Генеральный консул США во Владивостоке поделился с EastRussia впечатлениями о российском Дальнем Востоке
На Камчатке завершился деловой форум «Дальний Восток – зима открытий», проходивший 24-25 февраля в рамках Зимнего фестиваля «Берингия – 2021». Мероприятие прошло в гибридном формате, одним из участников форума стал Генеральный консул США во Владивостоке Луис Кришок. По окончании форума господин Кришок любезно согласился ответить на вопросы редакции EastRussia.
– Господин Генеральный консул, в условиях сложной эпидемиологической ситуации в мире Ваше участие в форуме, посвящённом тематике туризма на российском Дальнем Востоке, позволяет предположить о наличии интереса к сотрудничеству в этой сфере. Возможно, у вас есть сценарий, как это может происходить. Поделитесь, пожалуйста, своими идеями.
– Я с большой благодарностью отнёсся к приглашению принять участие в этом форуме, и в форме интервью, и в режиме видеоконференции.
Туризм – это та отрасль, в которой в основном частные компании работают для частных гостей. Вместо того, чтобы планировать, как может или должен развиваться туризм, я полагаю, что представителям правительственных структур, таким как я, лучше поддержать уже работающие направления. Существующие туристические предложения и клиенты служат “подтверждением концепции” – они показывают, что у граждан США и России есть обоюдный интерес к посещению другой страны.
Но хотя я и считаю, что планирование лучше оставить фирмам и самим туристам, я рад поделиться некоторыми своими размышлениями, которые, я надеюсь, покажутся представителям туристического сектора интересными или полезными.
Одним из ключевых уроков этой пандемии стала мощь информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Люди во всем мире, от детей до пожилых людей, узнали, как видео-телеконференции могут заполнить пустоту во время ограничений на поездки.
Как человек, который любит путешествия и туризм, я не думаю, что видеоконференции когда-либо их заменят, но они могут их значительно усовершенствовать. Например, я могу представить себе мир, в котором американские и российские туристические фирмы используют технологию видеоконференции, чтобы привлечь потенциальных клиентов и более качественно адаптировать предложения к потребностям и пожеланиям своих клиентов.
Я думаю, что такие попытки будут иметь особое значение для фирм, работающих на нишевых туристических рынках, таких как природный туризм и приключенческий туризм – две части туристического рынка, которые имеют особое значение для российского Дальнего Востока и для Камчатки, в частности.
– В Вашем обращении, опубликованном на сайте Посольства США в Российской Федерации, Вы рассказали о Ваших планах путешествовать по Дальнему Востоку. Скажите, пожалуйста, как прошло Ваше знакомство? Как впечатления от Российского Дальнего Востока?
– Я приехал на Дальний Восток России в 2019 году и довольно много путешествовал до начала пандемии COVID-19.
Мне посчастливилось побывать на Чукотке на конференции, посвящённой усилиям по сохранению популяции белого медведя – популяции, которая мигрирует между Чукоткой и Аляской. Белые медведи имеют особое значение для культуры коренных народов как Чукотки, так и Аляски, и их сохранение является активной областью двустороннего сотрудничества США и России на основе международного соглашения.
Мне также посчастливилось побывать на Сахалине, там на меня произвели большое впечатление история этого региона и его великолепные горнолыжные спуски.
В конце 2019 года я совершил очень краткие поездки в Хабаровск и Биробиджан, чтобы отпраздновать еврейский праздник Ханука вместе с еврейскими общинами этих городов. Я был очень впечатлен историей обоих городов.
Наконец, вскоре после моего приезда в Россию Иркутская область была официально включена в консульский округ Генерального консульства США во Владивостоке. Во время моего первого визита в город в начале 2020 года сбылась мечта всей моей жизни – побывать на Байкале.
В каждом из этих мест, а также во Владивостоке, где я живу, я встречал гостеприимство, которым славится вся Россия, но с особым дальневосточным или восточно-сибирским колоритом. А чудесная кухня и поистине захватывающие дух виды были просто нормой. Я с нетерпением жду того дня, когда смогу еще глубже познакомиться с российским Дальним Востоком.
– Насколько, по-Вашему, российский Дальний Восток интересен гражданам США и представителям бизнеса с точки зрения туризма, какие наиболее притягательные места?
– Я убеждён, что Россия в целом, и российский Дальний Восток в частности, представляют интерес для американских туристов и останутся таковыми. На мой взгляд, Транссибирская магистраль и озеро Байкал – это две грани российской действительности, которые лучше всего известны за пределами России. И то, и другое привлекает туристов в восточные регионы России.
Туристические фирмы могут увидеть, что, работая со своими коллегами в Иркутске, на Байкале и на Транссибе, они также могут получить доступ к клиентам, которые планируют посетить Россию и могут быть заинтересованы посетить другие природные достопримечательности Дальнего Востока России, такие как Национальные парки и вулканы Камчатки.
– Одним из очевидных объектов притяжения на российском Дальнем Востоке является мыс Дежнева, Чукотка. Мы знаем, что в мире, в среде продвинутых путешественников и экстремалов, есть спрос на путешествия с Чукотки на Аляску, через Берингов пролив. Как Вы считаете, может ли этот туристический маршрут полноценно заработать? Насколько в этом была бы заинтересована американская сторона?
– Я согласен, что среди любителей приключенческого туризма будет интерес к посещению экстремальных мест – самой высокой точки, самой северной точки, самой дальней точки.
Так же, как путешественников тянет на Аляску, их будет тянуть на Чукотку и к Берингову проливу, который их соединяет.
Но хотя туристов этой рыночной ниши привлекают экстремальные места, мы должны учитывать, что воды Берингова пролива представляют особую опасность как для туристов, так и для местных жителей, и любое обсуждение развития туризма должно учитывать безопасность.
Одним из способов продемонстрировать жизнеспособность расширения транзита через Берингов пролив могли бы стать усилия по стимулированию коренных народов Чукотки и Аляски воспользоваться ограниченными положениями о безвизовых поездках, которые в настоящее время существуют между частями Чукотки и Аляски.
– Помимо очевидных преимуществ туризма на российском Дальнем Востоке, существует недостаток инфраструктуры – об этом много говорилось на форуме. Речь и о благоустроенных туристских маршрутах, и об объектах размещения, и о транспортной доступности. Схожая проблематика есть и на Аляске, которая также может быть отнесена к категории природных жемчужин. Возможно, есть какие-то ноу-хау, специфичные для туризма на удалённых территориях? С Вашей точки зрения, какому опыту можно было бы поучиться у туристического бизнеса Аляски?
– Рассматривая потребность в туристической инфраструктуре, я думаю, полезно иметь в виду, что в каждой отрасли есть два вида инфраструктуры: материальная инфраструктура и нематериальная инфраструктура. В туризме хорошо известны элементы материальной инфраструктуры: дороги, гостиницы, аэропорты и достопримечательности. Нематериальная инфраструктура обычно относится к законам, правилам и подходам, используемым правительствами и фирмами, которые могут либо стимулировать, либо ограничивать жизнеспособность и прибыльность отрасли.
Несколько лет назад мне довелось побывать на Аляске в качестве туриста, и, пожалуй, самое важное ноу-хау, которое пример Аляски может предложить другим туристическим отраслям крайнего Севера – это элемент нематериальной инфраструктуры, а именно подход Аляски к своим коренным жителям. Туристические фирмы Аляски и государственные чиновники признают, что возможность познакомиться с культурой коренных народов Аляски особенно привлекательна для многих посетителей, и поэтому крайне важно при разработке туристических предложений взаимодействовать с коренными народами и их представителями с тем, чтобы к местным поселениям, традициям и культуре относились с уважением. Кроме того, поскольку коренные народы имеют многовековой опыт жизни в этих суровых климатических условиях, конструктивный диалог с коренными народами может помочь разработать стабильные туристические предложения, которые бережно относятся к окружающей среде и природной красоте этих регионов.