Поделиться
Матриархат по-ительменски
Поделиться

Как на Камчатке нужно было заслужить невесту

Сейчас свадьба и сватовство у аборигенов Дальнего Востока стали довольно простым, обыденным делом. Пожили, расписались – вот и семья. Но раньтше у ительменов – коренных жителей Камчатки – этот обряд мог затянуться на годы. И добиваться и угождать невесте и ее семье приходилось жениху.

shutterstock.com

Известный исследователь Камчатки немец Георг Стеллер в 18 веке подробно описал, обряды коренных народов. Долгих разговоров и уговоров будущие молодожены не вели. Без лишних слов жених приходил в дом к будущему тестю и начинал служить ему, делая вид, что давно знаком с семьей. Он брался за самую тяжелую работу, чтобы как можно больше понравиться родителям девушки. Сами же родители и девушка сохраняют безразличное к нему отношение.

Свои намерения при этом он тоже никак не обозначал, но все понимали, зачем он пришел сюда. Такое служение могло продолжаться хоть три года – пока отец не сообщал ему, что они довольны и он может “захватить” невесту. Обряд этот в прямом смысле означал захват: жених должен был овладеть девушкой. Но родня в этот период могла отбивать ее любыми способами. Сама она тоже не давалась жениху легко: надевала на себя рыболовные сети, шкуры.


Побои от родственников при этом могли быть довольно жестокими. Но женихи такого не боялись и продолжали попытки, начиная служение чуть ли не заново. Невеста при этом свободно могла иметь отношения с другими парнями, но служащий жених даже видом не должен показывать, что знает об этом. В принципе хранить честь до брака у ительменов было не принято, а женихи ценили опытность невест в супружеском долге. Премудростям любви молодые девушки даже специально обучались, чтобы муж не гневался на ее бестолковое воспитание.

Но если захватить невесту удалось, она должна объявить о сдаче – тогда считается, что свадьба состоялась.

Если родителям не понравилось служение жениха, то он просто отправлялся домой - и неважно, сколько он был у них. Невеста, если парень оказывался ей не мил, тоже могла прямо сказать об этом, и несостоявшийся муж уходил домой ни с чем. Дальше он могу искать себе новую избранницу – и служить ее родителям заново.

В случае если молодожены итак друг другу нравятся, то все становится проще. И невеста становится более благосклонна, и родители.

После захвата невесты никаких торжеств и пиршеств, а уже муж оставался в отчем доме своей жены.

Стеллер отмечает, что такой способ заключения брака показывает, насколько доминирующим у камчатцев было положение женщин. Мужчинам до брака постоянно приходилось угождать невестам, нравиться им или лежать у их ног.

Бытовало у ительменов и многоженство. Только в служение муж шел к новой невесте с первой женой. Она могла подружиться с возлюбленной мужа, помочь ему овладеть ею. И тогда уже вся семья с двумя женами оставалась в новом остроге. А вот если у жен были ссоры, то мужу приходилось делать для них две разные юрты.



Вдовцам, если тесть был благосклонен, могли отдать вторую дочь. Служение при этом уже не требовалось, но захватить девушку все же нужно было суметь. Если не было дочерей, то тесть и теща сами искали подходящую даму среди родственников. Но в этом случае парню снова приходилось служить ее родителям.

Жена же после смерти мужа должна была первым делом «смыть» грех. Считалось, что второй муж у такой женщины тоже обязательно умрет. Поэтому были отдельные люди, которые могли завести с ней интрижку, для «очищения». Как пишет Стеллер, казаки и пришлые русские очень для этого подходили и часто пользовались этой традицией. За «чистую» вдову снова мог прийти и служить новый жених.

Вот так расцветала жизнь ительменских семей, которые продолжали род, а то и сразу два или три. Хотя больше трех жен ительмены брали себе редко – хватало счастья итак.

Екатерина Васюкова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов