Китайская кинофантастика начинает претендовать на мировое лидерство
За последние 2-3 года китайская кинофантастика совершила мощный рывок вперед и стала вполне успешно конкурировать с голливудскими фантастическими кинолентами, не уступая им ни по зрелищности, ни по увлекательности сюжета
Сегодня отношение к фантастике в корне изменилось, и прежде всего – к самой сложной разновидности жанра, к научной фантастике – Science Fiction. Появились киноленты, в которых, сохраняя присущую жанру НФ зрелищность, добавляют к контенту этого кино проблемность и порой острую социальную направленность и актуальность. Это стало возможным благодаря тому, что китайский кинематограф повзрослел, отточил мастерство и получил великолепную литературную базу – романы и повести писателя Лю Цысиня, которые показали, что китайская фантастика вполне сформировалась и научилась искать ответы на общечеловеческие вопросы. А выпуск в прокат фильмов, снятых по произведениям знаменитого писателя, стали событием в мировом кинематографе.
В 2019 году на экраны вышел фантастический блокбастер «Блуждающая», или «Странствующая Земля». Картина оказалась коммерчески выгодной и заслуженно вошла в двадцатку самых прибыльных кинолент мира. Успех ей принесла качественная основа сценария (фильм снят по популярной повести Лю Цысиня), масштабная работа операторов и специалистов по графике (в Китае лента вышла в формате IMAX 3D) и невероятные космические пейзажи.
Постер фильма «Блуждающая планета»
По сюжету книги и фильма, в недалеком будущем Солнце после ряда катастроф грозит взорваться и уничтожить нашу планету. Объединенное человечество решает претворить в жизнь план по оснащению Земли двигателями, способными отвести планету на безопасное расстояние. И это удается, но на пути встает Юпитер, поймавший Землю в свою гравитационную ловушку. Вырваться из ловушки помогает слаженная и дружная работа китайского и российского астронавтов. Впечатляющая фантастика для любителей космических полетов!
Киноленту отличают увлекательный сюжет и великолепные спецэффекты. Она привлекла внимание миллионов кинозрителей, которые теперь с нетерпением ждут выхода на экраны мира научно-фантастического цикла, который снимается китайскими кинематографистами по романам Лю Цысиня «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти». В них поднимаются острые социальные, философские и научные проблемы современности. Китайская кинофантастика все чаще и увереннее обращается к темам, вокруг которых спорят ученые и писатели-фантасты.
Научная фантастика, как в литературе, так и в кино, – весьма специфический жанр, который позволяет научно-художественными средствами моделировать будущее и новые миры. Фантастика не только развлекает, но нередко и предостерегает, и в этом смысле китайские фантасты не столько описывают светлое будущее, сколько предупреждают, что новые технологии могут не только обеспечить благополучие в будущем, но и разрушить это будущее.
Будущее формируется сегодня
В 2019 году на киноэкраны вышла фантастическая кинодрама молодого режиссера Жэнь Вэня «Последний рассвет», в которой рассказывается история внезапного заката человеческой цивилизации из-за хищнической эксплуатации энергетических ресурсов. Действие происходит в недалеком будущем, когда человечество овладело технологией аккумулирования и использования солнечной энергии. Из-за безудержного поглощения солнечной энергии «во благо человечества» солнце стало разрушаться, погасло, и Земля погрузилась во мрак вечной ночи.
Создатели ленты не стали превращать фильм в кошмарную кинокартину о насилии в борьбе на выживание, не захотели демонстрировать ужасы деградации обезумевшего человечества. Киноистория получилась очень спокойной, почти камерной. Герои картины путешествуют в вечной ночи по стране и ведут спокойные разговоры о недавнем прошлом и ближайшем будущем. Никакой тревоги, никакого страха перед неизвестностью.
Постер фильма «Последний рассвет»
Единственное, о чем они сожалеют, это невозможность подключиться к интернету, войти в любимую социальную сеть и пообщаться с друзьями. Общаться вживую они давно уже разучились. Главную героиню по-настоящему беспокоит только невозможность делать покупки в ТаоБао – самом популярном интернет-магазине современного Китая.
Героев отличает индифферентность и безразличие, а также наивная вера в то, что какой-нибудь умный человек придумает способ вернуть свет в мир, застрявший во мраке бесконечной ночи. Авторы фильма, предупреждая о нежелательном гипотетическом грядущем, одновременно призывают уже сегодня начинать исправлять ситуацию. Прислушаются ли к ним – на этот счет остаются сомнения.
В 2018 году в прокат вышла китайская лента «Почти человек», посвященная теме создания роботов и тем опасностям, которые несет для людей робототехника. Сегодня создание роботов и искусственного интеллекта стало повальным увлечением, начиная от школьников и кончая солидными учеными дядями. Несколько десятилетий назад американский ученый и писатель Айзек Азимов придумал т. н. «Три закона робототехники», которые до сих пор вызывают ожесточенные споры и дискуссии. Люди спорят по вопросу, а все ли предусмотрел Азимов, когда формулировал свои «Законы»? Ответ на вопрос весьма актуален, принимая во внимание то обстоятельство, что роботостроение ведется во всех развитых странах, а также ведутся активные исследования по созданию искусственного интеллекта.
В этих условиях законы Азимова приобретают особую важность, с точки зрения обеспечения безопасности для человека. Три закона робототехники гласят: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам».
Фильм «Почти человек» разрушает логику Азимова простейшим допущением из жизни: что произойдет, если робот, подобно человеку, обретет эмоциональность и чувственное восприятие мира. К тому же – что произойдет, если робот почувствует себя женщиной, влюбленной, но отвергнутой? При таких условиях логика трех законов легко рассыпается, и робот-женщина может начать мстить окружающим. Китайская научная кинофантастика поднимает и другие парадоксальные проблемы, в том числе – развития общества будущего.
Будущее, которое пугает
В 2018 году состоялась мировая премьера странного научно-фантастического фильма «Планета зверей» молодого режиссера Хань Яня, снятого по собственному сценарию. Фильм выполнен в непривычном для китайского кино жанре авангардистской футуристической кинофантастики. Китайское артхаусное кино не пользуется спросом на международном кинорынке, но этот фильм неожиданно прорвался в международный прокат. Более того, его кассовые сборы в мире составили 75 миллионов долларов, – весьма неплохой результат для авангардного кино неизвестного молодого автора.
Картина даже попала в российский кинопрокат, что весьма показательно, ибо все последние годы российские прокатчики упорно приучали россиян к китайским и гонконгским лентам о боевых искусствах. «Планета зверей» же не имеет ничего общего с этими лентами.
Это история молодого человека, жалкого актера-неудачника, исполнителя роли клоуна, которого обманывают лучшие друзья и который живет в странном будущем, где властвуют транснациональные корпорации и финансовые олигархи, где царят эмоциональная и интеллектуальная нищета и забвение национальной идентичности. Этот странный мир, судя по репликам героев киноленты, сформировался под воздействием идей построения передовой рыночной экономики.
Главный герой по имени Чжэн Кайсы, задолжав из-за предательства друзей гигантскую сумму денег кредитному Банку и потеряв квартиру матери, попадает на таинственный корабль под названием «Предназначение», или «Судьба». На борту корабля собраны многочисленные должники упомянутого Банка, а командует судном олигарх, владелец Банка, некий мистер Андерсон в исполнении Майкла Дугласа. У него безумный взгляд и крючковатый нос, и этот герой подозрительно похож на карикатуру дядюшки Сэма в изображении известных советских художников-сатириков Кукрыниксов.
На корабле можно встретить людей со всего мира, даже русских. Мистер Андерсон предлагает всем желающим сыграть в камень-ножницы-бумагу. На кону – списание всех долгов, проигравший же отправляется в трюм, в лабораторию, где проводят генетические эксперименты над людьми.
Господин Андерсон поучает героев фильма: «Людьми руководит жадность – такова человеческая природа. Чтобы защитить себя, надо устранить конкурента».
Чжэн Кайсы решает бросить вызов заокеанскому Гуру и, благодаря природной смекалке и острому уму, покидает борт «Предназначения» победителем. Во время встречи с любимой девушкой Чжэн Кайсы говорит ей: «Я завершил свою гонку. Я сохранил свою веру. Жизнь продолжается. Я по-прежнему клоун. И я все еще сумасшедший в их глазах, но теперь мне на это наплевать».
Авторы ленты призывают нас помнить о свои корнях, не забывать о своей идентичности, ибо только это поможет выстоять в будущем, если в нем возобладают чуждая философия и живодерские законы. Любое государство и общество сильны своими традициями и исторической памятью – такова простая, но совершенно понятная философия этого авангардного кинофильма.
Несколько иной взгляд на будущее предлагает нам молодой кинопостановщик Чжан Паньпань. Он выпустил самую ожидаемую китайскую фантастическую кинокартину «Задача трех тел», которая снята по одноименному роману знаменитого писателя-фантаста Лю Цысиня, одного из немногих лауреатов самой престижной премии американских любителей фантастики – Хьюго.
Ныне Лю Цысинь стал звездой фантастики мирового уровня. Его роман «Задача трех тел» вышел на английском языке и сразу занял верхние строчки в списках самых читаемых НФ произведений. К обязательному прочтению его рекомендовали президент Барак Обама и Марк Цукерберг. А Фонд развития демократии немедленно включил имя писателя в список китайских ЛОМов – лидеров общественного мнения. Авось, пригодится в борьбе с коммунистами! Не пригодилось.
В 2021 году американские конгрессмены обрушились на китайского фантаста с критикой за его, якобы, поддержку притеснения уйгуров коммунистами. Конгрессмены даже призвали американских кинематографистов отказаться от экранизации его произведений, а компанию «Амазон» – от создания высокобюджетного телесериала по романам «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти», повествующим о столкновении земной и инопланетной цивилизаций.
Прошлое и настоящее определяют будущее
Вышеупомянутый роман и одноименный фильм «Задача трех тел» начинается со знакомых каждому китайцу сцен, в которых толпы фанатично кричащих людей размахивают красными книжицами с цитатами Председателя Мао, а также со сцен расправы над противниками «великого кормчего» в годы «культурной революции». Главная героиня, молодая астрофизик Е Вэньцзе, пережила тяжелейший стресс: хунвэйбины – «красные охранники» из числа студентов Пекинского университета – на ее глазах убили ее отца, профессора астрономии этого же учебного заведения.
Вскоре после трагических событий Е Вэньцзе приглашают участвовать в уникальном международном эксперименте по установлению контакта с внеземной цивилизацией. Эксперимент удается. Параллельно девушка-астрофизик работает над новым волновым оружием.
Постер фильма «Задача трех тел»
Инопланетяне сообщают, что они существуют в замкнутой системе трех солнц, и в силу особых астрофизических условий их планета каждые 6-8 столетий подвергается дегидрации, и цивилизация сгорает в пламени трех солнц. Е Вэньцзе вступает в диалог с далекими инопланетянами. Те умоляют девушку прекратить контакт с ними и по какой-то лишь им известной причине не сообщать им координаты Земли и Солнечной системы.
Одновременно на Земле начинают бесследно исчезать ведущие ученые. Между тем, Е Вэньзе находит хунвэйбинок, виновных в гибели ее отца. Фанатичные революционерки совершенно не раскаиваются в содеянном, мол, время было такое! Потрясенная Е Вэньцзе решает, что такие люди не имеют права жить и совершает страшный проступок. Движимая местью, она все-таки сообщает чужой цивилизации координаты Солнечной системы. Забвение человечности ведет к предательству человечества – именно к такой мысли подталкивают нас Лю Цысинь и создатели кинофильма.
Попутно выясняется, что эта далекая инопланетная цивилизация, подобно саранче, мигрирует по Галактике в поисках звездных систем, богатых ресурсами, затем захватывает их, пожирает ресурсы и движется дальше. Теперь земляне вынуждены готовиться к отражению инопланетной агрессии, а Е Вэньцзе – исправлять страшную ошибку. Да, звездная война начнется, и авторы предложат свою визуальную интерпретацию космических сражений, которая будет отличаться от битв в сериале «Звездные войны» Джорджа Лукаса, к которым мы привыкли.
Выяснится еще одна особенность фантастического творчества китайского писателя и сценариста. Лю Цысинь регулярно обращается к теме российско-китайского космического сотрудничества. Вот и в этом фильме на экране неожиданно возникнет человек, очень похожий на Олега Меньшикова в роли полковника Лебедева из ленты Федора Бондарчука «Притяжение», но уже – в форме командующего ВКС России. Действуя сообща, русские и китайцы отразят вторжение космической «саранчи» и снова спасут человечество. В первый раз они сделали это в киноленте «Блуждающая Земля», также снятой по сценарию Лю Цысиня.
Александр Исаев к.и.н., ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН