Сплавы на SUP–досках в окрестностях Хабаровска набирают популярность у местных жителей и приезжих
Сплав на пару часов вдоль береговой линии Хабаровска или поход на весь день в «амурских джунглях» — корреспондент EastRussia изучил маршруты, расстояния и цены на SUP-туры как в непосредственной близости от Хабаровска, так и на удалении от краевой столицы.
SUP расшифровывается как Stand up paddle — стоя с веслом
Любители активного отдыха
— Привет! Погнали завтра на Кию маршрут разведывать?
Это звонит мой приятель, хабаровский фотограф, блогер и путешественник Александр Колбин. В последние годы он летом проводит групповые и индивидуальные сплавы по рекам вблизи Хабаровска.
Кия, начинаясь где-то в отрогах Сихотэ-Алиня как горный поток, бежит к Уссури, постепенно становясь равнинной рекой со спокойным течением и многочисленными плесами. Соответственно, каждый может выбрать себе участок по степени подготовки: поспокойнее или с перекатами и небольшими заломами.
Но главная «фишка» Кии — растения, которые видны на дне. В среднем своем течении — от Марусино до Гродеково — они под влиянием спокойного течения как бы развиваются на ветру. Смотрится завораживающе. А еще здесь полным-полно кувшинок и уток.
Когда Кия разливается, то можно идти по подтопленному лесу (вернее, среди кустарника) — через эдакие амурские джунгли. На плесах, которые все чаще будут встречаться ближе к Переяславке, можно «чилить»: просто лечь на сап и созерцать небо, пока течение будет потихоньку нести тебя вниз.
Сплав по Кие привлекателен ещё тем, что добраться до реки достаточно просто: можно по недостроенной трассе Хабаровск-Находка, к которой приклеилось название «бамовская», доехать до пересечения с дорогой, которая ведет от Переяславки в Кутузовку, оставить машину под мостом и спуститься до Марусино или Соколовки. Вернуться за машиной (если вы на одной) можно на попутках или рейсовом автобусе.
Сплав по Кие можно также совместить с посещением Киинских писаниц, которые расположены на правом берегу реки недалеко от Екатеринославки. Этот маршрут интересен тем, что вы проплывете под федеральной трассой Хабаровск — Владивосток и Транссибом (всего попадается три железнодорожных моста, пара автомобильных, два пешеходных и один понтонный, под которым придется проплывать лежа), а по самой Переяславке идешь, как в Венеции — прямо посреди поселка. После железнодорожных мостов, если идти по левому рукаву, то попадаешь в приличное течение в дубраве, где приходится уворачиваться от «расчесок» и нависающих деревьев.
Спрос vs. предложения
На сайте объявлений можно найти как минимум пять предложений о сплавах на сапах в Хабаровске. В том числе и от компании «Туризм 27» — зарегистрированного оператора внутренного туризма. Маркетолог компании Светлана Ростова рассказала, что клиентам готовы предложить несколько вариантов сплавов на сапах, самые популярные маршруты проходят вдоль береговой линии Хабаровска.
— Мы предлагаем сплавиться от села Бычиха (недалеко от границы с Китаем — здесь и далее прим. EastRussia) до «Амуркабеля» (район в южной части Хабаровска), от «Дельфина» (вышеупомянутая лодочная станция недалеко от арены «Ерофей») до Речного вокзала, от Речвокзала до музея Амурского моста и от Речного вокзала до Воронежа (пригородное село Воронежское севернее Хабаровска), — рассказала Светлана.
Все «городские» сплавы делятся на дневные и «закатные». Стоимость 1,5 – 2 тыс. рублей. Возраст участников может быть самый разный. Все сплавы синхронизируют с движением судов, чтобы пути саперов не пересекались с «речными трамвайчиками».
— В МЧС или других подобных структурах регистрация подобного водного маршрута не требуется, но мы со своей стороны предпринимаем меры безопасности: в обязательном порядке все участники сплава надевают спасжилеты, группу сопровождает моторная лодка, — отметила Светлана.
Это две равнинные реки идеально подходят для новичков: течение спокойное, но достаточное для того, чтобы нести вас вниз. Берега низкие, есть песчаные косы. Да и добираться достаточно просто: в Князе-Волконском поворачиваем в сторону Благодатного и не доезжая до него спускаемся на воду под автомобильным мостом. Финиш в Князе-Волконском. Маршрут проходится за пару часов.
Если вы достаточно уверенно стоите на сапе, то можно опробовать Амур. Есть интересный маршрут от села Елабуга до Сарапульского. Несколько удаленно от города (80 километров по комсомольской трассе), но зато с «фишкой» — правый берег Амура представляет собой большой каменный утес и во время сплава создаётся впечатление, что ты идешь по гранд-каньону.
По Амуру в черте Хабаровска гостям и жителям города предлагается сразу несколько популярных маршрутов.
Один из них пролегает от лодочной станции «Дельфин» до Речного вокзала, он занимает примерно 1,5 часа. За это время вы пройдете вдоль дамбы, которая протянулась от арены «Ерофей» до «Броско Молла». При этом есть два варианта маршрута: от места старта перейти к острову Красный и дальше идти уже посередине Амура, либо идти вдоль правого берега, но тогда все время придется бороться с прижимным течением, которое постоянно норовит прибить вас обратно к берегу (Амур в этом месте делает крутой поворот и течение ударяет в берег).
Другой не менее популярный маршрут начинается от «Дальдизеля» и завершается за амурским мостом. Его еще называют «закатным сплавом», так как часто проводят по вечерам.
Можно выбрать маршрут по Амуру для неспешной прогулки на весь день — стартовать там же на «Дальдизеле», но финишировать в пригородных селах Воронежское или Мичуринское. Этот маршрут проходит вдоль северной части города, под амурским мостом, а также вдоль красивых каменных утесов, внутри которых военные Краснознаменной Амурской флотилии в свое время оборудовали береговые укрепления и склады.
При сплаве по Амуру стоит учитывать, что река судоходная: могут попасться как пассажирские, так и грузовые суда. Да и маломерный флот весьма популярен, а волна от «моторок» получается немаленькая.
По словам Александра Колбина, сплавы в черте города часто выбирают те, кто не хочет «заморачиваться» на поездку куда-либо, а готов выделить 2-3 часа после работы, во-первых, нежарко, во-вторых, можно отдохнуть в будний день.
— Люди хотят быстро сплавиться, но при этом «почилить» и обязательно пройти под амурским мостом. Это ведь сакральный акт по привлечению денег — пройти под мостом, который пока еще изображен на пятитысячной купюре, — рассказал Александр Колбин.
Он добавил, что такие туры очень любят гости города. Причем, это не обязательно гости из западных регионов стран, часто бывают так называемые «радиальные местные» - жители соседних регионов и городов: Биробиджана, Советской Гавани, Владивостока.
Тунгуска – левый приток, который впадает в Амур сразу за мостом. Как правило, сплав по ней – завершающая часть маршрута. Местом старта могут стать озера в поселке им. Тельмана (это уже Еврейская автономная область) или любые другие водоемы — все они так или иначе связаны (как правило, протоками) с Тунгуской.
По большой воде до Тунгуски можно добираться по заливным лугам, где глубина порой чуть выше щиколотки, но в том-то и прелесть сапа, что на нем можно кататься даже в луже.
В Амур Тунгуска впадает напротив села Воронежское и преодолевать первую часть пути придется с усилием. Лучше это сделать за два раза, с остановкой на острове посреди Амура. Правда, для этого придется потрудиться веслом, борясь с течением, чтобы оно не снесло вас ниже острова.
— Для тех, кто не уверен в своих силах, мы на этом участке страхуем моторной лодкой, которая берет саперов на буксир, — рассказал Александр Колбин.
В «Туризм 27» сплав по Тунгуске обычно предлагают тем, кто уже уверено стоит на сапе, есть три варианта сплава:
— Архангеловка – Турбаза протяженностью 15 километров;
— Турбаза – Николаевка протяженностью 25 километров;
— Новокаменка (с заездом в село и посещением каменных водопадов) – Воронежское-2 (с пересечением Амура) протяженностью 38 километров.
— Тунгуску любят за многочисленные песчаные косы, на которых можно остановиться, отдохнуть, позагорать, — рассказала Светлана из «Туризм 27».
Для опытных саперов также предлагаются сплавы по рекам Бира (ЕАО), Манома, Анюй, Хор, но это нерегулярные предложения, они появляются по мере формирования групп.
Анюй — красивейшая горная река, до которой еще необходимо добраться — около 250 километров от Хабаровска. Но зато какие виды! Сплав по Анюю можно совместить с посещением скал Надгэ. Хор тоже горная река, но более спокойная и расположена ближе к Хабаровску.
Озера, как правило, выбирают те, кто только начинает осваивать сап: здесь нет течения, волн, и чтобы вернуться к точке старта не надо грести против течения.
Для новичков в «Туризм 27» предлагают пройти «сапликбез», его проводят на озере Хака, где объясняют азы управления сап-доской, учат падать в воду, забираться на сап и стоять на нем в полный рост. Это озеро, расположенное вблизи поселка Хор (примерно 60 километров от Хабаровска), одно из самых популярных мест отдыха саперов. Здесь есть необходимая инфраструктура, база отдыха.
Если хочется поближе к городу, то на въезде в Некрасовку (село в пригороде Хабаровска) есть два полноценных озера. В списке мест отдыха для саперов также озера Благодатное, Петропавловское, Тельмана, озера и заливы на острове Большой Уссурийский.
— В прошлом году был максимальный рост спроса на сап-сплавы. В этом году поменьше, но и лето дождливое», — отметила Светлана Ростова.
В специализированных спортивных магазинах Хабаровска также подтверждают, что прошлым летом было зафиксировано рекордное количество продаж сап-бордов: многие, кто попробовал организованные сплавы, решил приобрести собственную сап-доску и теперь осваивает дальневосточные водоемы уже самостоятельно.
В целом, отмечает Александр Колбин, за последние пару-тройку лет в Хабаровске вырос спрос на нетривиальные туристические маршруты, среди которых не только сплавы на сапах и каяках, но и городские экскурсии по нетуристическим местам, ночные походы и прогулки по Хехциру.
Алексей ЕлашКак попасть на паром, когда на нем нет свободных кают, почему диспетчера парома в Ванино надо предупредить о том, что вы едете, за 300 километров до точки назначения, как не остаться голодным на пароме, стоит ли рассчитывать на свежую рыбу на острове, что взять из одежды и где жить - EastRussia рассказывает все, что вы хотели знать о самостоятельном путешествии на Сахалин, в том числе и о том, о чем вы даже подумать не могли.
Про паром
Если вы точно знаете, сколько времени вам понадобится для путешествия по Сахалину, то лучше забронировать паром туда и обратно сразу. Делается этот достаточно просто, через форму на сайте компании-перевозчика «Дальтранссервис». Единственное, перед отправкой заявки проверьте все данные: у меня почему-то оказалась незаполненной графа «Регистрационный номер ТС» и при оформлении уже в порту Ванино возникли сложности – служба безопасности не хотела пускать на территорию порта машину, номер которой не был указан в заявке.
Фото: АО «ТЭК «Дальтранссервис»
При оформлении уже на паром, с удивлением услышал, что на ближайшие почти три недели все места из Холмска заняты. На месте это выяснять не стал, но сразу по приезду в Южно-Сахалинск мы отправились в офис компании-перевозчика. Молодой человек, узнав, что мы приехали в отпуск посмотреть остров, помог нам решить проблему.
Оказывается, бронь считается по каютам, а они, как правило, заняты. То есть, для машины, в принципе, место есть всегда, а вот для пассажиров – только на палубе. Узнав это, мы решительно заявили: «Не нужна нам ваша каюта на нижней палубе! Она ужасна! Там душно! Давайте бронь на нужную нам дату, пускай, без мест в каюте, мы лучше на палубе в спальниках разместимся!» К тому же, когда мы шли из Ванино в Холмск, видели, как молодая пара попросту поставила палатку в кают-компании нижней палубы.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути при оформлении в Холмске мы опять же с удивлением узнали, что нас готовы разместить в каюте на верхней палубе и разница в билете составляет каких-то 200 рублей на человека. Чудеса, да и только!
Вывод один: главное, забронировать место на пароме, а потом можно и вопрос с комфортным размещением решить на месте.
Кормят на пароме отвратительно. Несмотря на высокую стоимость перевозки (каюта на троих и перевозка легкового авто в одну сторону – 30 тыс. рублей), вы получите 1 пачку «Доширака», 1 пакет растворимого кофе 3 в 1 и один «Чоко пай» - не коробку (чоко пай - кондитерское изделие, состоящее из двух слоев бисквита, прослойки из пастилы и начинки, покрытой кондитерской глазурью – прим. Ред). Все. И это при том, что идти можно почти сутки. Буфет (или правильнее все же камбуз?) на пароме есть, но стоит он недешево для столовой и – самое главное – принимают там только наличные: оплатить переводом или картой не получится по причине отсутствия мобильной связи. Мы этого не знали, но продержались на собственных запасах. Кстати, если вы захотите пронести на борт алкоголь, то придется постараться: проверяют. Правда, в Ванино это делают двое сотрудников транспортной полиции (разливное, спрятанное мной в объемный спальник, они не нашли), а вот в Холмске такое уже не пройдет – там вещи, проносимые на борт парома, «просвечивают» стационарным сканером.
Если вам досталась каюта на нижней палубе, то розеток вам не видать, поэтому берите книгу. В каюте на верхней палубе есть все удобства: и иллюминатор, и розетки, и стол с диваном, и не душно.
Если боитесь, что укачает, то сильно переживать не стоит – «Сахалин» весьма большой паром и не сильно реагирует на волну. Хотя, если в Татарском проливе заштормит, то почувствуют все.
Фото: Сахалинское морское пароходство
Идти в среднем 18 часов, связь будет за час от и до берега.
Есть еще одна особенность при погрузке на паром: когда вы уже оформитесь, то вас запустят на территорию порта, откуда выйти или выехать вы не сможете. Ждать придется от двух до пяти-шести часов, сидя в машине. При этом в Ванино есть комната отдыха и отвратительная столовая (опять же, только за наличные), а в Холмске по крайней мере мы ничего такого не увидели (правда, была глубокая ночь). При этом в Холмске за въезд на территорию порта с вас еще возьмут почти две тысяч рублей (можно оплатить картой).
Про Ванино
Приезжать к парому рекомендуется часов за восемь, но это вовсе не означает, что вы загрузитесь в назначенное время: раньше – вряд ли, а вот позже – это пожалуйста.
Если вы едете на Сахалин на авто, то из Лидоги (это поселок, возле которого вы сворачиваете с «комсомольской» трассы на Ванино и впереди вас ждет 350 км трассы без связи) необходимо позвонить диспетчеру и предупредить, что вы едете.
Мы поехали за пару дней до намеченного отхода парома, чтобы немного поколесить по берегу Татарского пролива от Советской Гавани до Датты – посмотреть тут есть что. Квартиру сознательно сняли (1800 рублей в сутки) в Советской Гавани (это 30 км от Ванино), потому что он все же больше похож на город с более развитой инфраструктурой. За несколько часов до подхода парома переехали в Ванино, но в итоге из-за задержки парома пришлось снимать квартиру на сутки в поселке.
Про еду
Особо перед поездкой на остров провизией не затаривались: стандартный сухой паек из «Доширака», «Завтрака туриста», сгущенки, быстро завариваемых каш и спирт. В городах, где ночевали, докупались в супермаркетах, да на рынках, что вдоль дорог, покупали ягоду и овощи.
Ценник на Сахалине в сравнении с Хабаровском, примерно +30 %, а в сравнении с Москвой, наверное, все 50.
Рынок Взморье
Фото: Илья Буяновский aka varandej
Что удивило: на Сахалине не продают свежевыловленную рыбу, да и вообще никакую не продают. Исключение – рынок во Взморье, где можно купить свежих крабов, да пивные магазины, где торгуют вяленой, копченой и сушеной рыбкой по заоблачным ценам.
На вопрос - «Почему так?» местные невозмутимо отвечают: «А кто покупать будет? Проще пойти и поймать». Я, кстати, свои удочки так и не доставал, ленно.
Про дрова
Этим летом мы активно стали пользоваться так называемыми «финскими свечами»: это такие пеньки с пропилами внутри, высушенные и упакованные в пленку – горят несколько часов, за это время можно спокойно приготовить ужин и вскипятить чайник. Да и просто горят красиво.
Фото: Алексей Елаш
Брали с собой 3 штуки, закинув на верхний багажник. Очень выручают, когда дождь и дрова мокрые или когда вовсе этих дров нет.
Конечно же, брали с собой газовую плитку – незаменимая вещь. На транссахалинской трассе есть оборудованные площадки для остановки, где можно в беседке на плитке вскипятить воду даже в ненастную погоду – мы так делали, когда пару раз совершали ночной переезд: горячий кофе с утра очень помогает! На наших автодорогах – «Уссури», «Восток» или комсомольской (не говоря уже про николаевскую) таких площадок практически нет.
Про жилье
Жилищный вопрос решили таким образом: в городах снимаем посуточно квартиру, на побережье/природе живем в палатке/машине. Соотношение получилось примерно 2 к 1 в пользу квартир.
Фото: Алексей Елаш
Но это и хорошо – не так устаешь от бытовых неудобств (не все готовы недели напролет жить в палатке, прислушиваясь к звукам леса, и купаться горных реках), а в квартире можно и помыться, и постирать, и вещи посушить. Главное, когда снимаете квартиру, заранее узнавайте наличие горячей воды, стиральной машинки и wi-fi. А то у нас было такое в Улан-Удэ, где мы, уже поселившись в квартире, с удивлением узнали, что горячей воды нет во всем городе, а квартира при этом не оборудована бойлером. Наше возмущение хозяйка парировала: «У нас каждое лето так».
Также учтите, что квартиры посуточно на Сахалине расхватывают, как горячие пирожки, особенно, если дело к выходным. По цене примерно так: в «Южном» (Южно-Сахалинске) – от 1800 до 2300 рублей за сутки, а вот чем дальше на север – тем дороже, цена доходит до 3500 рублей.
Не реклама, а совет: на въезде в Смирных с юга справа неплохой гостиничный комплекс с приличным завтраком и адекватным ценником. Но больше всего, пожалуй, нам запомнилась квартира в Томари. Бабушка, которая сдавала квартиру, видимо, так устала бороться с нерадивыми квартиросъемщиками, что везде наклеила небольшие инструкции: «Не режьте ножом на столе (есть доска)!», «Придерживайте, когда отключаете!» (это про розетку) и так далее.
Про машину
Каких-то особенных сложностей мы не испытали: перед поездкой проверил все основные узлы и агрегаты, с собой взял стандартный набор инструментов и немного жидкостей (тормозная, антифриз, масло). Бензин на Сахалине есть практически везде (максимальная цена за АИ-95 – в Ильинском: 63 рубля за литр), поэтому запасную канистру, как при поездке в Монголию, брать не стал.
Дороги тоже везде приемлемые, колеса нигде не рвали.
Фото: Алексей Елаш
Единственная сложность, с которой столкнулись – порванный пыльник привода после поездки по горной дороге на мыс Птичий. «Граната» стала издавать характерный звук и перед поездкой на север острова решили неисправность эту устранить. НО! Это было воскресенье и шел ливень, а посему большая часть СТО в Южно-Сахалинске попросту не работали. Через пару часов поисков нашли работающий автосервис. Правда, там все время было расписано, но узнав, что мы колесим по острову, парни пропустили нас без очереди и все сделали, за что им большое спасибо.
Про одежду
Все, что связано с севером Дальнего Востока или морским побережьем, подходит под следующую схему: берем одежду на лето и осень, то есть от шорт и футболок, до шапок, ветровок и теплых брюк. И надо понимать, что можно попасть в морось, которая будет «висеть» в воздухе несколько дней. Но самый главный совет – берите «кроксы»: резиновые тапочки с задником. В них очень удобно ходить по морскому дну, да и просто по лагерю.
В кармашке багажника у нас были кремы для загара и средства от комаров, но мы их практически не доставали.
Про «ехать – не ехать»
Всем, кто мучается раздумьями - стоит ли остров посещения, советуем отбросить сомнения. Уникальная природа впечатлит и взрослых, и детей, возможность покормить лису, посмотреть из машины на медведя, увидеть китов в заливе Пильтун - это впечатления на всю жизнь. Ну а тем, у кого все разговоры о море, даже и раздумывать не стоит, высоченные волны открытого океана и тихие отливы на "банках" с устрицами и гребешками, бесконечные бирюзовый морские просторы покорили наши сердца навсегда.
Лагуна Буссе
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На безлюдном перроне станции Волочаевка-I, где сразу две доминанты — водонапорная башня и огромный для маленького села железнодорожный вокзал с мозаикой, посвященной Гражданской войне, появляется группа людей разного возраста. Судя по флагам: коммунисты или ностальгирующие по советским временам, пришли возложить гвоздики к скульптурам партизана и солдата, установленные на перроне.
Я и сам так ездил с бабушкой, которая в начале 90-х работала на 68-ом военно-механическом заводе. От вокзала до сопки шли пешком, там, на вершине, где вновь открылся музей Волочаевской битвы, торжественные речи, а потом народные гуляния у подножия — обязательно с гармошкой, а мы — детвора и подростки — катались с этой самой сопки Июнь-Корань на ледянках.
Про поезд, вспомнили, конечно же, и организаторы «Волочаевских дней»: за пару недель до назначенной даты в пригородных электричках ходили волонтеры, одетые «как 100 лет назад» — в форме солдат НРА и работников почтовой станции, рассказывали о предстоящем фестивале, а вагоны были увешаны архивными фотографиями того периода.
«Наша мечта - совместно с РЖД реконструировать бронепоезд, хотя, конечно, это потребует значительных финансовых вложений», - поделилась планами пресс-секретарь фестиваля Татьяна Васильченко.
Сегодня на поезде в Волочаевку практически никто не приезжает, зато вся обочина федеральной трассы «Амур», которая проходит через село, уставлена машинами, навигатор показывает участок, как «красный», проезжающие дальнобойщики из западных регионов страны недоумевают — что здесь происходит? Для них это — «белое пятно» истории, мало кто знает, что Гражданская война в Советской России, на самом деле, закончилась не в Крыму, а здесь, на Дальнем Востоке, и не в 1920 году, а двумя годами позже.
Впрочем, об этом далеко и не все дальневосточники знают. Хотя, благодаря таким вот фестивалям, происходит определенный ликбез: взрослые вспоминают, что им рассказывали в их детстве, нынешнее поколение узнаёт, к примеру, что не было здесь «красных» — была Народно-революционная армия Дальневосточной республики.
— 6 «А»! Собираемся возле меня! — пытается созвать своих учеников молодой учитель истории.
— На экскурсию? — спрашиваю его.
— Что-то вроде «открытого «урока», — отвечает, улыбаясь. — Так точно что-то, да запомнят.
Судя по тому, сколько еще я встретил таких учителей и учеников, эта схема приглянулась многим школам.
Вообще, промо фестивалю устроили масштабное: волонтеры фестиваля прошлись практически по всем школам Хабаровска и ЕАО, рассказывая и о событиях столетней давности, и о предстоящем фестивале.
Лучше всего такая информация доносится через мастер-классы и всякого рода активности: всем желающим на входе на фестивальную площадку выдают путевой лист с указанием станций, которые необходимо пройти. Где-то придется чеканить строевой шаг, где-то пробежать по полосе препятствий или изучить азы штыкового боя. В другом месте — петь у костра марш дальневосточных партизан «По долинам и по взгорьям» или кидаться валенками (что-то новенькое!).
После прохождения всего маршрута участник получает деревянные рубли, за которые, к примеру, можно пострелять в тире из оружия СХП (стреляющее холостыми патронами). Стоит ли говорить, что в этой локации была самая длинная очередь из мальчишек. Вторым излюбленным местом у них стала та самая сопка Июнь-Корань — катиться с нее, что 30 лет назад, что сейчас — одно удовольствие.
Кульминацией фестиваля стала реконструкция одного из боев, который случился в феврале 1922 года (бои в Волочаевке и еще на протяжении 20 километров шли несколько дней). В этот раз организаторы выбрали бой, который бойцы НРА проиграли. Лично мне такой подход понравился — показывать историю с разных сторон.
«Любая гражданская война — это плохо, это братоубийство», — комментирует в микрофон происходящее на «поле боя» ведущий.
Расслышать комментатора получалось не всегда — в этом году поддержка Восточного военного округа была мощная как никогда — военные взяли на себя все пиротехнические вопросы. В итоге получилось оглушительно громко полным эффектом присутствия.
Вдруг на поле боя к белоповстанцам подкатили сани, запряженные лошадью — на позиции доставили пулемет. Такого, отмечаю я про себя, в прошлом году не было. Никита Кобзев, главный организатор фестиваля, рассказал, что лошадей в следующем году будет больше — показать атаку конницы.
«Сложность заключается в том, что животные непредсказуемо реагировали на выстрелы из исторического оружия и взрывы», — рассказала пресс-секретарь фестиваля Татьяна Васильченко.
Масштаб фестиваля растет с каждым годом: и по числу зрителей, и по числу участников. В этот раз, в Волочаевку приехали свыше 50 членов военно-исторических клубов из разных регионов ДФО, а также из Красноярска и Саратова. Зрителями стали по разным подсчетам от трех до пяти тысяч человек.
Сквозь тенистые леса, зеленые перелески и огромные, раздольные степи бегут реки по нашей стране, спешат или замирают, очаровывают или показывают человеку природную мощь. Более 50% от всей речной системы России приходится на реки Амур, Енисей и Лену, бассейны которых встречаются в с виду неприметном, но таком важном для нашей родине месте - в точке Великого водораздела высотой 1236 метров, которая находится в 30 километрах от Читы и с 10 сентября 2012 года именуется горой Палласа. Это единственная из четырех самых крупных точек водоразделов на планете Земля, где встречаются три великих реки.
Студеное зимнее Забайкалье не дает глубоко вздохнуть в январские морозы, колет февральским ветром и обманывает подтаявшей кромкой снегов в марте, когда та становится похожа на тонкое стекло. Предполагая, что, пока холода не оставят эти края, путешествовать будет непросто, в апреле 1772 года в Забайкалье прибыл исследователь, ученый, путешественник Петр Симон Паллас, который прошел через Яблоновый хребет и пробыл в этих краях, изучая быт живших тут народов и природу, до июня.
В его честь и было решено назвать гору, под которой находится Великий мировой водораздел, главным для которого все же оказалось второе открытие.
Простой учитель Тимур Ухинович Жалсарайн
В 1928 году в селе бедного пастуха села Судунтуй Агинского района родился мальчик, Тимур. Он был тринадцатым ребенком в семье. Окончив Агинское педагогическое училище, устроился учителем географии в Агинскую среднюю школу.
«Это гордость за бурятского учёного: обычный учитель географии с помощью карандаша и своих ног открыл эту точку. Представляете, какой мощи знаний человек? Если бы там появился какой-то памятник, посвященный Жалсарайну…» - говорит младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии Российской академии наук Наталья Викулова.
Тимур Жалсарайн дал описание четырем самым особенным водоразделам мира. В 1977 году он начал исследовать стык бассейнов Лены, Енисея и Амура и пришел к выводам, что такой уникальной системы, как в Читинской области (до 2008 года территория Забайкальского края включала в себя территорию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - авт.), нет нигде в мире. Именно Тимур Жалсарайн вычислил и указал точку пересечения бассейнов трех огромных рек.
Всего за всю свою жизнь школьный учитель выявил 30 водораздельных точек тройных водоразделов между наиболее значительными реками. Его открытие поставило регион в один ряд с местами, где находятся главные водораздельные точки планеты: пиком тройного водораздела на границе Канады с США (точка сопряжения речных систем Миссисипи, Колумбии и Нельсона), горой Цогтчандамани (точка сопряжения Северного Ледовитого, Тихого океанов и бессточного бассейна Центральной Азии), гималайским стыком бассейнов рек Ганг, Инд и Брахмапутра, горой Атлека - точкой сопряжения бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов и каспийского моря.
Великий исток
Огромную роль в популяризации горы Палласа в нулевые годы сыграл клуб бардовской песни «Великий исток» под руководством Константина Шлямова.
– Я впервые побывал на Водораздельной горе 4 января 2005 года и тогда впервые установил таблички, указывающие на то, что это особенное место, откуда вода бежит в Тихий и Севреный Ледовитый океан в Карское, Охотское море и море Лаптевых, в Байкал. С 2005 года мы почти ежегодно проводим фестивально-краеведческий тур «Великий Исток – Байкал», напоминая, что у Байкала миллионы истоков, но самый уникальный находится здесь, – рассказал Константин Шлямов.
С тех лет ежегодно его клуб проводит фестиваль бардовской песни «Великий исток» и почти каждый год в марте организует восхождение на гору Палласа, отмечая Всемирный день воды.
Гора Палласа не является великим истоком. Именно так считает младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии Российской академии наук Наталья Викулова, при этом отмечая огромную роль Константина Шлямова и его сподвижников в популяризации походов на гору Палласа и связанной с ней темы.
– Существует географическое понятие великий исток. Например, великий исток у Волги. На великий исток что похоже? Например, дельту реки себе представляете? Вот это великий исток. Великий исток Волги, великий исток Лены. У нас здесь такого сюжета нет. Здесь мы говорим о Великом водоразделе, – объясняет Наталья Шлямова, уточняя, что бассейны Лены, Амура и Енисея пересекаются даже не в одной точке, а по сути на возвышенности, на целой линии Яблонового хребта.
Тем не менее центральной является водораздельная гора.
– В мире существует 4 самых больших водораздельных точки. Наша превосходит все. Есть в Америке, но там две реки великих, одна обычная. Есть у монголов – две реки и озеро. У нас у единственных – три великих реки, три великих бассейна, – говорит ученый.
Великий, но «нераскрученный»
Если сравнивать то, как разные страны популяризируют находящиеся на их территории водоразделы, становится понятно, что игра пока не в пользу забайкальцев.
Еще в апреле 2014 года в министерстве культуры Забайкальского края объявили конкурс на лучший эскизный проект знака на горе Палласа – точке Мирового водораздела. Итоги подвели в сентябре. Победителем стал проект творческой группы под руководством Алексея Антипенко, который так и не был реализован.
– Один из проектов, который я показывала губернатору и защищала при комиссии, – его идея в том, что у нас вокруг Читы появятся 16 доступных для туристов точек, – рассказывает Наталья Викулова. – Есть ближний круг в пределах 12-16 километров: смоленские скалы, Дворцы. То есть человек в выходной день сможет увидеть на площади огромный баннер, как в метро в Москве, и сможет для себя выбрать трек: пеший, конный или на машине. Водораздел будет как раз в этом ближнем круге. Мы хотим сопроводить эти объекты единой системой навигации, единым оформлением информационных баннеров, всё это связать между собой в турмаршруты.
Пока же для туристов без машины гора Палласа остается либо малодостижимой целью: не всякое такси согласится туда доставить – треть пути приходится на труднопроходимую дорогу. Другой вариант – проверить на прочность свои способности пешего туриста: идти придется несколько десятков километров в том числе и по болотистым местам. Бонусом к такому трипу - дух первооткрывателя Великого водораздела.
В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.
Среди дальневосточных регионов лидерство по объему туристического потока сохраняет Приморский край, хотя в начале текущего года в регионе фиксировалось снижение показателей посещения. В крае рассчитывают на прирост турпотока в летний сезон. В январе-марте 2025 г. в Приморье было совершено 298,6 тыс. туристических поездок, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. и на 12,4% меньше, чем в январе-марте 2023 г. В целом в текущем году регион планирует принять более 4 млн туристов, что будет соответствовать уровню допандемийного 2019 г.
В то же время в Приморском крае региональное правительство отчиталось о росте количества посещений санаториев региона в начале текущего года. В январе-апреле количество посетителей приморских санаториев составило 11,5 тыс. человек, что стало наиболее высоким показателем в ДФО. Тем не менее в годовом сопоставлении количество отдыхающих в оздоровительных учреждениях Приморья все же снизилось на 10%.
В целом за первые четыре месяца текущего года санатории Дальневосточного ФО приняли 45,8 тыс. гостей, что на 13,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Второе место после Приморского края по количеству отдыхающих в санаториях в ДФО с большим отставанием занял Забайкальский край (6,1 тыс. человек, резкое снижение на 32,6%). Санатории Бурятии и Сахалинской области приняли в январе-апреле по 5 тыс. человек (в Бурятии показатель снизился на 43%, а вот на Сахалине зафиксирован рост на 4,4%).
В регионах на этом сложном фоне продолжается разработка новых туристических программ и маршрутов. В частности, в Магаданской области летом был запущен обзорный маршрут на вертолетах Ми-38. Он включает пролет над Магаданом, полуостровом Старицкого, бухтами Нагаева, Светлая, Батарейная, Весёлая, Гертнера. В Камчатском крае с началом туристического сезона увеличилось количество предложений, предполагающих организацию рыбалки во время лососевой путины. В стоимость туров включены проживание в коттеджах, питание, а также лицензия на рыбалку с правом забрать рыбу.
В Чукотском АО на ноябрь 2025 г. намечен запуск нового туристического комплекса «Какомэй» на территории Анадырского лимана (в 20 км от Анадыря, у подножия горы Дионисия), включающего ресторан и спа-комплекс (компания ООО «Север 87»[1]).
Объем инвестиций в проект оценивается в 35,8 млн рублей. На территории комплекса планируется организация мастер-классов традиционных ремесел народов Крайнего Севера и проведение национальных праздников.
В Приморском крае к 2029 г. планируется создать новую особо охраняемую природную территорию регионального значения (ООПТ), которая объединит северо-восток полуострова Муравьёва-Амурского и остров Русский. В состав ООПТ также должны войти Владивостокская крепость и Ботанический сад ДВО РАН. Работы по созданию парка планируется начать в 2027 г., на территории предусмотрен ряд мероприятий по созданию туристической инфраструктуры, включая обустройство культурно-познавательной зоны, входных групп, создание смотровых площадок, мест отдыха, строительство павильонов для выставок, благоустройство природных зон, пешеходных троп и мест временных остановок. Кроме того, в парке предполагается предусмотреть территорию для спорта с беговыми дорожками, велосипедными маршрутами и площадками для активного отдыха, построить визит-центры, сервисы для туристов и пункты оказания первой медицинской помощи. Планируется также отреставрировать включенные в территорию парка участки Владивостокской крепости.
Кроме того, на территории острова Русский запланировано создание новой 6-километровой велосипедной дорожки, который продолжит проложенную в 2024 г. туристическую велотропу. Новая велосипедная трасса продлится от поворота на мыс Ахлёстышева до конечной точки – Университетского проспекта. Работы предполагается завершить к 1 ноября 2025 г. На протяжении всего маршрута запланирована установка малых архитектурных форм и павильонов для отдыха, а также памятного знака «Нулевой километр велодорог России».
На зиму 2025-26 гг. запланировано открытие горнолыжного курорта «Арсеньев» рядом с одноименным приморским городом. Стоимость проекта ранее оценивалась в 9,6 млрд рублей. На курорте смонтирована одна канатная дорога протяженностью 1 тыс. 570 м, монтаж второй (1 тыс. 522 м) продолжается. Инвестором выступает ООО «Приморье Спортотельинвест»[2].
Между тем в Хабаровском крае в июне статус особо охраняемой природной территории получил природный комплекс «Скальные обнажения на реке Нилан» на 0,6 га (район им. Полины Осипенко). На территории произрастают редкие виды растений и обитают более 200 видов животных, 16 из которых включены в Красные книги РФ и Хабаровского края.
В целях реализации проекта «Тропы Дальнего Востока» в рамках единой президентской субсидии в текущем году предусмотрено выделение 1,7 млрд рублей на создание 18 туристических троп общей протяженностью 124 км. Проекты предполагают строительство визит-центров, обустройство зон отдыха, смотровых площадок, пунктов проката. В том числе четыре тропы предполагается создать в Камчатском крае, три – в Забайкальском крае, по две – в Бурятии, Приморском крае, Хабаровском крае, по одной – в Амурской и Магаданской областях, Чукотском АО.
Кроме того, на Дальнем Востоке предполагается создание единого оператора морских круизных судов и маршрутов – АО «Русская круизная компания». Соответствующее соглашение было подписано руководителем Росморречфлота А.Тарасенко (бывший врио губернатора Приморского края и бывший глава правительства Якутии), гендиректором ФГУП «Росморпорт» С.Пылиным и председателем совета директоров московского АО «КС - Стратегический альянс» К.Шубским в конце июня.
Предполагается, что учредителями компании-оператора станут ФГУП «Росморпорт» и «КС – Стратегический альянс», а Росморречфлот выступит координатором проекта. Компания-оператор должна заняться организацией морских круизов, приобретением круизных речных судов и управлением ими, формированием полного пакета туристических услуг. Согласно планам, новые дальневосточные круизные маршруты должны охватить Сахалин, Курильские острова, Камчатку.
Что касается строительства новых средств размещения в регионах, то губернатор Хабаровского края Д.Демешин в апреле подписал конкурсную заявку в Минэкономразвития РФ, подразумевающую реализацию 33 проектов по созданию глэмпингов в крае с общим объемом финансирования почти 3 млрд рублей. Он также поручил краевому правительству организовать в регионе производство модулей для создания 1,8 тыс. глэмпингов. Туристические глэмпинг-парки, в частности, планируется разместить на приграничном острове Большой Уссурийский. Утвержденные правительством РФ в апреле правила предоставления субсидий на создание модульных гостиниц предполагают финансирование из федерального бюджета в 2025-27 гг. в размере 15 млрд рублей (на все регионы).
В июне департамент развития туризма Минэкономразвития РФ одобрил предоставление Иркутской области субсидии из федерального бюджета на создание модульных некапитальных средств размещения в 2025-27 гг. Общий объем субсидии составляет 537,7 млн рублей, в том числе в 2025 г. регион получит 105,4 млн рублей, в 2026 г. - 325,7 млн рублей, в 2027 г. - 106,6 млн рублей. Субсидия представляется по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов и предназначена для их софинансирования в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». В Иркутской области центром были поддержаны 12 инвестиционных проектов по строительству модульных отелей.
В свою очередь в Камчатском крае ООО «ГК Максутова»[3] рассчитывает к 2029 г. построить в Петропавловске-Камчатском гостиницу категории 4 звезды на 173 номера в рамках СПВ, инвестировав более 4,5 млрд рублей. На территории отеля также планируется разместить ресторан, конференц-зал и спа-центр.
Следует отметить, что Приморский край и Иркутская область были включены в число регионов, где с 1 сентября 2025 г. начнется реализация федерального эксперимента по легализации деятельности гостевых домов. Соответствующий законопроект в конце мая был принят парламентом и подписан президентом РФ В.Путиным. Владельцам гостевых домов предстоит зарегистрировать объект в реестре классифицированных средств размещения и получить идентификационный номер. Закон также вводит юридическое понятие гостевого дома (тип средства размещения, представляющий собой индивидуальный жилой дом или часть индивидуального жилого дома, комнаты в котором используются для предоставления услуг гостевого дома). Эксперимент продлится в регионах до 31 декабря 2027 г.
Действующее законодательство затрудняло деятельность гостевых домов, но не запрещало ее напрямую. Так, в 2019 г. вступил в силу закон, ограничивающий размещение хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов, а ранее, в 2018 г., были приняты поправки, запрещающие предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – А.Сидоровский, П.Ларцын.
[2] Москва, бенефициарами являются Н.Шленцов (бывший гендиректор ООО «Юниверсити Плаза» в Сочи), ООО «Дом.РФ Капитал».
[3] Петропавловск-Камчатский, принадлежит ООО «Стройинвест» (Москва), подконтрольному закрытому комбинированному ПИФ «Развитие и рост» (находится под управлением УК «Открытие»).
Продолжаем разговор с камчатскими банщиками, которые переворачивают сознание, ломают стереотипы и дают прочувствовать удовольствие от традиционной русской бани. Почему не стоит использовать дровяные печи с открытой каменкой в бане, о банной моде и то том, как часто можно ходить в баню, рассказывает один из основателей бренда «Душевные ребята. Камчатская баня» Александр Лебедев. Мысли его партнера по пару Андрея Малеева – в первой части: «Душевная баня по-камчатски».
– Принято считать, что баня должна быть с печью на дровах, а электрическая печь – что-то ближе к сауне. Вы утверждаете, что это не так. Объясните.
– Мы ломаем стереотип, что электрическая печь в бане – это неправильно. Принято считать, что электрическая печь – это не русская баня. Электрическая печь, дровяная или газовая – не важно, чем топить, важно нагреть камни до высокой температуры, чтобы получить правильный качественный пар. Электрическая печь для Камчатки – это спасение. Например, наша каменная береза очень влагонасыщенная, и чтобы ее просушить нужен примерно год. Электрическая печь дает хороший пар.
Наша печь сконструирована по системе термоса – камни внутри очень высокой температуры – 600 градусов, а снаружи печь сильно не нагревается. Поливая горячую воду на камни, мы получаем легкий мелкодисперсный пар, в котором очень легко дышится. Если говорим про дровяные печки, к которым многие привыкли – камни находятся снаружи железной печи и очень сильно нагревают пространство, как сауна. От такой печи получается очень горячий жгучий тяжелый пар, обжигающий кожу. Как определить, что в бане температура и влажность для тебя комфортна? Приложить язык к небу, глубоко вдохнуть – если кончик языка не обжигает, то температура комфортная. Если боковинки языка сухие – надо увлажнить парную. Наш организм это и есть наш термометр.
У нас русская традиционная баня. Важен только пар, не важно какая печь. Например, приходишь под вывеску «Русская баня», а там температура 120 градусов, где невозможно находиться. Зато на дровах. А традиционная баня – это процесс парения, не само пространство, а то, что там происходит, определенная атмосфера. Вот это русская традиционная баня.
– Вы устраиваете парение и за пределами своей бани, выезжая на природу. Как это происходит?
– Да, помимо нашей основной бани, у нас есть мобильная, мы ее называем «дикая». Размер 10 на 4 метра. Ставим две печки и столы для парения. Часто выезжаем на любимое всеми место отдыха – Халактырский пляж, ставим прямо на берегу, чтобы после парной можно было окунуться в Тихий океан, где температура воды даже летом редко доходит до 15 градусов. И в другие места выезжаем – летали на Шумшу, например. Под заказ гостей. Выезжали также в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Нас приглашают наши гости, которые были у нас под вениками на Камчатке. Каждый раз, приезжая в другие города, мы везем с собой камчатскую атмосферу, душевность, ну и никак без камчатских бубнов.
– Можно ли париться в бане при простуде и существуют ли какие-то противопоказания для парения?
– Если появились первые симптомы, но температуры нет, то можно. Тут два варианта развития событий: либо человек быстрее заболеет, но быстрее и выздоровеет, либо болезнь остановится. Очень хорошо париться при выходе из болезни, когда остаточные симптомы, происходит детокс и более оперативное восстановление. В целом к бане крайне мало противопоказаний. Точно нельзя при серьезных онко- и сердечно-сосудистых заболеваниях.
– Сколько можно находиться в парной и как часто нужно ходить в баню?
– Среднее время нахождения в бане – 60 минут. Можно делать три захода по 20 минут или два по 30. Мы обычно не разделяем на короткие заходы, парим минут 40. Постоянно подаем много кислорода, чтобы было легко дышать. Самое дорогое в бане это кислород, когда он есть можно долго париться. Некоторые могут больше двух часов отдыхать под вениками. Раз в неделю нужно ходить в баню для здоровья, раз в месяц – для головы. Регулярная очистка, детокс плюс контрастные процедуры – окунуться в холодную воду, прыгнуть в сугроб, вылить ведро воды. Закаливание помогает зарядить свою батарею и стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, она становится более эластичной, и тело лучше противостоит заболеваниям.
– Расскажите про воздействие веников.
– Подробно останавливаться не буду – информация общедоступная. Массаж банным веником стимулирует приток крови к коже, глубоким тканям и внутренним органам. Сосуды очищаются, отеки уходят, мышцы быстро восстанавливаются после физических нагрузок. Эфирные масла, которые содержатся в листьях, омолаживаю кожу. Например, можжевеловый веник оказывает лечебное воздействие на человека, имеющего проблемы с суставами, антибактериальный эффект имеет и просто источает приятный запах, создавая иллюзию нахождения в лесу после дождя. Веник из можжевельника мы распариваем за сутки до парения, тогда иголки смягчаются, становятся приятными для тела, идет мягкое воздействие на нервные окончания. С помощью такого веника я могу определить, насколько человек расслаблен в бане – по реакции тела на прикосновение этих мягких иголок. Также индикатором выступает орошение брызгами прохладной воды. Если человек принимает эти воздействия с благодарностью, значит он расслаблен, растворен в эмоции, чувствует свое тело, а не мозг, который диктует свои правила. Это мое личное многолетнее наблюдение.
– Что можно и чего нельзя делать перед походом в баню и после?
– Не рекомендуется перед баней плотно наедаться, но и натощак тоже не стоит. Алкоголь крайне нежелателен, но если гость хочет выпить немного пива – мы не препятствуем. Наши постоянные гости, которые раньше не представляли себе баню без пива, сами приходят к тому, что алкоголь тут не нужен. После бани тоже не рекомендуем напиваться и есть тяжелую пищу. Ведь и тело, и голова очищены, и нужно дать организму время на восстановление. Стоит отметить, что даже когда человек отдыхает под вениками, для тела это очень энергозатратный процесс.
– У вас очень интересная одежда, в которой вы находитесь в парилке. Она для защиты от жара?
– Конечно, для защиты тела от воздействия температуры и влажности, но и эстетика важна. Есть тренды банной одежды, есть дизайнеры, специализирующиеся на этом. В некоторых моделях можно и по городу ходить. Применяются экологичные материалы: конопля, лен, крапива, но они намокают в процессе и вид теряется. Мы для себя выбрали униформу – халаты, дизайн которых разработали сами – они защищают банщика от пара и жара, отбивая осевший пар и не давая телу быстро нагреваться, под халатом у нас спортивное термобелье. А раньше парили в футболках и шортах.
– Расскажи о своем приходе в эту профессию и что для тебя значит баня?
– С детства ходил в баню с родителями, традиция. Во взрослом возрасте я больше любил термальные бассейны и холодные воды океана. Переехав в Санкт-Петербург в 2009 году, спустя какое-то время почувствовал, как на меня давит вибрация города. Долго не мог понять, как с этим справляться, пока не решил регулярно ходить в баню. Четыре годя я парился самостоятельно, смотрел, как это делают другие: первый заход на пар, прогрев, легкое постукивание вениками, потом жесткое прогревание, помывка и контрастные процедуры. Я не форсировал события, просто отдыхал там душой и головой – и это было становление моего мироощущения как банщика, понимание культа бани. Я осознал, что через веники можно донести человеку энергию, сделать приятно. Как художнику или актеру нужна слава, то и банщику тоже – тебя поблагодарили, тобой восхитились – тебе приятно. Вернувшись на Камчатку, начал ходить в баню с друзьями. И со временем я стал банщиком.
Что дала баня лично мне? Спокойствие и полное удовлетворение внутренним состоянием. Всем советую ходить в баню регулярно. Можно ходить с друзьями, общаться и весело проводить время – к здоровью физическому это не имеет отношения, но для снятия стресса, эмоционального здоровья – очень хорошо. Регулярно ходить в баню, пить чай и воду, выводя токсины – это про физическое здоровье плюс эмоциональный фон тоже повышается от осознания того, что ты делаешь пользу себе.
Индивидуальное посещение банщика – уже комбо: и тело оздоравливается, и голова просветляется, и настроение улучшается. Главные задачи банщика – остановить время и голову. Когда лежишь под веником, не думаешь, никуда не торопишься, время пролетает незаметно. Остановить голову – значит убрать негатив, накопленный вместе с бессоницей, паническими атаками и прочими современными неприятностями. Раз в месяц рекомендую ходить к банщику на индивидуальное парение. Мы не предлагаем программы, мы предлагаем результат. Мы парим до сути. В чем суть? Каждый понимает это по-своему, и после парения может дать однозначный ответ.
Камчатские банщики переворачивают сознание, ломают стереотипы и дают «новое прочтение» традиционной русской бане. Что происходит с телом и душой в парной, почему в бане не должно быть жарко – о тонкостях похода в баню рассказывают Андрей Малеев, один из основателей бренда «Душевные ребята. Камчатская баня». Откровения его напарника Александра Лебедева – во второй части «Душевная баня по-камчатски: парим до сути»
– Андрей, почему именно такое название?
– Мы называемся «Душевные ребята», но это не название бани, у бани как такового названия нет, это – про нас. Очень часто после парения нас называли душевными, и мы оставили это за собой – теперь это запатентованный бренд. Олицетворение любой бани – это люди. Баня наша родилась два года назад, через боль всех камчатских бань. Когда мы начинали парить, на Камчатке не было ни одной бани, которая полностью бы соответствовала всем параметрам, везде были проблемные места, создающие дискомфорт и для гостей, и для банщиков.
Свою баню мы создали из недостроенного деревянного дома, просчитав каждый сантиметр пространства. Учитывали, чтобы было удобно человеку заходить, раздеваться, сидеть, ну и в парилке, безусловно, все продумано. Привлекали камчатских мастеров по дереву, у нас эксклюзивный интерьер, высокая детализация. В гостиной стоит огромный деревянный стол, сделанный на заказ по нашему проекту. За ним могут свободно разместиться десять человек. Есть сеновал, где могут одновременно отдыхать после бани четыре человека. Парная вмещает сидя шесть человек, на персональное парение ложатся один или два человека, и могут работать одновременно два банщика. На втором этаже есть два массажных кабинета и прачечная. Будем делать новые бани, это пилотный проект.
– Как происходит процесс парения, для всех ли он одинаков?
– У нас сложилась определенная философия и концепция работы с людьми. Сначала мы с гостями обязательно садимся за стол попить чаю и немного поговорить – для того, чтобы человек смог расслабиться и начал потихоньку избавляться от тревоги и суеты. Банщик вникает в человека, настраивается на него, чтобы понять, какие задачи стоят в процессе парения. Если компания большая, то после чая мы всех приглашаем на первый пар. Тут банщик уже смотрит, какой режим парения применять к каждому из гостей. Параллельно мы рассказываем о традициях парения, продолжаем налаживать контакт.
У нас в парилке нет термометра и измерителя влажности – это все мы подбираем под каждого гостя индивидуально, смотря на реакцию тела на смесь пара и жара. Когда я проходил обучение, нам рассказывали, что режим можно подобрать, исходя из типа телосложения и эмоционального состояния человека, но это оказалось невостребованной для меня информацией – далеко не всегда работает физиология и внешние моменты не дают картины. Например, двухметровому мужчине весом в 150 кг может подойти очень мягкий режим в 50 градусов и 30-40% влажности, а бывает, что миниатюрной девушке требуется более жесткий режим, когда у банщика уже ногти начинают гореть. Пока я не начну парить – я не пойму, кто у меня лежит под веником. У нас нет стандартизированных программ.
– Влияет ли настроение человека на выбор режима парения?
– Безусловно влияет, и задача банщика это почувствовать. Мы отличаемся от крупных банных центров, которые продают программы парения – там банщики парят очень хорошо, конечно. Но бывает так, что человек выбрал программу головой, а тело просит совсем другого. В парной происходит синергия банщика и человека под веником. Бывает, что мы включаем в бане спокойную музыку, фолк, драм-энд-бейс. Мне по наитию приходит мысль, что такую-то музыку надо включить или именно в этот момент пролить прохладной водой, и это всегда откликается. Я скажу, что это 99,9% попаданий. Это что-то свыше приходит, но всегда люди благодарят и говорят, что ты сделал именно то, что было необходимо. Есть крылатая фраза у банщиков: то что ты чувствуешь – истина. Нет неправильного в бане. Хороший банщик становится профессионалом, когда он не думает: первая приходящая мысль – истинна. Наш мозг сопротивляется первично приходящим мыслям, начинает их критиковать. Наша задача – не допускать критики первых мыслей.
– Расскажите о пользе бани, какое воздействие она оказывает на человека в целом?
– Профессор Владимир Ляхов изучал тепловое воздействие сауны, хамама и русской бани. Русская – примерно 60 градусов и 60% влажности – комфортно, сауна – вредоносна: жарко и сухо, тело страдает, если температура превышает 90 градусов. Хамам – 45 градусов и высокая влажность – не достаточно для прогрева тела, подходит для скрабирования. Так, русская баня: тело человека нагревается до температуры около 39 градусов – состояние лихорадки, но нам комфортно. Прогрев идет вглубь до пяти см, убиваются бактерии, начинается активное кровообращение и лимфа – канализация нашего организма, где собираются все токсины – разжижается и выходит наружу вместе с потом, происходит детокс. При контрастных процедурах после прогрева горячая кровь приливает к органам, и они начинают прогреваться. Это происходит даже без воздействия веников, просто от прогрева. А веники тоже приносят свою пользу за счет содержащихся в листьях веществ плюс вибрационное воздействие на кожу.
Это что касается доказательной медицины. Но есть еще влияние на тонкие тела человека, на душу. На Руси это называлось матрешка – символ множественного строения тонких тел человека. В бане идет воздействие пяти стихий – огонь (печка), вода (пар, проливание водой), воздух (тут понятно), земля (веники и сама баня) и пятый, забытый элемент – эфир или прана, как называют индусы. Я не знаю, как это работает, но после парения у человека на душе и в теле появляется легкость, и несколько дней голова его чиста – не лезут негативные мысли, жить становится легче. Баня очищает, это больше чем просто механика.
– В вашей бане в зоне сеновала есть музыкальные инструменты. Ведь они там не случайно?
– Банщики часто используют музыкальные инструменты. У каждого инструмента есть определенная вибрационная частота, влияющая на плотные и тонкие наши тела. Благотворно воздействует звук тибетской чаши, колокольчика. Звуки мы используем как завершающий этап парения. Например, камчатский шаманский бубен – для более глубокого проникновения в тело, для стабилизации той самой матрешки. Тибетские чаши хорошо влияют на энергоцентры человека, на чакры. Иногда я использую варган непосредственно при парении в четыре руки. Глюкофон используем, хотя он никак не влияет на человека, просто приятно звучит.
– Есть поверье про банного духа. Он существует?
– Банного духа зовут Банник. Есть и женский банный дух – Банниха или Задериха. Когда баня «намоленная», в ней появляется этот дух. Считается, что банные духи очищают пространство на высоком плане, я подметаю веником, а он прочищает эфир от темной энергии, которую человек оставил в бане. Я не видел, но иногда я чувствую, что в пространстве находится еще кто-то кроме меня. Я с большим уважением к этому отношусь. Заходя в парную, всегда приветствую Банника и благодарю после парения. Баня всегда считалась местом очищения и их никогда не строили в домах, всегда поодаль от основного жилья. Место переваривания темной энергии, сброшенной людьми.
– Расскажите о себе – чем привлекло искусство парения, в какой сфере были занят раньше?
– Я 11 лет служил на Камчатке в морских частях пограничных войск, по технической специальности. Коммуникацию «человек-человек» я даже и представить для себя не мог – всегда с железом возился. Но когда я дослуживал последний контракт, то отучился на персонального тренера по оздоровительной физкультуре, функциональному тренингу. Начал практиковать с друзьями, и тут пошел интерес работать с людьми. Потом я стал гидом по Камчатке. Баня родилась во мне не просто так. Раньше я баню не любил, потому что там жарко. Но однажды попал на парение к профессиональной банщице, и понял, что такое настоящая баня! Я получил огромное удовольствие. Я плакал и смеялся одновременно – всеобъемлющее счастье, какого я не испытывал никогда. Спустя некоторое время, осознав, что со мной произошло, я понял, что хочу дарить такое счастье другим людям. Мы это в шутку называем эффектом почкования – когда один банщик создает другого банщика. Я начал интересоваться процессом парения, эта девушка дала мне азы искусства. После я начал ездить по России, учился у нескольких мастеров. Потом эти знания я собрал для себя воедино, отмел то, что мне не нравилось, что-то развил. Но мой главный учитель – это человек. На каждого надо настраиваться, и это огромный опыт. Не знаю, кто больше удовольствия получает: банщик или человек под вениками. Я получаю удовольствие от процесса парения, от положительных эмоций человека. Ремесло дарить любовь и заботу.
– В соревнованиях принимали участие?
– После первого года моей работы с людьми в качестве банщика я озадачился вопросом о соревнованиях. Это сложная история, серьезная подготовка с личным тренером, строгие критерии оценки. Оценивается техника, работа с паром, пар проверяют на соответствие заявленным параметрам, внешний вид банщика, подготовка парной, веников – до сантиметра просматривается. В презентации надо рассказать о себе, о медицинских показаниях того, кто будет под вениками. На парение дается 20 минут. После судьи обоим задают вопросы. На отборочных соревнованиях на первенство России я занял второе место. Санкт-Петербург и Москва – очень серьезные конкуренты. У меня получилось. Но идти дальше я передумал. Я понял, что не нужны никакие соревнования, там оценивается лишь техническая часть. Никакой души. Человек – единственный судья для меня. Он скажет, хорошо или плохо. Он дает обратную связь это самое дорогое и ценное для меня.