- Понятие качества жизни в разных странах трактуют по-разному, какие показатели были особенно важны применительно к России?
- Наш интегральный индекс включает в себя данные, которые можно разделить на пять блоков: безопасность личности, жилищные условия населения, социальная сфера, здоровье населения, экология, внутри каждого блока также есть целый ряд показателей. При желании можно было добавить какие-либо еще параметры, но картина при этом существенно не изменилась бы.
Одно из основных отличий нашего рейтинга от зарубежных аналогов – то, что в Европе в понятие «качества жизни» включают также субъективные оценки, полученные в ходе социологических опросов. Мы не стали этого делать по двум причинам. Во-первых, провести отдельные соцопросы в каждом регионе РФ по репрезентативной выборке было бы для нас нереально, такое не под силу и не по карману даже крупным социологическим службам. Во-вторых, в таких опросах все-таки не было крайней нужды, они, наоборот, могли бы исказить реальность. Не всегда «самоощущение» граждан – абсолютная истина. Например, показатели преступности в Москве совсем не худшие по сравнению с другими регионами, но в ходе любых опросов граждане обычно называют ситуацию «очень плохой». Другие ожидания, другие стандарты и требования. А где-то на краю России повторяют вслед за рэпером-пародистом: «Шел поздно домой, дали сильно по репе, остался живой - и спасибо, be happy! ». И действительно don’t worry, не беспокоятся о таких «мелочах». Поэтому мы сосредоточились именно на данных официальной государственной статистики. Она позволяет достаточно точно представить себе ключевые тренды и позиции регионов в общем рейтинге. При этом, конечно, мы взяли самые существенные из статистических показателей. Очень важно в данном случае не путать две вещи - экономическую ситуацию в регионе и качество жизни в нем. Есть целый ряд территорий (та же Иркутская область), которые богаты ресурсами и по бюджетной обеспеченности явно не относятся к «бедным», однако по интегральному показателю качества жизни они далеко в хвосте рейтинга…
- А можно ли вообще сравнивать такие регионы, как Дальний Восток, с Центром или тем же Северным Кавказом? Это же по сути «разные России»…
Приходится учитывать и ряд поведенческих стандартов. Например, давайте называть вещи своими именами: в части регионов (в том числе и дальневосточных) изначально, еще на этапе их освоения возникла целая сеть лагерей и тюрем. Многие бывшие заключенные, даже освободившись, все равно оседали в этих местах, так как ехать им было некуда. Понятно, что пребывание в тюрьме или на «химии» не улучшает здоровье, не порождает стандартов здорового образа жизни и не облагораживает человека. Совершенно не удивительно, что в той же Магаданской области пьют значительно больше низкокачественного алкоголя, чем в схожих по чисто экономическим параметрам регионах Северного Кавказа, где, в свою очередь, есть собственные проблемы, но уже иного свойства. Чем дальше от Москвы на восток, тем сильнее чувствуется «периферийность», ухудшается общая ситуация, медленнее распространяются современные поведенческие стандарты.
- Как же сопоставить эти тенденции с надеждами на «прорыв», «активизацию точек роста» на Дальнем Востоке, «ускоренное развитие» региона и пр.?
Качество жизни 2012 | Ранг 2012 | Качество жизни 2012 | Ранг 2012 | ||
г.Санкт Петербург | 1,00 | 1 | Ненецкий авт.округ | 0,75 | 73 |
Калининградская область | 0,96 | 2 | Республика Дагестан | 0,75 | 74 |
Республика Татарстан | 0,95 | 3 | Республика Алтай | 0,74 | 75 |
Белгородская область | 0,95 | 4 | Забайкальский край | 0,72 | 76 |
Мурманская область | 0,94 | 5 | Амурская область | 0,71 | 77 |
г.Москва | 0,94 | 6 | Республика Саха (Якутия) | 0,70 | 78 |
Московская область | 0,94 | 7 | Еврейская автономная область | 0,67 | 79 |
Воронежская область | 0,93 | 8 | Республика Ингушетия | 0,62 | 80 |
Липецкая область | 0,93 | 9 | Чукотский авт.округ | 0,62 | 81 |
Республика Северная Осетия Алания | 0,93 | 10 | Республика Тыва | 0,37 | 82 |
Россия | 0,85 | 0,85 |
На наш взгляд, ресурсов для «прорыва» нет сейчас по объективным причинам. На графике хорошо видно, как периоды роста качества жизни сменялись в последние годы стагнацией и спадом. Затем страна выходила из «ямы» в более естественное для себя положение. Сейчас рост, который происходил во многом по инерции, замедлился, его практически нет. В ближайшие годы стоит ожидать если не рецессии, то стагнации показателей качества жизни. Прежние механизмы работать не будут.
- Какие регионы Дальнего Востока представляются вам в ближайшем будущем более и менее стабильными и перспективными?
- Свои прогнозы вы строите на статистических данных. Приходится ли делать при этом поправку на «местное творчество» - проще говоря, на искажения и приписки в ключевых цифрах?
- Качество жизни – показатель достаточно устойчивый, и когда в нем вдруг начинают отмечаться резкие и немотивированные колебания, это повод задуматься. Есть регионы, где к этим цифрам традиционно возникают вопросы. Самый яркий пример – республика Ингушетия, там показатели постоянно «скачут». Кстати, даже в Чечне в последнее время есть изменения в лучшую сторону, и, хотя статистика по этой республике далеко не полная, с каждым годом она становится более достоверной. Что же касается Дальнего Востока, то статистические данные наиболее нестабильные на Чукотке. Я не думаю, что дело здесь в чьем-то желании «отретушировать картину», скорее это проблемы местных органов статучета. Что тоже не есть хорошо. И резкие колебания данных всегда наблюдаются в тех регионах, где с качеством жизни есть сложности.
Что же касается отбора данных, то мы, естественно, стремимся свести эффект недостоверной статистики к минимуму. Учитывая уровень преступности, берем в качестве данных для расчета не количество всех преступлений на 10 тысяч населения, а только число убийств. Хорошо известно, что значительная часть правонарушений просто не регистрируется (например, на том же Северном Кавказе, если судить только по статистике МВД, ситуация близка к идеальной). Но убийство как наиболее тяжкий вид преступления скрыть сложнее других. Поэтому и поле возможностей для «коллективного творчества» у силовиков сужается. Собственно таким же образом мы действуем и в других блоках. Не сказал бы, что у меня есть тотальное недоверие к статистике, но… мы живем в России и понимаем ее реалии.
- В прошлом году Дальний Восток пережил разрушительное наводнение. Сильно ли это сказалось на качестве жизни в пострадавших регионах и в ДВФО в целом?
- Кстати, о руководителях. Говорят, что историю делают личности. Без Петра Великого никакой Санкт-Петербург на болоте сам собой не вырастет. Если говорить о местных и региональных властях – могут ли они не только «латать дыры», но и всерьез способствовать росту территорий, которыми сейчас руководят?
- Насчет местных властей я сказать могу мало. Думаю, что недофинансирование муниципальной власти, которое отмечается во всей стране, практически не дает ей возможности «развернуть крылья» (да и были эти крылья не слишком широкими и сильными). У региональных властей возможностей несколько больше. Но все же, на мой взгляд, даже самый передовой и прогрессивно мыслящий губернатор лишь в малой степени может сдвинуть ситуацию с уровня «вечной мерзлоты». Качество жизни в регионах разное, но это лишь в незначительной степени обусловлено личными усилиями лидеров этих субъектов федерации. Грубо говоря, вклад «личностей в историю» можно оценить процентов в двадцать. А остальные проблемы качества жизни, к сожалению, мерами кадровой политики не решить. Здесь требуются не просто новые вожди и топ-менеджеры, а медленная перестройка сознания людей, создание экономических условий, перемены поведенческих стандартов, решение технических и инфраструктурных проблем.
- Как раз такой перестройкой должна заняться новая команда Минвостокразвития… Как вам кажется, есть ли сейчас у центра внятная региональная политика вообще и на Дальнем Востоке в частности?
- Я не специалист по региональной политике. Могу судить лишь по тому, что вижу, - а впечатление у меня такое, что в глубине души наши власти по-прежнему опираются на концепцию «точек роста». Уверены, что стоит лишь создать некий «очаг» (например, во Владивостоке к саммиту АТЭС или еще где-то), он начнет расти сам и потянет за собой все остальные территории. Мне такая точка зрения обоснованной не кажется. Совершенно не очевиден механизм такого роста, зато хорошо понятно, каким образом в подобных «точках роста» станут работать разнообразные коррупционные схемы. На мой взгляд, региональная политика в России должна заключаться прежде всего в изменении общих, глобальных правил игры, а не в отдельных проектах. На то, что Россию вывезет кривая, построенная по нескольким опорным «точкам», я бы не сильно надеялся.
- Вы уже не первый год выстраиваете и публикуете ваши рейтинги качества жизни. Как реагируют на это власти регионов, которые оказываются впереди и позади России всей? Прислушиваются ли к экспертным оценкам и советам?
- Очень хорошо реагируют те, кто попадает в список лидеров. Они даже порой нам звонят. В калининградской прессе я с интересом прочел, что, оказывается, мечтаю переехать к ним на постоянное жительство. Все это, конечно, не называется «внимательно прислушиваться» к нашим выводам. Единственный, кто обычно очень чутко реагирует на такие вещи, - республика Татарстан. Ее представители даже пересчитывали рейтинг по нашей методике. И это на общем фоне исключение. Я думаю, дело в том, что для губернатора все эти независимые исследования не слишком-то и важны, его карьера никак не зависит от подобного рода оценок, да и оперирует он временными промежутками максимум в год-два-пять, до выборов или переназначения. Вот если бы, как это бывает с политическими рейтингами, ходили слухи – мол, их «читают в Кремле»… Но мы слухи не распускаем. Мы считаем и оцениваем. И считаем своим долгом делать анализ и прогнозы без поправок на политику и прочую конъюнктуру.
Читайте также Дальний Восток: государственные амбиции и реальное качество жизни