На Дальнем Востоке должен быть свой яхтенный кластер
- Александр Алексеевич, почему в России практически не говорят о парусном спорте? Мы даже не знаем своих выдающихся спортсменов. Например, Виктора Языкова, которого признали спортсменом года в США. Его – победителя кругосветной гонки одиночек – встречали как героя, об этом писали все мировые СМИ, кроме российских… Отчего так происходит?
- В России отсутствует культура яхтинга. Я бы сказал больше: в России нет не только культуры яхтинга, но и самого яхтинга. Он отсутствует со времен революции 1917 года. До этого в XVIII-XIX веках парусный флот развивался великолепно. Петр I учредил Императорский яхт-клуб на Неве, который, кстати, опередил почти на год Королевский яхт-клуб Корк в Кросшэвене (the Royal Cork Yacht Club in Crosshaven) в Ирландии, появившийся в 1720 году, и который весь мир считает старейшим яхт-клубом мира. На самом деле это не так. Старейший яхт-клуб как место стоянки потешных парусных судов был учрежден Петром I. Начиная с Петра, российский парусный флот развивался не хуже, чем в Европе и в более поздние годы в Америке.
Непосредственно парусный спорт в мире возник во второй половине XIX века, когда на потешных парусных судах стали проводиться гонки. После революции парусный спорт, наряду с теннисом, гольфом и некоторыми другими видами спорта, был признан буржуазным. В послевоенные годы, когда в СССР стали уделять внимание спорту вообще, парусный спорт развивался, но не столь массового, как футбол. Например, нам нужно было участвовать в Олимпийских играх, мы создали несколько клубов - ЦСКА ВМФ, «Буревестник», «Динамо», «Спартак», «Трудовые резервы»… В то же время парусный спорт был более массовым, чем сейчас. В 1990-е гг парусный спорт в России пережил очень тяжелые времена: яхт-клубы закрывали, земли отнимали. В конце 1990-х годов мы много сил приложили к тому, чтобы как-то его возрождать – не развивать, а именно возрождать. Мы старались вдохнуть жизнь в то, что осталось. На Дальнем Востоке президент Приморской федерации парусного спорта Михаил Ермаков сумел создать яхт-клуб с детской школой. Честно скажу, пока я не могу назвать в нашей стране яхт-клуба лучше, чем владивостокский яхт-клуб «Семь футов», однако по зарубежным меркам – это крохотная стоянка для яхт.
- Хотя вы являлись президентом Ростовской областной федерации парусного спорта, тема Дальнего Востока вам близка (вы служили в ДВФО). Как вы оцениваете состояние парусного спорта в регионах ДВФО?
- То есть в 2014 году, как говорилось, строительство центра уже не начнется?
- Я не могу сказать, начнется ли оно, но поскольку еще не началось, то в зиму вряд ли кто-нибудь начнет что-то строить. Пока могу заявить, что в целом уровень яхтинга в России падает. Да, сейчас растет интерес к яхтингу, но прежде всего к крейсерскому, а это уже совсем другой срез. Что такое парусный спорт? Это детские школы, где девчонок-мальчишек обучают азам управления парусным судном. Они гоняют на детских классах «Оптимист», «Кадет» и пр. Когда ребята достигают определенного возраста 16-17 лет (иногда раньше), то пересаживаются на олимпийские классы судов, а их тоже в нашей стране все меньше и меньше. Раньше государство обеспечивало олимпийскими лодками, хотя и в ограниченных пределах. Сейчас никто не занимается поставкой гоночных лодок в яхт-клубы. Государство обеспечивает закупки олимпийских классов исключительно для сборной команды.
- А Таганрогская верфь разве ничего не производит олимпийского уровня?
Лодки олимпийских классов в стране не строит никто. Мы просили лицензию на строительство того же «Лазера». В советское время выпускали «Луч» – прототип «Лазера», построенный методом экономического шпионажа. Естественно, ни на какие международные соревнования эта лодка не допускалась, зато была возможность тренироваться. Производить «Лучи» можно, но нет востребованности.
Детско-юношеские яхты типа «Кадет», «Оптимист» делают в Тольятти и в Санкт-Петербурге. Сейчас технопластиковые технологии широко распространены. Родители зачастую закупают лодки за рубежом – они совершенно не сопоставимы по качеству. Если говорить о зарубежных производителях, то это преимущественно Польша.
- На Дальнем Востоке такая же ситуация или сказывает близость стран АТР?
- На Дальнем Востоке в парусном спорте наиболее остро по сравнению с другими регионами ощущается недофинансирование. Многие регаты проводятся в центральной части России, и детей приходится вывозить. Денег не хватает, поэтому приходится искать благотворителей. Как вы считаете, удастся ли увеличить финансирование парусного спорта в регионе и каким образом?
- Согласны ли вы с тем, что Владивосток может стать столицей парусного спорта?
- Нет, не согласен. Я бы хотел всей душой, но дело в том, что основной яхтинг, к сожалению, сосредоточен в европейской части. И не столько в России, сколько за рубежом – в первую очередь в Средиземноморье. Даже на Черном море у нас ничего практически не осталось. На Дальнем Востоке должен быть свой яхтенный кластер, привязанный к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Соревнования проводятся в основном в Европе, а деньги выделяются примерно одинаково на все регионы, но одно дело из Москвы поехать в Севастополь, другое – из Владивостока.
- Яхтинг воспринимается прежде всего как развлечение для состоятельных людей. Отчасти это так. Яхта показатель имиджа и престижа человека. Но в то же время яхта – признак сильного характера ее владельца. У вас долгие годы такая серьезная общественно-политическая работа. Как вам удается оставлять время для спорта?
- Яхтинг как раз формирует этот характер. Так и удается. Я ставлю перед собой цель и у меня каждая минута – то или иное участие в яхтинге. Парус для меня не спорт – я живу, работаю ради того, чтобы, когда появляется возможность, вырваться на морские просторы.
- Для яхтсмена самое главное – «найти свой ветер, идти вперед, надеясь на свою силу, не попадая в чужую тень» (к/ф «Ветер»). А вы как считаете?
- У меня девиз простой с детства – «Или Цезарь, или никто» (Aut Caesar, aut nihil). Не надо воспринимать эти слова буквально, но я всегда стремлюсь только вперед. И вроде, оглядываясь назад, что-то получается. А любимый наш тост, слова которого приписывают адмиралу Нельсону: «За парусный флот, Царицу морей, за высшую знать океана». Это действительно так: выше яхтсмена в море никого нет – стихию мы побеждаем не мощью дизельных двигателей и не сталью мощных корпусов океанских лайнеров, а силой духа, крепостью мышц и сплоченностью экипажа.
Текст: Марина Галкина