Статус вольного порта даст Владивостоку конкурентное преимущество перед иностранными «коллегами»
Порто-франко: ретроспектива
Статус вольного порта, пользующегося правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров для Владивостока не нов - он действовал здесь с 1861 по 1909 годы и стал мощным стимулом развития «ворот России на Тихом океане».
«Основными предпосылками развития и создания этого статуса еще в царской России была невозможность быстрой доставки на Дальний Восток товаров для местного населения, - рассказал директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, профессор Александр Латкин. - Тогда царская Россия стремилась закрепить население здесь, вводя режим свободного порта или порто-франко. Например на Камчатке, для того, чтобы иностранные пароходы, в том числе из Америки, заходили, разгружались и тут же продавали все свои товары без пошлин. Действовал упрощенный режим пограничного досмотра».
С появлением и развитием железной дороги необходимость закреплять население в регионе таким образом отпала, и введенные режимы были отменены.
Сейчас чтобы развить российский Дальний Восток, вновь предлагается сделать Владивосток свободным портом. По словам вице-премьера, полпреда в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, это создаст во Владивостоке привлекательные условия для захода судов и поможет развитию экономики. Сегодня разрабатывается концепция свободного порта, и уже звучат достаточно яркие предложения.
Первый вице-губернатор Приморского края по вопросам финансов, промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса, управления природными ресурсами, охраны окружающей среды, лесного хозяйства, международного сотрудничества, земельных и имущественных отношений Василий Усольцев считает, что «в свободный порт должна войти, как минимум, территория Владивостокской агломерации, Хасанский район и территория до Находки – то есть фактически весь юг Приморья. В этом случае регион ждет действительно «взрывное» развитие».
Замминистра Минвостокразвития Александр Осипов в интервью деловому изданию «Золотой рог» также высказал мнение, что «режим «свободного порта» должен охватывать максимальную часть побережья края: и где уже созданы входные морские пути, и где могут быть построены новые порты. Звучит мнение, что ставку нужно делать на строительство именно новых портовых мощностей».
Как у них
Задачу, стоящую перед руководителями, мог бы значительно облегчить чужой опыт. Однако пока в России, да и в мире, нет портов, работающих в аналогичном режиме.
«У нас сейчас в мире, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нет опыта такого режима. Есть использование его элементов, - прокомментировал Александр Латкин. - Например, порты Пусан и Гонконг. В Пусане организовали огороженный забором склад временного хранения рыбной продукции со всех стран мира, в том числе и из Приморского края. Там вымуштрованные таможенники и пограничники портовых сборов никаких не берут. Привез рыбу - тут же тебе и судно отремонтируют, и забункеруют, и продовольствие дадут. Гонконг - особый случай, там геополитический аспект, это бывшая английская колония. Он сам не имеет производства, но вблизи - огромное количество предприятий Китая, которым нужны комплектующие. И Китай принял такое решение: на определенный вид товаров нет пошлинных сборов».
Оглядываясь на иностранный опыт и примеряя его на город Владивосток, можно сделать неутешительный вывод: платье не по размеру, считает экономист. Так, в городе недостаточно больших портовых территорий, чтобы можно было завезти, хранить и перегружать товары. Кроме того, Золотой Рог - не слишком большая бухта и размерами, и глубиной - у причальной стенки она всего около 8 метров, тогда как осадка крупных океанских пароходов обычно составляет 10-15 метров. Еще одна проблема, встающая на пути к вольному порту - логистическая, городу попросту не хватит имеющихся подъездных путей, чтобы товар мог свободно курсировать между гаванью и переработкой.
Подготовка
На разработку окончательной концепции вольного порта для Владивостока отводится не так много времени, всего три месяца, а к концу года должен быть создан полноценный, работающий механизм.
«На территориях, которые войдут в «свободный порт», необходимо создать кардинально упрощенный режим работы с грузами в части таможенного, пограничного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля. Все это расширит возможности, чтобы задействовать международные транспортные коридоры, которые проходят через Приморский край. Такой же упрощенный порядок необходимо принять для пассажиров, которые прибывают в регион любым видом транспорта: авиационным, морским, железнодорожным, автомобильным. Предложение Минвостокразвития - ввести безвизовый режим на 15 дней для тех, кто посещает регион с туристическими и деловыми целями», - пояснил Александр Осипов.
Так или иначе, значительную часть работы в зоне с обновленным экономическим режимом придется выполнять таможенникам - именно им предстоит принимать и оформлять грузы, проходящие через свободный порт Владивосток.
«Введение режима свободного порта - это одна из тех задач, которые мы ставим себе в 2015 году и мы, безусловно, поддерживаем это решение, - рассказал начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко. - В рамках своих компетенций мы будем решать те задачи, которые будут поставлены. Полагаю, что для развития региона, а не только для Владивостока, это окажет положительный эффект. В части таможенных органов могу сказать, что в данном случае речь идет, видимо, о такой таможенной процедуре как свободная таможенная зона. Соответственно, в наши задачи будет входить учет и контроль попадающих в нее товаров».
Что касается наиболее сложных проблем, которые касаются формирования концепции «свободного порта», то, по словам Александра Осипова, их нет. «Это не проблемы - это работа. Полезного опыта в мире немало, его только нужно рационально использовать», - уверен он.
Сейчас Владивостокский морской торговый порт - крупнейший стивидор порта Владивосток, одного из основных транспортных узлов Дальнего Востока РФ. Он - ключевое звено во внутрироссийских каботажных перевозках, входит в группу FESCO. Грузооборот порта в 2013 году составил 5,84 млн тонн.
Текст: Алена Тимофеева