей ориенталистикой, интерес к которой питают экстравагантная профессура, отвлечённая от реальной политики. Как ни странно, но даже выверенные дипломатические заявления сегодняшнего дня нередко напоминают добродушные европоцентричные суждения западных антропологов XIX столетия в отношении интересных, но малоразвитых народов. В начале 2000-х гг. через подобное отношение к себе с раздражением переступил Китая. Фактически сейчас это делает Индия.
На сегодняшний день относительно Индии и Москва, и Вашингтон находятся в равном положении: и та и другая сторона должны уважительно считаться с силой, которая из региональной перешла в разряд глобальных. В свою очередь Россия и Индия не на словах, а на деле остаются стратегическими партнёрами и имеют огромный потенциал для сближения. Причём в третьем десятилетии нашего столетия не совсем уместно говорить только о неких рафинированных дипломатических раутах (конечно и не без этого) или о гигантских корпоративных проектах. Речь идёт о развитии культурного обмена, повышении экономического сотрудничества на уровне малого и среднего бизнеса, роста объёма взаимного инвестирования, взаимодействии региональных политиков, обмене студентами, научно-техническом сотрудничестве и многих других составляющих того, что называется дружескими отношениями.
Дмитрий ШелестВизит президента России Владимира Путина 6 декабря 2021 года в Республику Индия стал значимым событием в жизни двух государств. «Великая сила и надежный друг» (по словам российского лидера) уделила короткому визиту главы Российской Федерации, пожалуй, даже больше места в индийских масс-медиа, чем американо-индийскому саммиту. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в рамках протокольной речи искренне отметил: «Несмотря на все геополитические потрясения, дружба Индии и России остается константой».
Предваряющие встречи в формате «2+2», Министры иностранных дел и Министры обороны двух стран, только подчеркнули значимость сотрудничества Москвы и Нью-Дели по различным аспектам двустороннего сотрудничества и международных отношений в целом. Но хотя политические итоги и перспективы военно-технического сотрудничества традиционно на высоте, по словам бывшего Посла Республики Индия в России П. С. Радхнавана, «торговый оборот, колеблющийся около 10 млрд долларов США, не соответствует уровню политических отношений». В этом контексте планы, намеченные в доковидный 2019 год на Восточном экономическом форуме, по достижению оборота в 30 млрд долларов США к 2025 г. становятся желательными к исполнению при всей затруднительности их реализации.
В экономическом аспекте восточная часть России, прежде всего регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО), становятся значимым объектом российско-индийского экономического сотрудничества. Развитие Дальнего Востока в глобальном мире являются предметом внимания не только отдельного хозяйствующего субъекта. С одной стороны, это интересы конкретного бизнеса, с другой, эти интересы переплетаются с заинтересованностью инвесторов и, как следствие, расширяются до пределов международных консорциумов. Одновременно, проекты, которые выходят на значимый уровень для мега-региона (в случае с ДФО, это Северо-Восточная Азия), становятся объектами заинтересованности в рамках международных отношений. Возможно поэтому на представительном Американо-индийском форуме «Райсина-диалог 2021» индийская сторона отметила необходимость вовлечения дальневосточных территорий России в экономическое сотрудничество в Восточной Азии и пространстве Индо-Тихоокеанского региона в целом. Также естественно, что политика Дели в 1990-х годах «Смотри на Восток» (Look East Policy) трансформировалась с избранием Нарендры Моди на пост премьер-министра Индии в политику «Действуй на Востоке» (Act East Policy) и затем эта концепция трансформировалась в «Действуй на Дальнем Востоке» (Act Far-East Policy).
Губернаторы дальневосточных регионов понимают значимость присутствия индийской составляющей во внешнеэкономической сфере. Практически следом за визитом Президента России в Индию именно дальневосточники проявили активность в области экономического сотрудничества. Так, в Приморском крае с 9 декабря 2021 г. прошли деловые встречи «Сценарии перспектив торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Приморского края с Республикой Индия» под патронажем Посольства Индии в России и Правительства Приморского края. Участие представительной делегации штата Гуджарат, Ассоциации торгово-промышленных палат Индии, представителей нефтяных компаний (Nayara Energy Ltd.), химической промышленности (Meghani Finechem Ltd. и др.), горнорудной отрасти (Hidalco Industries Ltd.), фармацевтики, сферы инвестиций и других направлений.
В канву активизации российско-индийских отношений укладывается и открытие судоходной линии Владивосток-Ченнай (Восточное побережье Индии), предварительное соглашение о котором было достигнуто на встрече зам. министров иностранных дел в текущем году и закреплено на встрече Владимира Путина и Нарендры Моди.
Говоря о начинаниях в инвестиционной сфере в конце 2021 г. и в 2022 г. прежде всего, следует упомянуть интерес к добыче углеводородов на Востоке России. Речь идет о госкорпорациях Индии: Bharat Petroresources, Indian Oil Corp Ltd (IOC), Oil India Ltd (OIL), ONGC Videsh Ltd (OVL), которые в 2021 г. в содружестве с «Роснефтью» проводят техническую оценку 52 участков с ископаемым топливом. К завершению года упомянутыми компаниями вложено около 16 млрд долларов США. Прежде всего, в разработку нефтегазовых месторождений на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Это такие активы как Сахалин-1 (20% в собственности индийских компаний), Ванкор (Красноярский край, 49,9% в собственности индийского консорциума), Таас-Юрях (Респ. Саха (Якутия), 29,9% соответственно) и другие месторождения.
Однако, не нефтью и газом едиными будет наполняться инвестиционная составляющая индийских проектов в ДФО. Конечно, могут и будут реализовываться перспективные проекты в разработке сырьевой базы в горнорудной промышленности. И не самый удачный опыт компании группы «Тата» (Tata Power) с 2017 по 2018 гг. на Камчатке вряд ли повлияет на вхождение в другие, более доходные начинания в этой сфере. В любом случае торможение национальных экономик, вызванное давлением противоэпидемичеких мер будет нивелироваться и за счет расширения «инвестиционной географии». В 2022 г. в рамках российско-индийского сотрудничества будет активизирована деятельность в области фармацевтической промышленности, судостроении и конструкторских работах, сельском хозяйстве, рыбной отрасли и лесопользовании, а также в области огранки алмазов. К этому списку следует добавить действие программы по работе индийских специалистов за рубежом (Skill Capital of the World), которая будет запущена в России с апреля 2022 г.
Следует отметить, что, по словам индийского дипломата, П. С. Радхнавана, российско-индийский саммит опроверг спекуляции об охлаждении отношений Москвы и Нью-Дели. В свою очередь необходимость укрепить «слабое звено» российско-индийских отношений, то есть экономическое сотрудничество понимают хорошо и в самой Индии. Если Москва и Нью-Дели смогут оперативно согласовать «Двустороннее инвестиционное соглашение», «Соглашение о свободе торговли» и соглашения по участию Индии в ЕврАзЭС, то вполне можно будет говорить о достижении намеченных 30 млрд долларов оборота если не к 2025 г. то к 2027 г. при сохранении позитивной динамики. Понятно, что сегодня Дальний Восток России не является магистральным направлением для индийского бизнеса и капитала. Однако, с учетом того, что предприниматели и инвесторы из Индии активно и достаточно смело включаются во многие начинания за рубежом, «открытие» Тихоокеанской России становится новой возможностью как для России, так и для Индии.
Дмитрий Шелест, зам. директора Экспертно-аналитического центра ДВФУ – о роли Российской Федерации в АТЭС и будущих перспективах.
Государства, входящие в Тихоокеанский бассейн, имеют различное экономическое и политическое устройство, далеко не равный вклад в мировой валовый продукт, а также различные по своей сложности отношения с другими игроками на международной арене. Тем не менее, страны-участники АТЭС объединяет общая обеспокоенность перед будущим, которое сегодня меняется почти мгновенно с исторической точки зрения. Возможность ожидания, когда та или иная проблема разрешается сама собой, или кто-либо неожиданно справится с ней в современных условиях, становится весьма порочной, если не самоубийственной стратегией. Причем пандемия COVID-19 лишь усугубляет проявление «новой реальности», но отнюдь не является ни ее началом, ни ее концом.
Согласно планам АТЭС, в 2021 году было запланировано несколько площадок, на которых с июля по ноябрь должны обсуждаться вопросы продуктовой безопасности, участие женщин в экономике, проблемы малого и среднего бизнеса, фундаментальные экономические вызовы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), состояние глобальной финансовой системы применительно к региону и многое другое в указанных направлениях. В то же время привычная встреча лидеров тихоокеанской организации была инициирована в июле в срочном порядке премьер-министром Новой Зеландии Джасиндой Ардари. Очевидно, что идея виртуального саммита, запущенная председательствующей страной, была согласована с основными игроками: Китаем, Россией, США и Японией. Однако это не уменьшило интригу и сообщило дополнительный интерес всем предстоящим начинаниям в рамках АТЭС-2021.
Специфика и прошедшего виртуального саммита и других мероприятий заключается в том, что объединение тихоокеанских экономик по своему политическому смыслу – достаточно нейтральная площадка. В свою очередь смещение объема производств и денежного оборота в Тихоокеанский ареал придает определенный политический вес организации АТЭС, что позволяет брать на себя функции «региональной ООН» для решения задач на уровне этого мега-региона.
Поэтому, когда в качестве главного тезиса выносился призыв объединиться в борьбе с коронавирусной инфекцией, речь шла и о поиске определенной новой конфигурации устройства и взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соответственно, второй посыл Саммита АТЭС-2021 – «восстановление мировой экономики» звучал более интригующе, чем это может показаться человеку, мало интересующемуся экономическими проблемами. И главная загадка, которую необходимо было разгадать представителям тихоокеанских государств, заключалась в следующем: каким образом это сделать и с помощью каких инструментов?
В определенной степени мир еще пользуется социально-экономическими механизмами, работавшими, причем довольно неплохо, в течение XX века. Однако ныне действующая модель глобального капитализма с каждым годом все очевиднее дает сбои. Даже такой апологет капиталистических отношений, известный английский экономист Пол Коллиер, вынужден признать, что «современный капитализм способен обеспечить всем нам беспрецедентный уровень благосостояния, но он морально несостоятелен и впереди его ждут трагические потрясения». В свою очередь заявление представителя академической науки и задачи хоть сколько-нибудь ответственных политиков сильно разнятся. Каждый государственный лидер, естественно, будет стремиться не допустить любые «трагические потрясения», чего бы это ни стоило.
Пожалуй, именно в таком контексте следует воспринимать встречу руководителей стран-членов АТЭС. Пандемия COVID-19 стала тем фактором, который усугубил политическую неопределенность, подчеркнул масштабную волатильность мировой экономики и поставил под угрозу реализацию целей устойчивого развития. Не менее очевидным образом новая коронавирусная инфекция показала, что решения даже наиболее значимых мировых игроков, останутся благими пожеланиями, если не будет учитываться глобальная повестка или диалог с другими субъектами международных отношений.
Прежде всего, первые лица государств-участников АТЭС заговорили о долгосрочных целях, которые они отметили в своем заявлении. Горизонт планирования в соответствии с тихоокеанской стратегией Putrajaya Vision, озвученной еще на мероприятиях АТЭС в 2020 г., определен к 2040 году. Концептуально речь идет о таких общих понятиях как усиление социально-экономической составляющей, достижение баланса между ними, безопасности, устойчивости и инклюзивного роста. Естественно, речь шла и о необходимости развития инновационной экономики и ее цифровизации, перезапуска мировой торговли и инвестиционной активности.
Естественно, участники декларировали готовность действовать в этих сферах с позиций своих интересов. Так, Президент России Владимир Путин выразил озабоченность препятствиям распространению вакцины Sputnic-V, сообщив о готовности производить до 800 млн штук препарата в год в кооперации с заинтересованными странами. Глобальность подобного предложения очевидна. Отсутствие вакцинации лишь усиливает экономический разрыв между богатыми и бедными странами, а также снижает инвестиционную привлекательность в тех регионах (как правило, менее процветающих), где в наибольшей степени свирепствует коронавирусная инфекция.
В этом же направлении действует и Председатель КНР Си Цзиньпин, который заявил о готовности Китая направить в течение трех лет 3 млрд долларов США развивающимся странам, пострадавшим от коронавируса, а также о передаче китайской вакцины в наиболее уязвимые в результате пандемии бедные государства.
Японский премьер Есихидэ Суга описал возможные меры по ограничению распространения заболевания, вызываемого COVID-19, на примере организации Олимпийских игр в Токио. По мнению главы кабинета министров, японский опыт вполне тиражируется и в больших масштабах.
Заявление президента Соединенных Штатов Джозефа Байдена носило общий характер, но предполагало достаточно интересную концепцию инвестирования в глобальное здравоохранение, что при достаточной разработанности и согласованности крупных международных игроков позволяет говорить о новом подходе к народосбережению. Правда, американский президент не удержался от «укола» в адрес Пекина, упомянув о необходимости свободного судоходства в Индийско-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, закрытый формат июльского саммита говорит о многом. Названная с легкой руки французского канала France24 «вирусным саммитом», встреча в верхах обозначила существование новой реальности. Прежде всего, это ожидание следующей волны COVID-19, которая, по утверждению главы Всемирной организации здравоохранения Тедроса Аданома Гибрейесуса, «накроет» человечество в ближайшее время. В этих условиях можно утверждать, что положено начало новой политической реальности. И если многие согласны в необходимости перемен, то, как раз перемены в экономике, затрагивающие народы, города и страны – вещь достаточно серьезная и местами непредсказуемая. И в этом отношении виртуальный саммит на фоне других мероприятий в рамках АТЭС становится шагом по переориентации будущего.
Первое – это осознание того, что человеческая цивилизация в ближайшее десятилетие вряд ли достигнет утопии или хотя бы состояния устойчивого благополучия. Описанные проблемы действуют комплексно и повсеместно, что предполагает затрату значительного числа ресурсов только на устранение накопившихся противоречий.
Второе – современный мир уже сформировался как глобальная система. Следовательно, дальнейший прогресс необходимо рассматривать в качестве капитального ремонта системы, необходимость которого пандемия COVID-19 лишь подчеркнула. Другой путь, то есть регионализация экономик, предполагает гораздо более длительный период нового мирового переустройства.
И, наконец, третье. Идеологические модели, которые определяли стратегию государственной власти и мировоззрение поколений, в настоящее время «не работают» как в силу изложенных причин, так и в силу усложнения всех структур глобального человечества.
Таким образом, лидеры, обсуждая детали новой конфигурации, прежде всего фокусируются на том, чтобы нивелировать различные экономические противоречия. Это и разрыв в доходах населения, и диспропорции региональных экономик. А сам «вирусный саммит» стал одним из тех мероприятий, где главы ведущих государств попытались «нащупать» первоочередные шаги для построения будущего в третьем десятилетии XXI века.
Объем и количество российско-индийских договоренностей, совместных планов и протоколов намерений о совместных инициативах на Дальнем Востоке России неминуемо достигнет стадии перехода от количества в качество, обещая обильные плоды. Но путь к успеху непрост, хотя и непреодолимых трудностей на нем не предвидится.
Дальневосточный вектор российско-индийского сотрудничества вновь обозначился в ходе февральского визита первого заместителя министра иностранных дел Индии Харша Шринглы в Россию в феврале 2021 года. Визит был приурочен к 20-летней годовщине Декларации о стратегическом партнерстве двух стран. Помимо встречи с официальными представителями МИД России, господин Харш Вардхан Шрингла выступил перед студентами Дипломатической Академии, отдельно отметив важность экономического сотрудничества Индии и России на Дальнем Востоке. «Мы считаем, что эта сфера обладает очень высоким потенциалом. Мы можем развивать новые отрасли и помогать компаниям, желающим инвестировать в новые области, такие как коксующийся уголь, древесина, сжиженный природный газ», - заявил он.
В своем интервью газете «Коммерсантъ» Харш Шрингла также отметил наличие у российско-индийских отношений активной повестки, направленной на реализацию значимых решений, принятых по результатам российско-индийского саммита, состоявшегося в рамках работы Восточного экономического форума, во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди во Владивосток.
Как известно, Организация Восточного экономического форума (ВЭФ), будучи значимой площадкой по выстраиванию партнерских связей для развития богатого ресурсами Дальнего Востока, ежегодно, начиная с 2015 года, привлекает множество заинтересованных стран-участниц из азиатского мегарегиона: Китай, Японию, Южную Корею, Сингапур и др. Поворотным для развития российско-индийского сотрудничества стал состоявшийся в сентябре 2019 года Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке. В качестве главного гостя форума выступил премьер-министр Индии Нарендра Моди. В рамках форума между Индией и Россией было подписано несколько значимых соглашений и договоров в военной, нефтегазовой и горнодобывающей сферах. Более того, компании стран подписали меморандум по реализации дальневосточного сжиженного природного газа. Однако понимание смысла данных соглашений невозможно без обращения к специфике дальневосточного вектора российско-индийского сотрудничества.
Экономический симбиоз слона и медведя
В 1990-е годы взаимодействие государств на мировой арене потеряло динамику, реальный товарооборот составлял всего лишь пару миллиардов долларов. Это было связано, как с отсутствием общих границ (и особенностями рельефа), так и геополитическими соображениями. Однако, начиная с 2000-х годов, Индия стала проявлять повышенный интерес к российскому Дальнему Востоку. Наметились первые попытки к совместному освоению ресурсов территории. В целом на сегодняшний день российско-индийские отношения представляют собой экономическое партнерство по многим аспектам, где нефтегазовая, нефтехимическая, фармацевтическая и горная отрасли составляют особую долю товарооборота между странами. И все же – какие экономические интересы могут ориентировать курс Нью-Дели на российский Дальний Восток?
Во-первых, Индия находится в ситуации дефицита собственных энергоносителей в условиях промышленного развития и высокой численности населения. Так, потребление газа в Индии на 2020 год составило около 52 млрд. куб. м. при объеме собственной добычи в 33,7 млрд. куб. м. По состоянию на 2018 год, импортный газ составил 49% от общего объема. Более того, по данным международного энергетического агентства (МЭА) доля импорта энергоносителей будет только увеличиваться и по разным подсчетам достигнет 59% в 2040 году, и это несмотря на то, что сейчас доля газа в энергетической балансе Индии составляет всего лишь 8%. Следует отметить, что восполнение дефицита газа Индия осуществляет исключительно через морскую транспортировку дорогого сжиженного природного газа (СПГ), преимущественно из Ближнего Востока. В 2019 году страна, занимая 4 место среди импортеров СПГ, импортировала 32,9 млрд куб. м. сжиженного газа (СПГ). На фоне этой статистики обсуждения морского коридора «Владивосток-Ченнаи» и совместных проектов по созданию морского транспорта для СПГ могут рассматриваться как обозначение четкой заинтересованности со стороны индийских коллег в прямых поставках газа из России. Открытие нового морского маршрута выглядит логичным и закономерным, так как сокращает расстояние и время на перевозку грузов между Россией и Индией. Более того, уже сейчас индийские компании, предварительно инвестировав более 5 млрд долларов в российский сектор добычи, участвуют в проекте «Сахалин-1», а также рассматривают совместную разработку арктических месторождений. Что касается российского СПГ, то Газпром и НОВАТЭК с 2018 года активно ведут торговлю с Индийской компанией GAIL. При этом объем экспорта топлива в Индию составил около 19,45% от всего экспорта в 2018 году. В 2019 году, по данным годового отчет ПАО «Газпром», в Индию было поставлено 1.1 млрд куб. м. сжиженного газа.
Во-вторых, для Индии отдельный интерес могут представлять дальневосточные возможности в части драгоценных камней. В настоящее время Индия является крупнейшим в мире импортером алмазов и производителем обработанной алмазной продукции. В 2018 году на долю Индии приходилось более 80% мирового производства бриллиантов в стоимостном выражении. Россия же представляет собой крупнейшего в мире экспортера сырья для них. При этом, в 2020 году экспорт категории «драгоценные камни» (алмазы) в Индию из России составил около 15% на сумму более чем 1 млрд долларов. В 2016 году российская АЛРОСА подписала соглашение с индийской компанией «KGK Diamonds Private Limited» (KGK) о партнерстве в сфере огранки бриллиантов в Евразийском алмазном центре (ЕАЦ) в свободном порту Владивосток. Инвестиции составили 2,8 млрд рублей. В июне 2018 года в Приморском крае было зарегистрировано подразделение компании ООО «M.Суреш Владивосток», которая потом получила статус резидента свободного порта Владивосток, подписав соглашение с АО «Корпорация развития Дальнего Востока».
Через тернии к обоюдной выгоде
Несмотря на потенциально широкую область сотрудничества индийские специалисты, однако, видят наличие серьезных издержек в расширении российско-индийских связей в Дальнем Востоке. Среди них: отсутствие в дальневосточном регионе должной инфраструктуры, необходимой для добычи ресурсов и их последующей транспортировки к порту; природно-климатические условия, осложняющие освоение залежей полезных ископаемых; инвестиционные риски в связи с санкционным давлением на Россию и внутренней централизацией по принятию решений. По мнению ряда индийских экспертов, необходимым условием для установления торговых связей между Индией и российским Дальним Востоком будет строительство необходимой инфраструктуры. Более того, Индия и Россия должны заключить соглашение о свободной торговле для стимулирования инвестиций в развитие связи и соответствующей инфраструктуры промышленного развития на Дальнем Востоке России.
В то же время не только экономическими интересами можно объяснить наметившееся сотрудничество Москвы и Нью-Дели на Дальнем Востоке. В основе партнерства находятся и вполне ясные геополитические интересы. К примеру, для Индии использование морского маршрута «Владивосток-Ченнаи» может стать противовесом китайской инициативе «Один пояс и один путь». Для России Индия может выступить в роли страны, которая способна сбалансировать присутствие Китая на Дальнем Востоке, на долю которого приходится порядка двух третей прямых инвестиций на российском Дальнем Востоке.
«Взаимодействия России и Индии на Дальнем Востоке продиктовано экономической прагматикой и геополитической взаимодополняемостью. Ключевой политический лозунг, с которым Нарендра Моди в 2014 году пришел к власти звучал как «Развитие, развитие и еще раз развитие!». Основная задача правительства Нарендры Моди состоит не просто в ускоренном развитии Индии, а в мегаускоренном рывке по целому ряду направлений. Богатый ресурсами российский Дальний Восток, являющийся одновременно значимой территорией для сбалансированного геополитического партнерства в рамках Большой Евразии, может стать одним из основных направлений двусторонних контактов. Для России усиление российско-индийского дальневосточного вектора позволяет гармонизировать усиливающийся восточный поворот российской политики, обоснованно обозначив в нем несколько государств-партнеров, среди которых одним из основных является Индия. Другими словами, речь идет не о надуманном партнерстве, а о партнерстве, учитывающем национальные интересы развития обоих государств, что формирует надежный фундамент для конструктивной проработки совместных проектов в различных областях», - рассуждает заместитель декана философского факультета ГАУГН, старший научный сотрудник кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Емельянова.
Дальневосточный вектор российско-индийского сотрудничества, таким образом, определяется взаимовыгодным сотрудничеством, позволяющим решить значимые задачи социально-экономического развития обоих государств.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
В Приморском крае до недавнего времени проявляли большую активность инвесторы из Южной Кореи. Но ситуация стремительно меняется вместе с геополитическим ландшафтом. Как смотрят на неё эксперты, куда инвестируют соседи из КНР, и почему они с большой осторожностью относятся к российскому рынку, выясняло EastRussia.
За первые восемь месяцев 2022 года инвестиции Китая в Россию составили $450 млн, увеличившись на 150%. В 2023 году их совокупный объём превысил $50 млрд. Такие данные приводит Минвостокразвития. При этом, как ранее сообщила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, объём китайских инвестиций на Дальнем Востоке превысил $13 млрд, что считается хорошим показателям, но все-таки, по мнению большинства экспертов, недостаточным в свете глобальных планов российско-китайского сотрудничества.
Ни один из открытых источников не публикует статистики прямых нефинансовых инвестиций (ПИИ) в Дальневосточный регион, однако в общероссийских масштабах это довольно скромная цифра менее 1 млрд долларов – по объёмам ПИИ Китай не входит и в первую двадцатку стран-партнёров РФ. Даже с учетом поступивших инвестиций из Гонконга через офшорные компании доля китайского капитала не превышает 2,5% от всех иностранных инвестиций в Россию. Такой оценкой делится кандидат экономических наук ДВФУ Анна Брезицкая. А ведь именно ПИИ отражают долговременную экономическую заинтересованность иностранного инвестора. В отличие от портфельных, не рассчитанных на участие в управлении активами, они подразумевают контроль над компанией, когда инвестор заинтересован в том, чтобы привести её к успеху, и вкладывает деньги в развитие.
Финансовые отношения между Китаем и Россией значительно отстают от политических и экономических отношений между двумя странами, заявил доктор Ван Вэнь, декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете, вице-президент школы «Шелковый путь» университета Жэньминь в интервью порталу HSE University.
«Например, объём взаимных инвестиций между двумя странами очень мал. Среднегодовой объём прямых нефинансовых инвестиций Китая в Россию не превышает 1 миллиарда долларов США, что составляет менее 1% от иностранных инвестиций Китая. Прямые инвестиции России в Китай составляют всего более 10 миллионов долларов США, менее 0,1% от иностранных инвестиций Китая», - цитирует источник Ван Вэня.
Корень проблем г-н Вэнь видит в том, что «механизм поддержки финансового сотрудничества между Китаем и Россией еще не совершенен, и двум странам не хватает инструментов предотвращения рыночных рисков и достаточных механизмов обмена информацией и надзора».
С этой оценкой согласен профессор, академик РАН, руководитель центра азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, профессор Восточного института — Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета Виктор Ларин.
«Китайский бизнес и хотел бы инвестировать на Дальнем Востоке, но есть два препятствия: инвестиционный климат и незнание реальной ситуации в России вообще и в Приморье в частности. Пока опасения перевешивают энтузиазм», - комментирует он.
Не хватает инфраструктуры
При этом на последнем, 9-ом заседании Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству прозвучала информация о 65 инвестиционных проектах, включённых в перечень значимых по итогам 8-го заседания Комиссии, 19 были сданы в эксплуатацию, 30 находятся в стадии реализации.
«Российская сторона уделяет внимание проектам “Строительство Амурского газохимического комплекса”, “Поставка ледокольных судов-газовозов в рамках реализации проекта Арктик СПГ-2”, строительство газохимического и газоперерабатывающего заводов в районе п. Усть-Луга, “Освоение Баимского медно-порфирового месторождения”, “Строительство мостового перехода через реку Лена в районе г. Якутска” и выражает надежду, что обе стороны усилят взаимодействие», – следует из протокола заседания комиссии.
Среди значимых – проект по разработке Березовского железорудного месторождения и освоение Удоканского месторождения меди в Забайкальском крае, строительство горно-обогатительного комбината на Элегетском месторождении в Республике Тыва, разработка Таежного железорудного месторождения в Республике Саха.
Как отмечает Виктор Ларин, основной приток инвестиций из Китая поступает по линии межправительственных соглашений и связан в первую очередь с сырьевым сектором и строительством новой инфраструктуры, необходимой для обслуживания растущего грузооборота.
«Состояние инфраструктуры, пограничных переходов – это серьёзное препятствие для китайского бизнеса. Восточным соседям по-настоящему интересен выход к морю. Для отрезанных от морских путей Хэйлунцзяна, Цзилиня и Внутренней Монголии – это критически важно. Им даже выгодно транспортировать грузы с севера на юг не посредством железной дороги, а через наши порты. Но всё упирается в транспортные проблемы», – говорит он.
Руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков уверен, что инвестиции в транспортную инфраструктуру одни из самых перспективных для российско-китайского сотрудничества. Развиваться они будут, в том числе, в рамках трансконтинентальной политики и инвестиционной программы КНР «Один пояс и один путь», направленной на развитие транспортного сообщения и ускорение экономической интеграции стран, расположенных по пути исторического Шелкового пути.
Настоящим прорывом в этой связи можно считать открытие в июне 2022 года первого автомобильного моста между Россией и Китаем через реку Амур. Проект был реализован в рамках государственно-частного партнёрства двух стран, между компанией «Мост», учреждённой правительством Амурской области, и Хэйлунцзянской компанией, учреждённой правительством провинции Хэйлунцзян. Как отмечают в Евразийском банке развития, ранее такое трансграничное партнёрство практически не использовалось в Евразийском регионе, и успешный опыт позволяет его тиражировать на другие проекты. Сегодня ведётся речь о строительстве автомобильного моста в районе городов Благовещенск – Хэйхэ и трансграничной канатно-подвесной дороги через реку Амур между этими же городами.
В Китае есть свои ОЭЗ
«В России реализуются те крупные проекты, под которые есть твёрдые гарантии со стороны власти, федеральной или местной, плюс доверие к этой власти», — говорит Виктор Ларин.
Эксперт приводит пример знаменитого долгостроя – Амазарского ЦБК – как характеризующий риски зарубежных инвесторов на российском рынке. Резонансный российско-китайский проект обсуждался с 2003 года, в 2012 году открылась линия по переработке 100 тысяч кубометров древесины в год. Долгое время комбинат простаивал, копились долги перед сотрудниками. В 2019 году гонконгская компания Kiu Hung International Holdings Limited заявила, что выходит из проекта, который должен был создать 3 240 рабочих мест, дать мощный толчок развитию транспортной инфраструктуры и приносить около 4 млрд рублей ежегодно в казну региона. Заявление об уходе инвестор сделал на фоне пандемии, когда возникли проблемы, связанные с ковидными ограничениями и дефицитом рабочей силы. Позже власти Забайкальского края заявили о намерении возродить ЦБК.
И такой пример не единичен. В том числе стоит вспомнить опыт особых экономических зон на Дальнем Востоке, которые с 2009 по 2016 года принесли нулевой эффект и были ликвидированы за неэффективностью.
Однако многие эксперты уверены, что сегодня ситуация изменилась, и ДФО получил уникальный шанс, какого не получал никогда. В том числе на территории региона удалось создать эффективные преференциальные режимы – ТОРы и свободный порт Владивосток, который сегодня включён во внутренние перевозки Китая.
По данным КРДВ на начало 2023 года, только в Приморском крае 38 резидентов ТОРов и СПВ инвестируют в свои проекты 61 млрд рублей с привлечением китайских инвестиций. Объём вложенных средств в экономику региона составил 7 млрд рублей, 13 резидентов запустили предприятия в сферах строительства, сельского хозяйства, промышленности, деревообработки, производства автомобилей. Много это или мало? Если вспомнить, что в 2016 году инвестиции в Амазарский ЦБК оценивались в $500 млн, то цифра хотя и обнадёживающая, но пока не такая большая.
Совершенно очевидно, что требуется новый усовершенствованный преференциальный режим на приграничных территориях, который станет магнитом для китайских инвесторов. И на этот счёт региональное руководство имеет большие планы по созданию международной территории опережающего развития. Как сообщил Алексей Старичков, международная ТОР будет заточена специально под китайских инвесторов и повторит преференции особых экономических зон Китая.
Дело в том, что в Китае большое количество преференциальных режимов. Коммерческий директор компании «Энергия экспорта» Андрей Коваль рассказывает о важной составляющей китайского экономического чуда.
«Город Суйхфэньхэ совершил такой грандиозный скачок от маленькой деревни до преуспевающего торгового центра потому, что там действует режим "Ху Мао". Зона "Ху Мао" выделена для граждан Китая и включает приграничные территории, куда они могут завозить товары с минимальными налоговыми издержками – без уплаты пошлины и НДС», – рассказывает он.
Есть в Китае бондовые зоны, резиденты которых могут с большой выгодой хранить и перерабатывать товар, а потом продавать его на маркетплейсах, уплачивая в три раза меньше пошлины. Существуют в КНР и особые экономические зоны, позволяющие пользоваться преференциями по всей стране. Это – одна из главных причин, по которой надо очень постараться, чтобы китайский инвестор выбрал режим наибольшего благоприятствования за пределами своей страны, считает Виктор Ларин.
Инвесторам не хватает рабочих рук
В то же время практически в любой отрасли на Дальнем Востоке присутствуют китайские инвестиции. Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края Алексей Раченков рассказывает, что восточные соседи проявляют большой интерес к аграрному сектору региона. Самый крупный игрок на этом рынке – резидент ТОР «Михайловский», агропромышленная группа «Легендагро», принадлежащая китайской корпорации Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings (JBA). Холдинг выращивает рис, а также основные экспортные культуры сою и кукурузу в Хорольском муниципальном округе Приморья. Земельный банк «Легендагро» насчитывает более 4 000 гектаров. Группа реализует крупный проект строительства завода по переработке сои, рассчитанного на 240 000 тонн сырья в год и за время своего существования инвестировала в аграрно-промышленный комплекс Приморья порядка 1 млрд рублей.
Есть в регионе и другие китайские инвесторы – например, молочная ферма «Виктория» с китайскими инвестициями в Уссурийске, молочное предприятие «Дракон» и другие.
«На аграрном рынке большое количество разных ниш, где присутствуют китайские инвесторы. При этом основная проблема связана с отсутствием достаточного количества трудовых ресурсов. Если раньше такие предприятия были интересны ещё и с точки зрения привлечения иностранной рабочей силы, и это давало очень хороший результат, то сейчас политика правительства края направлена на сокращение трудовых мигрантов из-за рубежа», - говорит Алексей Раченков.
В региональном отделении «Опоры России» сообщили EastRussia, что после начала специальной военной операции дефицит «синих воротничков» на некоторых предприятиях достиг 43%. Отсутствие рабочих рук – одна из главных причин, которая мешает иностранным инвесторам развернуться на Дальнем Востоке. И в этой связи политику квотирования иностранной рабочей силы в регионе следует пересмотреть, считают эксперты.
Не хватает кадров и в лесопромышленном комплексе, который также вызывает повышенный интерес китайских инвесторов. По словам гендиректора Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса Павла Корчагина, восточные соседи заинтересованы в том, чтобы строить перерабатывающие мощности на дальневосточной земле. Один из самых масштабных примеров в отрасли – RFP, крупнейший лесопромышленный холдинг Дальнего Востока с фабриками в Амурском и Хабаровском крае. Предприятие объединяет группу технологически связанных компаний полного цикла: заготовку древесины, переработку и доставку продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ранее Российско-китайскому инвестиционному фонду (РКИФ, создан РФПИ и Китайской инвестиционной корпорацией) принадлежало 42% акционерного капитала холдинга, но в 2021 году контролирующим владельцем стала японская Iida Group заплатившая порядка $525 млн за долю 75%.
Китай не первый
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономики и управления ВГУЭС, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС Александр Латкин рассказывает, что введённые Россией ограничения на экспорт круглого леса стимулируют инвесторов вкладываться в перерабатывающие мощности на территории Приморья. При этом и Япония, и Китай стараются экономить свои лесные ресурсы.
Собеседник отмечает, что вопреки стереотипам Китай вовсе не является лидером по объёмам инвестиций в частности, в Приморском крае. Он только движется к вершине этого рейтинга.
«До принятия крупных антироссийских санкций и особенно до начала специальной военной операции Китай был далеко не первым по объёмам инвестиций в Приморье. Хотя разговоров велось много, после того, как подводились очередные итоги года, выяснялось, что гораздо больше в регион инвестировала Южная Корея. При этом китайский капитал и китайские инвестиции – разные понятия. Когда мы говорим о предприятии «Легендагро», то имеем вводу инвестиции. Когда говорим о большом количестве китайцев с огромными сбережениями на Дальнем Востоке, то имеем ввиду капитал. Только в нашем вузе учатся 200 студентов из Китая. Многие китайцы держат здесь рестораны, кафе и гостиницы», - рассказывает Александр Латкин.
По его словам, китайских инвесторов особенно интересует земельный банк. Часто предприниматели из КНР изъявляют желание приобрести десятки тысяч гектаров в любом районе Приморья, желательно, ближе к границе. Спросом пользуются Ханкайская низменность, Спасский муниципальный округ, Михайловский, Надеждинский районы.
«Многие инвесторы настроены приобретать земельные участки в собственность, но российская Конституция им такого права не даёт. С точки зрения прописных истин в этой части всё хорошо. Существует большое количество нормативно-правовых актов, защищающих национальные интересы. Они не позволяют китайскому гражданину просто так приобрести земельный участок, какое-либо здание или сооружение в государственной собственности», - говорит Александр Латкин.
Однако китайские соседи используют обходные пути, чтобы свободно заниматься аграрным бизнесом на дальневосточных гектарах. По одной из таких схем на гражданина РФ оформляется крестьянско-фермерское хозяйство, в долгосрочную аренду ему передают землю, где вскоре разворачивают бурную деятельность китайские предприниматели. И это, акцентирует Александр Латкин, устойчивая тенденция. Соответственно, статистика присутствия китайских инвестиций в аграрном секторе уходит в теневую экономику, и привести точные цифры крайне затруднительно.
Китай не скупил Дальний Восток
Широко распространённый стереотип о том, что Китай скупил весь Дальний Восток, не соответствует действительности, подчёркивают эксперты. Напротив, самые крупные китайские инвестиции сосредоточены за пределами макрорегиона, и даже один из крупнейших инвестиционных проектов по машиностроению китайский автоконцерн Great Wall реализует в Тульской области. А крупнейшие проекты с участием китайских инвесторов на российском рынке реализуются в Сибири. По данным РСПП, это «Ямал СПГ» с совокупным объёмом инвестиций порядка 20 $млрд (около 30% контролируют китайская CNPC и Фонд шёлкового пути) и нефтехимическая компания «Сибур», где 20% поделили Sinopec и Фонд Шёлкового пути.
В то же время уход с российского рынка ряда иностранных инвесторов и жёсткая санкционная политика недружественных стран открывают дорогу китайским инвестициям в самых разных отраслях. Так, после введения Японией с 9 августа ограничений на экспорт в Россию гибридных автомобилей и машин с объёмом двигателя более 1,9 литров прогнозируется, что в ДФО будет укреплять позиции китайский автопром. А задача регионального руководства, по словам экспертов, создавать условия для притока инвестиций. Это и строительство новой инфраструктуры, и снижение бюрократических барьеров для инвесторов, и содействие в привлечении рабочей силы, и создание новых инструментов предотвращения рыночных рисков, обмена информацией и надзора.
На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.
За пять месяцев товарообмен между РФ и Китаем вырос на 40,7% к аналогичному периоду 2022 года и составил $93,8 млрд, сообщил на ПМЭФ-2023 посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Весомая доля в общем объеме торговли по-прежнему приходится на топливно-энергетический сектор. Энергетика – важнейшая компонента в торговых отношениях соседей, говорит председатель совета директоров China National Chemical Engineering Дай Хэгэнь, она открывает долгосрочные перспективы и способствует развитию таких направлений промышленности, как например, химическая.
Между тем вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко считает, что со временем нефть и газ уйдут на периферию товарооборота между странами. Поэтому уже сейчас необходимо работать над получением альтернативных источников энергии, как водород, а также осваивать высокие технологии в иных сферах экономики.
«Следующий этап, который будет явно наблюдаться – это формирование совместных производств, где не только организуется сборка, инжениринг, но и ведутся совместно разработки продуктов. При этом будем руководствоваться нашими национальными программами», – в свою очередь подчеркнул замглавы Минпромторга Алексей Груздев.
Традиционно тесная кооперация наблюдается в логистике. Как отметил председатель совета директоров группы FESCO Андрей Северилов, на фоне стагнации отношений с Южной Кореей и Японией расширяется сеть внешнеторговых маршрутов с КНР. В настоящее время морская линия China Express соединяет Владивосток уже с десятью китайскими портами: Яньтянь, Наньша, Сямынь, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Ричжао, Ксинганг, Ляньюньган и Далянь. Сервис обслуживают шесть судов общей контейнерной вместимостью 10 тыс. TEU.
Устойчивые транспортные сообщения должны выстраиваться и на сухопутных направлениях. Сейчас FESCO строит контейнерный терминал у мостового погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян (пока через мост перевозится исключительно российский уголь и железная руда). «Мы будем рады гарантировать нашим китайским партнерам, российскому бизнесу, что начиная с 2024 года у нас будет полноценно сформированный контейнерный терминал и возможность перевалки достаточно большого объема контейнерных грузов по новому маршруту, о значимости которого говорили оба лидера соседних государств», – заявил Андрей Северилов.
Особенности питания
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков призывает сконцентрироваться на двух направлениях, которые представляют серьезный потенциал для сотрудничества. Это туристические, гуманитарные и научные связи, а также обмен продовольствием, включая сельхозпродукцию.
Несмотря на то, что власти КНР жестко регулируют импорт продуктов питания, за последние 5 лет их ввоз из России значительно вырос. В настоящее время свыше 3 тыс. компаний из РФ, экспортирующих товары пищевой промышленности, зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР.
«Мы все помним, как председатель Си уезжал из Владивостока с коробкой мороженого в подарок. Как минимум приграничные производители этого вкусного продукта на Дальнем Востоке ощутили импульс. Это маленький пример, но он является символом того огромного потенциала, который может быть», – сказал глава Минвостокразвития.
Ведущую роль в экспорте продовольствия в КНР играет рыба. После пандемии активизировались прямые поставки российской рыбной продукции. В I квартале 2023 года объем отправок морепродуктов в Китай составил $553 млн, что выше соответствующего уровня 2022 года на 78%. При этом основная доля поставок приходится на сырец: 74% объема экспорта в январе-марте занял мороженый минтай, еще 8% – сельдь.
Другая важная статья продуктового экспорта – мясо птицы (курицы, индейки). Ввоз этого продукта в КНР из России был разрешен в 2019 году. В 2021 году в Китай экспортировано 119,4 тыс. т мяса курицы, в 2022-м – 126,6 тыс. т.
«60% экспорта составляет весьма специфический продукт, который в принципе не пользуется популярностью на российском рынке, а именно куриные лапы. Это является деликатесом, фактически черной икрой для всех китайцев. С одной стороны, это очень здорово, поскольку в России этот продукт не стоит ничего, где продать его проблематично, в основном он идет на переработку в корма для животных», – рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «ТД “Черкизово”» Наталья Бартновская.
С другой стороны, из-за местных кулинарных предпочтений широкого ассортимента продукции российские экспортеры птицы в Китай не поставляют (практически остальная доля экспорта курицы – части крыла). «То есть мы достигли своего пика, а другие продукты Китай практически не импортирует», – уточнила менеджер.
Уроки логистики
Вместе с тем при расширении присутствия на китайском рынке российские поставщики сталкиваются со сложностями логистики и дистрибуции. Так, себестоимость продукции для местного ритейла возрастает в разы, в том числе за счет упаковки, дополнительных логистических операций и т.п. Несмотря на неоднократные оптимизации, доставка в торговые сети Китая оказывается втрое дороже по сравнению с отгрузками сырья, говорит Наталья Бартновская.
Канал ритейла, который считается более высокодоходным, чем сырьевые продажи, становится менее прибыльным. «В ритейле выходила цена космическая, поэтому никто не покупал наш шоколад в Гуаньчжоу. Шоколадка становилась по цене как швейцарский шоколад, но российский и швейцарский шоколад по-разному воспринимается потребителями», – рассказала генеральный директор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева. Требует расширения география экспорта. Сегодня львиная доля продуктового импорта из РФ направляется морем в прибрежные провинции Китая, где расположены крупные порты. Там выстроена основная логистическая инфраструктура для приема импортных товаров. Кроме того, в приморских регионах КНР сосредоточены крупные экономические зоны, где на местных производствах может происходить дальнейшая переработка пищевого продукта.
Покупателей из других провинций не так много из-за сложных схем завоза продукции через сухопутную границу. «Мы заинтересованы, чтобы развивался экспорт железнодорожным транспортом. К сожалению, на китайской стороне санитарно-логистическая инфраструктура еще очень плохо развита, и клиенты не готовы принимать груз по сухопутным маршрутам», – сетует Наталья Бартновская.
Если бы решена была данная проблема, это стало большим подспорьем для российских экспортеров. «Это дешевле, быстрее, интересно как китайцам, так и россиянам», – заключила менеджер.