Восемь выживших выплыли, а для семи туристов и одного члена экипажа полет на вертолете к вулканическому озеру на Камчатке закончился на его дне – на глубине 110 метров.
Путешественники летели полюбоваться красотами Камчатки, но авиакатастрофа перечеркнула их жизни – восьмерым на «до и после», восьмерым навсегда. Ми-8 с туристами на борту рухнул в Курильское озеро - одно из самых уникальных мест России, расположенное на особо охраняемой природной территории Камчатки. До места посадки он не дотянул считанные метры
Вертолет Ми-8, принадлежащий компании «Витязь-Аэро», поднялся в воздух с аэродрома базирования в поселке Николаевка (населенный пункт в Елизовском районе Камчатского края) около 8:30 утра 12 августа и взял курс на знаменитое Курильское озеро в Кроноцкого заповедника. Маршрут экипажу был хорошо знаком. По нему в летний сезон курсирует по несколько винтокрылых машин в день с гостями и жителями полуострова. Люди летят посмотреть на медведей в естественной среде обитания. Все было как обычно и в этот раз. На борту находилось 13 туристов и три члена экипажа. Главным в «восьмерке» был Сорокин Николай Михайлович. На кресле второго пилота находился Медведев Яков Николаевич. Бортмеханик машины — Мадиев Марат Саматович.
Полет проходил в штатном режиме, но над озером стоял густой туман, за несколько минут до посадки вертолет ударился об воду и начал стремительно уходить на глубину. Все произошло за секунды.
Сразу после падения вертолета инспекторы Кроноцкого заповедника бросились на помощь
Фото: Кроноцкий заповедник
Самыми первыми на помощь бросились сотрудники Кроноцкого заповедники. Многие слышали звуки приближающегося вертолета, за которым последовал нехарактерный для посадки хлопок.
«В 9.25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 метров. Мы услышали шум вертолета, но не видели его. Судя по звуку, он пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок – вертолет ударился о воду. Мы тут же спустили на воду 2 катера и за 3-4 минуты добрались до места крушения, которое определили по волне. На поверхности воды было 8 человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Мы несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили», – рассказал Евгений Денгес, участковый государственный инспектор ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник".
В числе восьми спасенных оказался Виктор Стрелкин. Он прилетел на Камчатку 10 августа из Санкт-Петербурга, а уже на 12 число была запланирована вертолетная экскурсия на Курильское озеро. Во время полета путешественник задремал. А разбудил его удар и поток воды, хлынувший в салон.
«Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой. Сидел я на первом ряду. Дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, стекло разбито и через это отверстие я стал подниматься наверх. По моим ощущениям, поскольку я занимаюсь фридайвингом, глубина, с которой я всплыл на поверхность составляла порядка 8-9 метров», — рассказывает Виктор.
Виктор Стрелкин, выживший в катастрофе Ми-8
Фото: правительство Камчатского края
«Вода была очень холодная, низкий туман. Вокруг уже барахтались люди, зовущие на помощь. Самостоятельно спастись дальше я не мог. Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять. Плыть на животе я не мог и понимал, что в таких условиях долго не продержусь. К счастью буквально через 5 минут подоспели две лодки с людьми. Меня достали из воды первым. Второй, кого спасли стала гид Анастасия. Затем достали второго пилота и механика. По словам других выживших второй пилот вылетел из кабины вместе с креслом».
Быстрая реакция инспекторов заповедника спасла жизни тем, кто находился в воде, На берегу пострадавших укутали в пледы, дали теплое питье и оказали необходимую медицинскую помощь. Температура воды в озере – не более 5-6 градусов, долго находиться в ней невозможно.
Ми-8 упал недалеко от острова Сердце Алаида, который расположен в Курильском озере приблизительно в 5 километрах от берега. Как рассказывали уцелевшие, находившиеся в момент крушения в вертолете, он начал тонуть носом вниз, а от удара о воду открылись задние створки воздушного судна.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Спустя некоторое время стала приходить помощь из Петропавловска-Камчатского. Прибыли спасатели МЧС, в воду погрузились водолазы, но больше на месте крушения вертолета никого не нашли. Всех спасенных в результате крушения вертолета Ми-8 принято решение отправили в главную больницу Камчатки.
В 13:15 по местному времени спецборт совершил посадку на специальной площадке в черте Петропавловска-Камчатского. Там уже ждали несколько карет скорой помощи и Центра медицины катастроф.
Фото: правительство Камчатского края
«Бортом санавиации к нам поступило четыре пациента, двое из которых были госпитализированы в реанимацию. Пришлось провести оперативное вмешательство. У одного из пациентов открытый оскольчатый перелом правой голени, контузия грудной клетки, перелом ключицы и травматический шок второй-третьей степени. Гемодинамически он был крайне нестабилен, поэтому в течение 30 минут была проведена предоперационная подготовка в палате интенсивной терапии, потом выполнено оперативное вмешательство по поводу открытого перелома. Сегодня у него стабильно тяжёлое состояние, дыхание самостоятельное, пациент в сознании, но под медикаментозной седацией. Прооперированная конечность на данный момент жизнеспособна, признаков воспаления или гангрены пока нет. Второй пациент поступил с открытым переломом грудины. Рана проникала в передние средостения, кроме того, у него открытый перелом крыла подвздошной кости. Он также находится в реанимации в стабильно тяжёлом состоянии под интенсивной терапией. На данный час его состояние не ухудшилось, оно стабилизировано»», – рассказал утром пятницы 13-го августа заместитель главного врача по хирургической помощи Камчатской краевой больницы, хирург высшей категории Олег Кузьменков. «Девушка-гид 27 лет получила черепно-мозговую травму. Ей предложили госпитализацию, но она отказалась. Мужчина обращался с ушибами, ссадинами, то есть амбулаторными травмами», - добавил он.
Среди спасенных экономист и журналист Николай Корженевский, бывший ведущий программы «Экономика: Курс дня» на канале «Россия 24», директор лаборатории «СберИндекс». Николай — стипендиат Оксфордского фонда, стажировался в Стэнфорде. Его называют одним из самых молодых и авторитетных в россии специалистов по биржевой торговле.
Экипаж:
Сорокин Николай — командир воздушного судна
Медведев Яков — штурман
Мадиев Марат — механик
Пассажиры:
Пономарева Анастасия
Стрелкин Виктор
Маляков Михаил
Кованцев Георгий
Корженевский Николай
Антипина Елена
Кулаков Евгений
Кремнева Ольга
Маляков Даниил
Мозолева Ирина
Скварников Кирилл
Чернова Эльвира
Харитонова Елена
По факту крушения в Курильское озеро вертолета Ми-8 возбудили уголовное дело. Как рассказали рассказали в Восточном управлении на транспорте СКР, расследуется по факту нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта.
В качестве причин крушения рассматриваются три стандартные версии: неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Помимо сбора улик на месте ЧП, следователи работали и на посадочной площадке Николаевка (аэропортовый комплекс "Витязь - Аэро") – они изъяли образцы топлива, которым был заправлен вертолет. По топливу назначена судебная химическая экспертиза. Также назначены судебно-медицинские экспертизы пострадавших.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Кроме того, допрошен генеральный директор ООО АК «Витязь-Аэро», который является эксплуатантом воздушного судна, а также технический персонал, осуществлявший предполетную подготовку воздушного судна, изучаются документы туроператора и перевозчика, а также техническая документация на вертолет, в том числе и в части ремонта воздушного судна, который проводился в 2020 году.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Поисковая операция на Курильском озере продолжалась весь день 12 августа до захода солнца и возобновилась с рассвета. Вертолет, который так и не совершил посадку в пункте назначения, лег на недоступную пока для водолазов глубину — более 145 метров.
«Обломки вертолета находятся на удалении примерно 800 метров от берега и на большой глубине. Водолазы МЧС не могут работать на ней. Поэтому сейчас мы обратились к министерству обороны за содействием. Военные подтвердили направление подводных роботизированных аппаратов, которые могут помочь в поисках обломков и пропавших. Роботы будут обследовать дно Курильского озера в районе авиакатастрофы. Поисковые работы продолжаются. На месте работают спасатели МЧС, водолазы, развернут полевой лагерь. Следственные органы в настоящее время устанавливают возможные версии и обстоятельства произошедшего», - рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Утонувшая в озере с туристами машина, принадлежит компании «Витязь-Аэро». Один из ее совладельцев – депутат заксобрания Камчатского края Игорь Редькин. Накануне он был арестован по делу об убийстве мужчиныв поселке Озерновском.
Катастрофа Ми-8 на Курильском озере стала шестым по счету серьезным происшествием с вертолетами авиакомпании «Витязь-Аэро» на Камчатке.
Одним из самых серьезны оказался инцидент в декабре 2015 года. Тогда машина компании совершила жесткую посадку в Соболевском районе. На борту было 25 человек. Вертолет перевозил дежурную смену компании «Газпром добыча Ноябрьск». Погиб один человек и 11 пострадали. Весной того же года жесткая посадка была и в Быстринском районе. Никто из шести человек, находящихся на борту вертолета, не пострадал. Также в апреле 2017 года вертолет Ми-8 «витязей» совершил жесткую посадку в районе Мутновского вулкана. На борту было 19 человек. Травмы получили три пассажира. В январе прошлого года Ми-8 «замерз» на Мутновском вулкане. Сильное обледенение помешало поднять машину воздух. Группа из 18 туристов и экипаж были эвакуированы другим вертолетом авиакомпании. В 2016 году техника повредила стойку шасси при посадки в Долине Гейзеров.
ЧП с Ми-8 это уже вторая авиакатастрофа, произошедшая на Камчатке эти летом. 6 июля на полуострове потерпел крушение самолет Ан-26 летевший из Петропавловска-Камчатского в Палану (населенный пункт Камчатского края). Машина врезалась в скалу при заходе на посадку. Никто из 28 человек, находившихся на борту, не выжил.
Никита Новиков«Почему?» и «Можно ли было избежать катастрофы?» - эти вопросы неотступно следуют за каждым крушением самолета. Ответы иногда помогают предотвратить будущие трагедии, но не в этот раз - практически в этом же месте в 2012-м году разбился самолет. Неужели сценарий повторился?
Машина со всей скорости врезалась в кромку скалы, где начинается растительность, оставив лишь черный след от пожара. А все, что уцелело, обрушилось вниз. Выжить после столкновения шансов не было. Уцелей кто-то 6 июля в салоне Ан-26 после сильного удара о вершину скалы, неминуемо бы погиб после падения с высоты почти 100 метров на камни узкой береговой полосы уходящей в залив Шелихова Охотского моря. При этом самолету не хватило совсем немного, чтобы пройти низко над возвышенностью. Летчики не видели куда летели? Они не замечали перед собой препятствия? Аппаратура не предупредила их о столкновении? Самолет провалился в «воздушную яму»? Впереди долгое расследование, сейчас можно лишь перечислить факты.
После вылета из аэропорта Петропавловска-Камчатского Ан-26 «Камчатского авиационного предприятия» должен был провести в воздухе чуть более трех часов и преодолеть 680 километров. Но при заходе на посадку, в нескольких минутах и считанных километрах от ВПП он пропал с радаров и ушел со связи. Вплоть до этого момента все было штатно, и даже задержка - вылететь по расписанию в Палану не позволила погода в месте посадки – чем-то необычным не являлась. Рейсу РТК-251 дали разрешение на взлет на два часа позже запланированного, около 13-00, когда облака поднялись над землей выше минимальных значений, разрешенных для выполнения полетов. Наземный осмотр самолета не вызвал вопросов.
«Видимость на аэродроме вылета весь день была хорошей — более 10 километров. Ветер в районе аэропорта назначения был юго-западный и дул с моря силой 7-8 метров в секунду. Осадков не было. Утром облачность была низкой, и пилоты ждали улучшения погоды, что вызвало задержку вылета судна. Позже облачность приподнялась и стала выше минимума: при заходе на посадку с моря видимость на аэродроме должна быть 3000 метров, а нижняя граница облачности на 400 метров. Посмотрели, что синоптическая обстановка во второй половине дня благоприятствует для выполнения полета. И приняли решение на вылет», - сообщили EastRussia авиационной метеослужбе аэропорта Петропавловска-Камчатского.
На борту Ан-26 находились 22 пассажирами и 6 членов экипажа. В списках значились два несовершеннолетних – 6-летняя девочка и 17-летний парень. В кресле командира был опытный пилот Дмитрий Никифоров. Он считался одним из лучших, и уже далеко не в первый раз летал по этому маршруту.
«Проход через диспетчерские пункты круга и районного центра выполнен без замечаний. В 14 часов 09 минут местного времени данный борт передан под управление диспетчера поселка Тигиль. В 14 часов 39 минут передан под управление диспетчера Паланы. Перед тем как выйти из зоны Тигиля, экипаж Ан-26 получил из Паланы полную сводку о метеоусловиях в аэропорту назначения. В дальнейшем, при работе с диспетчером Паланы, на конечном этапе захода воздушному судну был передан прямой пеленг в азимуте 340 градусов. Примерно через две минуты судну был выдан пеленг 320 градусов на удалении 9 километров. После этого связь прервалась», - говорит Владимир Датиашвили, директор филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
По расчетам, самолет должен был коснуться взлетно-посадочной полосы в 14 часов 50 минут. Но этого не произошло. Экипаж на запросы диспетчера не отвечал. «Далее диспетчер доложил руководителю полетов сюда в Петропавловск-Камчатский о произошедшем. И были предприняты все действия по объявлении стадии бедствия», - отметил Владимир Датиашвили.
На поиски пропавшего самолета были подняты вертолеты. К работе подключились наземные службы. Обломки нашли не сразу. Их заметили с военного самолета, который также привлекался для поисков. Его экипаж и передал на землю новость в десятом часу вечера 6 июля. Отчетливый черный след на верху скалы уже не оставлял никаких сомнений, да и уничтожил все надежды.
Встречающие родных в Палане гнали от себя мысли о худшем, и даже через несколько часов после надежда все еще боролась с переданной информацией. «Когда я узнала о трагедии, сразу поняла что моей Кати больше нет в живых. Ведь если на радаре нет самолета, значит он упал в море. Там невозможно выжить и пяти минут. Но небольшая надежда все-таки была. Я думала, может она раненная где-то лежит. Она у меня была крепкой и спортом занималась. А теперь ее уже нет», - Ольга Ладынская, мать погибшей Екатерины Паникаровой.
Ровесница Екатерины – Татьяна Майорова вместе со своей шестилетней дочерью летела в Палану к своему отцу. Он попал в больницу. Дочь и внучка хотели его там навестить, чтобы папа и дедушка быстрее выздоравливал.
Не долетела до дома и хозяйка местной администрации Ольга Мохирева. Она возвращалась из командировки. С ней в самолете были и несколько подчиненных, в том числе Александр и Ольга Андрейкины. Катастрофа оставила детей этой пары сиротами…. Горе и у Бояршиных – глава семьи – отец и любимый дед восьми внуков Сергей Вячеславович возвращался из Петропавловска после медицинского обследования.
На месте крушения самолета развернули масштабную поисково-спасательную операцию. На полуострове работает комиссия по расследованию авиакатастрофы. Уже найдено 19 тел погибших (по данным на вечер 8 июля). Одного уже опознали. Сейчас различные комиссии и следственная группа разбираются в причинах. Никто никаких выводов пока не делает. Рассматривают три стандартные версии – погода, подвела техника или ошибся экипаж. Но некоторые родственники погибших в последнюю версию верить отказываются.
«Ну это не летчики, я могу сразу сказать. Туда летают асы, а вот на каких самолетах, просто ужас. Я сама лично на них летала. Надо менять самолеты, а не летчиков ругать бедных. Знаете, как там страшно летать!? Это просто ужас. Летишь в самолете, а у тебя с боку дверка с иллюминатором открывается и закрывается», - делится переживаниями от своих полетов Ольга Ладынская, мать погибшей Екатерины Паникаровой.
«У меня молодость вся прошла в Соболеве. И мне кажется, с тех пор никогда парк самолетов не менялся. Это же страшно», - говорит Ольга Охтерова, жительница Камчатки, пассажирка рейса в Соболево (населенный пункт Камчатского края).
«Новых самолетов нет. Поэтому и бьются. Техники нет нормальной. Самолеты менять надо. Россия же делает технику. Почему нам не поставляют?», - Александр Колиниченко, житель Камчатки, пассажир рейса в Соболево (населенный пункт Камчатского края).
Разбившемуся самолету Ан-26 было без малого 39 лет. Несмотря на это «на пенсию» он не собирался, и вовремя проходил все технические осмотры. Последний был за неделю до крушения.
«Такие самолеты, как АН-26, ЯК-40, находящиеся в нашем авиапарке, не так давно прошли капитальный ремонт. То есть у них есть действующие сертификаты летной годности. Они ежегодно проходят специальный осмотр с участием представителей заводов. Буквально неделю назад такие специалисты были у нас. Кроме того, информация о том, что к августу потерпевший крушение самолет АН-26 готовился к списанию, не соответствует действительности. Сертификат самолету АН-26 был выдан два года назад, его продлили до конца 2021 года. В августе мы планировали по определенному налету часов поставить машину на профилактический осмотр. Поэтому отмечу, что версия крушения судна из-за неудовлетворительного технического состояния очень маловероятна», — комментирует Сергей Горб, заместитель генерального директора по организации летной работы Камчатского авиационного предприятия.
Но если не человеческий фактор, не техника, и не погода, то что стало причиной катастрофы, оборвавшей жизни 28 человек и разделившей ее на «до» и «после» у родных на земле? Возможно, ответ дадут «черные ящики», но они в море. Их ищут водолазы, привлечь к поисковой операции планирую плавкран. Но на его переход из Петропавловска-Камчатского потребуется несколько дней.
Тем временем в интернете появились рассуждения диспетчера, который не исключает ошибки пилотов. Телеграм-канал Baza приводит мнение анонима, который отмечает, что пилотам давали хороший заход с благоприятными погодными условиями.
«Все было спокойно, ровно. Все хорошо было. На команды он не реагировал. Говорили ему: в море не снижайся, а он все равно в море снижался. Сразу ему рекомендовали заход, с хорошими условиями, а он собрался в море снижаться, где не было ни видимости, а туман и облака. Кого они слушают? Никогда не слушают диспетчеров, пока выпендриваются. А как случится что, так диспетчер, чур, крайний. Он изначально выбрал схему захода такую, что он будет заходить в плохие погодные условия. И было ему рекомендовано три раза: не снижаться в море и не выполнять заход с хорошими погодными условиями. Он их игнорировал. Как всегда, они все знают. Точно также, как с Ан-28 в 2012 году», - говорит на записи мужчина, достоверность слов которого сейчас подтвердить или опровергнуть не представляется возможным. Все, кто так или иначе вовлечен в расследование, от любых комментариев воздерживаются.
Это уже вторая трагедия для Паланы за последние 10 лет. В сентябре 2012 года при схожих обстоятельствах также при заходе на посадку здесь разбился Ан-28. Он рухнул на склоне горы Пятибратка на высоте около 200 м в 10 км от аэропорта. Погибли 10 человек. В живых тогда остались только четверо. По заключению Межгосударственного авиационного комитета: «Причиной катастрофы самолета Ан-28 RA-28715 явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, выразившееся в выполнении полета вне маршрута подхода и преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности, в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами, что привело к столкновению ВС со склоном горы, его разрушению и гибели экипажа и пассажиров». В крови обоих членов экипажа обнаружен алкоголь.
Пассажиры рейса РТК-251:
Широкова Мария Витальевна
Андрейкин Александр Николаевич
Андрейкина Ольга Леонтьевна
Кудашкин Михаил Вячеславович
Майорова Татьяна Евгеньевна
Хвалеева Алиса Вячеславовна
Лисичкина Алена Олеговна
Левицкий Евгений Михайлович
Тищенко Артем Вячеславович
Устинова Ольга Анатольевна
Поникарова Екатерина Валерьевна
Попель Анастасия Александровна
Суровцева Юлия Борисовна
Мохирева Ольга Петровна
Аяни Петр Григорьевич
Нестерук Евгений Александрович
Сивак Иван Витальевич
Столяров Юрий Федорович
Нестерова Мария Максимовна
Бояршин Сергей Вячеславович
Лаптев Константин Алексеевич
Каримулин Александр Анатольевич
Тонули в реках, убегая от косолапого. Утолить жажду получалось только, когда переправлялись. Все это время мечтали о доме и еде. И верили, что за ними приедут.
Фото: 41regiontv
Этот снимок, сделанный в лесу на месте спасения молодой пары, облетел, пожалуй, уже все социальные сети на Камчатке. Известие о том, что поисковая операция завершилась успешно, и ребята едут домой, разлетелось, как только появилась связь.
«Возвращаемся домой. Все завершилось благополучно. Пацаны поставили «Паджерик» на ход», - короткое видеосообщение одного из участников поисковой операции принесло облегчение десяткам, а то и сотням людей, волновавшихся за пропавших.
О том, что возможности человеческого организма безграничны, молодая пара с Камчатки познала, увы, на горьком опыте. При этом к суровым испытаниям Антон и Нина были не готовы. Они хотели только отдохнуть немного на свежем воздухе и вернуться обратно в город. Но буквально все в обернулось против них.
Обычная поездка на Банные горячие источники стала для «джиперов»-туристов экзаменом на выживание.
Справка:
Банные источники — это одно из самых крупных скоплений горячих минеральных источников на Камчатке и популярное место отдыха туристов и местных жителей. Оно находится в долине реки Банной в 60 км от Петропавловска-Камчатского. Термальная вода поступает из недр сопки Горячей — потухшего вулкана. Подземные потоки распределяются по территории площадью 1,5 кв. км и выходят более чем в 550 источниках, среди которых есть спокойно изливающиеся, бурлящие пеной, гейзерные и даже кипящие грязевые котлы. Стенки некоторых воронок покрыты камнем гейзеритом и термофильными водорослями.
Для туристов в долине выстроены гостевые дома, душевая, баня. На месте выходов воды благоустроены купальни: маленький закрытый бассейн и большой открытый — с видом на горы. Купаться в них комфортно в любое время года. Зимой можно чередовать прыжки в горячий бассейн со снежными ваннами.
В воскресенье 4 июля Антон и Нина запланировали небольшую «вылазку» - добраться на большом внедорожнике «Митсубиси Паджеро», переоборудованном для путешествий по бездорожью (на не подготовленных машинах туда не подобраться) до горячих источников, там переночевать и вернуться домой. Но... на одном из участков «дороги» машина всеми своими колесами ушла под грязную воду стоявшую в колее. Своими силами выбраться из западни не получилось. А до самих Банных оставалось порядка 18 километров.
Фото: 41regiontv
«Мы решили переночевать в машине, поскольку у нас не было никаких других вариантов. А на следующий день, если ни одной машины не будет проезжать мимо нас, пойдем за помощью на источники самостоятельно», - рассказывает Нина. «Ничего не ели утром, да и вечером тоже. Включили GPS, карты включили, навигацию и пошли напрямик в сторону Банных».
Оставив пальцем на капоте джипа сообщение: «Пошли на базу, 2 чел.», выдвинулись в путь.
Фото: 41regiontv
Первые шесть с небольшим километров преодолели примерно за два с половиной часа, делая короткие привалы. Впереди оставалось две трети пути, и до спасительной цивилизации оставалось около шести часов хода, но незваный попутчик спутал и планы, и направление движения
«Прошли 6 километров 180 метров (такую точность определил GPS) и нас встретил «мишак» (бурый медведь-прим. Ред). Он шел позади нас, и мы его не сразу-то и увидели. Брел совершенно бесшумно. Первый увидел его муж. Мы сначала его шуганули, он ринулся назад, но потом побежал на нас. Мы рванули вниз по склону, примерно 200 метров, и добрались до речки. Там залезли на дерево. Мужа он чуть не задрал. Я кинула в медведя бутылкой с водой, чтобы отвлечь его, и Антон успел залезть на дерево. На ветках мы просидели часа два. Когда он попытался взобраться к нам, мы в него запустили рюкзак с едой, которая была. В итоге он всю еду сожрал и охранял нас двое суток. А когда мы поняли, что сил больше нет сидеть на дереве без воды и еды и что зверь нас не оставит в покое, начали всячески его отпугивать. Кричали и бросали в него ветки», - вспоминает Нина.
Просидев на дереве первые двое суток, ребята приняли решение вернуться обратно к машине, до которой было 6 километров – до Банных источников в два раза больше. Когда медведь немного отошел, ребята воспользовались моментом, спустились на землю и прыгнули в реку. Хищник бросился за ними.
«В реку прыгнули, он за нами. Отогнали его и снова вброд. Я там чуть, правда, не утонула, Антон вытащил. Медведь за нами. Его немного снесло течением. Добравшись до берега, мы снова залезли на дерево и там еще двое суток просидели. Это все я рассказываю вкратце. Все рассказывать просто нет сил», - говорит Нина.
Преследование длилось несколько дней. Не просто преследование – охота. В постоянном страхе за свои жизни Антон и Нина передвигались от дерева к дереву, преодолевая по 500 метров в день. Переплывали речки, озираясь каждую секунду. В итоге на преодоление шести километров, на которые в первый день они потратили два с половиной часа, ушло девять дней. Абсолютно без еды.
«Первые двое суток мы не ели, не пили вообще. Мы на третьи сутки, когда уже через речку на другой берег перебрались, только тогда смогли чуть-чуть воды попить. Ничего с собой не было. Медведь все сожрал. К машине мы вернулись 14 июля. Утром проснулись на дереве. Всю ночь, как и предыдущие, охраняли друг друга и придерживали, чтобы никто не упал. От этого места нам оставалась примерно два километра до машины. На пути была одна река и поле. Выбора, как идти до транспорта не было никакого. Целую ночь медведя не было. Утром его тоже не обнаружили. Слезли с дерева, и пошли на свой страх и риск. Преодолели речку по пояс. Боялись, что снесет, но обошлось. Вышли к машине. Как только начали раздеваться услышали рев машин. Увидев машины, начала немного истерить и плакать на радостях», - рассказали супруги.
На помощь подоспела команда «джиперов». Они самостоятельно организовали поисковую операцию, когда стало понятно, что ребят нужно спасать. На нескольких машинах они взяли курс на Банные по следам Антона и Нины.
«Вчера (14 июля) проснулся и заглянул в WhatsApp и снова наткнулся на объявление о пропаже ребят. Я его видел в социальной сети несколькими днями ранее, а когда обнаружил вновь, понял, что ребят уже около восьми дней нет и нужно собираться в дорогу. Машина была готова. Взяли еще удлинители для троса, квадрокоптеры и «полетели» на Начики (населенный пункт на Камчатке), где мобильный пост рыбоохраны стоит (от него уходит дорога на Банные источники). Оттуда свернули на бездорожье и покатили. Дорогу знали. Много раз по ней ездили. Приблизительно даже знали, где они могут находиться. Ехали все время по следам их автомобиля. Их было иногда отчетливо видно на грязи. Подъехали к речке. Следы уходили в реку и выходили из нее. Продолжили путь. И недалеко от речки их и обнаружили. Они находились внутри машины. Только пришли. Ходили 9-11 дней по лесу. От того, что они рассказали, уши в трубочку свернулись», - рассказал Артур, участник спасательной операции.
Фото: 41regiontv
Вытащив машину из болота и поставив внедорожник на ход, взяли курс домой. Обязательную остановку ребята сделали на посту на Начиках. Они его проезжали 4 июля, когда двигались на Банные. В тот день они разговаривали с правоохранителями и даже просили поднять тревогу, если через сутки они не выберутся из леса. Но ничего не произошло.
«Мы подъехали 4 июля на пост, где рыбники стоят на Начиках. Мы подошли и попросили ребят вызвать МЧС, если мы через сутки не вернемся. Там были «гаишники» и рыбники. А когда нас вытащили, и мы возвращались домой, подъехали к ним и сказали: «большое спасибо». Там рыбник был тот же, который провожал нас и незнакомые молодые ребята», - рассказала Нина.
Фото: 41regiontv
История могла закончиться раньше и стоила бы Антону и Нине меньших нервов и сил, если просьбы молодых людей были услышаны и те, кто был на посту, сообщили спасателям. Признают правда супруги и свой недосмотр - рисковать жизнями также не пришлось, если бы позаботились о связи.
«Первая ошибка то, что поехали самостоятельно на одной машине. В такие поездки нужно ехать компаниями, чтобы в случае чего, было кому помочь. Еще у них не было никаких средств связи. Спутниковый телефон можно взять в прокат. Стоит это до 1000 рублей. Не говоря уже о том, что у них не было оружия, на случай встречи с медведями. Еще одна большая ошибка была, что отец Антона поздно поднял тревогу. Это все надо было делать раньше и звонить спасателям, когда ребята не вернулись домойв в обозначенный час. Там еще на повороте, где они сворачивали, стоит мобильный пост полицейских. Их надо было предупредить», - джипер Артур, участник спасательной операции.
Впрочем последняя рекомендация, кстати, не сработала…
Камчатка считается медвежьим краем. На полуострове обитает около 24 тыс. косолапых. Каждый год в регионе фиксируются десятки выходов хищников к людям. Как правило, они идут на запах от следов жизнедеятельности, помоек, часто в поисках пропитания забираются в частные подворья. Если медведь проявляет агрессию – его убивают.
Первые обещания построить на полуострове современный стационар появились в 2009-м, строить начали в 2014 и даже нужные миллиарды нашли, но… не освоили. Денег и сил хватило лишь на то, чтобы вырастить два каркаса без окон и дверей на пустыре на окраине Петропавловска-Камчатского. Этот металлический «скелет» из балок мог бы претендовать на то, чтобы стать символом региона наравне с вулканами, но там опять затеплилась жизнь. Корреспондент EastRussia познакомился с ней поближе.
Металлоконструкции на окраине Петропавловска уже который год скорее напоминают о бренности всего сущего, и уж никак не вселяют оптимизм.Там, где давно уже должны бы лечить людей, можно скорее покалечиться. И лишь местные хайлайнеры смогли на короткое время придать «мегазаброшке» смысл. Больным и медикам здесь места нет.
Фото: Елена Сафонова
Врачи работают, а их пациенты со всем старанием пытаются выздороветь в старых корпусах главной лечебницы Камчатки. Краевая больница им. Лукашевского - это девять зданий, построенных в 1950-1970 годах, и уже не отвечающих ни современным строительным нормам, ни техническим и медицинским стандартам.
«Новая больница необходима, потому что у нас децентрализованные полностью корпуса. Операционные блоки находятся непосредственно в отделениях больниц. Если больному необходимы реанимационные мероприятия в реанимационном отделении, расположенном в хирургическом корпусе, приходится брать машину, и на машине больного с портативным аппаратом ИВЛ перевозить в соседний хирургических корпус. В 2003 году хирургический корпус номер 2 признан небезопасным по сейсмике, и там принято предписание лечить без круглосуточного пребывания больных. Но деваться некуда, поэтому больные там размещаются. А в этом здании у нас находится отделение хирургии, отделение урологии, гинекологии в цокольном этаже консультативно-диагностическая поликлиника», - говорит главный врач ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» Андрей Кисляков.
Сейчас подготовительные работы на объекте «Камчатская краевая больница» уже начала единая подрядная организация «Крокус», известная большим количеством построенных объектов.
«Со стороны краевых властей, в частности министерства строительства региона, сделано все возможное для того чтобы первый этап возведения лечебницы проходил без сбоев: выплачен аванс в полном объеме, подготовлены все необходимые документы, актуализированы градостроительные планы земельных участков, получены необходимые постановления и разрешения. Одним словом, выполнена вся необходимая бюрократия. Подрядчик, взявший обязательства по строительству, известен многими масштабными проектами, которые компания реализовывала в разных регионах страны. Это безусловно позитивный момент, поскольку имея за плечами опыт реализации крупных строек, есть уверенность, что дело с больницей будет доведено до конца», - Анатолий Кирносенко, заместитель председателя комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам ЖКХ Законодательного собрания Камчатского края.
Подрядчику действительно есть чем похвастаться. За плечами компании «Крокус» много крупных проектов по возведению транспортной, гражданской и спортивной инфраструктур федерального значения, в том числе Дальневосточный федеральный университет на острове Русский, спортивные стадионы к Чемпионату миру по футболу 2018 года в Калининграде и Ростове-на-Дону и другие.
Контракт на выполнение поручений президента России (вопрос решался на федеральном уровне) по возведению лечебницы был подписан весной 2021 года. Об этом губернатор Камчатского края Владимир Солодов доложил вице-премьеру Юрию Трутневу. Тогда глава региона отрапортовал, что все формальные вопросы решены, и подрядчик готов выходить на площадку и разворачивать строительные мощности.
«Объект для нас долгожданный, а для меня – приоритетный с точки зрения контроля», – отметил руководитель субъекта.
В свою очередь Юрий Трутнев подчеркнул необходимость скорейшей достройки больницы как долгожданного объекта для жителей края.
«Вопрос строительства больницы будет рассматриваться отдельно с представителями строительной организации и ответственного федерального министерства. То, что контракт подписан, – это, конечно, хорошо. У нас задача – построить больницу, люди слишком долго ее ждут», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Слишком долго - это больше 10 лет. О необходимости строительства больницы власти заговорили еще в 2009 году. Проект брали под контроль различные федеральные чиновники. Однако работы начались только в 2013 году и сопровождались чередой скандалов. На объекте работали несколько подрядчиков, которые за шесть лет залили фундамент, установили два каркаса и … и все.
Пыль с многострадального для Камчатки объекта «смахнули» в 2020 году. Новый этап у больницы начался во время визита на Камчатку главы правительства России Михаила Мишустина. Важные для региона слова прозвучали из уст премьера в августе прошлого года.
«Больнице быть! И я думаю, что мы с губернатором должны просто это обещание дать», - сказал Мишустин в стенах действующей больницы имени Лукашевского в Петропавловске-Камчатском. Сойдя с трапа самолета, глава кабмина встретился с медиками и выразил свое недоумение по поводу того, что стройка лечебницы годы заморожена, а Камчатка получить ее не может уже несколько лет.
Перед тем, как войти в одно из зданий «уставшей», но принимающей пациентов больницы, Мишустина «погрузили» в схему расположения строений и отделений объекта здравоохранения, где местные жители получают необходимую медицинскую помощь и идут на поправку. Прозвучали слова о наболевшем — возрасте корпусов лечебницы.
«62-ой, 53-ий, 70-ый. Самый новый корпус у нас терапевтический пятиэтажный — 85-го года», - главный врач ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» Андрей Кисляков.
Встреча с персоналом состоялась в рентген-кабинете.
Из-за нехватки площадей его разместили на цокольном этаже одного из корпусов. Там Михаил Мишустин и побеседовал с медиками больницы. Врач анестезиолог-реаниматолог Рустам Мулугалямов рассказал, что ждет новую больницу еще с 2005 года, когда он начинал здесь работать в качестве санитара, учась в медицинском колледже.
«Когда я закончил медколледж, меня отправили на целевое обучение во Владивосток в медицинский институт, и говорили: «придешь - будешь работать в новой больнице». Я вернулся, уже пятый год работаю, но новой больницы так и нет. А старая не соответствует уже никаким нормам. Приобретается новое оборудование, но ставить его некуда. Приходится тесниться и пациентам и нам. Это создает большие неудобства. Страдают все», - говорит медик, подчеркивая, что хуже всего приходится во время обыденных для Камчатки землетрясений. Про сейсмостойкость больничных корпусов говорить не приходится, скорее про сейсмослабость.
Фото: 41regiontv
«Здесь находится очень страшно на самом деле. Поскольку я работаю с реанимационными больными, то они у нас при землетрясении не эвакуируются. Т.е если это здание упадет, то все будет очень грустно. Страшно», - врач анестезиолог-реаниматолог Рустам Мулугалямов.
На халатность ответственных за строительство главной больницы края лиц, которые при наличии выделенных из федерального бюджета средств, так и не смогли за 10 лет ничего толком сделать, Михаил Мишустин отреагировал с эмоциональностью, обычно не свойственной чиновникам такого ранга.
«И мне страшно за то бездействие и разгильдяйство, которое в течение многих лет происходило по поводу строительства больницы. Эта история началась еще в 2011 году. Потом с 2013 года одни обещания. Деньги, которые так или иначе были заложены в строительство новой инфраструктуры, почему-то исчезали. Очень много безалаберности было у подрядчиков, которые просто ничего не успевали сдавать. Были средства, были возможности, но они постоянно упускались. Это какое-то наваждение. На сегодняшний день мы знаем, что стоимость в ценах сегодняшнего года примерно 13,9 млрд рублей».
По итогам выездного совещания и увиденного, Михаил Мишустин пообещал найти недостающие средства на долгострой и поставил стройку на личный контроль. Глава региона Владимир Солодов в ходе совещания в режиме видео-конференции обратился за поддержкой к Президенту России. Владимир Путин дал соответствующее поручение.
«Технически возможно в 2023 году стройку завершить. Есть возможность даже укорить процесс и сдать объект в 2022 году. Обязательно в работе учтем все ранее допущенные ошибки, которые обойдем на пути к реализации проекта», - сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Заявления, безусловно, оптимистичные. И пока есть надежда, что они воплотятся в реальность. Как рассказали в краевом правительстве, новому подрядчику еще в мае был выплачен аванс по контракту в полном объеме. Он уж занимается заказом, закупкой и доставкой необходимой для начала строительства техники. На площадке возводится вахтовый городок. Уже к началу августа на строительстве будут работать порядка 80 человек.
Фото: 41regiontv
«В настоящий момент перед нами стоит две задачи. Первое - это завершить необходимые подготовительные работы, связанные с перебазировкой подрядчика на строительный объект. Для этого возводится вахтовый городок на 360 мест. На сегодня все материалы для общежития находятся в порту. Часть из них уже находится на объекте - строители возвели первый городка строителей и приступили к строительству второго. До конца месяца вахтовый городок будет завершен, и в начале следующего на строительство зайдут рабочие», - сказал министр строительства и жилищной политики Андрей Дегодьев.
На стройке будут работать рабочие и специалисты не только из Камчатского края, но и из других регионов.
«Безусловно, все специалисты, которые будут работать на строительстве, пройдут ПЦР-тестирование, а также в обязательном порядке будут вакцинированы. Первые строители уже прибывают на полуостров. Вопросам здоровья и защиты от коронавируса мы уделяем особое внимание, потому что вспышка коронавирусной инфекции отразится на темпах строительства», - сказал Валентин Монгилев, руководитель проекта подрядной организации ООО «Крокус».
Кроме строительства общежития, на объекте «Краевая больница» ведется планировка территории. В начале следующего месяца на объект выйдут арматурщики и бетонщики. Планируется, что к концу года на палатном и диагностическом корпусе будет закрыт «теплый контур» и начнутся отделочные работы.
Ход строительства будет контролировать государственный заказчик – КГКУ «Единая дирекция по строительству объекта «Камчатская краевая больница». Дополнительный независимый строительный контроль от лица Минстроя России проводится федеральным бюджетным учреждением «РосСтройКонтроль».
Напомним, по проекту новая краевая больница будет рассчитана на 150 посещений в смену и 450 коек. Площадь комплекса составит 80 тысяч квадратных метров, а общая площадь территории больницы предусматривает дальнейшее развитие лечебных направлений и составляет более 40 гектаров. Строительство будет осуществляться в два этапа. На первом планируется ввод в эксплуатацию лечебного и палатного корпусов и необходимых инженерных сооружений, обеспечивающих возможность самостоятельного функционирования лечебного блока. На втором - возведение поликлинического, палатного, патологоанатомического корпусов и корпуса вспомогательных отделений. Новую больницу обещают открыть уже в 2023 году.
Мастер-план Петропавловска-Камчатского – первый утвержденный план комплексного развития городского пространства на Дальнем Востоке. Правительство РФ утвердило его 1 февраля. Мероприятия по благоустройству расписаны до 2030 года, но изменения горожане заметят уже в 2023 году на примере центральной городской площади и Култучного озера.
«Трансформация Петропавловска-Камчатского начнется с его центральной части. Нам предстоит вернуть Петропавловску-Камчатскому его центр, он будет сосредоточен вокруг двух точек притяжения. Это историческая часть, Петропавловская гавань, и центральная площадь, которые будут обустроены так, чтобы быть привлекательными для всех наших горожан и туристов, для семей с детьми, для жителей с ограниченной мобильностью. Мы хотим сделать наш город образцом для других городов России», — сказал Владимир Солодов.
Визуализация площади Ленина
изображение: презентация ДОМ.РФ
В центре города расположится яхтенная марина, рассчитанная на 280 тыс. посещений в год. Будет обустроен фудкорт и гостиничные комплексы категории «4 звезды». В рамках мастер-плана будут благоустроены сопка Мишенная, там появится канатная дорога. На Никольской сопке проложат пешеходную тропу длиной восемь км к историческому центру города. Помимо Мишенной и Никольской сопок, где уже есть облагороженные территории со смотровыми площадками, будут обустроены комфортные локации на сопках Зеркальная, Зазеркальная, Петровская и Красная.
проект-яхтенной марины
Еще один пункт плана развития можно будет увидеть воочию в этом году – начнется строительство первого этапа дороги ТЭЦ 1 –ТЭЦ 2 – Кирпичики – Северо-Восток – 10 км- Сероглазка (33,6 км). Этот план утвержден на уровне правительства РФ. Также начнется строительство дороги к Халактырскому пляжу (срок окончания строительства – 2024 год). Протяженность дороги составит десять км, она позволит начать благоустройство пляжа. Халактырский пляж – популярнейшее место и у туристов, и у жителей города. Там проводят фестивали, соревнования, собирают дикоросы, просто гуляют, загорают и наслаждаются красотой и мощью океана на фоне черного вулканического песка. Летом в туда приезжают до нескольких тысяч человек.
Владимир Солодов заверил, что и жилищное строительство в городе также будет обусловлено главным конкурентным преимуществом – природой.
«Реновация и жилья и расселение из ветхого будет проводиться с использованием таких преимуществ, как вид из окна и близость к уникальным природным объектам. Для комфортной жизни нужно отказаться от точечной застройки перейти к комплексному видению развития каждого микрорайона, которые должны стать микроцентром со всеми необходимыми сервисами – школы, детсады, паркинги, площадки, МФЦ. Эта идея заложена в мастер-план в части жилого строительства. Также будем приводить в порядок очистные сооружения, канализационные станции, водозабор и системы водоснабжения», – сказал Солодов.
Строить жилье с учетом новых характеристик и вводных уже начали в микрорайоне Северный. Там будет построено 120 тыс. кв. метров жилья. Столько же – на улице Тушканова, в микрорайоне Заречный (в Елизово) – 162 тыс. кв. метров, также на улице Пограничная планируют построить 25 тыс. кв. метров жилплощади. Кроме того, реализация проекта «Дальневосточный квартал» начала переходить в практическую стадию. Первые жилые дома планируется сдать в конце 2025 года.
Среди долгосрочных планов реализации мастер-плана Петропавловска-Камчатского губернатор полуострова называет использование возобновляемых источников энергии при генерации тепла в 2030 году до 12% и уход от использования твердого топлива. В структуре генерации электроэнергии: использование природного газа до 68% (в настоящее время – 52%), удвоение использования ВИЭ (до 32%).
Также стоит цель к 2030 году увеличить долю переработки рыбы на полуострове до 50% против 29% в 2021 году, а также полностью перерабатывать все рыбные отходы (в настоящее время – около 25%). Также в планах увеличить количество крупных судов до 100 единиц к 2030 году (в настоящее время – три). Удвоить количество малых судов (с 200 до 400), яхт – с нуля до 60-100 единиц к 2030 году. Также краевые власти хотят с реализацией мастер-плана города нарастить поток туристов в регион до 750 тыс. человек к 2030 году (в настоящее время – 250 тыс. человек), а ежедневную выручку от каждого туриста увеличить с 6,9 тыс. в день до 14,9 тыс. рублей в день к 2030 году.
Концепция туристического комплекса «Петропавловская гавань»
изображение: презентация ДОМ.РФ
«Основная задача мастер-плана – увязать долгосрочное экономическое развитие с трансформацией городской среды. Основная идея — сделать уникальное положение города его преимуществом, сделать так, чтобы сопки, близость к океану, уникальная природа, в окружении которой мы находимся, стали доступными каждому из жителей города. Петропавловск-Камчатский должен стать привлекательным для жителей, удобным для ведения бизнеса и точкой притяжения для туристов», — резюмирует Владимир Солодов.
Мастер-план развития столицы Камчатки был представлен президенту РФ Владимиру Путину 5 сентября 2022 года. В плане содержится более 30 мероприятий. На выполнение всех мероприятий потребуется 149,5 млрд рублей.
В 2023-2025 годах запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. В 2025 году введут в эксплуатацию детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». К 2028 году создадут кампус для студентов вузов и колледжей. В 2024 году завершится строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов. Будут рекультивированы городские полигоны. Среди других проектов – открытие в 2025 году арт-кластера и создание музея воинской славы к 2028 году.
При разработке проектов учитывается мнение жителей – проходят опросы, стратегические сессии с горожанами, свои пожелания можно оставить на платформе «Что хочет город» – продолжается публичное обсуждение мастер-плана.
Результаты независимой экспертизы по «делу об очистке» в Кроноцком заповеднике на Камчатке представили ученые на заседании Общественной палаты РФ. Их заключение предъявят суду на рассмотрении апелляции по делу осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника 26 декабря.
Экспертизу провели ученые географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством доктора географических наук Сергея Чалова по распоряжению главы Минприроды РФ Александра Козлова. В группу вошли гидроэкологи, геоморфологи, геофизики, картографы. Были взяты геохимические пробы вод и грунта, дешифрированы космические снимки, проведены георадиолокационные исследования грунтов, съемки с беспилотников, геоморфологическое исследование территории.
Эксперты не обнаружили массового захоронения отходов, наличие которого наряду с хищением средств вменили в вину осужденным сотрудникам Кроноцкого заповедника.
«Снимки показали, что территория убрана. Никаких признаков нарушения или угнетения природных комплексов не выявлено, объектов ранее накопленного вреда не обнаружено, по состоянию растительности определимы места ликвидации ущерба, растительность находится в стадии восстановления, в ходе обследования склона обнаружен оползень. Наличие массивных захоронений в грунте и на территории заповедника не подтвердилось», – сказал доцент кафедры гидрологии географического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Чалов.
изображение - фрагмент заключения специалистов. Полный текст - по ссылке
Адвокаты представят результаты экспертизы на апелляции, чтобы добиться пересмотра приговора.
Участники заседания отметили, что большую роль в негативном исходе проекта по очистке Кроноцкого заповедника сыграли пробелы в существующей нормативно-правовой базе. Как отметил советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов, сотрудников Кроноцкого обвиняют в том, что они не провели госэкспертизу перед ликвидацией экологического ущерба, однако законодательство в годы проведения работ (2015-2016 г.г.) этого не предусматривало.
«Я в числе тех, кто поддерживает осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника. Экологическая экспертиза на тот момент по законодательству еще не требовалась. Каких-то планов или регламентов проведения таких работ тогда тоже не существовало. Считаю, что нужно вернуться к этому делу и пересмотреть его. Сегодня мы понимаем, как действовать, чтобы не нарушить действующие нормы закона по обеспечению режима охраны ООПТ, и чтобы справиться с президентской задачей по расчистке природных территорий от мусора и отходов, накопленных за предыдущие десятилетия, а то и столетия», — добавил он.
На заседании было отмечено, что нельзя забывать о том, что любые работы на особо охраняемых природных территориях, которые зачастую находятся в труднодоступной местности, нужно проводить очень аккуратно, чтобы не нанести вред хрупкой экосистеме. Для того, чтобы собрать и вывезти металлолом, старые конструкции и прочий тяжелый хлам необходима большегрузная техника, наличие которой нежелательно в заповедной зоне.
Участники заседания привели в пример успешный проект ликвидации экологического ущерба в ФГБУ «Заповедники Таймыра» – там удалось провести мероприятия с привлечением МЧС. Старые бочки с ГСМ вывезли вертолетом. Однако сотрудники министерства согласились помочь только потому, что находились в том районе – исключительно по доброй воле и бесплатно.
Руководитель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина отметила, что в настоящее время в очистке нуждаются национальный парк «Русская Арктика», заповедник «Остров Врангеля», Прибайкальский нацпарк, Ненецкий заповедник, ФГБУ «Заповедное Приамурье», заповедник «Курильский» и другие территории.
«Боюсь, что люди, работающие в ООПТ, могут начать отказываться от проведения мероприятий по ликвидации нанесенного вреда экологии, опасаясь за свою свободу на примере сотрудников Кроноцкого заповедника – там люди стали заложниками ситуации. Специалисты, работающие на местах, будут с осторожностью относиться к подобным рискам», – добавила она.
Участники дискуссии также отметили, что до случая с Кроноцким заповедником тоже случались прецеденты, когда проекты по очистке территорий заканчивались уголовными делами и увольнениями директоров – например, нацпарк в Приморском крае «Земля леопарда» и нацпарк «Русская Арктика» в Архангельской области.
Напомним, в июле суд признал виновными в хищении выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба денежных средств в размере 454,6 млн рублей путем растраты в составе организованной преступной группы в период 2015 — 2016 годов.
Решением суда приговорены:
– начальник научного отдела заповедника Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4,5 года;
– заместитель директора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на пять лет;
– заместитель директора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5,5 лет;
– бывший сотрудник заповедника Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года.
Суд также включил в приговор для всех осужденных возмещение в полном объеме солидарно суммы ущерба по иску (454,6 млн рублей) и выплату крупных штрафов (16,8 млн рублей.
Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
Подробности «дела об очистке» – в материале EastRussia «Казус Кроноцкого».
Масштабный туристический проект только начинает развиваться, однако речь сейчас не о нем: недоступной оказалась популярнейшая зона отдыха с возможностью кататься на лыжах, купаться в термальных источниках, созерцать водопады и спускаться в пещеры в окружении Мутновского, Горелого и Вилючинского вулканов – территория общедоступная, где у многих есть дачные участки, где располагаются отели. Начавшиеся работы по строительству дороги к «Трем вулканам» вызвали возмущение местных жителей и туристического сообщества полуострова - в начале ноября на подъезде к дороге внезапно появился шлагбаум.
Как объяснили местные власти, исполнитель дорожного строительства - компания «Устой-М» – откроет проезд зимой, когда высота снежного покрова не позволит вести работы - грунтовая дорога сейчас считается стройплощадкой.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в ходе прямой линии на этой неделе заявил, что главные неудобства, связанные с созданием инфраструктуры туристического объекта стоимостью около 40 млрд рублей, затронут жителей и гостей Камчатки летом 2023 года.
«Разрабатывается регламент, который позволит организованным группам туристов, операторам отелей, которые находятся в этой зоне, обеспечить проезд через стройплощадку с машиной сопровождения для обеспечения безопасности. Возможно, будут “окна” и для индивидуальных посетителей в выходные дни. Регламент будет утвержден и все смогут заблаговременно с ним ознакомиться. Строительство инфраструктуры всегда связано с временными неудобствами. На первом месте стоит вопрос безопасности – там сотни единиц тяжелой техники и не может в такой ситуации идти постоянный поток автотранспорта. Решение вынужденное», – добавляет глава региона.
Также Солодов рассказал, что следующим летом обустроят альтернативную временную дорогу к трем вулканам, которая будет доступна опять же только для высокопроходимой техники – проложено будет около 20 км.
Конкурс по определению подрядчика строительства основной дороги состоялся только с третьего раза (дважды их признавали не состоявшимися). Относительно подрядчика «Устой-М» Владимир Солодов выражает уверенность – именно эта компания построила мильковскую трассу и отремонтировала 22 км федеральной дороги Морпорт-Аэропорт в прошлом году. Губернатор убежден, что дорога к туристическому парку будет построена в срок.
Летом стало известно, что в этом году Камчатский край получит 2,7 млрд рублей на строительство инфраструктуры к туристическому кластеру в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый. Деньги пойдут на строительство дорог, систем водоснабжения и линий электросвязи. В следующем году Камчатский край дополучит на эти цели 672,8 млн рублей, в 2024 году — 2,1 млрд рублей.
В региональном министерстве туризма отмечают, что только четыре субъекта страны смогли пройти отбор по предоставлению субсидий на развитие туристических кластеров. Причем, Камчатка получила самую большую субсидию, которая будет направлена на строительство автодороги от поселка Термальный к Вилючинскому перевалу.
«Эта автодорога очень значима и востребована в первую очередь жителями нашего региона, а также туристами. Кроме того, когда будет построена качественная дорога, все объекты вдоль неё, инвестиционные проекты и средства размещения станут гораздо доступнее, а впечатления от путешествия по Камчатке будет формироваться не только благодаря красотам этого направления, но и комфорта при перемещении», — сказала замминистра туризма региона Светлана Пегова.
Протяженность дороги составит 32 км, она будет доходить до Вилючинского перевала. Проезд будет бесплатным. Плату за въезд на территорию туристического кластера, предположительно, инвестор предусмотрит для туристов из других регионов и стран.
Парк «Три вулкана» — это туристский проект, на территории которого есть потенциал для развития бальнеологического, горнолыжного, горного и круизного направлений. Реализованный проект создаст 864 новых рабочих места. Предполагается, что проект позволит увеличить туристический поток на Камчатку до 650 тыс. визитов в год к 2027 году.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять в этом году 300 тыс. туристов – примерно на 50 тыс. больше, чем в прошлом году. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве один млн человек.
Ранее заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль рассказала об основных направлениях, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров.