EastRussia подводит итоги заседания подкомиссии по вопросам инвестиционных проектов на Дальнем Востоке
Опережающие развитие
В список «счастливчиков» попали сельскохозяйственный ТОР «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловский» в Приморье, «Беринговский» и индустриальный парк «Кангалассы». Вопросы возникли лишь к площадке «Предмостовой» в Амурской области, так как комиссии было непонятно, кто и за какие деньги построит мост, на который должна опираться эта площадка, но и ее приняли, хоть и с оговорками. Промышленно-логистическая площадка площадью 857,3 га подразумевает 128,9 млрд рублей частных инвестиций и создание 1530 новых рабочих мест.
Остальные площадки комиссия одобрила, а после заседания даже похвалила за то, что все они перспективные и направлены на раскрытие уникального потенциала каждого из регионов. «Все проекты разные, самое главное, что они все раскрывают экономический потенциал территории. Этот потенциал тоже разный. И еще очень важный итог сегодняшнего обсуждения: мне кажется, нам удалось создать достаточно гибкую оболочку ТОРов, работая с разными потенциалами - иногда он ресурсный, иногда он транзитный, иногда он сельскохозяйственный, в других случаях он туристический. Но мы видим, что оболочка территории опережающего развития этот потенциал позволяет раскрыть, а, значит, развивать Дальний Восток», - поделился своим мнением министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Сложным с точки зрения реализации проектом показался специалистам и ТОР «Кангалассы» промышленной направленности площадью 16,9 га, который подразумевает 1,11 млрд рублей частных и 0,2 млрд рублей бюджетных инвестиций, а взамен может дать региону 350 новых рабочих мест. «Это достаточно сложная территория опережающего развития, проекты небольшие, их много, они диверсифицированы. С одной стороны, конечно, удобнее иметь дело с 1-2 большими понятными проектами, обеспеченными финансированием. С другой стороны, там такое количество разных небольших предприятий, что, если они будут реализованы, они точно принесут много пользы якутской земле. Кроме того, там хорошая правильная позиция губернатора. Он готов нести полную ответственность за то, что все проекты будут реализованы», - прокомментировал проект Трутнев.
«Разное»
Повестка заседания не ограничилась ТОРами, зашла речь и о Восточном экономическом форуме, который, как рассказал Трутнев, планируется сделать ежегодным и специализированным.
Коснулись участники заседания и темы создания cвободного порта во Владивостоке, без которой сейчас не обходится, кажется, ни одно более или менее крупное совещание с участием властей. По словам Трутнева, сейчас обсуждаются детали будущего закона, и предложения подчас звучат «научно-фантастические» - например, предлагается отменить на территории cвободного порта все налоги и квоты на иностранную рабочую силу и даже таможню. По словам властей, при подобном подходе к делу другие регионы страны могут обидеться на несправедливое отношение и выборочные преференции.
«Абсолютно уверены в том, что закон о свободном порте Владивосток создает здесь новую обстановку, новые возможности для ведения бизнеса, - комментирует Юрий Трутнев.- Есть экспертные оценки, которые говорят об удвоении валового регионального продукта в течение 5 лет, то есть просто взрывном росте экономики. Другой разговор, что законов таких совершенных не бывает, поэтому сейчас очень много предложений, как его сделать еще лучше, некоторые из них мы обязательно учтем, а некоторые, на мой взгляд, являются немножко научно-фантастическими. Вот сегодня, например, звучали такие предложения: давайте вообще отменим налоги все, давайте отменим квоты на иностранную рабочую силу, таможню отменим. Но тогда, извините, а что же остальные территории России скажут по поводу такого законодательства? Так нельзя. Мы будем выбирать те решения, которые представляют максимальные условия для эффективного развития экономики Дальнего Востока, Владивостока. Этот проект носит характер не только для развития Владивостока, Владивосток в этом случае - ворота на Дальний Восток, морские ворота, и не только морские, потому что там еще и аэропорт реконструируется. И именно так мы это все и видим».
Он уточнил, что сегодня ряд российских компаний уже начинают вести бизнес в КНДР, что служит конкретным примером развития взаимовыгодного партнерства, а не «умозрительными заключениями».
Текст: Алена Тимофеева