Эксперт EastRussia рассуждает о том, как превратить остров в новую достопримечательность региона
Приморский край известен своими природными богатствами и историческими достопримечательностями, разнообразие которых удивляет даже опытного путешественника. Горные и скальные ландшафты, зелень тайги, морские пляжи, памятники истории и архитектуры — все это позволяет Приморью пользоваться популярностью у российских и иностранных туристов. Одно из наиболее насыщенных историческими и природными уникальностями мест региона — остров Шкота. За счет своей истории, интересных объектов и красивых пейзажей, он может стать популярным объектом для однодневного путешествия.
Небольшой размер острова (2,5 кв. км) и близость к Владивостоку делают остров Шкота привлекательным для туристов. Он расположен в полукилометре к югу от острова Русский. Это одно из мест, где на небольшой площади представлены рекреационные, экологические и исторические богатства Приморья.
Между островами Шкота и Русский проложена галечная коса, которая, не доходя около сотни метров до Русского, заканчивается в мелководном проливе. Раньше там была автомобильная дорога, которую регулярно подсыпали военнослужащие Тихоокеанского флота, несшие службу на острове Шкота. Сейчас на ее месте осталась лишь тонкая полоска суши, которая летом частично погружена под воду.
Первой архитектурной конструкцией, которую встречают переправившиеся на остров туристы, являются остатки бетонных чанов для засолки рыбы, построенных в 1930-е годы и принадлежавшие производственной базе Дальневосточного государственного рыбного треста. Это единственное сооружение острова, которое использовалось в гражданских целях. Все остальные объекты имели военное предназначение, что было обусловлено важной ролью острова в планах обороны Владивостока.
Ключевым фортификационным сооружением острова является береговая артиллерийская батарея №904, расположенная на высоте 146 метров над уровнем моря. С нее открываются красочная панорама на залив Петра Великого. О масштабах батареи говорит тот факт, что ее строили на протяжении трех лет (1932-1934), а к работам привлекали самые различные слои населения: военнослужащих, резервистов, вольнонаемных рабочих, а также корейских и китайских мигрантов.
На острове также можно встретить хорошо сохранившийся орудийный полукапонир №252 «Штурм» (1934 года), долговременную огневую точку №208 «Шквал» (1940 года), «городок артиллеристов» береговой батареи №904, пункт целеуказания Ворошиловской батареи (1935 года). Осмотр этих объектов позволяет на время погрузиться в эпоху довоенного СССР, оценить качество военного строительства советской эпохи. При этом ни одно оборонительное сооружение острова Шкота, как и Русского острова, за всю свою историю не произвело ни одного боевого выстрела.
Наиболее живописным местом острова Шкота является его юго-западная оконечность. Там расположен светящийся навигационный знак, в простонародье именуемый шкотовским маяком. Оттуда можно взглянуть на морскую гладь с высоты стометровых отвесных скал, неподалеку находится несколько интересных кекуров и гротов.
В последние годы существенно возросла антропогенная нагрузка на остров, в то время как бороться со следами пребывания туристов и отдыхающих там некому. Военные покинули остров более 15 лет назад, а местных жителей и коммерческих арендаторов нет.
Решением проблемы может стать организация на острове Шкота природно-исторического парка. Небольшой по территории остров имеет всего одну дорогу (косу), соединяющую его с островом Русский. Восстановление дороги позволит организовать контролируемый пропуск туристов на территорию парка. К острову ведет автомобильная дорога среднего качества, которую смогут преодолеть легковые автомобили, к достопримечательностям проложены пешеходные тропы, которые требуют минимального ухода. Кроме того, сочетание объектов исторического и экологического туризма привлечет на остров различные категории населения и создаст условия для всесезонной работы парка.