Система высшего образования на Дальнем Востоке уже ощутила последствия коронавирусного удара
Одними из первых поменять ритм жизни из-за коронавирусных ограничений пришлось школьникам, студентам и преподавателям. Они ушли в онлайн, ждали решений о проведении экзаменов. Некоторым, кто учится платно, приходиться уходить из вузов — за обучение трудно платить в условиях кризиса. Как живет во время ограничений Северо-Восточный федеральный университет в Якутске, и какие меры нужно принять для спасения системы образования, рассказала доктор экономических наук, профессор-исследователь Инженерно-технического института СВФУ Туйара Гаврильева.
Когда все начиналось в середине марта, я думала, что через две недели мы сможем вернуться в аудитории, но увы. Мне повезло, что все мои очные лекционные и практические занятия закончились в прошлом семестре, и сейчас нет аудиторной нагрузки. Я как профессор-исследователь дистанционно консультирую студентов, просматриваю их выпускные квалификационные работы, занимаюсь с аспирантами, и в основном сосредоточена на научной деятельности. Но другим преподавателям переход на дистанционную форму обучения доставил много хлопот.
Наш вуз — государственный, и у нас строго разработаны все требования: рабочие программы дисциплин, оценочные средства, т.е. все предметы методически полностью обеспечены. Помимо учебных материалов на бумажных носителях, каждый преподаватель имеет подготовленный пакет презентаций к своим лекциям, то есть мы во многом уже были готовы к переходу в онлайн. В нашем университете используется образовательная платформа Moodle, на которую преподаватели выкладывают свои лекции, презентации, могут вести преподавание онлайн. Когда начался переход на дистанционное обучение, очень многие мои коллеги столкнулись с тем, что система Moodle просто не справлялась — периодически «зависала».
В последний день перед карантином в моем институте был проведен специальный семинар по работе с интернет-площадками, которые можно использовать для обучения, помимо Moodle – Zoom и Skype. На семинаре молодые преподаватели делились опытом с более возрастными, как заводить аккаунты, добавлять презентации во время занятий и т. д. Координация работы кафедры сейчас идет во основном в группе в WhatsApp.
С началом самоизоляции большинство студентов разъехалось по домам. Но вскоре многие вынуждены были вернуться, потому что в тех местах, где они живут, нет интернета, и учиться дистанционно просто невозможно. В общей сложности в университете около 19 тыс. студентов; небольшое количество из них — иностранцы и представители других регионов России, но в основном это жители Якутии. Интернет не полностью покрывает территорию нашего региона, и полноценно учиться в нынешних условиях могут только те студенты, которые живут в центральной части Якутии. Также часть студентов, в том числе иностранные, не смогли выехать, из-за финансовых проблем и закрытия границ. Только китайским студентам повезло; пока в Китае бушевала эпидемия, они были здесь в безопасности, этому были рады их родители. А потом, в короткий промежуток времени, когда там уже закончилось, а у нас еще не началось, китайские студенты выехали на родину.
Небольшая часть студентов осталась в общежитиях до конца учебного года. Несмотря на ограничения, введенные в городе, заноса коронавирусной инфекции избежать не удалось. Заболело около 80 человек, в общежитиях введены жесткие ограничительные меры, обеспечено горячее питание, дезинфекция и медицинская помощь. К счастью, студенты — люди молодые, переносят болезнь легко.
Электронная система обучения — необходимость во время подобного кризиса, но нельзя сказать, что этот период мы переживаем безболезненно. Думаю, что все вузы России столкнулись с теми же проблемами: неравномерным интернет-покрытием в регионах и несовершенством образовательных платформ. Да и преподаватели не могут моментально научиться вести онлайн-занятия так же качественно, как они это делают в традиционной форме.
Помимо проблем с качеством интернета, существуют еще особенности преподавания инженерно-технических предметов. Практические инженерные дисциплины требуют специальных программ, занятий в компьютерных классах, работы на объектах, разного рода наглядности — того, что невозможно перенести в онлайн. Кроме того, уже сейчас мы начинаем задумываться о том, как и когда будет проходить летняя практика.
Высшее образование — это еще и общение, это работа с аудиторией, это постоянный контакт. Преподаватель, глядя в глаза студенту, видит, насколько тот понимает материал. К тому же, учебный процесс требует дисциплины, которую далеко не все студенты соблюдают в процессе удаленного обучения, в результате накапливаются «хвосты». И самое, на мой взгляд, удручающее последствие всего этого — студенты теряют мотивацию. В этом семестре в нашем вузе увеличилось отчисление студентов по собственному желанию.
Достаточно большое количество студентов учатся платно. Сейчас многие сталкиваются с финансовыми трудностями. И если студенты вторых или третьих курсов в случае прекращения учебы могут восстановиться в следующем году, то первокурсникам надо непременно сдать сессию, иначе придется заново поступать. А уже на втором курсе есть возможность, например, перейти на другой факультет.
Молодые люди сейчас понимают, что они будут жить и работать в высококонкурентной среде, и им просто необходимо окончить магистратуру. Чтобы образование не стало для них непозволительной роскошью, мне кажется, стоило бы в качестве антикризисной меры создать больше бюджетных мест, и именно в магистратуре. Из-за их нехватки бывает невозможно сформировать группу (минимум в десять человек), в которой могут учиться и студенты на платной основе.
Экономика высшей школы теперь во многом зависит от финансовых возможностей населения. Можно было бы принять и другие срочные меры, например, выдавать целевые субсидии и целевые кредиты на образование, дать вузам возможность реструктурировать оплату. Очень обидно, когда вузы теряют достойных студентов из-за денег, а студенты не могут взять кредиты из-за накопленных долгов. Если бы молодой человек мог гарантировано получить кредит и затем отдавать его в течение двух-трех лет после получения диплома, от этого бы выиграло не только состояние высшей школы, но и экономики в целом.