Вопреки расхожему мнению об ограниченности политического диалога Москвы и Токио только территориальным спором, взаимодействие выстраивается по широкому спектру вопросов и в последнее время развивается в свете меняющихся глобальной и региональной ситуаций. Крайне показательно, что в Брюсселе на встрече «Большой семерки» в июне 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетовал на отсутствие Владимира Путина и выразил надежду на то, что Россия будет участвовать в решении важнейших мировых вопросов, тогда как Страна восходящего солнца, в свою очередь, нацелена на продолжение конструктивного диалога с Россией. Вероятно, российско-японские отношения продолжат выстраиваться в этой связи в двустороннем формате, в том числе по схеме «2+2» – встреча министров обороны и иностранных дел двух стран.
В начале ноября 2013 года состоялся первый раунд межминистерских консультаций в новом формате согласно личной договоренности, достигнутой между президентом РФ Владимиром Путиным и японским премьер-министром Синдзо Абэ в апреле того же года. Как отметил глава российского МИД Сергей Лавров, «в решении наших лидеров отразилось их стремление придать российско-японским отношениям характер стратегического партнерства, укрепить взаимное доверие, расширить сотрудничество по вопросам глобальной и региональной безопасности». Стоит отметить, что идея провести переговоры в данном формате была предложена японской стороной, до этого Токио практиковал подобные встречи только с Вашингтоном и Канберрой. Глава японского МИД Фумио Кисида между тем заметил, что «в японской политике в сфере безопасности по-прежнему главное место занимает японо-американский союз, тем не менее углубление сотрудничества в сфере безопасности между Японией и Россией как главными игроками Восточной Азии внесет вклад в дела стабильности региона».
Интересен и один протокольный момент: японский премьер Синдзо Абэ принял российских министров Сергея Шойгу и Сергея Лаврова в выходной день в своей частной резиденции. Это свидетельствует о крайне высокой заинтересованности главы японского правительства в развитии всестороннего политического диалога с Россией. Как видится, равноценное и полновесное обсуждение с РФ вопросов регионального и глобального характеров, включая аспекты безопасности, существенно повышает внешнеполитический имидж Японии как ответственной «средней державы», проводящей сдержанную внешнюю политику. Кроме того, благожелательный тон двусторонних отношений существенно затрудняет и дестабилизационные действия Пекина в Восточно-Китайском море.
В конце апреля 2014 года во время своего азиатского турне президент США Барак Обама посетил Токио. Одним из главных заявлений стало подтверждение Вашингтоном обязательств по защите Токио в конфронтации с Пекином относительно спорных островов, которые «управляются японской стороной». Помимо этого, американский президент поторопил японского премьера с полноценным вступлением в Транстихоокеанское партнерство, отметив отсутствие прогресса японской стороны в урегулировании тарифов и предоставлении доступа к авторынку. Конечно, обсуждалась и ситуация вокруг Украины, которой в повестке было отведено времени больше, чем даже Северной Корее. Синдзо Абэ поспешил отметить, что японо-американский альянс надежен как никогда…
В конце июля Токио объявил о введении дополнительных санкций в отношении России: предполагается замораживание активов лиц и организаций, «непосредственно причастных к присоединению Крыма к России и к дестабилизации ситуации на востоке Украины», введены ограничения на импорт крымских товаров. Российский МИД считает решение Японии основанным на ошибочном представлении о причинах происходящего на Украине, более того, оно свидетельствует о несамостоятельной политике страны. 22 августа заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов вручил послу Японии в России Тикахито Хараде список японских подданных, в отношении которых введены ограничения на въезд в нашу страну в порядке ответной меры.
Любопытно, что далеко не все японцы поддерживают официальную позицию Токио. Существует даже мнение, что настало время «бунта» Токио против Вашингтона, поскольку движение в русле американской политики оборачивается существенными экономическими и репутационными потерями. Однако, несмотря на очевидную пользу партнерских отношений с Россией, Япония пока не может пренебречь альянсом с США, в первую очередь ввиду наличия китайской угрозы.
Стабильно высокой остается и динамика поступления японских инвестиций в российскую экономику. В 2013 году накопленные инвестиции превысили 12 млрд долларов.
За последние два года существенно улучшился и климат межрегионального сотрудничества. Так, в 2012 году внешнеторговый оборот Приморского края с Японией составил 885 млн долларов, а в 2013-м уже превысил 1,87 млрд, инвестиции за год выросли с 14 млн долларов до 1 млрд!
Существуют мнения, что наметившаяся тенденция на постепенное снятие Японией ограничений на экономическое сотрудничество с Россией, особенно с ее дальневосточными регионами, включая инвестиционную деятельность, затухнет ввиду ужесточения санкционной политики в отношении нашей страны со стороны США и их союзников. Вместе с тем японские представители фактически предлагают отделить экономические вопросы от политических, тем более связанных с событиями на Украине.
В целом можно констатировать, что Япония сегодня стоит перед историческим выбором: быть ей самостоятельной, ответственной «средней державой», играющей важную роль в решении региональных и глобальных вопросов, или же оставаться в орбите США. Сегодня действительно рано говорить о сломе американо-японского военного альянса, хотя, учитывая характер развития Сил самообороны Японии и движение за пересмотр толкований Конституции, тенденция наметилась. Однако Токио вполне имеет право самостоятельно формировать повестку двусторонних отношений и определять их формат, о чем свидетельствует значительный прогресс в российско-японском взаимодействии за последние два года ввиду очевидной необходимости сближения двух стран в новых геополитических условиях.