ГМК «Удокан» станет одним из крупнейших мировых производителей «красного металла»
Одним из центральных событий Восточного экономического форума стал запуск оборудования обогатительной фабрики ГМК «Удокан» с участием Президента России В.В. Путина.
А сегодня (14 ноября компания отмечает свое 15-летие) на технологическом объекте работают обе технологические линии измельчения: все шесть мельниц – две полусамоизмельчения и четыре шаровых, весь комплекс флотационного оборудования. Об этом сообщила пресс-служба компании со ссылкой на генерального директора компании «Удоканская медь» Алексея Ящука.
Напомним, в рамках первой очереди проекта на Удокане запускают технологический комплекс, включающий обогатительную фабрику и гидрометаллургический завод. Предприятие будет перерабатывать до 15 млн тонн руды с производительностью до 150 тыс тонн меди в год. А с запуском второй очереди комплекс станет перерабатывать до 50 миллионов тонн медной руды, что даст возможность выпускать около 450 тысяч тонн металла ежегодно. Таким образом, по оценкам одних экспертов, предприятие войдет в десятку, других – сразу в пятерку ведущих производителей меди в мире.
Ставка на красное
Новая эпоха меди достигла своего расцвета с переходом на «зеленую энергетику». Дополнив строительство, электронику, производство двигателей, машиностроение, новая сфера применения этого промышленного металла вывела его на пик спроса. Высокая электропроводность меди востребована в производстве ветрогенераторов и солнечных панелей, электромобилей и «гибридов». Подсчитали, что в батареях и электропроводке каждого электромобиля примерно 80 килограммов меди. В каждом сотовом телефоне – восемь граммов.
Ее требуется все больше. Мировые запасы, как отмечает аналитический центр Statista, на конец 2022 года оценивались в 890 миллионов тонн при этом при годовая добыча составляла 22 миллиона. Спрос увеличился на 38 процентов с 2011-го, а рост объема запасов – всего на 28. В нынешнем году, по прогнозу International Copper Study Group, экономику уже ожидает дефицит меди в размере 114 тысяч тонн из-за различных проблем у ряда производителей на фоне растущего спроса. Свыше половины его обеспечивает Китай.
Важно
Удоканское месторождение имеет прямой выход на Китай как через железнодорожные погранпереходы, так и через морские порты.
– На долю китайских производителей приходится 60 процентов мирового изготовления электромобилей, 50 – ветрогенераторов, 66 – модулей солнечной энергетики, и 88 процентов – производства аккумуляторных батарей, – пишет «China Daily», ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie. – Даже если Китай в обозримом будущем замедлит ввод новых мощностей «зеленой энергетики», он будет выпускать это оборудование на экспорт, используя много меди для его изготовления.
Некоторые крупные игроки мирового рынка, желая гарантировать свое участие в экономике энергетического перехода, даже приобретают медные рудники в собственность. Однако сегодня большинство рудников планеты ведет добычу на практически пиковом уровне. В перспективе – спад. На освоение же нового месторождения требуется не менее десятка лет. Поэтому производители заинтересованы в новых проектах по добыче меди с высоким прогнозным сроком жизни. Первое место среди них, по рейтингу издания «Mining Intelligence», принадлежит «Удоканской меди».
Сокровища медных гор
Крупнейшее месторождение меди в России и третье по запасу в мире лежит в 30 километрах южнее железнодорожной станции Новая Чара на горном хребте Удокан. Сокровища удоканских медных гор советские геологи открыли более 70 лет назад - содержание меди в руде составляет 1,05 процента, а ресурс - 26,7 миллиона тонн по международной классификации JORC. Этого хватит еще не менее чем на 40 лет добычи. В руде Удокана только медь и немного серебра – других металлов нет. Но сама руда сложная, в ее в состав одновременно входят сульфидные, окисленные и смешанные минералы.
Технологии, по которой можно было перерабатывать такую качественную, но сложную руду, в стране не существовало: разные типы руд были сплавлены вместе, и ни извлекать их по отдельности, ни разделять после добычи еще не умели. В какое-то время для разработки Удоканского месторождения даже хотели применить ядерный взрыв, но в итоге отказались от этой идеи. Проект замер на уровне испытаний до ноября 2008 года. Тогда, ровно пятнадцать лет назад, была создана «Байкальская горная компания» – теперь «Удоканская медь».
В самом северном Каларском муниципальном округе Забайкалья, на высоте 1600 метров над уровнем моря в зоне вечной мерзлоты она построила грандиозный горно-металлургический комплекс. Сооружены мост через Нурингнакан, дорога, линия электропередачи, две подстанции на 200 МВт, системы тепло- и водоснабжения, жилые корпуса (работают здесь вахтой), но самое главное - современный комбинат. Товарная продукция – катодная медь и сульфидный концентрат по собственной запатентованной флотационно-гидрометаллургической технологии.
«Сама схема переработки сложной удоканской руды – это пример российского технологического суверенитета», – подчеркивает генеральный директор «Удоканской меди» Алексей Ящук.
Это результат целого ряда лабораторных исследований и промышленных испытаний. Сначала на предприятии флотацией получают коллективный концентрат – с окисленными и сульфидными минералами. Затем выщелачивают его до медьсодержащего раствора (гидрометаллургия) и перерабатывают в катодную медь (99,99%). Потом кек выщелачивания снова флотируют и получают сульфидный концентрат, содержащий 40-45 процентов меди.
При разработке технологии производства компания отказалась от пирометаллургии в пользу гидрометаллургии. При этом сброс неочищенных сточных вод в водные объекты полностью исключен, а очистные сооружения обеспечивают очистку до самых строгих нормативов качества — для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Цифра
3500 человек
работают на ГМК «Удокан»
По данным ООО «Удоканская медь»
Сейчас на повестке дня «Удоканской меди» также стоит сокращение углеродного следа. Кроме того, в минувшем году на площадке Петербургского международного экономического форума компания подписала соглашение о взаимодействии с Минприроды России, взяв под свой патронат уникальную особо охраняемую территорию Забайкалья – национальный парк «Кодар».
Пуск комбината с президентского «Вперед!» стало историческим событием не только для горно-геологического мира, но и для населения региона. Его ждали целые поколения местных жителей – начиная от тех, кто каюрами сопровождал советских геологов и заканчивая молодежью, на глазах которой оторванная от большой земли территория становилась важным регионом страны. За 15 лет присутствия в Забайкалье «Удоканская медь» направила на поддержку образования, здравоохранения, спорта, культуры, развития муниципалитетов края региона свыше 2,5 миллиардов рублей.
На средства компании в Каларской центральной районной больнице появился инфекционный модуль, в Чите краевой онкологический центр получил современную технику. Компания обеспечила выезды на соревнования юных баскетболисток - они стали бронзовыми призерами Чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» в ДФО. В поселке Икабья открыт лингафонный кабинет по изучению эвенкийского языка для учеников с 1-го по 11-й классы. Его работу высоко оценили участники круглого стола по сохранению национального языка
В Новой Чаре сооружены стадион и многофункциональный сквер, установлены детские площадки, крытый хоккейный корт, который в этом году принял турнир на Кубок «Удоканской меди». Кроме того, здесь активно развивается детская секция карате и уже прошли первые межрегиональные соревнования «Северный пояс». По словам главного тренера команды Дениса Салафониди, он мечтал о таком десяток лет, и мечта стала реальностью с поддержкой компании.
Дословно
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»:
– Медь используют во многих отраслях, например, энергетической, телекоммуникационной, транспортной, нефтехимической, космической, строительной, медицинской. Сильно «завязано» на меди производство электромобилей. И спрос на этот металл с каждым годом растет во всем мире. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2040 году спрос на медь вырастет в 2,7 раза по отношению к 2020 году. А вот производство растет не так быстро. В Забайкалье - богатейшие залежи меди. Но доля их вовлечения в экономический оборот до последнего времени оставалась удручающе низкой: 9 процентов балансовых запасов.
«Удоканская медь» - проект фантастической силы. С одной стороны, его реализация приведет к благоприятным для нас изменениям на рынке меди - после ввода в строй второй очереди комбинат войдет в десятку крупнейших производителей этого металла в мире. С другой стороны, его можно назвать драйвером развития севера Забайкалья. Такие мощные инвестиции – это ведь всегда история про то, как в территорию вдохнули жизнь. Энергетическую и транспортную инфраструктуру построить надо? Надо. Специалистов привлечь, жилье им предоставить, условия для досуга обеспечить. Но без уникальных дальневосточных механизмов развития проект, подобный «Удоканской меди», не потянуть. Поэтому он вошел в ТОР «Забайкалье» и получил поддержку государства.
Глухая северная тайга с огромными соснами и строптивые, безжалостные к новичкам горные реки встают на пути тех, кто отважился бросить вызов природе. Удоканские копи - сокровищница России, - надёжно скрыты от посторонних глаз в самом северном, Каларском муниципальном округе Забайкальского края.
Смелые люди шли в советское время сквозь холод, грязь, отпугивая от своих стоянок диких животных, чтобы открыть и начать разрабатывать месторождение, запасы которого сегодня оцениваются в 26,7 миллиона тонн меди, процент её в руде составляет 1,05%.
Смелые люди работают здесь и сейчас: кто-то приехал из других регионов, чтобы работать, не уезжая, кто-то трудится вахтой. Местных в сравнении с объёмами комбината не так много.
А ведь всего этого могло не быть, если бы не упорство геологов в самом начале истории и не предусмотрительность, благодаря которой удалось избежать катастрофы сродни Чернобыльской.
Этот кусок породы из первой партии - памятник всем тем, кто сражался с холодом, желанием бросить всё и уйти, ничего так и не обнаружив, отчаянием, с директивами сверху и, главное, с самими собой. Тем кто сражался и победил.
Ростовчанин Юрий Александрович Билибин, в Великую Отечественную войну работавший геологом в Средней Азии, а потом в Москве, по свидетельству знавших его людей, был упрямым. Упрямым по-хорошему, грамотным, умевшим выдвигать самые неожиданные гипотезы.
Он предположил, что площадь от истоков Витима до среднего течения Олёкмы схожа со знаменитым Медным поясом Центральной Африки.
В 1947 году ему удалось обосновать целесообразность проведения поисковых работ, и в январе 1948 года в район нынешнего Каларского округа отправилась экспедиция, которую позже назовут Лесной. Она проработала 6 лет, до января 1954 года.
Юрий Билибин
Ни в «Большой Советской энциклопедии», ни на странице «Википедии», посвящённой Юрию Билибину, нет о том, что начало разработки крупнейшего в России месторождения меди – именно его заслуга. Но есть информация о том, что в его честь назван город Билибино на Чукотке, гряда северо-восточнее Магадана, горный массив в Якутии, хребет в горной системе Черского, улицы в Якутске и Магадане, вулкан на реке Большой Анюй и даже минералы билибинит и билибинскит. Вот такой был человек.
Про первые годы Лесной экспедиции в Забайкалье замечательно рассказал житель села Чара журналист Анатолий Снегур.
«Глубокой осенью 1949 года геологическая партия под руководством Денисова Константина Кузьмича заканчивала поисково-съёмочные работы в районе хребта Удокан. Холодные осенние дни рано наступают в высокогорном районе, - писал Анатолий Снегур. - Уже в двадцатых числах июля ночами бывают такие холода, что “зуб на зуб” не попадает. По утрам ключи, лужи покрываются корочкой льда. А в середине августа, вслед за отлетающими гусями, выпадает снег.
Холодно, неуютно в такие дни в долинах среди гор: осыпающиеся лиственницы жёлтые, ерник, гольцы, хмурое осеннее небо, и иногда дождь со снегом. В один из таких дней, в неприступном распадке хребта Удокан, в аллювии и свалах коренных по ключу Скользкому старший геолог Елизавета Ивановна Бурова в маршруте с оператором Клавой Балкановой обнаружила хорошие образцы медных окисных сульфидных руд».[*]
Девушки заканчивали один из последних маршрутов этого сезона. Было холодно и голодно, но они шли, внимательно изучая всё вокруг.
Выход руды они скоро нашли на правом берегу ключа Скользкий.
Елизавета Бурова, первооткрыватель Удоканского месторождения меди
«В среднем течении ключа я обратила внимание на зелень не совсем обычного цвета. Это были обломки метаморфизированного песчаника, пропитанного медной зеленью и покрытого корочками малахита. Аналогичные также виднелись выше по склону. У меня словно сердце оборвалось. Подумала: вдруг на водоразделе имеются коренные выходы медистых песчаников? Прошли дальше и нашли их. В лагерь вернулись поздно ночью, нагруженные пробами и образцами. Утром на месторождение отправился отряд для предварительной оценки. Еще через день на базу экспедиции были отосланы письмо и пробы. Результаты превзошли все ожидания...», - вспоминала Елизавета Бурова, которая за это открытие получила Ленинскую премию и уважительное прозвище от коллег: «хозяйка медной горы».
Удокан начинал медленно открывать свои тайны...
Первый этап разведки Удоканского месторождения успешно закончился в августе 1964 года. Главной секретной целью этого проекта многие годы был поиск уранового сырья на севере Забайкалья. И чтобы до него добраться решили «клин выбить клином» – устроить ядерный взрыв.
В своей книге Анатолий Снегур задавался вопросом, почему для ядерного взрыва выбрали пятую из восьми существовавших в то время штолен: только ли мирные цели преследовали осваивавшие месторождение или и военные тоже.
Но как будто бы нужна была только промышленная вскрыша месторождения, а пятая штольня подошла потому, что там было, куда уложить эту породу.
«Взрыв должен был произойти на высоте 1 656 метров над уровнем моря, дабы вскрыть рудное тело. Поэтому основная его энергия вышла бы наружу. Для переноса поднявшейся в атмосферу ядовитой пыли не было бы никаких преград. В первую очередь пострадали бы Чарская долина, верховья Калара. Где осели бы последние отходы - никто не скажет», - писал Анатолий Снегур.
Пятую штольню уже опутали оборудованием и ядерный заряд был где-то рядом. До взрыва оставались считанные недели или дни как... его вдруг отменили. Случилось чудо, и трагедии не произошло.
Я сажусь в маленький самолёт в Чите, чтобы почти на два часа откинуться на дорожную подушку у иллюминатора и сойти по трапу в край шумных - ледяных! - горных рек и мелкой мошкары в низинах. От неё не спастись иногда даже со специальными спреями.
Но от природы тут кружится голова. В горные пики древнего Удокана и более молодого, островерхого Кодара влюбляешься сразу, а малахитовая вода реки Апсат снится много лет после первой поездки. Если вам посчастливится набрать, отойдя от дороги пару метров, горсть отборной голубики или сахарной северной брусники, то магия окончательно привяжет к этому месту.
Сегодня разработкой месторождения занимается созданная в 2008 году и принадлежащая Алишеру Усманову компания «Удоканская медь». Итогом проекта должен стать горно-металлургический комбинат, производящий катодную медь и сульфидный концентрат. Предполагается, что он будет отгружать 135 тысяч тонн меди в год.
После полного запуска первой очереди здесь будут трудится три тысячи человек, объём инвестиций в первую же очередь составит 2,9 миллиарда долларов, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 750 миллионов рублей.
В августе прошлого года я стояла на одной из вершин Удоканского хребта, в которую на 8 этажей вниз уже уходило огромное подземное здание - часть первой очереди. Там, в долине, игрушечными казались уходящая вдаль первая производственная линия с игрушечными - на самом деле огромнейшими - зданиями: цехами, дробилками, машинами для отделения частиц мели от породы.
В руках у меня был самый красивый булыжник в мире - тот самый, медный, с волнами лазури, синевы, отблесками солнца на боках. Полосой такого же цвета опоясывала гору медь.
Вот-вот в полную силу заработает первая очередь, план второй уже обсуждается, но специалисты пока машут руками: «Рано говорить!» Суеверные. Серьёзные. Улыбчивые и сильные. Такие же, как всё вокруг. Такие, как Удокан.
* Фрагмент из книги Анатолия Снегура «Удоканские горизонты»
Реализация первого этапа программы квоты под киль, начавшегося в 2017 году, обнажила целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи. Это привело к систематическому переносу сдачи флота. Из 105 кораблей (64 рыболовных и 41 краболовных) к настоящему времени сдано 27 (16 рыболовных и 11 краболовных). Период постройки увеличен – с пяти до семи лет – по 57 промысловым судам. Однако увеличение сроков строительства – это лишь одна из необходимых мер. Судостроителям, которые находятся в непростом экономическом положении, сегодня нужна дополнительная господдержка.
Сроки давно горят
Увеличение предельных сроков строительства флота под квоты – логичный шаг, комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. Задержки в постройке составляют минимум полгода. Ситуацию усугубили санкции, которые в ряде случаев потребовали полного или частичного перепроектирования уже законтрактованных судов, поиска альтернативных поставщиков комплектующих.
Вместе с тем есть случаи, когда заказчики уже отказываются от контрактов. Так, на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске (входит в концерн «Калашников») в свое время был размещен заказ на постройку трех среднетоннажных промысловых судов для камчатского ООО «РПЗ "Сокра"». «Сейчас у рыбоперерабатывающей компании поменялся собственник, и, насколько знаю, он эти проекты реализовывать не планирует», – сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.
Возникли проблемы у «Северной верфи» (входит в ОСК) по строительству четырех морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо». Эти суда предназначались для лова минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях.
В настоящий момент происходит юридическое расторжение договорных обязательств, уточнил директор департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Алексей Надыршин. По его словам, в отведенные сроки, оговариваемые контрактом, реализовать данные суда оказалось невозможно, рыбопромышленник решил выйти из этого проекта и рассматривает создание траулеров в рамках второго этапа инвестквот. Впрочем, в Росрыболовстве проинформировали, что официального извещения о расторжении договора к ним еще не поступало.
В то же время имеется прецедент, когда крупный заказчик берет на себя постройку флота. На Камчатке таким путем пошел Рыболовецкий колхоз им. Ленина. Подконтрольное ему ООО «НПЦ “Торсиотест”» в Петропавловске-Камчатском намерено выпустить шесть малых рыболовных сейнеров типа «Нельма» (МРС-150) проекта 04130. Два из них на сегодняшний день рыбаки получили.
«Предприятие планирует сдать суда вовремя, потому что строит само», – пояснил Андрей Здетоветский.
Флот растет в цене
Действительно, прекращение деловых связей с западными поставщиками судового комплектующего стало серьезным вызовом для российских судостроителей.
«Там, где должны были получить из недружественных стран силовое и рыбоперерабатывающее оборудование, происходит замена на альтернативное, в том числе из дружественных государств. Идет [взаимодействие] с нашими машиностроителями по выпуску двигателей, они пытаются подойти к этому снаряду. Мы понимаем, это долго, и они информируют нас, что это долго и нет необходимых мощностей. Пока ставим силовые установки иностранные», – рассказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
На ход исполнения заказов влияет также непростое финансово-экономическое положение верфей. Тем более проекты промысловых судов сильно подорожали. «На момент заключения [контрактов по строительству] они были недешевы – 120-150% от мировой цены, – обращает внимание замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – То, что не сразу стали строиться, а с большим лагом, привело к тому, что сейчас это другие цены». К сведению, средняя стоимость краболова, по данным ВАРПЭ, составляет 1,5-1,8 млрд руб.
В проблемах с реализацией заказов дальневосточные предприятия не стали исключением. Так, на Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) в высокой степени готовности – свыше 90% – находятся два краболова, хотя работа по их завершению затормозилась (предполагается, что они все же будут переданы рыбакам в третьем квартале этого года).
Ранее в ВАРПЭ сообщали, что была остановлена программа возмещения затрат на строительство краболовных судов на верфях ДФО. Помимо этого, дальневосточные судостроители должны были получить дополнительную господдержку, которая не доведена в полном объеме.
«Вышло постановление, как поднять производство на Дальнем Востоке. На первичном этапе оно было обеспечено средствами, потому что не было большого объема сданных судов. Дальше возникла некая пауза: то есть суда стали сдаваться, а финансирование обеспечено не было», – свидетельствует директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац.
Судостроителям доплатят
К ситуации подключилась прокуратура, у которой возникли вопросы с финансированием и ценообразованием по программе инвестквот. «Еще в прошлом году мы провели комплексную проверку по Объединенной судостроительной корпорации. Непосредственно отметили, что изначально стоимость кораблей была не проработана, принималась абы как, не сработали ни внутризаводские системы контроля за ценообразованием на суда, ни корпоративные: все проекты являлись крупными сделками, проходили через ОСК», – рассказал представитель Генпрокуратуры РФ Артем Синявский, добавив, что по НСРЗ, который не входит в Объединенную судостроительную корпорацию, вопрос будет изучен отдельно.
Под проверку попадут и разработчики судового оборудования, которым государство выделяет деньги по линии НИОКР. «Посмотрим, кто отстает. Нужно обеспечить дисциплину не только судостроителей, но и производителей агрегатов и силовых установок», – заявил Артем Синявский.
Тем временем Центр технологии судостроения и судоремонта провел экспертизу по состоянию дел при строительстве промыслового флота. Определена сумма в 21,5 млрд руб. для дофинансирования верфей, которая должна быть обеспечена по линии Минсельхоза и Минпромторга.
Средства будут выделяться в течение 2024-2027 годов, уточнили в Министерстве промышленности и торговли, причем первые 9,2 млрд руб. – в этом.
«Минпромторг 4,6 млрд руб. уже изыскал, правовой акт подготовил, внес в правительство, сейчас ожидается его выпуск. Ориентировочный срок доведения средств – к октябрю. Оставшиеся 4,6 млрд будут доведены к концу ноября-началу декабря», – сообщил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Микаил Ибрагимов.
Также утвержден размер льгот по дальневосточным предприятиям. У верфей региона определена потребность в 6,4 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. выделено. По оставшейся сумме решение в настоящий момент согласовывается с Минфином. Доведение финансирования до судостроителей ожидается в ближайшие два-три месяца, пообещал Микаил Ибрагимов.
По итогам 2024 года отечественные производители намерены передать рыбакам 19 судов, из которых на сегодняшний момент сдано семь. В Минпромторге заверили, что рисков по сдаче этого флота не видят.
Однако процесс исполнения заказов рыбаков зачастую непрозрачный, указывает Андрей Здетоветский, и перенос сроков постройки влияет на бизнес промысловиков. «Увеличение ключевой ставки и сегодняшняя задержка производства [флота] все более и более сложно отражаются на финансово-экономической стабильности [рыболовецких] предприятий», – подчеркивает министр рыбного хозяйства Камчатки.
В регионах ДФО планируется увеличить объем добычи золота благодаря реализации новых проектов. Также предполагается увеличение мощности некоторых действующих предприятий. На фоне нестабильной ситуации на алмазном рынке «АЛРОСА» рассчитывает увеличить инвестиции в золотодобычу и рассматривает приобретение новых активов. Тем не менее компания не отказывается от планов по увеличению добычи алмазов, в частности благодаря восстановлению добычи на трубке «Мир». Также ожидается развитие проектов по производству олова, планируется восстановление добычи бериллиевых руд.
Золото
Рост золотодобычи на Дальнем Востоке продолжается в Якутии – в первом полугодии текущего года в республике добыто 17 тонн, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В частности, в регионе холдинг «Селигдар» (в лице ГРК «Нижнеякокитский») продолжает строительство золотоизвлекательной фабрики на производственном комплексе «Хвойный» (Алданский район). К настоящему времени монтаж металлоконструкций фабрики выполнен более чем на 35%, построен ряд объектов вспомогательной хозяйственной инфраструктуры. Запуск фабрики на Хвойном месторождении намечен на 2025 г. Ее мощность должна составить 3 млн тонн руды с производством 2,5 тонн золота в год. Балансовые запасы Хвойного составляют 16 810 кг золота (категории С1+С2).
Кроме того, в «Селигдаре» сообщали об увеличении объема планируемых инвестиций в более крупный проект по освоению месторождения Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы, второе по величине месторождение золота в Якутии после Нежданинского) с балансовыми запасами 175,3 тонны золота. Рост инвестиций составляет как минимум 20%, до 50 млрд рублей к 2030 г. Производительность ГОКа на месторождении должна составить 10 тонн золота ежегодно. Проектирование ГОКа началось в прошлом году, завершение его строительства намечено на 2028 г., а выход на проектную мощность – на 2030 г. «Селигдар» все еще рассчитывает на получение налоговых преференций для проекта (пока таких решений не было принято, Кючусский кластер не входит в ТОР).
В Алданском районе холдинг также открыл золоторудное месторождение Рябчик с утвержденными запасами 4 604 кг золота и 7 996 кг серебра (категории С1+ С2). С помощью освоения Рябчика «Селигдар» намерен увеличить ресурсную базу производственного комплекса «Рябиновый».
Nordgold между тем планирует в 2026 г. приступить к освоению небольшого золоторудного месторождения Врезанное в Олёкминском районе (лицензия у ООО «Рудник Таборный»). Максимальная проектная мощность карьера на месторождении должна составить 2,6 млн тонн руды в год. Строительство предполагается осуществлять в 2024-25 гг. Балансовые запасы Врезанного составляют 2,6 тонны золота (С1+С2), забалансовые – 6,4 тонны. Напомним, что разработку более крупного Таборного месторождения, входящего в кластер Гросс, Nordgold осуществляет с 2002 г.
В свою очередь АО «ГРК «Западная»[1] рассчитывает на 43% увеличить мощность золотоизвлекательной фабрики на месторождении Бадран в Оймяконском районе – с текущих 140 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год. ЗИФ будет перерабатывать упорные сульфидные руды. Ежегодный объем производства золота составит 1 330 кг. Запасы Бадрана оцениваются в 388,793 тыс. унций.
В Чукотском АО в январе-мае произведено 7,8 тонн золота, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу вели АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» («Мангазея Майнинг»). Предприятия Highland Gold обеспечили 70% от всей добычи драгметалла в регионе за отчетный период. Известно также, что на Майском месторождении получено 1 707 кг золота, а на Каральвеемском месторождении – 608 кг драгметалла.
Напротив, производство серебра за отчетный период на Чукотке снизилось – на 7% относительно аналогичного периода 2023 г., до 39,4 тонн. Серебро выпускают «Чукотская горно-геологическая компания», «Рудник Валунистый», «Северное золото», «Базовые металлы» (Highland Gold) и «Рудник Каральвеем».
Объем добычи золота в Амурской области в январе-мае 2024 г. составил 5 031,2 кг, что соответствует уровню добычи за аналогичный период прошлого года. Произведено 4 469,1 кг рудного золота и 562,1 кг россыпного. Основной объем за отчетный период выпустили предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК). На Маломырском руднике было произведено 1 567 кг золота, на Покровском руднике – 1 422 кг, на Албынском руднике – 233 кг драгметалла, а ООО «ТЭМИ» выпустило 358 кг золота.
В свою очередь результат ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) составил 349,1 кг золота. АО «Прииск Соловьёвский» получило 540 кг рудного и 303 кг россыпного золота. На россыпях ООО «Маристый» добыло около 70 кг, ООО «Хэргу» - порядка 31 кг.
Инвестиции в золотодобывающие проекты в Забайкальском крае намерена увеличить группа Highland Gold В.Свиблова. Так, ООО «Талатуйское»[2] рассчитывает в 2024-42 гг. разрабатывать Талатуйское месторождение (Тунгокоченский муниципальный округ), построив золотоизвлекательную фабрику мощностью 200 тыс. тонн золота в год и инвестировав 18,5 млрд рублей. Первое золото с этого месторождения было получено в 2022 г. В свою очередь ООО «Любавинское» будет осваивать Любавинское месторождение (Кыринский район), в том числе построив установку кучного выщелачивания мощностью 1,2 млн тонн руды в год. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 5,8 млрд рублей.
Тем временем ООО «Промышленные инвестиции»[3] в 2024-27 гг. планирует вложить 106 млрд рублей в строительство комбината по переработке 15 млн тонн руды в год на базе Лугоканского медно-золотого месторождения с балансовыми запасами 124 тонны золота, 604 тыс. тонн меди и 1,5 тыс. тонн серебра. АО «Ново-Широкинский рудник» инвестирует 16,2 млрд рублей в освоение золотосеребряного месторождения Серебряное и строительство на его базе перерабатывающих мощностей на 3 млн тонн руды в год. Суммарные балансовые запасы Серебряного составляют 40,8 тонн золота и 596,6 тонн серебра.
Между тем добытчики россыпного золота опасаются ужесточения экологического контроля в данной сфере. Союз старателей России (председатель - В.Таракановский) в июне предложил федеральному правительству отменить изменения в проекте постановления о федеральном государственном геологическом контроле, предусматривающем досрочное прекращение пользования недрами. Проект предполагает, что уже однократное несоблюдение условий лицензии станет основанием для досрочного ее прекращения. В случае принятия постановление правительства должно вступить в силу с 1 марта 2025 г.
В Союзе старателей видят в ограничениях риски полного запрета россыпной добычи золота, указывая, что такая деятельность не предполагает применения химических реагентов, предусматривает возведение водоудерживающих и ограждающих дамб, фильтрующих водоотстойников и руслоотводных канав.
В РФ по состоянию на 2023 г. более 2,8 тыс. компаний осуществляли пользование недрами на основании более 7,5 тыс. лицензий на россыпное золото, из них 75% находятся на Дальнем Востоке. Размер материального вреда, причиненного окружающей среде в период 2020-23 гг., Росприроднадзор оценивает в более чем 1,5 млрд рублей. В правительстве мотивируют необходимость ужесточения контроля тем, что вне зависимости от способа разработки россыпного месторождения (открытый или дражный) проводится вырубка лесов, нарушаются обширные земельные участки, изменяются русла рек и скорость их течения, нарушаются гидрогеологические характеристики, изменяется береговая линия, что в итоге несет риск уничтожения водных объектов.
Алмазы
В сфере добычи алмазов АК «АЛРОСА» в июне получила положительное заключение Главгосэкспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий строящегося рудника «Мир-Глубокий» на кимберлитовой трубке «Мир» в Мирнинском районе Якутии. Компания планирует доработать основные решения в 2025 г., а в 2034 г. получить на объекте первую руду. Запланированная производительность рудника составляет 5,6 млн карат в год. Инвестиции «АЛРОСА» в строительство оцениваются в 1,8-2 млн долларов.
Запасы трубки «Мир» составляют 30-42 млн тонн руды с высоким содержанием алмазов. Общий объем запасов предварительно оценивается в 200 млн карат. Напомним, что добыча на месторождении осуществлялась с 2009 г., но работы были остановлены в 2017 г.[4] после крупной аварии, в результате которой погибли восемь работников предприятия. Убытки «АЛРОСА» в связи с затоплением старого рудника[5] составили более 16 млрд рублей.
По итогам первого квартала текущего года чистая прибыль «АЛРОСА» по РСБУ снизилась на 8,2% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 20,46 млрд рублей. Выручка за отчетный период выросла на 32,2%, до 99,6 млрд рублей. Общий долг «АЛРОСА» в первом квартале увеличился на 6%, до 158,9 млрд рублей. Из-за санкций компания не раскрывает структуру продаж. Известно, что экспорт необработанных алмазов из РФ по итогам прошлого года снизился на 12%, до 32,4 млн карат[6], стоимость поставок сократилась на 7,7%, до 3,7 млрд долларов. «АЛРОСА» находится под санкциями США с 2022 г., под санкциями ЕС – с января 2024 г. (с марта в страны ЕС не поставляются российские алмазы, обработанные в третьих странах). При этом в соответствии с принятыми в июне уточнениями, ограничения не распространяются на российские алмазы, которые были вывезены за пределы страны до введения соответствующего пакета санкций.
Олово и бериллий
Что касается добычи олова, то ПАО «Русолово» (ПАО «Селигдар») в текущем году рассчитывает начать добычу олова и золота на месторождении Млелювеем в Чукотском АО (Чаунский район). План добычи на 2024-25 гг. составляет 257,5 кг золота и 57,9 тонн олова. Балансовые и забалансовые запасы олова по категории С1 на месторождении учтены в количестве 74 тонн. Прогнозные ресурсы россыпного олова оцениваются в 677 тонн. Балансовые и забалансовые запасы золота (по категории С1) составляют 920 кг.
Также в Чаунском районе «Русолово» готовится к освоению крупного месторождения олова Пыркакайские штокверки (в 85 км от города и порта Певек)[7]. Его балансовые запасы составляют 243,4 тыс. тонн олова и 16 тыс. тонн триоксида вольфрама. Строительные работы на месторождении запланированы на 2025-26 гг. Выход на проектную мощность намечен на 2030 г.
При этом у «Селигдара» возникли проблемы, связанные как с санкциями США, так и с уголовным преследованием его учредителей и руководителей. В июне были задержаны и заключены под домашний арест совладельцы контролирующей «Селигдар» инвестиционной группы «Русские фонды» С.Васильев и К.Бейрит (они подозреваются в хищении средств негосударственных пенсионных фондов «Урал ФД» и «Первый национальный пенсионный»). На минувшей неделе К.Бейрита на посту президента холдинга сменил председатель совета директоров А.Хрущ. Также в июне Минфин США ввел санкции в отношении «Селигдара» и подконтрольных ему компаний.
В июне министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло в список «спящих» лицензий крупное Гаринское месторождение железных руд в Амурской области (Мазановский район), эксплуатантом которого является ООО «ГГМК» (ООО «Гаринский ГОК», входит в IRC Ltd). Основной проблемой для реализации проекта освоения Гаринского месторождения является создание транспортной инфраструктуры – железной дороги «Шимановская – Гарь» протяженностью 148 км, которая должна связать месторождение с Транссибирской магистралью. В 2018 г. строительство железной дороги оценивалось в 15,8 млрд рублей. Еще в 2019 в IRC заявляли о заморозке работ по проекту, поскольку рассчитывали, что инфраструктурные затраты возьмет на себя правительство РФ. В проект компания намеревалась инвестировать 10,7 млрд рублей. Ресурсы Гаринского месторождения составляют 259,5 млн тонн руды (89,9 млн тонн железа).
Кроме того, границы ТОР «Бурятия» планируется расширить для возобновления выпуска бериллиевой продукции[8] на месторождении флюорит-бериллиевых руд Ермаковское (Кижингинский район). Лицензия принадлежит ООО «Ермаковское», в марте текущего года приобретенному Highland Gold Mining В.Свиблова у Foxra Holdings LTD и Rebra Investments LTD (подконтрольны ГК «Метрополь» М.Слипенчука). Месторождение планируется осваивать в 2024-34 гг. Объем капиталовложений оценивается в 6,4 млрд рублей (без учета НДС). На 1 января 2013 г. остаточные балансовые запасы Ермаковского месторождения (по категориям С1+С2) составляли 1 394 тыс. тонн руды. На сегодняшний день бериллиевым производством в мире располагают США (основной производитель с долей около 70%), Казахстан и КНР. Российский импорт бериллия составляет порядка 40 тонн в год (включая сплавы и изделия). Производство бериллия в РФ отсутствует с 1989 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ранее компания была зарегистрирована на Британских Виргинских островах, в настоящее время зарегистрирована в специальном административном районе на острове Русский в Приморском крае. Состав акционеров не раскрывается. Компанию связывают с бывшим депутатом Народного Хурала Бурятии В.Назаровым (является ее генеральным директором).
[2] Ранее – ООО «Дарасунский рудник».
[3] 90% принадлежат кипрской компании Foxra Holdings, 10% - у С.Лучицкого (менеджер Highland Gold). Foxra Holdings участвовала в управлении активами Озерного ГОКа В.Свиблова в Бурятии.
[4] По итогам 2016 г. на «Мире» было добыто 3,19 млн карат алмазов.
[5] В руднике из-за прорвавшейся воды из расположенного наверху отработанного карьера были полностью разрушены горные выработки и горно-шахтное оборудование, затоплены два горизонта.
[6] Основной покупатель российских алмазов, Индия, в 2023 г. снизила свой импорт (в целом) на 11%, до 128 млн карат.
[7] Лицензия принадлежит ООО «Территория».
[8] Используется в аэрокосмической промышленности, ядерной энергетике, лазерной и рентгенотехнике, для легирования сплавов.
В 2022 году в Китайской Народной Республике утверждена государственная программа повышения почвенного плодородия, разработанная Академией наук Китайской Народной Республики, которая предусматривает импорт торфа и продукции его переработки в объёме не менее 50 млн тонн ежегодно. Ассоциация производителей гуминовых кислот КНР и вовсе заявляет о потребности в два млрд тонн торфа в перспективе до 2030 года. Хабаровскому бизнесу есть, что предложить соседям, и короткое плечо доставки даёт ему преимущества перед конкурентами из Сибири и западных регионов России, но как раз транспортная составляющая не даёт отрасли возможности кратно увеличить добычу и поставки в КНР. Варианты решения проблемы обсудили участники делового сообщества «Опора России» на встрече с врио губернатора Хабаровского края Дмитрием Демешиным в конце июня.
Торф — удобрение, которое создаёт сама природа. Получается он в результате долгой ферментации мхов. Вещества, содержащиемся в нём, улучшает структуру земли, уменьшают содержание нитратов, снижают действие пестицидов, подавляют вредоносные бактерии и грибки, повышают кислотность. Входящие в состав гуминовые и аминокислоты улучшают развитие растительных культур, повышают их урожайность.
Интенсивное сельхозиспользование земель в КНР заставляет местных крестьян и фермеров идти на всяческие ухищрения, чтобы заставить почву работать. В соседней с Хабаровским крае провинции Хэйлунцзян, настоятельно рекомендовано возвращать на поля остатки соломы от предыдущего урожая. По данным открытых источников, примерно 20% плодородных почв в КНР имеют такую степень загрязнения, что практически непригодны для сельского хозяйства. Власти Поднебесной озадачились тем, чтобы спасти эти почвы — к 2030 году планируется уменьшить их долю с 19,4 до 5%. И тут российский торф очень кстати.
И в 2023-м, и в 2024 годах в Ленинградскую область приезжали представительные делегации китайских бизнесменов, чтобы обсудить возможные поставки торфа. Их выбор продиктован тем, что в регионе есть залежи, функционирующие торфопредприятия и логистический узел. В 2023 году местные предприятия добыли 224,88 тыс. тонн торфа, это примерно десятая часть общероссийской добычи.
В целом российские запасы торфа — одни из крупнейших в мире. По запасам и площади торфяных залежей, ценности и разновидности их ресурсов Россия не имеет себе равных в мире. Мировые запасы торфа оцениваются около 500 млрд т, из которых около 188 млрд т (более 37%) приходится на долю России. Распределены торфяные ресурсы нашей страны крайне неравномерно. Более 80% их расположены в Сибири, остальная часть — в Европейской части страны. Особенно много торфяных месторождений в Западной Сибири.
Однако, чем дальше от Китая, тем дороже становится логистика. И этот фактор играет на руку дальневосточным регионам.
В 40 млн тонн оцениваются залежи торфа в Вяземском и имени Лазо районах Хабаровского края. Есть и другие — на учете госбаланса стоят 75 месторождений с запасами 266,96 млн т. — но эти самые крупные с весьма удачным расположением в плане экспорта. Например, от села Бичевая (р-н имени Лазо), окружённого торфяниками, до ближайшего автомобильного погранперехода в Китай всего 250 километров. До Хабаровска — 150, до железнодорожной ветки расстояние ещё меньше. Только вот воспользоваться этим козырем не получится, всё как в присказке «Чисто было на бумаге…». Транспортной болью торфодобывающей и перерабатывающей индустрии региона поделился член «Опоры России», генеральный директор «Дальневосточной торфяной компании» («ДТК») Александр Тимофеев.
— Оттуда [из Бичевой] есть автомобильная дорога, асфальтированная, с грузоподъемностью в 8,5 тонн на ось, но при этом на этой дороге есть четыре моста, которые имеют общую грузоподъемность всего 10 тонн. Фактически по этим мостам далеко не каждый грузовик пройдет на сегодняшний день. Инвесторам, которые хотели вложиться в разработку, необходимо понимание, когда эти мосты могут быть приведены в нормативное состояние в соответствии с грузоподъёмностью дороги.
Кстати сказать, запуск производства на этих месторождениях позволит только по налогу на прибыль получить около 200 миллионов рублей ежегодно в течение 12−14 лет, — подчеркнул спикер, обращаясь к врио губернатора Хабаровского края на встрече актива «Опоры России» с врио губернатора Хабаровского края.
Получается, что ветхие мостовые переходы встали на пути развития перспективной отрасли, доходы от которой были бы отнюдь не лишними для региона. А ведь помимо налогов это и рабочие места, и плюсы в карму статистики промпроизводства.
Дмитрий Демешин, всего два месяца назад сменивший прокурорскую должность на губернаторскую, первым делом поинтересовался, в каком виде собираются торфяные экспортёры вывозить свой товар заграницу.
— Я, уж извините, как прокурор скажу: половину контрабандистов по лесу мы привлекаем к ответственности за то, что они необработанное сырьё гонят заграницу, но прописывают это продукцией с переделом.
Если вы будете инвестировать в добавленную стоимость, мы вас будем поддерживать.
В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что торфопереработчик в крае пока один, и это как раз компания «ДТК». Экспортирует патентованную продукцию — удобрения в гранулах, с 2009-го года организация является резидентом Сколково.
Возможно, что других инвесторов отпугивает как раз состояние транспортной инфраструктуры — на сайте агентства привлечения инвестиций и развития Хабаровского края не первый месяц красуется предложение вложиться в добычу и переработку торфа в Вяземском районе. Необходимые инвестиции — 160 млн рублей окупаемость 3-5 лет (год назад было 72 млн при окупаемости за 2-2,5 года), внутренняя норма рентабельности более 30%, и это при условии поставок сельхозпроизводителям Вяземского же района, а если на экспорт…
— Касаемо дорог, тоже откровенно скажу, объекты жизнеобеспечения и населенные пункты для меня являются приоритетом, — подчеркнул Дмитрий Демешин в продолжении общения. — Но при этом всём, я задачу поставлю зампреду правительства по дорогам, чтобы она проработала этот вопрос, чтобы, по крайней мере, вам дали ответы. Но при этом при своём, моё мнение такое, что, если вы разбиваете дороги и собираетесь возить большие объёмы, участвуйте в том числе в их ремонте. Давайте подумаем, посчитаем этот момент.
– Инвесторы готовы! — заверил врио Александр Тимофеев.
— Вот отлично, давайте посчитаем, — ответствовал Дмитрий Демешин. — Мосты, например, сами сделаем, потому что это дорогостоящие объекты, а дороги, которые вы же разбивать будете делать вы.
Как рассказали EastRussia осведомлённые источники из автодорожной отрасли, укрепление однопролётного моста — так, чтобы он выдерживал большегрузы — обойдётся не меньше чем в 50 млн рублей. Мостов четыре, умножаем — получаем те самые 200 млн налогов, что сулят потенциальные торфоразработки в год. Похоже, что как минимум это препятствие с дороги, ведущей в светлое торфяное будущее Хабаровского края, будет убрано.
Есть у торфодобытчиков и другие головные боли: в соответствии с порядком определения товарной группы и с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможня относит их продукцию к сырьевой группе. И хотя, например, «ДТК» поставляет на экспорт продукт, который называется «гранулированное органоминеральное удобрение», платить сборы приходится с теми же коэффициентами, что и экспортёрам сырья. К тому же торф и любой продукт из торфа не попадает ни под одну программу стимулирования и квотирования логистики. Поэтому осенью прошлого года в ходе круглого стола в Госдуме бизнес предложил включить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в программу государственного стимулирования экспорта или присвоить этой продукции другой код. Но это уже проблема федерального масштаба.
Шельф является одним из наиболее перспективных объектов для добычи нефти и природного газа. Но, пожалуй, основной проблемой, связанной с его разработкой, является отсутствие достаточного количества данных о геологической структуре этой территории. EastRussia разбиралась в причинах.
Будущее под водой
Ограниченность запасов углеводородного сырья на суше предопределяет поиск полезных ископаемых на континентальном шельфе. «Весь прирост запасов углеводородов за последние 5 лет обеспечен за счет открытия морских месторождений. Вспомним, это акватория Персидского залива, это африканский шельф (Ангола, Мозамбик, ЮАР), это открытие два года тому назад восточного сектора Средиземного моря. В России абсолютно такая же ситуация, – рассказывает генеральный директор ФГБУ «ВНИИОкеангеология» Борис Шумский. – Наверное, это наше будущее, и этим предстоит заниматься».
Справка:
Согласно данным ФГБУ «ВНИИОкеангеология», в России действует 151 лицензия на углеводородное сырье в границах акватории, в том числе 124 относится непосредственно к шельфу, 27 – к транзитной зоне. Основная доля лицензионных участков – 58% – связана с разведкой и добычей (совмещенные лицензии), 28% – с эксплуатацией и 14% – с геологическим изучением. В числе главных лицензиатов – «Роснефть» (50 лицензий), «Газпром» (33), «Лукойл» (18) «Газпром нефть» (10), «Новатэк» (10).
Площадь континентального шельфа РФ превышает 6 млн кв. км. Примерно на 4,5 млн кв. км есть перспективы с точки зрения наличия запасов углеводородов. Однако значительная часть этой площади изучена слабо. «Естественно, наиболее высокая плотность изученности относится к лицензионным участкам», – уточнил Борис Шумский.
Ресурсная база континентального шельфа России оценивается в 19 млрд т нефти и 113 трлн куб. м газа. Но более 2/3 объема – это прогнозируемый ресурс с низкой степенью разведанности, проинформировал руководитель «ВНИИОкеангеология».
К настоящему времени лучше всего изучен шельф Карского, Баренцева, Печорского морей, слабее – океанических бассейнов восточной Арктики и Дальнего Востока. Хотя серьезные наработки достигнуты по Охотскому морю: еще в 1970-1980-х были открыты такие нефтегазовые месторождения, как Пильтун-Астохское, Одопту-море, Лунское, Чайво, Аркутун-Даги. В настоящее время они служат ресурсной базой проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Геологической информации о недрах Охотского моря становится больше. В 2017 году на Аяшском лицензионном участке по результатам бурения и испытания поисково-оценочной скважины открыто месторождение нефти «Нептун» (является частью проекта «Сахалин-3»). Через несколько лет стало известно об открытии на том же участке месторождения «Тритон».
В разведку не идут
Все же основные достижения отрасли базируются на советском опыте, уточнил заместитель гендиректора по научной работе Института проблем нефти и газа (ИПНГ) Василий Богоявленский. Для изучения геологического строения акваторий морей той же арктической зоны Советский Союз направлял громадные средства, в том числе, заказывался специализированный флот, создавалось исследовательское оборудование. Со временем технологии позволили осуществлять разработку на шельфе, а страна, говорит представитель ИПНГ, вышла на лидирующие позиции, обогнав по освоению ресурсов США, Канаду, Норвегию (88% добычи нефти и газа в Арктике приходится на Россию).
До настоящего времени широко используются данные геологоразведки, накопленные при СССР. Но в постсоветский период объем поисковых работ постепенно стал сворачиваться, что может отразиться в недалеком будущем.
«Берем объем годового бурения – эксплуатационного и поисково-разведочного. Делим одно на другое. В советское время этот коэффициент был 1:5, то есть на пять эксплуатационных скважин бурилась одна поисково-разведочная. Сейчас на 35 эксплуатационных скважин приходится одна поисково-разведочная. В семь раз упали объемы геологоразведочных работ», – обеспокоен Василий Богоявленский.
В настоящее время по более чем половине лицензионных обязательств не проведено поисковое бурение в должном виде, подчеркнул он.
Все зависит от целевого финансирования, которое последнее десятилетие падает, свидетельствует Борис Шумский. Поисково-разведочные работы на континентальном шельфе в основном выполнялись за счет недропользователей, но они сильно сократили расходы: в 2014 году компании на эти цели направляли 114 млрд руб., а в 2023-м – 33 млрд (план на 2024-й еще меньше – 30 млрд руб.) Для сравнения, федеральный бюджет обычно выделяет 2-3 млрд руб. ежегодно.
Как следствие, страдает флот, оказывающий геолого-геофизические услуги на шельфе. В этом году ни одно научно-исследовательское судно не выйдет на поисковые работы, подчеркивает генеральный директор АО «МАГЭ» Алексей Казанин. В то же время ежегодное обслуживание одной единицы флота обходится в 200-300 млн руб.
Введенные санкции не дают возможности заработать на иностранных заказах, что усугубляет финансовое положение. В этой связи крайне важно поддержать отечественных специалистов и сохранить собственный спецфлот, иначе в будущем придется опираться только на возможности Китая, не исключает Алексей Казанин.
«Мы близки к критической точке невозврата, – в свою очередь предупреждает Василий Богоявленский. – Где она, точно не знаю, но практически половина судов [сейчас] в нерабочем состоянии».
Ситуация с поисковыми работами на шельфе отражает общую, далеко не радужную картину с воспроизводством минерально-сырьевой базы.
«У нас проблема по поисковой геологии, региональному заделу. В частности, Якутия считается богатейшим регионом по полезным ископаемым, по всем направлениям: и по твердым и по углеводородам. Но сегодня исследовано 16% территории. 84% не изучено: мы не знаем ни прогнозных ресурсов, не знаем результаты поисковой геологии, не представляем картину. Такая ситуация возникает в целом по РФ», – делает вывод сенатор, экс-глава Якутии Егор Борисов.
Проблема грозит технологической отсталостью. По словам Егора Борисова, больше 30 лет в Якутии не могут найти месторождения алмазов. «Это проблема технологий. Алмазы должны быть, потому что россыпные алмазы находят, а откуда они появились? Они всегда от коренных месторождений приходят, а коренные не можем найти», – привел пример сенатор.
Тяжелая проблема сохраняется с кадрами. В 1991 году в различных геологических службах работало порядка 300 тыс. человек, сейчас – в 11 раз меньше.
В поисках системного подхода
По мнению бывшего главы Якутии, для увеличения финансирования поисковых работ должен быть воссоздан фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (такая структура действовала в 1990-х). В качестве аналогии он привел историю с дорожным фондом, который также ликвидировали в начале 2000-х. Усилиями депутатов и Министерства транспорта в 2011 году он был возрожден. Сейчас дорожный фонд эффективно работает как на региональном, так и на федеральном уровне, оценивает Егор Борисов.
В настоящее время налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дает в госбюджет не менее 10 трлн руб. Как вариант, предлагает сенатор, направлять из этой суммы 1-1,5% в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Таким образом, поступления ежегодно составляли бы 100-150 млрд руб., и этого по крайней мере хватило на восполнение регионального задела геологических исследований, считает он.
«Вся страна должна быть изучена по клеткам для того, чтобы потом пришел геолог и занимался в рамках прогнозных результатов по конкретным полезным ископаемым на конкретных площадках», – пояснил Егор Борисов.
Возрождать фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы нужно, на за счет каких источников, рассуждает Василий Богоявленский. Вероятно, поступления от НДПИ в бюджет уже расписаны, а введение дополнительной налоговой нагрузки вряд ли найдет понимание у компаний, не исключил он.
«С точки зрения государственного решения воссоздание такого фонда, на мой взгляд, практически реализуемо. Более того, оно было бы спасительным для Минприроды, потому что каждый год ходить в Минфин и защищать бюджет – это одно, а когда у тебя есть системный инструмент со своим источником финансирования – это совсем другое дело», – считает советник гендиректора «Росатома», в прошлом замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков.
Геологоразведка требует больших финансовых затрат и времени, но этот вызов нужно принять. По словам сенатора Александра Жукова, наличие ресурсов в недрах остается одним из важнейших преимуществ российской экономики. На правительственном уровне будут внесены коррективы в Стратегию развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года, в том числе предусматривающие ее продление до 2050 года. Акцент предполагается делать на актуализацию положений, касающихся проведения геологоразведочных работ и переработки дефицитных полезных ископаемых, уточнил представитель Совфеда.
Действительно, если говорить об арктической зоне России, там сосредоточены не только нефть и газ, но также 61% запасов редкоземельных металлов, 49% олова, около 50% меди, 20% титана, 22% серы. Однако по твердым полезным ископаемым добыча крайне низкая, извлечение тех же редкоземов в абсолютных показателях мизерное, подчеркнул Александр Крутиков: «РФ продолжает закупать редкоземельные металлы в Китае и других странах. Мы не обеспечиваем своим сырьем экономику, притом что своих запасов у нас более чем достаточно».
По его словам, если взять минерально-сырьевые центры, относящиеся к Арктике, от Мурманской области до Чукотки включительно, то из 11 таких центров только три (Мурманск, Норильск, Воркута), сформировавшиеся еще при СССР, работают с более-менее полной отдачей. «Потому что вся инфраструктура была создана в советское время, и она создавалась опережающим темпами», – отметил спикер.
Конечно, жизнь не стоит на месте. В настоящий момент в процессе создания и запуска такие крупные проекты, как «Арктик СПГ», «Восток Ойл», ГОК «Баимский». Вместе с тем, чтобы была обеспечена их реализация, строилась сопутствующая инфраструктура, предпринимались индивидуальные подходы, которые согласовывались на самом высоком политическом уровне, тогда как нужна системность мер, считает представитель «Росатома».
«Без системных решений, в том числе регуляторного характера, в части развития арктических минерально-сырьевых центров этот разрыв между сегодняшним днем и потенциалом никак не преодолеть», – заключил Александр Крутиков.
На фоне проблем в угольной отрасли на Дальнем Востоке сохраняются планы по развитию ряда проектов и увеличению добычи в перспективе. В то же время логистические и внешнеторговые ограничения все же влияют на возможности экспорта. Планируется увеличение поставок углеводородов с Дальнего Востока в КНР, но не все предполагаемые объемы пока согласованы, т.к. стороны не могут преодолеть ряд противоречий.
Ситуация в угольной отрасли на сегодняшний день осложняется падением мировых цен, из-за чего в четвертом квартале 2023 г. убытки российской угольной промышленности составили 13 млрд рублей. Для угольной отрасли угрозу также несет планируемое Минфином с 2025 г. увеличение НДПИ для угля[1]. Для энергетических и коксующихся углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке НДПИ в размере 10% от превышения цен в морских портах Дальнего Востока[2]. Пороговая цена для энергетического угля установлена в 100 долларов, для коксующегося – 140 долларов за тонну. Коэффициент для расчета налоговой ставки будет учитывать среднюю за налоговый период мировую цену на уголь и средний курс доллара к рублю.
При этом в ближайшее время с учетом рыночной конъюнктуры роста цен на уголь в дальневосточных портах не ожидается. В отрасли опасаются, что увеличение налоговой нагрузки приведет к продолжающемуся сокращению добычи, а также экспортных поставок и инвестиций в производство.
В целях поддержки отрасли Минэнерго во главе с бывшим кемеровским губернатором С.Цивилевым, бывшим руководителем угольной компании «Колмар», предлагает продолжать переговоры с Китаем по обнулению импортных пошлин на российский уголь. Напомним, что Китай еще в 2014 г. ввел импортные пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь в размере 3-6%[3]. Нулевой тариф на импорт угля действовал с 1 мая 2022 г. и в последний раз продлевался в марте 2023 г. до 31 декабря 2023 г. При этом для российского угля Китай является основным рынком экспорта.
В Минэнерго оценили, что по итогам 2023 г. из-за падения цен на уголь прибыль до налогообложения предприятий снизилась в 2,1 раза, до 356,7 млрд рублей, а налоговые поступления сократились на 34%, до 220 млрд рублей. При этом Минэнерго также предлагает ввести мораторий на увеличение НДПИ в период санкций против угольных компаний.
Кроме того, в правительстве РФ весной было принято решение о временной отмене экспортных пошлин на уголь с 1 мая до 31 августа текущего года. Курсовая экспортная пошлина составляла от 4% до 7%[4] в зависимости от курса рубля, а при курсе менее 80 рублей за доллар должна быть нулевой. Она была введена с 1 октября 2023 г., отменена 1 января 2024 г. и вновь введена с 1 марта 2024 г. С 2025 г. в рамках налоговой реформы предполагается полная отмена всех курсовых экспортных пошлин.
Перевозки угля на экспорт по железной дороге пока не сократились. По итогам января-марта 2024 г. через дальневосточные пограничные переходы на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) объем перевозки угля составил 2 715 тыс. тонн. Через пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ» в Приморском крае направлено на экспорт 894 тыс. тонн угля, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Экспорт угля через пограничный переход «Камышовая – Хуньчунь» в Амурской области достиг 957 тыс. тонн, увеличившись почти в 1,7 раза. Через мостовой железнодорожный пограничный переход «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской АО в первом квартале года перевезено 862 тыс. тонн угля, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г.
Наибольший объем отгрузки угля на станциях ДВЖД обеспечили Эльгинское месторождение в Якутии (4,4 млн тонн), Ургальское месторождение в Хабаровском крае (1,6 млн тонн), а также Сыллахское (Якутия) и Огоджинское месторождения (Амурская область), с которых в совокупности погружено более 754 тыс. тонн.
На этом фоне некоторые предприятия намереваются временно сократить добычу. Так, угледобывающая компания «Колмар» с 12 марта приостановила работу двух обогатительных фабрик в Якутии и снизила загрузку третьей фабрики до 50% в связи с переизбытком угля на складах (около 1 млн тонн угля) из-за загруженности железной дороги в направлении Ванинско-Совгаванского узла, где расположен собственный порт «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь». В апреле компания рассчитывала вывезти 573 тыс. тонн твердого топлива, но ОАО «РЖД» согласовало отгрузку только 428 тыс. тонн.
Тем не менее в 2024 г. «Колмар» рассчитывает добыть на ГОКе «Денисовский» 5,4 млн тонн (результат за 2023 г. – 4,3 млн тонн), а на ГОКе «Инаглинский» - 8,1 млн тонн (результат за 2023 г. – 7,3 млн тонн).
При этом в первом квартале 2024 г. угледобывающие предприятия Якутии все же увеличили объем добычи на 33% по сравнению с первым кварталом 2023 г., до 11,4 млн тонн. Затем в январе-апреле показатель роста составил 29%, до 15 млн тонн. В том числе за четыре месяца объем отгрузки угля на экспорт из Якутии составил 8,7 млн тонн, что на 5% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Рост, в частности, обеспечивает добыча на Эльгинском месторождении угля («Эльгауголь»), где в 2023 г. было произведено 26 млн тонн угля (рост на 30% относительно 2022 г.).
Сокращение добычи угля тем временем уже наблюдается в Чукотском АО, где ранее фиксировался рост. По итогам января-апреля 2024 г. компания «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd) добыла на месторождении Фандюшкинское поле Беринговского каменноугольного бассейна (Анадырский район) 429,5 тыс. тонн каменного угля, на 5% сократив показатель относительно аналогичного периода 2023 г. Австралийская компания уходит из России и намерена продать угольный актив за 49 млн долларов российской компании «АПМ-Инвест» М.Бузука[5].
Tigers Realm Coal Ltd, помимо «Берингпромугля», принадлежат ведущая геологоразведочные работы «Северо-Тихоокеанская угольная компания», «Порт Угольный» (оператор Беринговского порта) и сервисная компания «Берингпромсервис». Управлением предприятиями занимается ООО «Берингугольинвест». По итогам прошлого года объем добычи компании «Берингпромуголь» составил 1,6 млн тонн угля, увеличившись на 31% относительно 2022 г. В конце 2023 г. было получено положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство обогатительной фабрики «Беринговская». Еще в первом квартале текущего года проект ООО «Берингпромуголь» демонстрировал положительную динамику – было добыто 348,3 тыс. тонн каменного угля, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Однако с апреля тренд изменился на негативный.
В регионе снижается производство и бурого угля. ОАО «Шахта Угольная» в январе-апреле обеспечило 16,6 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, что в 2,3 раза меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Бурый уголь компания поставляет предприятиям АО «Чукотэнерго» (Анадырской ТЭЦ и Эгвекинотской ГРЭС).
Тем не менее сохраняются планы инвесторов по развитию логистической инфраструктуры для угольных проектов. ООО «АнтрацитИнвестПроект» в рамках ТОР «Амурская» рассчитывает создать логистический кластер в Тындинском муниципальном округе Амурской области для обеспечения перевозки угля с Сыллахского угольного месторождения в Якутии (Нерюнгринский район) в Амурскую область – на железнодорожную станцию Талума-Угольная Байкало-Амурской магистрали (станция в 72 км от Сыллахского разреза). Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 300 млн рублей. Кластер объединит Сыллахский угольный разрез, обогатительную фабрику, железнодорожную станцию Талума-Угольная, расположенные в Амурской области ЛЭП, подстанцию и технологическую дорогу.
На сегодняшний день введена в эксплуатацию автодорога от станции Талума-Угольная до Сыллахского угольного разреза протяженностью 72 км, возведено три мостовых перехода, введены в эксплуатацию объекты первой очереди станции Талума-Угольная. Ввод в эксплуатацию второй и третьей очередей станции намечен на вторую половину 2024 г. Реализовать проект полностью предполагается в 2024-30 гг.
«АнтрацитИнвестПроект» продолжает горно-капитальные работы на Сыллахском разрезе (ТОР «Южная Якутия»), где уже построены объекты бытовой инфраструктуры и склады ГСМ, закуплена и доставлена основная производственная техника. Идет строительство очистных и природоохранных сооружений, систем пожарной безопасности, ведется разработка проектной документации обогатительной фабрики и энергетической инфраструктуры.
Мощность первой очереди угольного разреза должна составить 1 млн тонн угля в год. К 2025 г. на участке планируется добывать 6,5 млн тонн твердого топлива, а также к этому времени должна быть возведена обогатительная фабрика производительностью 5 млн тонн товарного угля в год. Разрабатывать месторождение планируется до 2046 г. Балансовые запасы месторождения оцениваются в 140,877 млн тонн угля.
Холдинг En+ Group намерен инвестировать 50 млрд рублей в разработку Зашуланского месторождения угля в Забайкальском крае (Красночикойский район). Объем добычи должен составит 5 млн тонн в год (к 2027 г.). Эксплуатантом месторождения выступает компания «Разрезуголь» - СП En+ Group и китайской CHN Energy. «Разрезуголь» ведет строительно-монтажные работы по объектам первой очереди. Также началось проектирование электроподстанции и линий электропередачи 110 кВ протяженностью 93 км для энергоснабжения месторождения.
Кроме того, Росприроднадзор весной одобрил проект реконструкции горно-обогатительного комбината «Чегдомын» в Хабаровском крае АО «Ургалуголь» (входит в «СУЭК»), предполагающий строительство отделения флотации. «Ургалуголь» осваивает Ургальское месторождение в пределах Буреинского угольного бассейна (разрезы «Буреинский» и «Правобережный», шахта «Северная»). На трех данных активах добывается свыше 700 тыс. тонн угля в месяц. В апреле также прошли общественные слушания по проекту «Строительство шахты «Северная» в границах участков недр «Северо-Западный Ургал» и «Поле шахты «Ургальская». На этих участках планируется добывать до 4 млн тонн угля в год.
В 2023 г. «Ургалуголь» произвел порядка 10 млн тонн. В том числе предприятие отгрузило потребителям на внутренний рынок и в рамках экспортных контрактов 7 млн тонн, что стало рекордным показателем. К 2030 г. «Ургалуголь» планирует увеличить объемы производства до 15 млн тонн угля в год. Ожидается, что в 2025 г. объем добычи на разрезе «Правобережный» достигнет 6 млн тонн в год, а мощность обогатительной фабрики «Чегдомын» составит 9 млн тонн угля в год. За январь-апрель текущего года «Ургалуголь» отгрузил на экспорт более 1,5 млн тонн угля, что на 2% больше, чем за аналогичный период 2023 г.
Что касается экспортных поставок углеводородов, то в апреле 2024 г. наблюдался рост экспорта нефти премиального сорта ВСТО из порта Козьмино в Находке (доставляется по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан»), на 5% относительно апреля прошлого года, до рекордных 960 тыс. баррелей в сутки. Предыдущий рекорд морских поставок нефти из Козьмино был поставлен в феврале текущего года, тогда отгрузки превысили 914 тыс. баррелей в сутки[6].
Котировки ВСТО традиционно превышают потолок цен на российскую нефть, установленный на уровне 60 долларов за баррель. В том числе в апреле покупку сырья возобновила Индия (после двухмесячного перерыва). В апреле-мае Индия приобретала 70 тыс. баррелей в сутки. В частности, в мае две танкерные партии нефти (по 100 тыс. тонн каждая) были приобретены Indian Oil Corporation (IOC), еще одна партия – индийской Reliance. Наиболее крупным покупателем нефти ВСТО остается Китай – он в среднем в текущем году импортировал 835 тыс. баррелей в сутки, что на 10% больше, чем в течение 2023 г.
Объем поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» с 1 января по 12 мая текущего года превысил показатель аналогичного периода прошлого года на 37,4%. В апреле рост поставок по сравнению с апрелем прошлого года составил 57,1%.
Все еще под вопросом остается заключение контракта с КНР по поставкам газа по планируемому газопроводу «Сила Сибири-2» (через Монголию, протяженность – 6,7 тыс. км). По предварительным данным, основным противоречием сторон является цена на газ. Китайская сторона настаивает на возможности приобретения газа по цене, аналогичной его стоимости на внутреннем российском рынке.
Помимо низкой цены, российскую сторону не устраивает намерение Китая взять обязательство покупать только небольшую часть запланированной годовой мощности трубопровода (составляющей 50 млрд куб. м газа). Потребность КНР в импорте газа к 2030 г. оценивается в 250 млрд куб. м (в 2023 г. – около 170 млрд куб. м), но Китай предпочитает диверсифицировать поставки. В частности, наиболее крупным поставщиком трубопроводного природного газа в КНР является Туркменистан (в первом квартале текущего года поставил газ на 2,4 млрд долларов)[7]. Россия находится на втором месте (в первом квартале поставлен газ на 2 млрд долларов)[8], далее следует Мьянма (358 млн долларов)[9].
Помимо трубопроводного газа Китай также закупает СПГ – его наиболее крупным поставщиком выступает Австралия (в 2023 г. поставлено 24,2 млн тонн). Далее следуют Катар (в 2023 г. поставлено 16,7 млн тонн), Россия (в 2023 г. было поставлено 8 млн тонн), Малайзия и Индонезия (в совокупности из двух стран в 2023 г. поставлено 11,8 млн тонн). В январе-апреле текущего года Россия поставила в Китай 2,415 млн тонн СПГ на 1,455 млрд долларов США.
Что касается проекта строительства нефтепровода параллельно «Силе Сибири-2» (мощностью до 30 млн тонн), то вице-премьер А.Новак на полях Петербургского международного экономического форума охарактеризовал проект как перспективный, но сырой, находящийся только в стадии разработки.
Тем временем в апреле «Газпром» принял решение о строительстве газопровода «Белогорск – Хабаровск» протяженностью свыше 800 км, соединяющего магистральные газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» (СХВ) в рамках проекта Система магистральных газопроводов «Восточная система газоснабжения» (она должна пройти через восемь районов Амурской области по левому берегу реки Зея). Общая длина трасс в рамках проекта превысит 5 тыс. км. С помощью него предполагается объединить восточные газотранспортные мощности с газовой инфраструктурой западной части РФ.
Трасса газопровода «Белогорск – Хабаровск» пройдет от Амурского ГПЗ до врезки в СХВ в районе Хабаровска. Строительные работы предполагается завершить в 2029 г. С учетом стоимости прокладки километра газопровода «Сила Сибири» в 366 млн рублей, стоимость газопровода «Белогорск – Хабаровск» может составить 293 млрд рублей. Генеральным подрядчиком выступает компания АО «Газстройпром» (49% - у «Газпрома», 25% - у Газпромбанка).
Газопровод в том числе необходим по причине дефицита газа в рамках Сахалинского кластера, не позволяющего реализовать проект по строительству третьей очереди завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Уже заключен контракт с КНР на поставку 10 млрд куб. газа в год с Дальнего Востока по СХВ, но ресурсной базой для обеспечения данного контракта изначально предполагалось Южно-Киринское месторождение на сахалинском шельфе, находящееся под санкциями США с 2016 г. Соединение газопроводов может служить резервным вариантом обеспечения законтрактованных экспортных поставок в Китай.
Между тем в рамках проекта «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе, оператор – ООО «Сахалинская энергия») отмечается рост производства сжиженного природного газа (СПГ), взаимосвязанный с поставками в Китай. По итогам апреля рост составил 7% по отношению к марту 2024 г., до 886 тыс. тонн. В Китай с проекта «Сахалин-2» в апреле отправлено 440 тыс. тонн СПГ, что в 3,4 раза больше, чем в марте. Объемы поставок в Японию с недавних пор уступают китайским, они снизились в апреле на 44% по сравнению с мартом, составив 319 тыс. тонн. Практически без изменений остался уровень экспорта СПГ сахалинского проекта в Республику Корея в апреле – 127 тыс. тонн.
Добыча газа в рамках «Сахалина-2» в феврале текущего года составила 1,43 млрд куб. м, увеличившись на 7% относительно февраля прошлого года. В январе-феврале добыча достигла 2,96 млрд куб. м, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В январе-апреле на проекте было добыто 5,8 млрд куб. м, что на 4,5% превысило результат в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По итогам апреля добыча выросла на 5%, до 1,4 млрд куб. м.
Стоит отметить, что покупателем 27,5%-ной доли компании Shell в «Сахалине-2» станет ПАО «Газпром». Цена продажи доли составит 94,8 млрд рублей. Доля перейдет ООО «Сахалинский проект» (дочернее предприятие ПАО «Газпром»[10]). Напомним, что ранее покупка доли Shell была одобрена для дочерней компании ПАО «НОВАТЭК» - ООО «НОВАТЭК Московская область», но сделка не состоялась[11]. В ООО «Сахалинская энергия» 50% уже принадлежат компании «Газпром Сахалин Холдинг». Японские Mitsui & Co., Ltd и Mitsubishi Corporation владеют 12,5% и 10% соответственно.
«НОВАТЭК» вел трудные переговоры с «Газпромом», не желающим уступать конкурирующей компании управленческие функции в проекте. Также пока не найдено юридической возможности для передачи offtake-контракта Shell на 1 млн тонн СПГ с «Сахалина-2».
В рамках другого СРП-проекта «Сахалин-1» добыча газа в январе-апреле составила 3,3 млрд куб. м, увеличившись на 9% относительно соответствующего периода 2023 г. Тем не менее в апреле было зафиксировано снижение показателя на 3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 855 млн. куб. м.
Доля американской компании Exxon Neftegas Limited в шельфовом проекте «Сахалин-1»[12] (30%) должна быть продана не позднее 1 января 2025 г. в соответствии с указом президента от 8 апреля 2024 г. Exxon Neftegas Limited с марта 2022 г. продолжает процесс выхода из российского предприятия. Среди иностранных акционеров остаются японская Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd. (Sodeco) с долей в 30% и индийская ONGC Videsh Limited с 20%. Еще 20% принадлежат структурам «Роснефти»: «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%). Оператором проекта выступает АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Соответствующие поправки к Налоговому кодексу внесены в Госдуму 3 июня.
[2] Индекс FOB Восточный NAR 5500.
[3] Пошлины не распространяются на Индонезию и Австралию из-за соглашений о свободной торговле.
[4] Ставка пошлины составляет 5,5% при курсе 90-95 рублей за доллар и 7% при курсе выше 95 рублей за доллар.
[5] М.Бузук в прошлом работал в компании «СУАЛ-Холдинг» (2000 г., первый вице-президент, член совета директоров), в 2003-10 гг. был генеральным директором компании Investment Partner AG, реализовывавшей совместные проекты с ГК «Ренова», в 2009-10 гг. – гендиректор УК «Металлоинвест». О продаже было объявлено в апреле, сделка должна получить одобрение акционеров TIG. Дата созыва собрания акционеров компании пока не уточнялась. Сделку также должны одобрить ФАС и президент РФ.
[6] ВСТО торгуется с привязкой к основному азиатскому маркерному сорту Dubai.
[7] В 2023 г. Туркменистан поставил в Китай трубопроводного газа на 9,6 млрд долларов. Годовой объем поставок туркменского газа составляет 40 млрд куб. м.
[8] Объем поставок российского газа в Китай в 2023 г. составил 22,5 млрд куб. м.
[9] Известно, что в 2022 г. из Мьянмы в Китай было поставлено 3,8 млрд куб. м.
[10] Владельцем компании является ООО «Газпром Сахалин Холдинг».
[11] Изначально правительство разработало критерии для потенциальных покупателей доли Shell, им соответствовал только «НОВАТЭК». Но в феврале текущего года решением правительства критерии были частично изменены и им стал отвечать «Газпром».
[12] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское.