Дальний Восток: государственные амбиции и реальное качество жизни
Лаборатория математических методов политического анализа и прогнозирования МГУ оценила качество жизни населения российских регионов и то, каким образом оно менялось с 2006 по 2012 год. Значительное внимание в ходе этого исследования по просьбе EastRussia.ru уделялось Дальнему Востоку – региону, который государство устами своих первых лиц провозгласило приоритетным в региональной стратегии развития страны.
В государствах Европы, сравнительно небольших по площади и более-менее однородных в климатическом, экономическом, этническом и социальном плане, индекс качества жизни обычно вычисляется применительно ко всей стране. В России нельзя не учитывать огромные размеры государства и значительные диспропорции между отдельными его частями. Поэтому расчет ведется для отдельных регионов по единой методике, после чего исследуется сравнение региональных показателей между собой, а также динамика развития.
Качество жизни и уровень жизни - понятия разные, в первую очередь по своей «объемности». Уровень жизни – это показатель, отражающий благосостояние населения (уровень доходов, возможность удовлетворения базовых потребностей граждан в еде, жилье, лекарствах и т.д.). Качество жизни – гораздо более широкое понятие, которое включает в себя не только материальное благополучие людей, но и возможности доступа к качественному здравоохранению, соцобеспечению, транспорту, связи и коммуникациям, культурной деятельности и пр.).
Ученые из МГУ в своем исследовании оценивали качество жизни регионов РФ, достигнутое к 2012 году, и то, как оно менялось с 2006 год по 2012 год. Выводы базировались исключительно на официальных данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Это позволяло с максимальной объективностью оценить и сравнить эффективность деятельности региональных администраций и политической системы России в целом. И хотя самоощущение граждан и экспертные оценки служат важнейшими индикаторами оценки качества жизни, в данном случае они бы несколько исказили реальную картину именно в силу своей неизбежной субъективности и взаимосвязи с политическими кампаниями или процессами.
Исследователи включили в итоговый индекс качества жизни интегрированные данные по пяти тематическим блокам: безопасность личности (число убийств на 100 тысяч населения), жилищные условия граждан (в том числе удельный вес общей жилой площади, оборудованной водопроводом; удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя); социальная сфера (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; индекс Джини; уровень безработицы по методологии МОТ); здоровье населения (уровень младенческой смертности; средняя ожидаемая продолжительность жизни) и экология (количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на душу населения). Оценивалось и то, как менялся в различных регионах показатель качества жизни с течением времени. Это позволяло выявить, в каких регионах модель развития оказалась более или менее успешной.
Регионов с оптимальным типом развития качества жизни в России (оценка «5» по пятибалльной шкале) было выявлено всего 8, из них по одному (Ненецкому АО) явно недоставало статистических данных для построения качественной модели. На Дальнем Востоке два отличника – Магаданская область и Республика Саха (Якутия). В 62 субъектах РФ дела шли «на четверку» и наблюдалось замедление темпов развития. «Троечники» (их оказалось 13) сбавили темпы в последние два года и в некоторых случаях демонстрировали неустойчивость развития – от временных успехов к спадам и обратно. Впрочем, снижение качества жизни катастрофическим не было. «Двоечников» среди российский регионов в последние годы, к счастью, выявлено не было.
В число аутсайдеров и на дальневосточном, и на общероссийском фоне попали Амурская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская АО и Чукотский АО. В 2012 году они занимают места с 77 по 81 и являются одними из самых проблемных регионов в масштабах страны. Достаточно наглядно это видно при сравнении конкретных индексов качества жизни (см. таблицу).
Уровень
КЖ 2011 | Уровень
КЖ 2012 | Ранг
КЖ 2011 | Ранг
КЖ 2012 | Оценка динамики
развития | |
Сахалинская область | 0,86 | 0,86 | 47 | 47 | 4 |
Магаданская область | 0,86 | 0,86 | 49 | 48 | 5 |
Камчатский край | 0,85 | 0,85 | 54 | 55 | 3 |
Приморский край | 0,82 | 0,82 | 64 | 63 | 4 |
Хабаровский край | 0,80 | 0,81 | 68 | 64 | 4 |
Амурская область | 0,72 | 0,71 | 76 | 77 | 4 |
Республика Саха (Якутия) | 0,71 | 0,70 | 77 | 78 | 5 |
Еврейская АО | 0,66 | 0,67 | 79 | 79 | 4 |
Чукотский авт.округ | 0,74 | 0,62 | 74 | 81 | 4 (неустойч. развитие) |
В то же время обнадеживают показатели динамики развития дальневосточных территорий. По темпам своего развития регион опережает Россию в целом – в этом смысле федеральные ресурсы и программы все-таки, видимо, «работают» (см. рисунок).
· развитие части территорий очень нестабильно, причем это самые проблемные регионы, такие как Чукотка и Еврейская АО.
· Начались стагнационные процессы в Якутии и Амурской области, которым еще довольно далеко даже до среднероссийского уровня. Нет никаких гарантий того, что в ближайшем будущем они смогут удержать хорошую динамику развития.
· Негативные тенденции проявляются и в «группе лидеров», причем особенно тревожно выглядит Камчатский край. С одной стороны, явно обозначилась стагнация, с другой - резкий провал в кризисный 2009 год свидетельствует о системной неустойчивости модели развития.
Безопасность | ЖКХ | Социальная
сфера | Здраво-
охранение | Экология | |
Сахалинская область | 64 | 32 | 59 | 56 | 63 |
Магаданская область | 61 | 11 | 42 | 72 | 65 |
Камчатский край | 54 | 8 | 43 | 75 | 50 |
Приморский край | 68 | 55 | 48 | 71 | 49 |
Хабаровский край | 72 | 33 | 40 | 76 | 43 |
Амурская область | 76 | 73 | 46 | 79 | 60 |
Республика Саха (Якутия) | 75 | 80 | 71 | 67 | 62 |
Еврейская АО | 77 | 74 | 58 | 80 | 59 |
Чукотский авт.округ | 78 | 5 | 32 | 82 | 75 |
Все эти факторы, заключают авторы исследования, показывают, что на сегодня Дальний Восток так и не совершил «рывка», который от него ждут, и остается на российском фоне «периферией» и «провинцией». Внутри этого округа четко видны различия между регионами-лидерами и аутсайдерами. Однако и те, кто сейчас демонстрирует относительно благополучные результаты, в любой момент рискуют откатиться назад: развитие крайне неустойчиво, вполне возможно усиление стагнационных процессов, что неизбежно ухудшит общее качество жизни граждан.
Лидеры и аутсайдеры по качеству жизни в 2012 г.
Качество
жизни 2012 | Ранг 2012 | Качество
жизни 2012 | Ранг 2012 | ||
г. Санкт-Петербург | 1,00 | 1 | Ненецкий АО | 0,75 | 73 |
Калининградская область | 0,96 | 2 | Респ. Дагестан | 0,75 | 74 |
Республика Татарстан | 0,95 | 3 | Респ. Алтай | 0,74 | 75 |
Белгородская область | 0,95 | 4 | Забайкальский край | 0,72 | 76 |
Мурманская область | 0,94 | 5 | Амурская область | 0,71 | 77 |
г. Москва | 0,94 | 6 | Респ. Саха (Якутия) | 0,70 | 78 |
Московская область | 0,94 | 7 | Еврейская АО | 0,67 | 79 |
Воронежская область | 0,93 | 8 | Респ. Ингушетия | 0,62 | 80 |
Липецкая область | 0,93 | 9 | Чукотский АО | 0,62 | 81 |
Респ. Северная Осетия-Алания | 0,93 | 10 | Респ. Тыва | 0,37 | 82 |
Россия | 0,85 | 0,85 |