Асбестовая дилемма: правда о хризотиле и мифы об его опасности
Хризотиловый асбест широко используется в мировой промышленности благодаря уникальным свойствам. Россия занимает лидирующие позиции по добыче и экспорту хризотила, поставляя его в развивающиеся страны. В то же время в Европе, США и Канаде асбест запрещен из-за его ассоциации с заболеваниями. Однако большинство опасений относится к амфиболовому асбесту, который отличается от хризотилового безопасностью при контролируемом применении.
В 2024 году было опубликовано исследование «Хризотил-асбест: современное состояние и перспективы развития в горно-обогатительной промышленности», согласно которому Россия называется ключевым поставщиком хризотилового асбеста в мире. Шутка ли — на долю отечественной промышленности пришлось 47% мирового экспорта в 2023 году. Многолетняя динамика показывает, что и текущий год сохранит лидерские позиции России на мировом рынке хризотила.
Ключевыми потребителями волокна являются Индия, Китай, Индонезия, другие страны Юго-Восточной Азии и государства Ближнего Зарубежья. Хризотил используют для производства более 300 видов продукции, в том числе доступных кровельных материалов (шифера), труб, фасадных плит, сайдинга, тепло- и электроизоляционных материалов для строительства зданий, машиностроения и обеспечения пожарной безопасности. Он обладает исключительным набором полезных свойств: выдерживает нагрев до 1 500°С, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, при этом обладая высокой прочностью. Развитая промышленная добыча хризотила позволяет выпускать на его основе товары для массового потребления, доступные для развивающихся регионов мира.
Вместе с активным использованием хризотила в растущих экономиках развивается и кампания по его «отмене». За последние десятилетия ряд международных организаций неоднократно поднимал вопрос о запрете хризотилового асбеста на всей планете, пока, впрочем, безрезультатно. В странах Евросоюза, США и Канаде хризотил запрещен. Вместо хризотилового волокна производства этих стран активно предлагают синтетические волокна, впрочем, уступающие хризотилу по количеству полезных свойств.
Корни конфликта лежат в недавней промышленной истории человечества. Вплоть до второй половины XX века асбест использовался по всей планете чрезвычайно интенсивно — уникальные свойства прочно обеспечили ему мантию «короля изоляций». Кровля для жилых домов, корабли, защитное снаряжение для пожарных, металлургов и военных, а также многое другое делали с применением асбеста. Затем, к концу века началось массовое движение против использования асбеста в странах будущего ЕС — его связывали с возникновением тяжелых заболеваний, в том числе онкологии. Правда, протестовали тогда против амфиболового асбеста.
Дело в том, что разные виды асбеста чрезвычайно сильно отличаются по степени воздействия на человеческий организм. Амфиболовый асбест (крокидолит, амозит, тремолит и др.) представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа в составе. Он обладает устойчивостью к кислотам, что не позволяет организму человека избавиться от амфиболового волокна, если оно в него попадет. К примеру, клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, используют именно кислоту для выведения посторонних предметов. В результате амфиболы могут спровоцировать тяжелые заболевания, в том числе онкологию. А вот хризотиловое волокно не обладает устойчивостью к кислоте. Оно представляет собой гидросиликат магния, который выводится из организма за короткий промежуток времени.
В итоге словом «асбест» называется два разных по характеру воздействия на человека минеральных волокна. Если провести аналогию, то также можно было бы требовать контактировать с алюминием в средствах индивидуальной защиты, потому что это «металл», такой же, как ртуть. Последняя же вредна для человека? Значит, и все остальные металлы — тоже. Наконец, смородина и арбуз оба являются ягодами, так что и продавать их надо в лукошках. В современных правовых реалиях слово «асбест» имеет смысл только вместе с определением — «хризотиловый» он, или «амфиболовый».
Европа широко использовала амфиболовый асбест, месторождения которого есть на севере региона, а также в бывших колониях в Африке. Как показывает исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», проведенное в 2006 году, в странах Запада асбестообусловленные заболевания являются заметной проблемой. В то же самое время государства социалистического блока не демонстрируют негативной статистики заболеваемости — на территории СССР добывали хризотиловый асбест. Можно сказать, что России просто повезло, поскольку у нас исторически только хризотил использовался для производства продуктов массового потребления.
В итоге, Европа встала перед нетривиальным выбором. Запрет амфиболов освободил нишу, в которую легко мог проникнуть хризотил «с Востока». Доступность российского минерала делала его чрезвычайно выгодным решением, и потому вместо честной конкурентной борьбы Запад принял решение развязать кампанию по очернению всех видов асбеста. Имея в своем распоряжении авторитетные международные организации и другие рычаги влияния, ЕС по сей день агитирует за запрет хризотила. На смену ему, естественно, должны прийти синтетические волокна европейского производства.
Впрочем, как показывает практика, далеко не все страны готовы идти на поводу у обещаний. Существующие научные исследования убедительно доказали, что хризотиловое волокно является безопасным при контролируемом использовании. Практика же промышленного применения показывает, что хризотиловая продукция позволяет реализовывать большие инфраструктурные проекты, строить массовое жилье и, в целом, решать масштабные задачи.
Российская хризотилцементная промышленность в последние годы претерпела существенную трансформацию, как и весь комплекс производства в стране. Несмотря на вызовы времени, промышленность развивается — это касается множества секторов, в том числе и строительства. В современной реальности как никогда стала актуальной отечественная продукция, способная решить масштабные задачи. В этом аспекте хризотилцементная отрасль играет все большую роль.
С момента появления хризотилцементной продукции прошло уже более 100 лет. Самым известным ее представителем является всем знакомый шифер, изобретенный австрийским инженером Людвигом Гатчеком в 1900 году. Всего за несколько лет материал буквально «взорвал» рынок строительных материалов — прочный, долговечный, простой в производстве и чрезвычайно эффективный, он быстро сменил привычную черепицу и сланец. В Российской империи шифер также стал набирать популярность, тем более что с 1889 года велась активная разработка Баженовского месторождения хризотилового асбеста.
В России шифер производят из хризотила, воды и цемента. Кстати, тут важно указать на особенности терминологии. Дело в том, что упомянутый хризотил является одной из разновидностей асбеста. В ХХ веке асбест широко использовался во всем мире, однако в определенный момент выяснилось, что амфиболовый асбест (другая разновидность минерала) вреден для здоровья человека. В Европе, где активно использовался именно амфиболовый асбест, началась массовая кампания, направленная против минерала. На самом деле вреден только амфиболовый асбест, а хризотил – безопасен при контролируемом использовании. Сегодня весь асбест, используемый в мире в гражданских целях – именно хризотиловый асбест.
С начала XX века технологии изменились до неузнаваемости, сама же потребность в хризотиле возросла многократно. На месте скромного карьера, где основной рабочей силой были руки местных крестьян, вырос гигантский завод по добыче и обработке хризотилового волокна, а его побратим разрабатывает Киембаевское месторождение в Оренбургской области. Рядом с каждым из огромных ГОКов выросло по городу, а заводы по выпуску хризотилцементной продукции появились во многих регионах страны. Почему?
Хризотиловое волокно имеет ряд уникальных эксплуатационных свойств, совокупность которых недостижима ни в одном из синтетических аналогов. В первую очередь, это прочность и устойчивость к воздействию высоких температур. Хризотил не горит, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, не проводит электричество. При воздействии температур более 1500 С, что превышает температуру горения авиационного керосина, он становится хрупким, но так и не загорается, а на разрыв он прочнее многих марок стали. Вся продукция на его основе имеет класс «НГ», то есть «негорючий». Это означает, что материал не горит при любых условиях.
Долгие годы хризотилцементная продукция была одним из основных видов строительных материалов в России. Всем знакомые шифер, трубы для водопровода и канализации, теплоизоляционные материалы и многое другое знакомы нам всем еще с детства. Благодаря низкой себестоимости производства и уникальной совокупности полезных свойств, хризотилцемент широко использовался в СССР. Впрочем, у него был один существенный недостаток — как и другие товары, производимые в социалистическом лагере, товары из хризотил-асбеста были практичны и полезны, но не всегда эстетичны. Когда рынок постсоветского пространства столкнулся с западными товарами, привычный серый шифер значительно проигрывал во внешнем виде. Это стало звоночком для руководства заводов — назрела необходимость перемен.
К 2022 году можно сказать, что хризотилцементная отрасль начала уверенно захватывать рынок. И дело тут в ограничениях со стороны Запада в импорте, рост цен или логистические трудности. Усвоив урок из 1990-х, хризотилцементные заводы сделали ставку на интенсивное расширение линейки продукции. Сегодня на рынке присутствует множество видов цветного шифера с самыми различными покрытиями и текстурами. По желанию заказчика его могут покрыть несколькими слоями краски и лака, а могут и окрасить «в массе», причем цвет можно выбрать самостоятельно из каталога. Помимо классического волнового кровельного материала, некоторые заводы выпускают его в форме «римской черепицы», а другие проводят автоклавирование продукции, повышая её прочностные характеристики.
Помимо кровельных материалов, из хризотилцемента делают трубы, фасадные панели, сайдинг, плоский огнеупорный лист и еще более 300 видов продукции. Все они долговечные (служат около 30 лет), устойчивые к механическим повреждениям, воздействию неблагоприятных погодных условий и перепадам температур, а также не горят. Производители усвоили уроки прошлого, так что строительные материалы из хризотилцемента отличаются не только эксплуатационными характеристиками, но и разнообразием внешнего вида – имеют различную текстуру и цвет, а некоторые заводы выпускают настоящие муралы с яркими картинами. Это оценили и за рубежом — в Казахстане активно приобретают цветные фасадные панели для облицовки многоэтажных зданий.
Вслед за трансформацией производства в хризотилцементной отрасли изменился и характер спроса на продукцию. Сегодня хризотилцементная продукция активно используется при строительстве современных жилых комплексов по всей стране, в частном домостроении и оформлении зданий офисных центров. Яркие краски в сочетании с надежностью и долговечностью снова вывели хризотиловую промышленность в топ по странам СНГ, вернув внимание аудитории. Дополнительный плюс — 100% импортозамещенность хризотилцементной отрасли, что обеспечивает достаточное количество продукции по всей стране.
Помимо частных компаний, хризотилцемент активно используется в программах капитального ремонта и ремонте инфраструктуры страны. Не секрет, что в последние годы все чаще идет разговор о комплексной модернизации системы ЖКХ в России, и компании-подрядчики выбирают для этих целей именно хризотил.
Автомобильный рынок в России переживает ситуацию «затянувшегося шторма». Одни автопроизводители уходят, другие — открывают производства и собираются выпускать ранее незнакомые потребителю модели. Параллельно растет «серый импорт», вносящий все больше разнообразия на дороги и трепет перед зарубежным «инженерным гением» в сердца работников сервисов. Также остается открытым вопрос запчастей. «В России выгодно производить расходники — щётки, колодки, фильтры, тяги. Что касается автомобилей, то на отечественном оборудовании мы сможем собрать только «копейку», да и то, если оно осталось», — отметил в интервью РБК основатель и владелец ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин. По его словам, около 50–70% рынка автозапчастей было иностранным, так что с уходом многих компаний появились значимые пробелы. Правда, эту ситуацию можно трактовать и обратно — на освободившееся место могут расширить свое производство те, кто раньше отставал в конкурентной гонке. Сейчас мы рассмотрим кейс производства хризотиловых накладок на тормозные колодки в России.
На данный момент хризотиловые накладки на тормозные колодки в легковом и грузовом транспорте применяются в основном на территории Российской Федерации и стран ОДКБ, а также встречаются в государствах Юго-Восточной Азии. Причина такой географии кроется в недавней истории автомобильной промышленности. До 1980-х годов большинство накладок на тормозные колодки производилось из асбеста. Это коммерческое название группы волокнистых минералов, отличающихся высокой стойкостью к температурным нагрузкам, трению и механическим повреждениям. Существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый, существенно различающихся по своему воздействию на организм человека. Для накладок на тормозные колодки, которые, собственно, входят в непосредственное соприкосновение с тормозным диском, лучше материала, чем асбестовое волокно, было не придумать, и потому его применяли почти в каждом автомобиле. Правда, всего за несколько лет крупнейшие автомобильные концерны на Западе отказались от асбеста. Почему?
Как уже отмечено, существует два вида асбеста. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с содержанием железа, который обеспечивает его устойчивость к кислоте. Именно из-за этого амфиболовый асбест, попадая в легкие человека, остается там навсегда — клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить. Это провоцирует тяжелые заболевания. А вот хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния и устойчивостью к кислоте не обладает. Он выводится из организма человека за короткий срок. В последней четверти XX века в Европе началась массовая информационная кампания против применения асбеста, который связывали с заболеваемостью у людей.
Главный подвох крылся в деталях — люди болели именно из-за амфиболового асбеста, широко применявшегося в Европе, а вот хризотил, традиционно добывавшийся в Канаде и СССР, такую статистику не показал. На эту тему есть исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», опубликованное в 2006 году. В России хризотил разрешено применять в промышленности в рамках норм контролируемого использования, и на его основе выпускают более 300 видов промышленной продукции.
Причина запрета асбеста в Европе довольно тривиальна — к борьбе против использования амфиболов сразу же подключились политики и производители синтетических волокон, что в результате дало полный запрет всех видов асбеста (не импортировать же хризотил из России!), и суровые нормы в отношении автопроизводителей. С тех пор согласно евро-нормам накладки на тормозные колодки производят из того или иного вида синтетического волокна, что кратно увеличивает их стоимость. При этом кампания против асбеста (уже только хризотилового) в тормозных системах не остановилась — было оказано давление на крупных японских и корейских производителей, вынужденных придерживаться «мировых» стандартов.
Тормозной путь длиной в 30 лет
В результате «антиасбестового» шторма Россия устояла. Страны Таможенного союза продолжили использование хризотиловых накладок на тормозные колодки: многочисленные отечественные и международные исследования доказали безопасность хризотилового волокна при контролируемом использовании. Тут можно упомянуть работу «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессора Дэниса Паустенбаха, который на большом статистическом массиве исследования здоровья механиков, работавших с хризотиловыми накладками, не выявил никаких следов негативного влияния. Более того, он отметил, что при высоких температурных нагрузках хризотиловое волокно в фрикционных изделиях превращается в форстерит, отличающийся по своим свойствам от минеральных волокон.
Поскольку устанавливать хризотиловые накладки на новые автомобили было нельзя, они ушли на рынок «аналогов» брендированных запчастей, где и просуществовали до сегодняшнего дня. С уходом западных товаров с российского рынка, вакуум на рынке накладок на тормозные колодки стал быстро заполняться отечественными производствами. Неожиданный, но приятный факт — хризотиловые накладки на тормозные колодки обладают лучшими дискосберегающими свойствами по сравнению со своими стальными и синтетическими аналогами, а также более долгим сроком службы. Благодаря развитой хризотиловой промышленности в России, фрикционные материалы на основе «горного льна» обладают куда большей доступностью, чем их синтетические аналоги, а при учете общего роста цен на комплектующие, и вовсе становятся одним из немногих бюджетных вариантов.
Постепенное возвращение к хризотиловым накладкам на тормозные колодки можно рассматривать как позитивное явление. Отдельно стоит подчеркнуть, что отставание на рынке было обусловлено не более низкими эксплуатационными свойствами отечественных тормозных колодок, а внешнеэкономическим давлением со стороны Европы. Пока у нас существовали официальные сервисы с жесткими условиями гарантии, контролируемые зарубежными нормами производства и т.п., более выгодный для потребителя хризотил искусственно сдерживался данными факторами. Теперь же, когда отечественный рынок освободился от внешнего диктата, потребитель сам обратится в сторону доступных, экономичных и эффективных решений.
В минувшем году выросли доходы федерального бюджета от использования лесов. При этом часть дальневосточных регионов продемонстрировала высокие значения данного показателя, заняв лидирующие позиции в стране. Кроме того, ряд субъектов ДФО демонстрирует улучшение ситуации в сфере лесовосстановления. При этом возникают проблемы, связанные с эффективным ведением лесного хозяйства. В частности, в настоящее время наблюдается необходимость пересмотра распределения полномочий по лесоустройству.
По данным Рослесхоза, в 2024 г. в федеральный бюджет от использования лесов поступило в целом на 7,9% больше доходов, чем в 2023 г. – 54,2 млрд рублей (прирост на 4 млрд рублей). В том числе от дальневосточных регионов в бюджет поступило 10,7 млрд рублей (102,4% от плана).
Лидерами среди регионов по объему поступлений в федеральный бюджет[1] от отрасли стали Иркутская область (4,4 млрд рублей), Ханты-Мансийский АО (4,1 млрд рублей), Якутия (3,4 млрд рублей), Красноярский край (3,2 млрд рублей) и Ленинградская область (2,7 млрд рублей). В этих субъектах заключено наибольшее количество договоров аренды и купли-продажи лесных насаждений. В ДФО в числе регионов-лидеров по лесным доходам вошли уже упомянутая Якутия (3,4 млрд рублей), а также Хабаровский край (2,2 млрд рублей) и Магаданская область (1,1 млрд рублей).
При этом в Рослесхозе отметили, что в число регионов, где не были выполнены поставленные целевые показатели по получению прибыли от леса и перечислению ее в федеральный бюджет, вошел Хабаровский край. В ведомстве не приводили точных цифр, но сообщили о намерении в текущем году проводить в данном регионе мониторинг своевременности принятия мер по исполнению прогноза доходов.
По объему заготовленной древесины лидером в стране является Иркутская область. В 2024 г. в регионе было заготовлено 27,6 млн куб. м древесины (35,6% от расчетной лесосеки), в том числе по договорам аренды лесных участков заготовлено 26,9 млн куб. м.
В 2024 г. предприятия лесного комплекса Иркутской области произвели 2,6 млн тонн целлюлозы и картона, 4,4 млн куб. м пиломатериалов, 148 тыс. тонн биотоплива. Более 80% продукции направлено на экспорт в страны АТР. В 2024 г., согласно данным по отгрузке лесных грузов Восточно-Сибирской железной дорогой (ВСЖД), основная доля лесного экспорта из Иркутской области приходилась на целлюлозно-бумажную продукцию (42,2%) и пиломатериалы (51,4%). Основными потребителями являются КНР, Япония, Республика Корея, а также страны СНГ.
Дискуссии в настоящее время вызывают вопросы организации работ по лесоустройству[2] (таксации) в регионах. В апреле губернатор Приморского края О.Кожемяко обратился к президенту РФ В.Путину с просьбой демонополизировать процесс лесоустройства на арендованных лесных участках, что предполагает ограничение полномочий Рослесинфорга (подведомственного Рослесхозу) и допуск сторонних коммерческих организаций к проведению данных работ. По данным властей Приморского края, в регионе Рослесинфорг должен провести работы в лесах на площади 300 тыс. га, при этом ведомство в настоящее время не справляется с обязательствами. Функции контроля качества и приемки лесоустроительных работ предлагается закрепить за Рослесхозом, Рослесинфоргом и органами исполнительной власти регионов.
Следует отметить, что до внесения соответствующих изменений в Лесной кодекс в 2022 г. доля участия Рослесинфорга в лесоустроительных работах в Приморье не превышала 20%. Тогда в Приморском крае (до 2022 г.) лесоустройство проводилось на территории от 500 тыс. до 1 млн га[3]. О.Кожемяко отметил, что на сегодняшний день ситуация изменилась, и лесоустроительные работы в крае существенно сократились – запрос на проведение работ на арендованных участках превышает 400 тыс. га. Власти края опасаются, что такая ситуация несет риски сокращения объемов заготовки древесины и постепенного истощения лесных ресурсов.
Власти края отмечают, что регион, располагая 3% лесов Дальневосточного ФО, осуществляет переработку 30% всей лесной продукции округа. Объем инвестиций в отрасль в последние четыре года в Приморье составил 13 млрд рублей, в том числе увеличено финансирование полномочий по лесному хозяйству и повышена заработная плата работникам отрасли (лесникам и лесопожарным).
В ходе своего визита в регион в мае вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев обсуждал проблему с краевыми властями и отметил, что прежним руководством филиала Рослесинфорга в Приморском крае[4] было заключено 19 договоров с арендаторами лесов на проведение лесоустройства на площади 330 тыс. га, и по ним были просрочены обязательства, денежные средства израсходованы, сформирован неустранимый кассовый разрыв. Кроме обязательств перед бизнесом, с 2020 г. сформировалась задолженность Рослесинфорга перед краем по контракту на устройство лесов в сельской местности на площади 50 тыс. га. Также Ю.Трутнев заявил, что работы по таксации, выполненные по госзаданию 2023 г. в Уссурийском лесничестве на площади 127 тыс. га, требуют полного пересмотра и масштабной корректировки.
Приморский филиал Рослесинфорга в свою очередь ведет работу по выполнению просроченных обязательств и государственного задания в 2024-25 гг. за счет текущей хозяйственно-финансовой деятельности, испытывая также дефицит инженеров-таксаторов и финансовых средств. В филиале заявляют о принимаемых мерах по самостоятельному решению проблемы – договоренностях с арендаторами лесных участков о продлении сроков исполнения договоров, найме новых сотрудников из других регионов.
Тем не менее Ю.Трутнев полагает, что масштаб проблемы с лесоустройством в Приморье требует вмешательства федерального центра. Он поручил Минприроды РФ проработать и представить предложения по дистанционному учету лесного хозяйства. Он также заявил о необходимости проведения анализа данного направления в целом, в том числе, чтобы оценить эффективность принятых ранее решений по централизации и монополизации полномочий по лесоустройству.
В прошлом году в регионах Дальнего Востока план по восстановлению лесов был перевыполнен на 105,7% (работы проводились на площади в 424,7 тыс. га). Лидерами по лесовосстановлению в округе стали Якутия (203,6 тыс. га), Хабаровский край (77,2 тыс. га), Забайкальский край (51,2 тыс. га). В то же время Минприроды РФ в марте отчиталось, что по итогам 2024 г. объем просроченных обязательств по компенсационному лесовосстановлению в стране в целом сократился на 64% относительно 2023 г. Наибольшая часть просроченных обязательств по лесовосстановлению в 2024 г. пришлась на Архангельскую область (2,1 тыс. га), Камчатский край (2 тыс. га) и Сахалинскую область (1,3 тыс. га). В целом на начало 2025 г. объем просроченных обязательств в РФ составил 11 тыс. га.
В Иркутской области в текущем году планируется выполнить мероприятия по лесовосстановлению на площади 122,6 тыс. га. На данные цели из регионального бюджета направлено более 70 млн рублей (в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экологическое благополучие»). С начала текущего года в регионе заготовлено 4,2 тонн семян лесных растений, к концу года показатель планируется довести до 7,6 тонны. Кроме того, в области запланированы мероприятия по агротехническому уходу за лесными культурами на площади 50 тыс. га и лесоводственный уход[5] за лесными культурами на 2 тыс. га. В настоящее время общий запас лесных семян в Иркутской области составляет 27,7 тонны, в том числе 21,6 тонны семян сосны обыкновенной, 5,01 тонн семян сосны кедровой сибирской, 570 кг семян лиственницы и 540 кг семян ели.
Потребность лесопользователей Иркутской области в лесных семенах в 2025 г. оценивается в 4,64 тонны. В регионе действует 47 питомников, из них 18 питомников выращивают сеянцы с закрытой корневой системой. Общая производственная мощность иркутских лесопитомников в 2024 г. составила 76,6 млн штук сеянцев в том числе с закрытой корневой системой - 53,9 млн штук.
В Хабаровском крае в текущем году планируется вырастить более 13,5 млн саженцев для лесовосстановления, в том числе для замещения леса, уничтоженного пожарами. На территории края саженцы выращивают в 65 теплицах, еще две теплицы планируется запустить в промышленную эксплуатацию в текущем году, две – в 2027 г.
На территории Приморского края компания-резидент СПВ ООО «Мир леса»[6] рассчитывает построить лесопитомник – в Артёмовском городском округе. В рамках него предстоит возвести шесть теплиц для культивации 1,5-2 млн саженцев лиственницы. Инвесторы отмечают, что лиственница выбрана в силу того, что является самым быстрорастущим видом хвойных – товарные саженцы можно получить в течение двух лет. Объем инвестиций оценивается в более чем 33 млн рублей.
Тем временем в 2025 г. правительством РФ в федеральном бюджете предусмотрено увеличение финансирования лесного хозяйства субъектам Дальнего Востока. Дальневосточным регионам на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета в 2025 г. будет направлено 14,5 млрд рублей, что на 21,2% больше, чем в 2023 г. Общий объем финансовых средств из федерального бюджета на развитие лесного хозяйства в стране в 2025 г. составит 62,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем в 2024 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основной источник доходов от использования лесов – заготовка древесины. По данному виду лесопользования в федеральный бюджет поступило 26 млрд рублей, что на 9,5% больше, чем годом ранее. В большинстве случаев доходы от использования лесов поступают в бюджет по договорам аренды лесных участков, заключаемым с юридическими и физическими лицами.
[2] Создание условий сохранения лесов и рационального лесопользования. Предполагает сбор актуальной и достоверной информации о лесах и лесных ресурсах, их местоположении и состоянии. Получаемые сведения используются для планирования работ, направленных на защиту лесов и лесоразведение, ведение государственного лесного реестра и оценку лесов, обеспечение их многоцелевого и неистощимого использования.
[3] По данным сенатора от региона Л.Талабаевой, до 2022 г. в крае услуги по лесоустройству оказывали арендаторам лесных участков порядка 19 частных организаций.
[4] С сентября 2024 г. Приморский филиал Рослесинфорга возглавил О.Грущенко, сменив в должности Е.Верхотурову. Ранее он был заместителем директора департамента лесного хозяйства Рослесхоза по ДФО.
[5] Мероприятия, направленные на удаление нежелательной поросли второстепенных древесных и кустарниковых пород, а также на регулирование густоты стояния главной культивируемой породы.
В ряде дальневосточных регионов наблюдается увеличение объемов добычи золота на фоне роста мировых цен на драгметалл. Дальнейший рост производства связан с реализацией ряда отраслевых проектов по разработке золоторудных и полиметаллических месторождений. В проекты по добыче золота также намерена инвестировать алмазодобывающая компания «АЛРОСА», консервирующая ряд менее рентабельных алмазных активов в период кризиса отрасли. Также на Дальнем Востоке предполагается реализовать несколько проектов в сфере добычи редких металлов.
На фоне роста мировых цен на золото (более чем на 26% с начала года по состоянию на конец апреля, до более чем 3 400 долларов США за унцию) в России отмечается увеличение объемов производства драгметалла – по итогам первого квартала 2021 г. рост составил 5,3% относительно аналогичного периода 2024 г.[1]
В части дальневосточных регионов подведены итоги добычи золота в первом квартале 2025 г. Недропользователи Магаданской области в январе-марте 2025 г. произвели 9,9 тонн золота, на 27% увеличив результат по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Добычу рудного драгметалла осуществляли «Полюс Магадан», «Павлик», «Серебро Магадана» («Полиметалл»), «Сусуманзолото», «Арбат». В апреле ООО «Дражник» («Сусуманзолото») добыло в регионе первые в текущем старательском сезоне 5,1 кг россыпного золота на участках в долине реки Берелех.
В Якутии объем добычи золота в первом квартале 2025 г. составил 12 тонн, увеличившись на 26% относительно аналогичного периода 2024 г. Добычу золота в республике ведут компании «Нордголд» (кластер «Гросс»), «Полюс Алдан» (ПАО «Полюс»), «ЮВГК» (Нежданинское месторождение), ПАО «Селигдар», ПАО «Высочайший» и группа «Поиск Золото».
Недропользователи Амурской области увеличили золотодобычу после падения, фиксируемого в течение предыдущих отчетных периодов. В январе-марте текущего года было произведено 2,8 тонн золота, что на 7,2% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Основной объем добычи обеспечили предприятия группы компаний «Атлас Майнинг». Так, на Покровском руднике выпущено 1 181 кг драгметалла, что почти в четыре раза больше, чем в первом квартале 2024 г. На Маломырском, Албынском и Эльгинском рудниках в совокупности производство составило 1 127 кг золота. Кроме того, в регионе ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) и АО «Прииск Соловьёвский» добыли совокупно 490 кг золота.
В Камчатском крае за первый квартал 2025 г. произведено 1 884 кг золота, что на 20,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Добычу вели АО «ТСГ Асача», АО «Аметистовое», АО «Камчатское Золото» (активы Highland Gold) и АО «СиГМА» (ООО «Золотой Актив»). По данным краевого Минприроды, ТСГ «Асача» за первый квартал года сократила производственный результат на 52%, «Аметистовое» - на 4%, а «Камчатское Золото» - на 28,5% относительно аналогичного периода прошлого года.
Производство серебра на Камчатке в январе-марте, напротив, увеличилось – на 12,7% относительно аналогичного периода 2024 г., составив 3,579 тонн, благодаря добыче компаний «Аметистовое» и «СиГМА».
В регионах планируется реализация новых проектов по разработке золоторудных и полиметаллических месторождений. В апреле инвесторы объявили о начале активного этапа строительства Баимского горно-обогатительного комбината в Чукотском АО (Билибинский район). Известно, что госкорпорация «ВЭБ.РФ» совместно с коммерческими банками направит 1 трлн рублей на строительство ГОКа. На сегодняшний день уже построены первая очередь вахтового поселка на 1,2 тыс. человек, взлетно-посадочная площадка, внутриплощадочные дороги и транспортный центр в городе Билибино, продолжается создание внешних объектов инфраструктуры, включая автодороги, порт, линии электропередачи протяженностью более 400 км до месторождения. Промышленная эксплуатация ГОКа проектной мощностью около 70 млн тонн медной руды в год должна начаться в 2029 г.
«Полиметалл» в апреле ввел в промышленную эксплуатацию вторую линию Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК-2) в Хабаровском крае. Общий объем производства АГМК благодаря запуску второй линии увеличивается в два раза – до 25-30 тонн золота в год. АГМК-2 рассчитан на переработку золотосодержащих концентратов любой сложности, в том числе дважды упорных руд. Так, АГМК-2 будет перерабатывать концентрат с месторождений Нежданинское (Якутия), Майское (Чукотский АО) и Ведуга (Красноярский край). Общий объем инвестиций в проект АГМК-2 составляет более 60 млрд рублей. АГМК пока остается единственным в РФ комплексом переработки упорных золотосульфидных концентратов методом автоклавного окисления.
Также в Хабаровском крае Highland Gold В.Свиблова в 2027 г. рассчитывает начать работы на месторождении Благодатное, которое расположено вблизи основного актива компании в Хабаровском крае – месторождения Белая Гора (Николаевский район). Минеральные ресурсы Благодатного оцениваются в 777 тыс. унций золота.
Между тем в марте «Россети» начали строительство подстанции 220 кВ «Полиметалл» для электроснабжения золоторудного месторождения Албазино (ООО «Ресурсы Албазино», АО «Полиметалл») в районе им. Полины Осипенко в Хабаровском крае. Стоимость работ оценивается в 3,7 млрд рублей. Прежде рудники открытых и подземных горных работ, обогатительную фабрику обеспечивали электроэнергией дизельные генераторы.
В Камчатском крае «Быстринская горная компания» намерена в 2026 г. запустить горно-обогатительный комбинат на золоторудном месторождении Кумроч (Усть-Камчатский район) и вывести его на проектную мощность в течение последующих двух лет. Мощность предприятия должна составить 4 тонны золота в год. Компания ведет проектные и строительные работы по созданию инфраструктуры, геологоразведочные исследования на месторождении.
В Якутии компания ООО «Янзолото» (группа «РИК») рассчитывает осенью 2026 г. начать горные работы на участке «Ручей Средний Оночалах» (Усть-Майский район). В декабре прошлого года компания стала владельцем трех лицензий на освоение месторождений Оночалахское (рудное золото), Уот-Юрях (россыпное) и Средний Оночалах (россыпное). В текущем году должны начаться подготовительные работы, в том числе предстоит оценить состояние окружающей среды, провести топографическую съемку и геологоразведочные работы, а также приступить к строительству вахтового поселка.
При этом холдинг «Селигдар» (подконтролен совладельцам группы «Русские фонды» К.Бейриту и С.Васильеву) в апреле отказался от развития месторождения рудного золота на участке Школьный в республике (Алданский район), объяснив решение отсутствием экономической целесообразности его разработки. Владеющее лицензией на геологическое изучение участка ООО «Двадцать третья концессионная компания» будет ликвидировано. «Селигдар» приобрел 51% данной компании в 2021 г., планируя таким образом расширить ресурсную базу вблизи действующего в том же районе ГРК «Рябиновый».
Следует отметить, что по количеству инвестиционных проектов в сфере золотодобычи[2] в стране лидером по итогам 2024 г. стала Якутия. На долю республики приходится 10,6% всех инициатив в данном секторе промышленности. Далее следуют Магаданская область (9,7%), Красноярский край (9,2%), Хабаровский край (8,7%) и Забайкальский край (7,6%).
В сфере алмазодобычи АК «АЛРОСА» в марте приступила к проектированию подземного рудника «Юбилейный» Айхальского ГОКа в Якутии (Мирнинский район) в рамках первого этапа инвестиционного проекта перехода на подземную добычу на активе. К горным работам компания намерена приступить к 2032 г. Объемы производства на новом руднике должны составить 2,3 млн карат и 1,8 млн тонн руды.
На пике добычи в 2013-18 гг. «Юбилейная» обеспечивала четверть всей добычи «АЛРОСА», но к 2021 г. общий вклад актива в производство компании сократился до 16%. На сегодняшний день отработка трубки «Юбилейная» ведется открытым способом. Производительность карьера составляет 5,2 млн тонн руды в год. Открытые работы на карьере «Юбилейный» предполагается вести до 2034 г. Балансовые запасы для открытой и подземной отработки учитываются в количестве 105,89 млн карат алмазов (категории А+В+С1), 11,81 млн карат алмазов (категория С2). Забалансовые запасы составляют 28,45 млн карат.
Следует отметить, что Минприроды РФ по итогам геологоразведочных работ 2025 г. ожидает прироста прогнозных ресурсов алмазов в России в размере более 157 млн карат. В 2024 г. в рамках федерального проекта «Геология – возрождение легенды» начались работы на Менда-Барылайском и Линденском участках в Якутии, а в текущем году – еще на двух участках, Восточно-Оленекском и Келимярском. В Якутии сосредоточено более 80% запасов природных алмазов в РФ. Производственный план «АЛРОСА» на 2025 г. составляет 29 млн карат (по итогам 2024 г. добыто 33 млн карат).
В руководстве компании сообщили об ожиданиях восстановления рынка алмазов не ранее 2027 г. Напомним, что в связи с этим «АЛРОСА» с 1 апреля приступила к временной консервации добычи на россыпных месторождениях алмазов в долине реки Анабар – Хара-Мас и Очуос (входят в «Алмазы Анабара»). С 15 июня также планируется завершить работы по добыче алмазов на карьерах «Заполярный» и «Магнитный» Верхне-Мунского месторождения. План по совокупной добыче на всех консервируемых объектах на 2025 г. составлял менее 1 млн карат (3% от общего объема производства). В компании отмечают, что временная приостановка проводится в режиме горячей консервации и предполагает поддержку инфраструктуры объектов для сохранения оперативного ввода в строй после восстановления мирового алмазного рынка.
При этом АО «Алмазы Анабара» инвестирует в добычу золота. В текущем году компания ведет геологоразведочные работы в пределах Дегдеканского месторождения в Магаданской области. На месторождении планируется построить золотоизвлекательную фабрику производительностью до 5 тонн золота в год. Старт добычи запланирован на 2028 г., запуск фабрики в эксплуатацию намечен на 2030 г. Разведанные запасы оцениваются в 100 тонн золота, в том числе балансовые запасы (С1+С2) – 38 тонн.
Что касается развития добычи редких металлов, то инвесторы в ближайшие годы рассчитывают приступить к реализации нескольких проектов. На текущий год намечен запуск разработки Ермаковского месторождения флюорит-бериллиевых руд в Бурятии (Кижингинский район) компании ООО «Ермаковское»[3] В.Свиблова. Объем инвестиций в проведение научных и проектных работ, создание объектов горно-обогатительного комбината и энергетической инфраструктуры оценивается в 6,4 млрд рублей. Начало добычи намечено на 2027 г. Балансовые запасы месторождения оцениваются в 1,4 млн тонн руды с содержанием 0,8% бериллия и 19% флюорита (категории С1+С2). На сегодняшний день крупнейшими поставщиками бериллия на мировой рынок являются КНР, США и Казахстан. Ермаковское месторождение прежде уже разрабатывалось – с 1979 г. в течение десяти лет работы на нем вел Забайкальский горно-обогатительный комбинат, но с 1989 г. месторождение законсервировано.
Между тем в Сахалинской области ООО «Институт вулканологии» все же рассчитывает реализовать проект «Русский рений» на острове Итуруп (вулкан Кудрявый), начав добычу рения[4] до 2027 г. Запасы данного месторождения оцениваются в 36,7 тонн. Инвесторы ведут работы по созданию опытно-промышленной установки. В перспективе предполагается выпускать концентрат на Итурупе, а затем перерабатывать его на материке (предположительно, при участии завода «Красцветмет»). Еще в марте текущего года инвестор сообщал о возможном закрытии проекта из-за отсутствия поддержки со стороны Минпромторга РФ в части проведения НИОКР. Тогда же правительство Сахалинской области предлагало исключить финансирование проекта из внебюджетных источников на 950 млн рублей в 2025 г.
В России рений относится к группе дефицитных металлов. При этом на сегодняшний день вулкан Кудрявый является единственным в мире промышленным месторождением рения - он содержится в фумарольных вулканических газах (высокотемпературные газовые выбросы) вулкана. Таким образом, месторождение является возобновляемым. Проблемами для развития проекта являются отсутствие инфраструктуры, а также технические сложности из-за выбросов сернистых соединений и высокой температуры на территории месторождения.
[1] Абсолютных значений по выпуску драгметалла в стране не приводится.
[2] По данным электронной торговой площадки «ТендерПро», анализировавшей инвестиционную активность в отрасли в 2024 г.
[3] Структуры В.Свиблова приобрели компанию в марте 2024 г., выкупив ее у Foxra Holdings LTD и Rebra Investments LTD, подконтрольных ГК «Метрополь» М.Слипенчука.
[4] Редкий металл, обладает свойством сохранять свои размеры при нагревании, востребован в различных отраслях промышленности, включая авиастроение, энергетику и химическую промышленность. Источником рения в основном (80%) являются молибденовые и медно-молибденовые руды порфировых месторождений, из них рений извлекают исключительно как попутный компонент (содержание - 0,01 до 1,0 г/т). Такие производства сосредоточены в Чили, Казахстане, Польше, Германии.
Эффективность высокотехнологичных производств, в том числе в свете распространения креативных отраслей, технологий больших данных и искусственного интеллекта, невозможна без наращивания научного и образовательного потенциала. Но кооперация между наукой и реальным сектором экономики на Дальнем Востоке развита пока слабо.
Впрочем, запрос на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок растет, поскольку отечественной промышленности все больше приходится опираться на внутренние ресурсы.
Научно‑технологическое развитие Дальневосточного федерального округа сегодня находится на недостаточном уровне, обращает внимание член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев. По итогам 2023 года ни один из дальневосточных субъектов не вошел в число регионов-лидеров соответствующего национального рейтинга. Кроме того, в ДФО за последние 10 лет наблюдается сокращение сотрудников, занимающихся научными исследованиями. Если в 2015 году их насчитывалось 15,4 тыс. человек, то в 2023-м – 13,1 тыс.
Счетной палатой РФ, в том числе с точки зрения научного сопровождения, проводилась оценка реализуемых на Дальнем Востоке 32 федеральных госпрограмм, рассказала аудитор Наталья Трунова. Реализация 19 из них, в том числе «Развитие образования», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие энергетики», признана не в полной мере эффективной. Аудитор назвала и положительные примеры – по программам «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Научно-технологическое развитие РФ».
Кооперация науки и реального сектора экономики – задача нетривиальная. По словам Натальи Труновой, разработки научных организаций, университетов возможно применять в производствах, осуществляющих деятельность в режиме территорий опережающего развития, однако этой кооперации практически нет.
«Единичные случаи, например, в ТОР «Приморская» всем известная компания «Арника» – это биотехнологии. Наверное, такие крупицы по пальцам можно перечислить, массового характера это не носит. Это не значит, что нужно посыпать голову пеплом, сказать, что все не удалось. Этим процессом нужно заниматься», – настаивает аудитор Счетной палаты.
«К сожалению, ФОИВы нас, по сути, почти не видят. Хотя мы к ним приходим – берите наши разработки, мы готовы их внедрять и на их основе создавать самые современные средства, которые развивали бы экономику Дальнего Востока, экономику России», – сетует вице-президент Российской академии наук – председатель ДВО РАН Юрий Кульчин.
К примеру, специалисты разрабатывают уникальные сорбенты, в том числе для ликвидации розливов нефти. С просьбой тиражировать такие решения ученые обращались в Минпромторг, однако получили отзыв, что это не актуально, утверждает Юрий Кульчин. «Это было два года назад. Сейчас, когда у нас [экологическая] проблема на юге (в Черном море – прим. ред.), где можно было использовать эти сорбенты, их просто нет. Мы готовы закрыть эту проблему полностью», – заверил академик.
Бизнесу, делающему ставку на высокие технологии, не обойтись без научного сопровождения и опытных разработок. На государственном уровне для поддержки вузов принята программа «Приоритет-2030», в которой специально для Дальнего Востока выделен отдельный трек, отметил Сахамин Афанасьев. Университеты, получившие из бюджета дополнительную помощь, смогут не только выйти на новый образовательный уровень, но и стать заметными научно-технологическими центрами ДФО, считает сенатор.
В рамках этой программы уже формируются проекты с ключевыми индустриальными партнерами, рассказала заместитель проректора ДВФУ по научной работе Светлана Гончарова. В их числе – «Газпром» (объемов заказов на НИОКР в 2028-2030 годах оценивается в 500 млн руб.; темы научных работ затрагивают композиционные материалы, резинотехнические изделия, подводную робототехнику), «Газпромнефть» (450 млн руб.; арктические материалы и технологии), «Роснефть» (390 млн руб.; упрочнение льда, судостроение, катализаторы), «Ростех» (350 млн руб.; аддитивные технологии, спецпокрытия), «Сибур» (310 млн руб.; термопластические материалы, резинотехнические изделия), «Объединенная металлургическая компания» (270 млн руб.; коррозийностойкие биметаллы и трубы) и др.
«В части фокусировки научной политики мы до 2030 года определили три стратегических технологических проекта. А именно – научно-производственные технологии мирового океана, шельфа и Арктики; биоэкономика, здоровьесбережение; интеграционная платформа искусственного интеллекта. В рамках каждого проекта сформированы продуктовые консорциумы с участием академических и индустриальных партнеров из России и АТР», – уточнила Светлана Гончарова.
Флагманом наукоемких производств региона призван стать создаваемый на острове Русский одноименный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ). Этот комплекс с особым преференциальным режимом объединит ученых, инженеров, предпринимателей для становления целого кластера, ориентированного на рынки АТР, заявил Сахамин Афанасьев.
Совокупная площадь ИНТЦ «Русский» превышает 113 тыс. кв. м. Более 70% помещений центра планируется отвести под инновационные производства компаний, которые будут арендовать площадки по льготной ставке.
В пилотном режиме центр планируется запустить осенью 2025 года. В настоящий момент, сообщила гендиректор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова, идет взаимодействие с его будущими резидентами, кто уже дал принципиальное согласие на участие в данном кластере, и теми, кто проявляет к этому интерес.
Среди главных направлений деятельности ИНТЦ «Русский» – освоение ресурсов мирового океана, развитие биофармацевтики, биотехнологий.
В общем-то это те направления, где дальневосточные ученые сохраняют сильные позиции. В частности, в области фармацевтики на основе активных соединений, встречающихся у водных биоресурсов, разработаны такие действенные препараты, как гистохром, коллагеназа и т.п.
«Гистохром делается из морского ежа. Если у человека обширный инфаркт миокарда, и в течение двух часов дать ему препарат, рубца на сердце не остается. Есть интересное направление, связанное с глазными препаратами на его основе», – говорит Юрий Кульчин.
Кроме того, проведены исследования, которые показали, что из актиний и морской губки можно получать новые типы антибиотиков.
Чтобы поставить дело на поток, необходима производственная база. «Нужно создание биотехнологического центра. Цена вопроса минимальна. Порядка 200 млн руб. надо вложить с тем, чтобы мы могли такие препараты делать, и нужна еще фармфабрика. Гидробионты – самое лучшее, что может быть в мире, потому что у нас уникальная вода, условия», – убежден академик.
Прорывных решений возможно достичь и по технике подводных исследований. Дальневосточники разработали более 20 типов подводных аппаратов, которые обладают искусственным интеллектом, проинформировал руководитель ДВО РАН. Если дальше развивать это направление, открывается мировой рынок, оцениваемый в $4 млрд ежегодно.
На Сахалине во главе угла ставят наукоемкие проекты, связанные с отраслями, которые традиционно играют ведущую роль в экономике регионе. Это, прежде всего, энергетика, говорит замминистра цифрового и технологического развития Сахалинской области Сергей Коцуконь. Здесь большие ожидания связаны с идеей водородного кластера.
Для получения водорода будет создана электролизная станция с системой подготовки деионизированной воды. В числе проектов, имеющих широкое практическое значение – энергообеспечение изолированных вышек сотовой связи, распределенная генерация энергии в труднодоступных поселениях, наземный транспорт и даже научно-исследовательское судно на базе водородных топливных элементов.
Кроме того, на Сахалине заработала авиакомпания «Аврора – беспилотные авиационные системы» (дочка «Авроры»). В конце марта впервые на Дальнем Востоке беспилотник совершил межрегиональный перелет. Он вылетел из аэропорта Оха, преодолел Татарский пролив и приземлился в Николаевске-на-Амуре. Полет прошел по расписанию в воздушном пространстве, используемом другими воздушными судами, с выполнением всех авиационных правил.
«Уже выполняем системно сценарий применения БПЛА в регионе. Это системная работа, которая у нас строится уже достаточно плотно», – сказал Сергей Коцуконь.
Как сообщили в авиакомпании «Аврора», на днях «Аврора – БАС» получила сертификат эксплуатанта. Это ведет к дальнейшим инновациям в части применения беспилотников в народном хозяйстве.
«Признание регулятором авиационной отрасли готовности «Авроры – БАС» для работы в воздушном пространстве, используемом и гражданскими воздушными судами, открывает для нас возможность коммерческого использования беспилотных воздушных судов и развития перспективных проектов в ДФО», – прокомментировал генеральный директор «Аврора – БАС» Дмитрий Третьяков.
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.