Русская баня с камчатским характером: парение, веник и философия жара
Камчатские банщики переворачивают сознание, ломают стереотипы и дают «новое прочтение» традиционной русской бане. Что происходит с телом и душой в парной, почему в бане не должно быть жарко – о тонкостях похода в баню рассказывают Андрей Малеев, один из основателей бренда «Душевные ребята. Камчатская баня». Откровения его напарника Александра Лебедева – во второй части «Душевная баня по-камчатски: парим до сути»
– Андрей, почему именно такое название?
– Мы называемся «Душевные ребята», но это не название бани, у бани как такового названия нет, это – про нас. Очень часто после парения нас называли душевными, и мы оставили это за собой – теперь это запатентованный бренд. Олицетворение любой бани – это люди. Баня наша родилась два года назад, через боль всех камчатских бань. Когда мы начинали парить, на Камчатке не было ни одной бани, которая полностью бы соответствовала всем параметрам, везде были проблемные места, создающие дискомфорт и для гостей, и для банщиков.
Свою баню мы создали из недостроенного деревянного дома, просчитав каждый сантиметр пространства. Учитывали, чтобы было удобно человеку заходить, раздеваться, сидеть, ну и в парилке, безусловно, все продумано. Привлекали камчатских мастеров по дереву, у нас эксклюзивный интерьер, высокая детализация. В гостиной стоит огромный деревянный стол, сделанный на заказ по нашему проекту. За ним могут свободно разместиться десять человек. Есть сеновал, где могут одновременно отдыхать после бани четыре человека. Парная вмещает сидя шесть человек, на персональное парение ложатся один или два человека, и могут работать одновременно два банщика. На втором этаже есть два массажных кабинета и прачечная. Будем делать новые бани, это пилотный проект.
– Как происходит процесс парения, для всех ли он одинаков?
– У нас сложилась определенная философия и концепция работы с людьми. Сначала мы с гостями обязательно садимся за стол попить чаю и немного поговорить – для того, чтобы человек смог расслабиться и начал потихоньку избавляться от тревоги и суеты. Банщик вникает в человека, настраивается на него, чтобы понять, какие задачи стоят в процессе парения. Если компания большая, то после чая мы всех приглашаем на первый пар. Тут банщик уже смотрит, какой режим парения применять к каждому из гостей. Параллельно мы рассказываем о традициях парения, продолжаем налаживать контакт.
У нас в парилке нет термометра и измерителя влажности – это все мы подбираем под каждого гостя индивидуально, смотря на реакцию тела на смесь пара и жара. Когда я проходил обучение, нам рассказывали, что режим можно подобрать, исходя из типа телосложения и эмоционального состояния человека, но это оказалось невостребованной для меня информацией – далеко не всегда работает физиология и внешние моменты не дают картины. Например, двухметровому мужчине весом в 150 кг может подойти очень мягкий режим в 50 градусов и 30-40% влажности, а бывает, что миниатюрной девушке требуется более жесткий режим, когда у банщика уже ногти начинают гореть. Пока я не начну парить – я не пойму, кто у меня лежит под веником. У нас нет стандартизированных программ.
– Влияет ли настроение человека на выбор режима парения?
– Безусловно влияет, и задача банщика это почувствовать. Мы отличаемся от крупных банных центров, которые продают программы парения – там банщики парят очень хорошо, конечно. Но бывает так, что человек выбрал программу головой, а тело просит совсем другого. В парной происходит синергия банщика и человека под веником. Бывает, что мы включаем в бане спокойную музыку, фолк, драм-энд-бейс. Мне по наитию приходит мысль, что такую-то музыку надо включить или именно в этот момент пролить прохладной водой, и это всегда откликается. Я скажу, что это 99,9% попаданий. Это что-то свыше приходит, но всегда люди благодарят и говорят, что ты сделал именно то, что было необходимо. Есть крылатая фраза у банщиков: то что ты чувствуешь – истина. Нет неправильного в бане. Хороший банщик становится профессионалом, когда он не думает: первая приходящая мысль – истинна. Наш мозг сопротивляется первично приходящим мыслям, начинает их критиковать. Наша задача – не допускать критики первых мыслей.
– Расскажите о пользе бани, какое воздействие она оказывает на человека в целом?
– Профессор Владимир Ляхов изучал тепловое воздействие сауны, хамама и русской бани. Русская – примерно 60 градусов и 60% влажности – комфортно, сауна – вредоносна: жарко и сухо, тело страдает, если температура превышает 90 градусов. Хамам – 45 градусов и высокая влажность – не достаточно для прогрева тела, подходит для скрабирования. Так, русская баня: тело человека нагревается до температуры около 39 градусов – состояние лихорадки, но нам комфортно. Прогрев идет вглубь до пяти см, убиваются бактерии, начинается активное кровообращение и лимфа – канализация нашего организма, где собираются все токсины – разжижается и выходит наружу вместе с потом, происходит детокс. При контрастных процедурах после прогрева горячая кровь приливает к органам, и они начинают прогреваться. Это происходит даже без воздействия веников, просто от прогрева. А веники тоже приносят свою пользу за счет содержащихся в листьях веществ плюс вибрационное воздействие на кожу.
Это что касается доказательной медицины. Но есть еще влияние на тонкие тела человека, на душу. На Руси это называлось матрешка – символ множественного строения тонких тел человека. В бане идет воздействие пяти стихий – огонь (печка), вода (пар, проливание водой), воздух (тут понятно), земля (веники и сама баня) и пятый, забытый элемент – эфир или прана, как называют индусы. Я не знаю, как это работает, но после парения у человека на душе и в теле появляется легкость, и несколько дней голова его чиста – не лезут негативные мысли, жить становится легче. Баня очищает, это больше чем просто механика.
– В вашей бане в зоне сеновала есть музыкальные инструменты. Ведь они там не случайно?
– Банщики часто используют музыкальные инструменты. У каждого инструмента есть определенная вибрационная частота, влияющая на плотные и тонкие наши тела. Благотворно воздействует звук тибетской чаши, колокольчика. Звуки мы используем как завершающий этап парения. Например, камчатский шаманский бубен – для более глубокого проникновения в тело, для стабилизации той самой матрешки. Тибетские чаши хорошо влияют на энергоцентры человека, на чакры. Иногда я использую варган непосредственно при парении в четыре руки. Глюкофон используем, хотя он никак не влияет на человека, просто приятно звучит.
– Есть поверье про банного духа. Он существует?
– Банного духа зовут Банник. Есть и женский банный дух – Банниха или Задериха. Когда баня «намоленная», в ней появляется этот дух. Считается, что банные духи очищают пространство на высоком плане, я подметаю веником, а он прочищает эфир от темной энергии, которую человек оставил в бане. Я не видел, но иногда я чувствую, что в пространстве находится еще кто-то кроме меня. Я с большим уважением к этому отношусь. Заходя в парную, всегда приветствую Банника и благодарю после парения. Баня всегда считалась местом очищения и их никогда не строили в домах, всегда поодаль от основного жилья. Место переваривания темной энергии, сброшенной людьми.
– Расскажите о себе – чем привлекло искусство парения, в какой сфере были занят раньше?
– Я 11 лет служил на Камчатке в морских частях пограничных войск, по технической специальности. Коммуникацию «человек-человек» я даже и представить для себя не мог – всегда с железом возился. Но когда я дослуживал последний контракт, то отучился на персонального тренера по оздоровительной физкультуре, функциональному тренингу. Начал практиковать с друзьями, и тут пошел интерес работать с людьми. Потом я стал гидом по Камчатке. Баня родилась во мне не просто так. Раньше я баню не любил, потому что там жарко. Но однажды попал на парение к профессиональной банщице, и понял, что такое настоящая баня! Я получил огромное удовольствие. Я плакал и смеялся одновременно – всеобъемлющее счастье, какого я не испытывал никогда. Спустя некоторое время, осознав, что со мной произошло, я понял, что хочу дарить такое счастье другим людям. Мы это в шутку называем эффектом почкования – когда один банщик создает другого банщика. Я начал интересоваться процессом парения, эта девушка дала мне азы искусства. После я начал ездить по России, учился у нескольких мастеров. Потом эти знания я собрал для себя воедино, отмел то, что мне не нравилось, что-то развил. Но мой главный учитель – это человек. На каждого надо настраиваться, и это огромный опыт. Не знаю, кто больше удовольствия получает: банщик или человек под вениками. Я получаю удовольствие от процесса парения, от положительных эмоций человека. Ремесло дарить любовь и заботу.
– В соревнованиях принимали участие?
– После первого года моей работы с людьми в качестве банщика я озадачился вопросом о соревнованиях. Это сложная история, серьезная подготовка с личным тренером, строгие критерии оценки. Оценивается техника, работа с паром, пар проверяют на соответствие заявленным параметрам, внешний вид банщика, подготовка парной, веников – до сантиметра просматривается. В презентации надо рассказать о себе, о медицинских показаниях того, кто будет под вениками. На парение дается 20 минут. После судьи обоим задают вопросы. На отборочных соревнованиях на первенство России я занял второе место. Санкт-Петербург и Москва – очень серьезные конкуренты. У меня получилось. Но идти дальше я передумал. Я понял, что не нужны никакие соревнования, там оценивается лишь техническая часть. Никакой души. Человек – единственный судья для меня. Он скажет, хорошо или плохо. Он дает обратную связь это самое дорогое и ценное для меня.
беседовала Юлия БородинаПродолжаем разговор с камчатскими банщиками, которые переворачивают сознание, ломают стереотипы и дают прочувствовать удовольствие от традиционной русской бани. Почему не стоит использовать дровяные печи с открытой каменкой в бане, о банной моде и то том, как часто можно ходить в баню, рассказывает один из основателей бренда «Душевные ребята. Камчатская баня» Александр Лебедев. Мысли его партнера по пару Андрея Малеева – в первой части: «Душевная баня по-камчатски».
– Принято считать, что баня должна быть с печью на дровах, а электрическая печь – что-то ближе к сауне. Вы утверждаете, что это не так. Объясните.
– Мы ломаем стереотип, что электрическая печь в бане – это неправильно. Принято считать, что электрическая печь – это не русская баня. Электрическая печь, дровяная или газовая – не важно, чем топить, важно нагреть камни до высокой температуры, чтобы получить правильный качественный пар. Электрическая печь для Камчатки – это спасение. Например, наша каменная береза очень влагонасыщенная, и чтобы ее просушить нужен примерно год. Электрическая печь дает хороший пар.
Наша печь сконструирована по системе термоса – камни внутри очень высокой температуры – 600 градусов, а снаружи печь сильно не нагревается. Поливая горячую воду на камни, мы получаем легкий мелкодисперсный пар, в котором очень легко дышится. Если говорим про дровяные печки, к которым многие привыкли – камни находятся снаружи железной печи и очень сильно нагревают пространство, как сауна. От такой печи получается очень горячий жгучий тяжелый пар, обжигающий кожу. Как определить, что в бане температура и влажность для тебя комфортна? Приложить язык к небу, глубоко вдохнуть – если кончик языка не обжигает, то температура комфортная. Если боковинки языка сухие – надо увлажнить парную. Наш организм это и есть наш термометр.
У нас русская традиционная баня. Важен только пар, не важно какая печь. Например, приходишь под вывеску «Русская баня», а там температура 120 градусов, где невозможно находиться. Зато на дровах. А традиционная баня – это процесс парения, не само пространство, а то, что там происходит, определенная атмосфера. Вот это русская традиционная баня.
– Вы устраиваете парение и за пределами своей бани, выезжая на природу. Как это происходит?
– Да, помимо нашей основной бани, у нас есть мобильная, мы ее называем «дикая». Размер 10 на 4 метра. Ставим две печки и столы для парения. Часто выезжаем на любимое всеми место отдыха – Халактырский пляж, ставим прямо на берегу, чтобы после парной можно было окунуться в Тихий океан, где температура воды даже летом редко доходит до 15 градусов. И в другие места выезжаем – летали на Шумшу, например. Под заказ гостей. Выезжали также в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Нас приглашают наши гости, которые были у нас под вениками на Камчатке. Каждый раз, приезжая в другие города, мы везем с собой камчатскую атмосферу, душевность, ну и никак без камчатских бубнов.
– Можно ли париться в бане при простуде и существуют ли какие-то противопоказания для парения?
– Если появились первые симптомы, но температуры нет, то можно. Тут два варианта развития событий: либо человек быстрее заболеет, но быстрее и выздоровеет, либо болезнь остановится. Очень хорошо париться при выходе из болезни, когда остаточные симптомы, происходит детокс и более оперативное восстановление. В целом к бане крайне мало противопоказаний. Точно нельзя при серьезных онко- и сердечно-сосудистых заболеваниях.
– Сколько можно находиться в парной и как часто нужно ходить в баню?
– Среднее время нахождения в бане – 60 минут. Можно делать три захода по 20 минут или два по 30. Мы обычно не разделяем на короткие заходы, парим минут 40. Постоянно подаем много кислорода, чтобы было легко дышать. Самое дорогое в бане это кислород, когда он есть можно долго париться. Некоторые могут больше двух часов отдыхать под вениками. Раз в неделю нужно ходить в баню для здоровья, раз в месяц – для головы. Регулярная очистка, детокс плюс контрастные процедуры – окунуться в холодную воду, прыгнуть в сугроб, вылить ведро воды. Закаливание помогает зарядить свою батарею и стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, она становится более эластичной, и тело лучше противостоит заболеваниям.
– Расскажите про воздействие веников.
– Подробно останавливаться не буду – информация общедоступная. Массаж банным веником стимулирует приток крови к коже, глубоким тканям и внутренним органам. Сосуды очищаются, отеки уходят, мышцы быстро восстанавливаются после физических нагрузок. Эфирные масла, которые содержатся в листьях, омолаживаю кожу. Например, можжевеловый веник оказывает лечебное воздействие на человека, имеющего проблемы с суставами, антибактериальный эффект имеет и просто источает приятный запах, создавая иллюзию нахождения в лесу после дождя. Веник из можжевельника мы распариваем за сутки до парения, тогда иголки смягчаются, становятся приятными для тела, идет мягкое воздействие на нервные окончания. С помощью такого веника я могу определить, насколько человек расслаблен в бане – по реакции тела на прикосновение этих мягких иголок. Также индикатором выступает орошение брызгами прохладной воды. Если человек принимает эти воздействия с благодарностью, значит он расслаблен, растворен в эмоции, чувствует свое тело, а не мозг, который диктует свои правила. Это мое личное многолетнее наблюдение.
– Что можно и чего нельзя делать перед походом в баню и после?
– Не рекомендуется перед баней плотно наедаться, но и натощак тоже не стоит. Алкоголь крайне нежелателен, но если гость хочет выпить немного пива – мы не препятствуем. Наши постоянные гости, которые раньше не представляли себе баню без пива, сами приходят к тому, что алкоголь тут не нужен. После бани тоже не рекомендуем напиваться и есть тяжелую пищу. Ведь и тело, и голова очищены, и нужно дать организму время на восстановление. Стоит отметить, что даже когда человек отдыхает под вениками, для тела это очень энергозатратный процесс.
– У вас очень интересная одежда, в которой вы находитесь в парилке. Она для защиты от жара?
– Конечно, для защиты тела от воздействия температуры и влажности, но и эстетика важна. Есть тренды банной одежды, есть дизайнеры, специализирующиеся на этом. В некоторых моделях можно и по городу ходить. Применяются экологичные материалы: конопля, лен, крапива, но они намокают в процессе и вид теряется. Мы для себя выбрали униформу – халаты, дизайн которых разработали сами – они защищают банщика от пара и жара, отбивая осевший пар и не давая телу быстро нагреваться, под халатом у нас спортивное термобелье. А раньше парили в футболках и шортах.
– Расскажи о своем приходе в эту профессию и что для тебя значит баня?
– С детства ходил в баню с родителями, традиция. Во взрослом возрасте я больше любил термальные бассейны и холодные воды океана. Переехав в Санкт-Петербург в 2009 году, спустя какое-то время почувствовал, как на меня давит вибрация города. Долго не мог понять, как с этим справляться, пока не решил регулярно ходить в баню. Четыре годя я парился самостоятельно, смотрел, как это делают другие: первый заход на пар, прогрев, легкое постукивание вениками, потом жесткое прогревание, помывка и контрастные процедуры. Я не форсировал события, просто отдыхал там душой и головой – и это было становление моего мироощущения как банщика, понимание культа бани. Я осознал, что через веники можно донести человеку энергию, сделать приятно. Как художнику или актеру нужна слава, то и банщику тоже – тебя поблагодарили, тобой восхитились – тебе приятно. Вернувшись на Камчатку, начал ходить в баню с друзьями. И со временем я стал банщиком.
Что дала баня лично мне? Спокойствие и полное удовлетворение внутренним состоянием. Всем советую ходить в баню регулярно. Можно ходить с друзьями, общаться и весело проводить время – к здоровью физическому это не имеет отношения, но для снятия стресса, эмоционального здоровья – очень хорошо. Регулярно ходить в баню, пить чай и воду, выводя токсины – это про физическое здоровье плюс эмоциональный фон тоже повышается от осознания того, что ты делаешь пользу себе.
Индивидуальное посещение банщика – уже комбо: и тело оздоравливается, и голова просветляется, и настроение улучшается. Главные задачи банщика – остановить время и голову. Когда лежишь под веником, не думаешь, никуда не торопишься, время пролетает незаметно. Остановить голову – значит убрать негатив, накопленный вместе с бессоницей, паническими атаками и прочими современными неприятностями. Раз в месяц рекомендую ходить к банщику на индивидуальное парение. Мы не предлагаем программы, мы предлагаем результат. Мы парим до сути. В чем суть? Каждый понимает это по-своему, и после парения может дать однозначный ответ.
Коренные народы Севера и Дальнего Востока испокон веков считали, что все в этом мире едино и неразрывно связано между собой. При этом человек – не царь природы, а ее крупинка. А вот кого почитали больше всего – так это духов. С этим пониманием мира связаны многие традиции и обряды, которые обычному человеку кажутся странными, а порой жуткими.
Кровавая свадьба
Один из самых важных обрядов у любой народности – свадьба. Необычной среди народов Севера она стал у чукчей. Прежде чем взять девушку в жены, молодой человек должен был отработать в доме у отца невесты – год-полтора помогать по хозяйству или пасти оленей. Если работу оценивали по достоинству, начинали готовиться к свадьбе.
Незадолго до рассвета происходил обряд «уавынрагтатгыргын» (увоз жены в дом мужа). Первым приезжал друг жениха, чтобы провести разведку – узнать, есть ли в стойбище невеста. После этого жених ехал в упряжке к дому невесты, а затем показывал свои артистические данные – пел и танцевал. После того, как он заканчивал демонстрировать свои таланты, мать невесты снаряжала ее в новую ярангу: давала куклу как символ продолжения рода и приданое. У другой яранги невесту ждала свекровь, чтобы сразу дать ей задание – девушка должна была показать, насколько хорошо умеет поддержать огонь.
Поскольку все в мире связано, не обходилось без духов и культовых животных. Лицо невесты после прохождения всех испытаний мазали кровью оленя, чтобы показать ее принадлежность к новому роду. Кровавые обряды на этом не заканчивались: новоиспеченная жена должна была измазать оленьей кровью нарты, а костный мозг рогатого положить возле яранги — на счастье. Часть оставшейся крови девушка перемешивала с золой, растирала между ладонями, а затем зажигала новый семейный очаг.
В знак обручения руки молодоженам связывали кожаным шнуром, затем завязывали им глаза и водили вокруг яранги. Это символизировало, что они смогут найти дорогу к своему жилищу даже в темноте.
Осада невесты
У ительменов, которые живут на Камчатке и в Магаданской области, другие свадебные традиции. Молодой человек, которому нравилась девушка, как и у чукчей, помогал ее отцу невесты, но при этом старался услужить и самой избраннице. Все это нужно было, чтобы ему через какое-то время разрешили «хватать» невесту. Девушки знали об этих традициях, поэтому в знак симпатии одевались понаряднее – чем пушистие, тем лучше: на голову клали травяные парики и волосяные накладки, а рукава, воротники и подол одежды оторачивались собачьим мехом. На кафтан могли нашить кисти из тюленьей шкуры.
Когда приходило время, отец девушки произносил: «гватей» (хватай), давая свое согласие на свадьбу. После этой команды парню нужно было поймать невесту, разрезать каменным ножом ее шнурки и ремешки на панталонах и дотронуться до интимных мест. Если девушка была против, то активно отбивалась, а на помощь ей приходили родственники. Если же «осада» заканчивалась успехом, жених в знак победы снимал с шеи свое ожерелье и клал его в панталоны невесты.
Роды на коленях
Рождение детей у малых народов не обходилось без правил и обрядов. Больше других в этом вновь отличились чукчи. У них нельзя помогать женщине при родах, иначе ждать всем гнева духов. Эта народность верила, что рождаемость регулирует верховное божество, которое ведает душами умерших и посылает их на землю для перерождения.
Рожали женщины в одиночестве, стоя на локтях и коленях, а чтобы не привлекать внимание злых духов, старались не кричать. Если женщина соглашалась на помощь, то всю жизнь терпела насмешки, а ее муж получал прозвище «повитушный». Терпеть всеобщее презрение роженицы не хотели, поэтому все делали самостоятельно, даже пуповину перерезали сами – ножом или обломком каменного скребка для выделки шкур.
Младенца обтирали кусочком оленьей шкуры, надевали на левое запястье и левую щиколотку браслеты из заячьей и оленьей шерсти. Если у матери не хватало молока, ребенка нередко отдавали на кормление собаке, поскольку верили в целебные свойства ее молока.
Гробы на деревьях
Обряды погребения у северных народов тоже были своеобразными. Якуты, ненцы, буряты практиковали так называемое воздушное погребение – подвешивали гроб с покойником на дереве, а не закапывали в землю. Он висел там, пока не истлевал. Одни народности хоронили так всех, другие – только особо уважаемых людей.
Эвены одевали покойника в самое лучшее платье, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Кровью оленей обливали гроб и деревья, ставили под ними чум умершего и его вещи. Нанайцы к пяткам клали камень, чтобы покойный не выталкивал души живых родственников. Также мертвому шили погребальный нагрудник с узором в виде кишок, чтобы душа могла дышать и питаться. Пищу и воду клали у изголовья. А в Якутии, где существовал культ коня, на дереве возле захоронения подвешивали голову и копыта коня.
Нанайцы на похороны раскладывали на улице одежду и вещи умершего, часть сжигали во время поминок, часть раздавали родным на память. Некоторые предметы одежды и быта клали в гроб. Выносили покойника через выломанный проем или через окно, а не в дверь, чтобы умерший не нашел путь домой. Могилу на родовом кладбище в форме прямоугольника копали чужие люди, а вот крышку гроба забивали родственники умершего. При чем делали это нечетным количеством гвоздей, ударяя по ним нечетное количество раз.
У коряков главным действием было разрезание живота покойнику. При этом важно было сохранить внутренности, чтобы можно было понять причину смерти. Тело сжигали, в костер складывали все вещи покойного, в основном оружие, домашний инвентарь и подарки для умерших родственников. Наблюдая за сожжением, люди ели мясо оленей, забитых покойнику, особо не горевали – вели себя вольно, соревновались в борьбе и беге. Перед уходом все обходили место сожжения против солнца, и шли, запутывая свои следы.
Грязная традиция
В холодных и суровых условиях жизни народы севера не практиковали мытья тела. Поскольку в тундре девять месяцев в году лежит снег, а вода и летом ледяная, заниматься гигиеной у людей желания не было. Чтобы привести себя в порядок, жители стойбища собирались вокруг очага в яранге или чуме, набрасывали на себя всю имеющуюся одежду и прели. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и стирали друг другу кожу костяными скребками. После этого все обильно обмазывались жиром нерпы. Он создавал защитную пленку – предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения и немного от болезнетворных бактерий.
В советские годы аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях, однако на пользу эти процедуры не пошли – малые народы стали чаще болеть и умирать. Их организм стал более восприимчив к бактериям и вирусам, возникали сердечные приступы из-за того, что организм не привык к горячей воде.
Гостю – самое дорогое
Многие эвенкийские семьи значительную часть года кочевали по тайге в отрыве от других людей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Им вручали подарки, усаживали на почетное место в чуме, готовили самые вкусные блюда, а в теплое время года устраивали танцы.
После этого кто-то из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ, который плавно перетекал в пение. Героями повествования становились люди, звери, духи. Рассказы растягивались на всю ночь, а гости оставались в чуме на несколько дней.
Высшим проявления уважения к гостю становилось предложение провести ночь с женой главы чума. Если же женщина после этого рожала ребенка, все считали это большой удачей.
Танцы с медведем
Коряки, которые живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области, в основу своих обычаев и праздников положили древний миф об умирающем и воскресающем звере. Например, когда охотник возвращался домой с добычей, все обитатели стойбища выходили на торжественную встречу «гостя» — убитого животного. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец, которым просила зверя не сердиться и быть добрым к людям. Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.
Важно было не только хорошо встретить зверя, но и с почетом «проводить». Для этого обитатели стойбища воспроизводили сцену охоты: один, накинув на плечи медвежью шкуру, изображал зверя, сначала сражался с охотниками, а затем прекращал борьбу, забирал приготовленный для него мешок с подарками и отдавал людям свою шкуру. Коряки верили, что от этих обрядов зависело возвращение к жизни убитых на охоте животных.
Большинству туристов известна южная часть Сахалина – здесь можно понаблюдать за сивучами, посетить старый маяк, погулять по Южно-Сахалинску, скатиться на лыжах на Горном воздухе. Природные достопримечательности севера Сахалина открываются тем, кто отваживается сойти с натоптанной тропы. Один из примеров – Дагинские термальные источники, постоянные гости которых – местные жители.
Дагинские горячие источники начали использовать еще кочевые орочи-оленеводы, в советское время здесь открыли водолечебницу. Сейчас это особо охраняемая природная территория, которая расположилась на 58 гектарах. В общей сложности здесь 62 источника, 9 из которых доступны для посещения. Самые популярные: «Партизан», «Пионер», «Молодость», «Патриот». Температура воды в них разнится от времени суток и времени года – в северных купелях достигает 43-44 градусов, в самом горячем источнике из южной группы, по словам местных жителей, вода нагревается до 60 градусов.
Фото: пресс-служба министерства туризма Сахалинской области
Дагинские источники искренне любимы сахалинцами, и положительные отзывы о благоустройстве с удовольствием жители пишут в интернете. "Очень хорошо и современными материалами оборудовано!.. Молодца администрация района. Не пожалело финансирования! Только бы посетители ценили и не разрушали сделанное", – пишет на сервисе Tripadvisor Ирина из Холмска. Ее поддерживает пользователь Иван Кирюхин достаточно подробным постом под заголовком "Похорошело". "Сегодня: есть три-четыре безопасных "домика", в которых бесплатно можно получить 10-15 минут кайфа", – заключает пользователь likemyfamily.
По информации Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук, специалисты которого проводили мониторинг состояния источников, «температура воды выше 45 °С для большинства людей может быть некомфортной, находится в таких горячих водах можно не более нескольких минут с обязательной рекомендацией и контролем врачей. Температура воды выше 50 °С критична для здоровья и жизни человека».
Добраться до источников просто. Лечебные воды расположены в 28 км от райцентра Ноглики на территории села Горячие Ключи. Из Ноглик можно заказать такси - ехать всего около 20 минут. А можно подождать автобус до Охи или села Вал, но выйти нужно на поселке Горячие ключи. Потеряться в нем не получится: дорога всего одна, да и прохожие всегда подскажут нужное направление. Идти от трассы тоже недалеко – около 15 минут.
Фото: EastRussia
На входе гостей встречает информационный стенд с рекомендациями: как правильно принимать ванны и чем они полезны. Водные процедуры нужно чередовать с отдыхом, полезно принимать травяной чай. Секрет целительной силы не только в правильном распорядке дня. Местные и сами, безо всяких стендов знают: вода лечит чуть ли не все. За это ее и ценят.
– Я сам знаю историю, – рассказывает житель Ногликов Владимир. – Я как-то таксовал, и приехал к нам один мужчина с Южно-Сахалинска. И вот он заказывал такси ровно два раза в день. А приехал после операции, врачи говорили ему, что ходить не будет – что-то с коленями. И вот он первый год недели две так поездил, с палочкой. А на следующий приехал – и все, никаких палочек и болей!
Ученые определили, что термальная вода связана с нефтяными месторождениями. И летом здесь можно искупаться еще и в минеральных грязях. Минерализация воды высокая, она богата йодом, бромом и метакремниевой кислотой.
Считается, что местные термальные воды полезны при болезнях костей и суставов. Использовать водные процедуры можно при артрозах, артритах, неврите, радикулите, остеохондрозе. Помогает минеральный коктейль и при кожных заболеваниях. А некоторые точно уверены - регулярное купание здесь может помочь и при бесплодии.
Фото: Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН
Раньше источники сами разливались, образуя небольшие водоемы. Как раз вокруг них были грязи, которые сохранились и сейчас, но не возле всех купелей. Часть источников облагородили: над каждой ванной установили небольшой павильон, где можно переодеться или перекусить, если термос с рекомендованным травным чаем уже с собой. А вот купаться лучше на голодный желудок, и ни в коем случае нельзя принимать ванны после употребления спиртного, – об этом также новичков предупреждает информационный стенд.
Совсем недалеко, с прицелом на будущих туристов, здесь строят небольшую одноэтажную гостиницу. Рядом есть магазинчик, чтобы упростить процедуру термального оздоровления и меньше выбираться в город. Хотя и ночлег в Ногликах серьезных хлопот не доставит.
Фестиваль мидий длится неделю, взрываясь фейерверком вкусов «МидияСаммита» - события, получившего статус главного гастрономического праздника весны в Приморье. Это, несомненно, повод совершить туристический вояж во Владивосток в мае. Многие ждут фестиваль целый год, потому что цена на обычно недемократичные блюда морской кухни в эти дни – весьма гуманная.
Коллективная акция ресторанов проводится пятый год подряд. Суть её в том, что в течение десяти дней рестораны предлагают гостям авторские блюда, основным ингредиентов которых выступают дальневосточные мидии. Самое важное условие – блюда подаются во всех точках по единой цене. МиниМидии 300 г — 390 рублей, МидиМидии 500 г — 590 рублей, МаксиМидии 1 кг — 1090 рублей. Так организаторы стремятся популяризировать дальневосточную кухню. Моллюски с соусом Том Ям или карри – это уже привычное для гурманов сочетание. В этом году шеф-повара для своих экспериментов выбрали мяту, орехи, вишню «барбекю» и даже сгущёнку. Венцом фестивального меню стал фруктовый десерт, в точности повторяющий знаменитую ракушку.
Как рассказал шеф-повар гастробара «Южане» Владимир Ярмоленко, только за два дня ресторан продал чистого продукта (моллюска) около 200 килограммов! К слову, и выбор в этом году в этом месте достойный: маэстро представил на суд целых четыре фестивальные позиции: мидии в соусе Том Ям, мидии «Старый свет» с луком и сельдереем, мидии в ореховом соусе Гамадари и картофельная бриошь с парфе из мидий.
шеф-повар Владимир Ярмоленко
Фото: Pacific Russia Food
Своим конкурентным блюдом Владимир считает паштет на основе мяса моллюска. «Безусловно, небольшой шлейф близости с Азией чувствуется, особенно японское и тайское влияние, но в этом году я для баланса добавил в перечень блюд европейский след. Паштеты – моя особая любовь, а если говорить о продукте, то традиционный вкус мидий – с зелёным маслом (укроп, петрушка, чеснок) и сухим вином – лично мне всё-таки кажутся непревзойденной классикой», - делится Владимир.
Мидии в соусе Гамадари
Фото: Pacific Russia Food
Вдохновение при разработке рецептов Владимир черпал в Японском море – во всех смыслах:
- Я коренной житель Владивостока, всю жизнь у моря, сам ныряю за ракушками, например, завтра собирался поехать понырять для своего удовольствия. Вся моя жизнь с детства так или иначе связана с морепродуктами, - рассказывает маэстро гастрономии.
Повара Владивостока вслед за морскими биологами подтверждают: вкус дальневосточных мидий действительно отличается от мидий других регионов. Здесь у нее другие, более дикие, условия, море – открытое, вода –чистая и прохладная, что в конечном итоге влияет на вкус и аромат продукта.
Картофельная бриошь с парфе из мидий
Фото: Pacific Russia Food
– У нас она вкусная и жирненькая, – делится секретами Владимир. – С ней нужно очень аккуратно обращаться: тихоокеанская голубая мидия не любит перегрева. А вот мидия Грея помясистее и пожёстче, её можно нагревать, и она как раз-таки лучше подходит для паштетов или паэльи».
Всего в фестивале участвует 29 ресторанов, каждый из них представляет авторские разработки в исполнении местных гуру морепродуктов. В ресторане Cascade наблюдается смелое смешение кулинарных традиций. Мидии «мариньер» в соусе из белого вина с чесноком, лимоном и петрушкой, дуэтом идут с запеченной на гриле брускеттой – в общем-то, классическая история. А дальше уже чистый авангард. Мидии по-тайски с красным карри предлагается запивать кокосовым бульоном с чесноком, зеленым луком и кориандром. Более питательные варианты: спагетти с мидиями в соусе маринара и ризотто с мидиями – с белым вином шафраном и пармезаном. В этом месте используют мидии Грея – это сразу можно заметить по большему размеру ракушки и более плотному мясу.
Мидии в соусе том-ям
Фото: Pacific Russia Food
Так или иначе, разная степень «азиатчины» присутствует в фестивальных меню практически всех ресторанов. Мидии в соусе том-ям в этом году в меню всех ресторанов, где-то вариант поострее, где-то попроще, но в целом тайский вкус легко читается. И лишь немногие отваживаются на уж совсем неожиданные миксы вкусовых сочетаний. Например, в Syndicate – Port Cafe мидии подают в мятно-сливочном сладком соусе со сгущенкой, традиционный маринара делают на основе томатов и пармезана, абсолютный хит - мидии под сливочно-икорным соусом (с икрой минтая).
В семейном кафе Hunter тарелку ракушек подают с сырным, лимонным, вишневым барбекю и карри соусом. К порции предлагаются гренки – здесь они из зернового хлеба, с укропом и чесноком.
Истинно дальневосточный фьюжн представлен гурман найдет в винном баре Cantina. Здесь шеф-повар использовал в остром мексиканском супе с говядиной и мидиями маринованную черемшу (дикая таёжная травка с чесночным вкусом).
Чили кон карне с мидиями и питой
Фото: Pacific Russia Food
В чиабатте с мидиями соусом руйе и черри кимчи явно слышны корейские традиции - на Дальнем Востоке много ассимилированных корейцев и их продукты на столе местных жителей так же естественны, как и хлеб.
Чиабатта с мидиями и черри кимчи
Фото: Pacific Russia Food
Ну, а завершает эту троицу тарелка томленных мидий с барбарисом, тархуном и всё с той же черемшой в соусе Том Ям.
Есть и мидийная «вишенка на торте» - десерт из эклерной «Вспышка»! Он ожидаемо, но все равно неожиданно создан в форме той же самой мидии! Как и положено настоящим шедеврам, лакомство полностью создаётся вручную шеф-кондитером Александром Донсковым.
Фото: Pacific Russia Food
Десерт выглядит как морской, обточенный водой, круглый камешек, ещё мокрый. Створка раковины выполнена из белого шоколада, «язычок» - из ганаша на белом шоколаде и креф-фреша из маракуйи и груши, «икра» - из ананасового конфи, а водоросли, которыми обрастает настоящая мидия, имитированы съедобным молекулярным мохом. Технология создания самой раковины из шоколада довольно трудоёмкая. Шеф разработал её специально для этого десерта, процесс представляет собой постепенное наслаивание белого шоколада на вафельную бумагу из рисовой муки благодаря чему каждая раковина обладает уникальной, неповторимой формой. Съедать такую красоту ну очень жалко!
Тот, кто дочитал до этих слов и еще не купил билет во Владивосток получает звание «Непоколебимый стоик». Но и таким читателям стоит, пожалуй, знать, что самая яркая часть фестиваля – тот самый «МидияСаммит» – в этом году пройдет 21 и 22 мая на летней террасе фудхолла Foodliner. Здесь соберутся все участники акции - они устроят кулинарные мастер-классы, откроют лабораторию гастрономических стартапов, проведут лекции о винах и их сочетаемости с продуктами, тут же будут выступать музыкальные группы… а ещё будут мидии. Много мидий. Горы мидий. Море мидий.
В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.
Среди дальневосточных регионов лидерство по объему туристического потока сохраняет Приморский край, хотя в начале текущего года в регионе фиксировалось снижение показателей посещения. В крае рассчитывают на прирост турпотока в летний сезон. В январе-марте 2025 г. в Приморье было совершено 298,6 тыс. туристических поездок, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. и на 12,4% меньше, чем в январе-марте 2023 г. В целом в текущем году регион планирует принять более 4 млн туристов, что будет соответствовать уровню допандемийного 2019 г.
В то же время в Приморском крае региональное правительство отчиталось о росте количества посещений санаториев региона в начале текущего года. В январе-апреле количество посетителей приморских санаториев составило 11,5 тыс. человек, что стало наиболее высоким показателем в ДФО. Тем не менее в годовом сопоставлении количество отдыхающих в оздоровительных учреждениях Приморья все же снизилось на 10%.
В целом за первые четыре месяца текущего года санатории Дальневосточного ФО приняли 45,8 тыс. гостей, что на 13,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Второе место после Приморского края по количеству отдыхающих в санаториях в ДФО с большим отставанием занял Забайкальский край (6,1 тыс. человек, резкое снижение на 32,6%). Санатории Бурятии и Сахалинской области приняли в январе-апреле по 5 тыс. человек (в Бурятии показатель снизился на 43%, а вот на Сахалине зафиксирован рост на 4,4%).
В регионах на этом сложном фоне продолжается разработка новых туристических программ и маршрутов. В частности, в Магаданской области летом был запущен обзорный маршрут на вертолетах Ми-38. Он включает пролет над Магаданом, полуостровом Старицкого, бухтами Нагаева, Светлая, Батарейная, Весёлая, Гертнера. В Камчатском крае с началом туристического сезона увеличилось количество предложений, предполагающих организацию рыбалки во время лососевой путины. В стоимость туров включены проживание в коттеджах, питание, а также лицензия на рыбалку с правом забрать рыбу.
В Чукотском АО на ноябрь 2025 г. намечен запуск нового туристического комплекса «Какомэй» на территории Анадырского лимана (в 20 км от Анадыря, у подножия горы Дионисия), включающего ресторан и спа-комплекс (компания ООО «Север 87»[1]).
Объем инвестиций в проект оценивается в 35,8 млн рублей. На территории комплекса планируется организация мастер-классов традиционных ремесел народов Крайнего Севера и проведение национальных праздников.
В Приморском крае к 2029 г. планируется создать новую особо охраняемую природную территорию регионального значения (ООПТ), которая объединит северо-восток полуострова Муравьёва-Амурского и остров Русский. В состав ООПТ также должны войти Владивостокская крепость и Ботанический сад ДВО РАН. Работы по созданию парка планируется начать в 2027 г., на территории предусмотрен ряд мероприятий по созданию туристической инфраструктуры, включая обустройство культурно-познавательной зоны, входных групп, создание смотровых площадок, мест отдыха, строительство павильонов для выставок, благоустройство природных зон, пешеходных троп и мест временных остановок. Кроме того, в парке предполагается предусмотреть территорию для спорта с беговыми дорожками, велосипедными маршрутами и площадками для активного отдыха, построить визит-центры, сервисы для туристов и пункты оказания первой медицинской помощи. Планируется также отреставрировать включенные в территорию парка участки Владивостокской крепости.
Кроме того, на территории острова Русский запланировано создание новой 6-километровой велосипедной дорожки, который продолжит проложенную в 2024 г. туристическую велотропу. Новая велосипедная трасса продлится от поворота на мыс Ахлёстышева до конечной точки – Университетского проспекта. Работы предполагается завершить к 1 ноября 2025 г. На протяжении всего маршрута запланирована установка малых архитектурных форм и павильонов для отдыха, а также памятного знака «Нулевой километр велодорог России».
На зиму 2025-26 гг. запланировано открытие горнолыжного курорта «Арсеньев» рядом с одноименным приморским городом. Стоимость проекта ранее оценивалась в 9,6 млрд рублей. На курорте смонтирована одна канатная дорога протяженностью 1 тыс. 570 м, монтаж второй (1 тыс. 522 м) продолжается. Инвестором выступает ООО «Приморье Спортотельинвест»[2].
Между тем в Хабаровском крае в июне статус особо охраняемой природной территории получил природный комплекс «Скальные обнажения на реке Нилан» на 0,6 га (район им. Полины Осипенко). На территории произрастают редкие виды растений и обитают более 200 видов животных, 16 из которых включены в Красные книги РФ и Хабаровского края.
В целях реализации проекта «Тропы Дальнего Востока» в рамках единой президентской субсидии в текущем году предусмотрено выделение 1,7 млрд рублей на создание 18 туристических троп общей протяженностью 124 км. Проекты предполагают строительство визит-центров, обустройство зон отдыха, смотровых площадок, пунктов проката. В том числе четыре тропы предполагается создать в Камчатском крае, три – в Забайкальском крае, по две – в Бурятии, Приморском крае, Хабаровском крае, по одной – в Амурской и Магаданской областях, Чукотском АО.
Кроме того, на Дальнем Востоке предполагается создание единого оператора морских круизных судов и маршрутов – АО «Русская круизная компания». Соответствующее соглашение было подписано руководителем Росморречфлота А.Тарасенко (бывший врио губернатора Приморского края и бывший глава правительства Якутии), гендиректором ФГУП «Росморпорт» С.Пылиным и председателем совета директоров московского АО «КС - Стратегический альянс» К.Шубским в конце июня.
Предполагается, что учредителями компании-оператора станут ФГУП «Росморпорт» и «КС – Стратегический альянс», а Росморречфлот выступит координатором проекта. Компания-оператор должна заняться организацией морских круизов, приобретением круизных речных судов и управлением ими, формированием полного пакета туристических услуг. Согласно планам, новые дальневосточные круизные маршруты должны охватить Сахалин, Курильские острова, Камчатку.
Что касается строительства новых средств размещения в регионах, то губернатор Хабаровского края Д.Демешин в апреле подписал конкурсную заявку в Минэкономразвития РФ, подразумевающую реализацию 33 проектов по созданию глэмпингов в крае с общим объемом финансирования почти 3 млрд рублей. Он также поручил краевому правительству организовать в регионе производство модулей для создания 1,8 тыс. глэмпингов. Туристические глэмпинг-парки, в частности, планируется разместить на приграничном острове Большой Уссурийский. Утвержденные правительством РФ в апреле правила предоставления субсидий на создание модульных гостиниц предполагают финансирование из федерального бюджета в 2025-27 гг. в размере 15 млрд рублей (на все регионы).
В июне департамент развития туризма Минэкономразвития РФ одобрил предоставление Иркутской области субсидии из федерального бюджета на создание модульных некапитальных средств размещения в 2025-27 гг. Общий объем субсидии составляет 537,7 млн рублей, в том числе в 2025 г. регион получит 105,4 млн рублей, в 2026 г. - 325,7 млн рублей, в 2027 г. - 106,6 млн рублей. Субсидия представляется по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов и предназначена для их софинансирования в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». В Иркутской области центром были поддержаны 12 инвестиционных проектов по строительству модульных отелей.
В свою очередь в Камчатском крае ООО «ГК Максутова»[3] рассчитывает к 2029 г. построить в Петропавловске-Камчатском гостиницу категории 4 звезды на 173 номера в рамках СПВ, инвестировав более 4,5 млрд рублей. На территории отеля также планируется разместить ресторан, конференц-зал и спа-центр.
Следует отметить, что Приморский край и Иркутская область были включены в число регионов, где с 1 сентября 2025 г. начнется реализация федерального эксперимента по легализации деятельности гостевых домов. Соответствующий законопроект в конце мая был принят парламентом и подписан президентом РФ В.Путиным. Владельцам гостевых домов предстоит зарегистрировать объект в реестре классифицированных средств размещения и получить идентификационный номер. Закон также вводит юридическое понятие гостевого дома (тип средства размещения, представляющий собой индивидуальный жилой дом или часть индивидуального жилого дома, комнаты в котором используются для предоставления услуг гостевого дома). Эксперимент продлится в регионах до 31 декабря 2027 г.
Действующее законодательство затрудняло деятельность гостевых домов, но не запрещало ее напрямую. Так, в 2019 г. вступил в силу закон, ограничивающий размещение хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов, а ранее, в 2018 г., были приняты поправки, запрещающие предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – А.Сидоровский, П.Ларцын.
[2] Москва, бенефициарами являются Н.Шленцов (бывший гендиректор ООО «Юниверсити Плаза» в Сочи), ООО «Дом.РФ Капитал».
[3] Петропавловск-Камчатский, принадлежит ООО «Стройинвест» (Москва), подконтрольному закрытому комбинированному ПИФ «Развитие и рост» (находится под управлением УК «Открытие»).
Продолжаем разговор с камчатскими банщиками, которые переворачивают сознание, ломают стереотипы и дают прочувствовать удовольствие от традиционной русской бани. Почему не стоит использовать дровяные печи с открытой каменкой в бане, о банной моде и то том, как часто можно ходить в баню, рассказывает один из основателей бренда «Душевные ребята. Камчатская баня» Александр Лебедев. Мысли его партнера по пару Андрея Малеева – в первой части: «Душевная баня по-камчатски».
– Принято считать, что баня должна быть с печью на дровах, а электрическая печь – что-то ближе к сауне. Вы утверждаете, что это не так. Объясните.
– Мы ломаем стереотип, что электрическая печь в бане – это неправильно. Принято считать, что электрическая печь – это не русская баня. Электрическая печь, дровяная или газовая – не важно, чем топить, важно нагреть камни до высокой температуры, чтобы получить правильный качественный пар. Электрическая печь для Камчатки – это спасение. Например, наша каменная береза очень влагонасыщенная, и чтобы ее просушить нужен примерно год. Электрическая печь дает хороший пар.
Наша печь сконструирована по системе термоса – камни внутри очень высокой температуры – 600 градусов, а снаружи печь сильно не нагревается. Поливая горячую воду на камни, мы получаем легкий мелкодисперсный пар, в котором очень легко дышится. Если говорим про дровяные печки, к которым многие привыкли – камни находятся снаружи железной печи и очень сильно нагревают пространство, как сауна. От такой печи получается очень горячий жгучий тяжелый пар, обжигающий кожу. Как определить, что в бане температура и влажность для тебя комфортна? Приложить язык к небу, глубоко вдохнуть – если кончик языка не обжигает, то температура комфортная. Если боковинки языка сухие – надо увлажнить парную. Наш организм это и есть наш термометр.
У нас русская традиционная баня. Важен только пар, не важно какая печь. Например, приходишь под вывеску «Русская баня», а там температура 120 градусов, где невозможно находиться. Зато на дровах. А традиционная баня – это процесс парения, не само пространство, а то, что там происходит, определенная атмосфера. Вот это русская традиционная баня.
– Вы устраиваете парение и за пределами своей бани, выезжая на природу. Как это происходит?
– Да, помимо нашей основной бани, у нас есть мобильная, мы ее называем «дикая». Размер 10 на 4 метра. Ставим две печки и столы для парения. Часто выезжаем на любимое всеми место отдыха – Халактырский пляж, ставим прямо на берегу, чтобы после парной можно было окунуться в Тихий океан, где температура воды даже летом редко доходит до 15 градусов. И в другие места выезжаем – летали на Шумшу, например. Под заказ гостей. Выезжали также в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Нас приглашают наши гости, которые были у нас под вениками на Камчатке. Каждый раз, приезжая в другие города, мы везем с собой камчатскую атмосферу, душевность, ну и никак без камчатских бубнов.
– Можно ли париться в бане при простуде и существуют ли какие-то противопоказания для парения?
– Если появились первые симптомы, но температуры нет, то можно. Тут два варианта развития событий: либо человек быстрее заболеет, но быстрее и выздоровеет, либо болезнь остановится. Очень хорошо париться при выходе из болезни, когда остаточные симптомы, происходит детокс и более оперативное восстановление. В целом к бане крайне мало противопоказаний. Точно нельзя при серьезных онко- и сердечно-сосудистых заболеваниях.
– Сколько можно находиться в парной и как часто нужно ходить в баню?
– Среднее время нахождения в бане – 60 минут. Можно делать три захода по 20 минут или два по 30. Мы обычно не разделяем на короткие заходы, парим минут 40. Постоянно подаем много кислорода, чтобы было легко дышать. Самое дорогое в бане это кислород, когда он есть можно долго париться. Некоторые могут больше двух часов отдыхать под вениками. Раз в неделю нужно ходить в баню для здоровья, раз в месяц – для головы. Регулярная очистка, детокс плюс контрастные процедуры – окунуться в холодную воду, прыгнуть в сугроб, вылить ведро воды. Закаливание помогает зарядить свою батарею и стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, она становится более эластичной, и тело лучше противостоит заболеваниям.
– Расскажите про воздействие веников.
– Подробно останавливаться не буду – информация общедоступная. Массаж банным веником стимулирует приток крови к коже, глубоким тканям и внутренним органам. Сосуды очищаются, отеки уходят, мышцы быстро восстанавливаются после физических нагрузок. Эфирные масла, которые содержатся в листьях, омолаживаю кожу. Например, можжевеловый веник оказывает лечебное воздействие на человека, имеющего проблемы с суставами, антибактериальный эффект имеет и просто источает приятный запах, создавая иллюзию нахождения в лесу после дождя. Веник из можжевельника мы распариваем за сутки до парения, тогда иголки смягчаются, становятся приятными для тела, идет мягкое воздействие на нервные окончания. С помощью такого веника я могу определить, насколько человек расслаблен в бане – по реакции тела на прикосновение этих мягких иголок. Также индикатором выступает орошение брызгами прохладной воды. Если человек принимает эти воздействия с благодарностью, значит он расслаблен, растворен в эмоции, чувствует свое тело, а не мозг, который диктует свои правила. Это мое личное многолетнее наблюдение.
– Что можно и чего нельзя делать перед походом в баню и после?
– Не рекомендуется перед баней плотно наедаться, но и натощак тоже не стоит. Алкоголь крайне нежелателен, но если гость хочет выпить немного пива – мы не препятствуем. Наши постоянные гости, которые раньше не представляли себе баню без пива, сами приходят к тому, что алкоголь тут не нужен. После бани тоже не рекомендуем напиваться и есть тяжелую пищу. Ведь и тело, и голова очищены, и нужно дать организму время на восстановление. Стоит отметить, что даже когда человек отдыхает под вениками, для тела это очень энергозатратный процесс.
– У вас очень интересная одежда, в которой вы находитесь в парилке. Она для защиты от жара?
– Конечно, для защиты тела от воздействия температуры и влажности, но и эстетика важна. Есть тренды банной одежды, есть дизайнеры, специализирующиеся на этом. В некоторых моделях можно и по городу ходить. Применяются экологичные материалы: конопля, лен, крапива, но они намокают в процессе и вид теряется. Мы для себя выбрали униформу – халаты, дизайн которых разработали сами – они защищают банщика от пара и жара, отбивая осевший пар и не давая телу быстро нагреваться, под халатом у нас спортивное термобелье. А раньше парили в футболках и шортах.
– Расскажи о своем приходе в эту профессию и что для тебя значит баня?
– С детства ходил в баню с родителями, традиция. Во взрослом возрасте я больше любил термальные бассейны и холодные воды океана. Переехав в Санкт-Петербург в 2009 году, спустя какое-то время почувствовал, как на меня давит вибрация города. Долго не мог понять, как с этим справляться, пока не решил регулярно ходить в баню. Четыре годя я парился самостоятельно, смотрел, как это делают другие: первый заход на пар, прогрев, легкое постукивание вениками, потом жесткое прогревание, помывка и контрастные процедуры. Я не форсировал события, просто отдыхал там душой и головой – и это было становление моего мироощущения как банщика, понимание культа бани. Я осознал, что через веники можно донести человеку энергию, сделать приятно. Как художнику или актеру нужна слава, то и банщику тоже – тебя поблагодарили, тобой восхитились – тебе приятно. Вернувшись на Камчатку, начал ходить в баню с друзьями. И со временем я стал банщиком.
Что дала баня лично мне? Спокойствие и полное удовлетворение внутренним состоянием. Всем советую ходить в баню регулярно. Можно ходить с друзьями, общаться и весело проводить время – к здоровью физическому это не имеет отношения, но для снятия стресса, эмоционального здоровья – очень хорошо. Регулярно ходить в баню, пить чай и воду, выводя токсины – это про физическое здоровье плюс эмоциональный фон тоже повышается от осознания того, что ты делаешь пользу себе.
Индивидуальное посещение банщика – уже комбо: и тело оздоравливается, и голова просветляется, и настроение улучшается. Главные задачи банщика – остановить время и голову. Когда лежишь под веником, не думаешь, никуда не торопишься, время пролетает незаметно. Остановить голову – значит убрать негатив, накопленный вместе с бессоницей, паническими атаками и прочими современными неприятностями. Раз в месяц рекомендую ходить к банщику на индивидуальное парение. Мы не предлагаем программы, мы предлагаем результат. Мы парим до сути. В чем суть? Каждый понимает это по-своему, и после парения может дать однозначный ответ.