На Камчатке построены новые ветряки
Новые ветряки на Камчатке поставила компания «Передвижная энергетика». В августе был введен в эксплуатацию ветродизельный комплекс на Командорских островах, а в сентябре – ветроэнергетическая установка в Усть-Камчатске.
Камчатский регион выбран неслучайно: среднегодовая скорость ветра на побережье превышает 7–8 м/с, а на Командорских островах — 10 м/с. Это в два раза выше, чем на континентальных площадках Германии и Дании, которые входят в число лидеров ветроэнергетики. Благодаря этому потенциалу, энергетики рассчитывают на высокий коэффициент использования установленной мощности ветроустановок.
В частности, ветродизельный комплекс на Командорских островах позволит заместить до 50% среднегодовой выработки местных дизельных мощностей, что даст возможность сэкономить 350 тонн топлива, или 12,5 млн руб. в год в ценах 2013 года. Проект окупится за 10 лет.
Однако для того, чтобы все заработало, пришлось немало постараться. Энергетикам пришлось очень тщательно подбирать оборудование, чтобы, во-первых, иметь возможность его доставить, а во-вторых, должным образом смонтировать. Из-за отсутствия должной строительной инфраструктуры для проекта на Командорских островов, например, не годился ни один башенный ветряк. На островах нет тяжелой строительной техники, а башенному ветряку нужен тяжелый кран – и для строительства, и для обслуживания. На помощь пришел мировой опыт – уникальную технологию для подобных условий имеют французы – фирма Vergnet как раз собирает легко транспортируемые и монтируемые самоподъемные ветряки, предназначенные как раз для монтажа на малонаселенных островах. Ветряк полностью собирается на земле, после чего приводится в вертикальное положение с помощью лебедки. Два таких ветроагрегата мощностью 275 кВт были смонтированы на острове Беринга, один – в пос. Усть-Камчатск.
Отдельные инженерные решения потребовались для должного сопряжения ветрогенераторов и дизельной станции пос. Никольское. В 1997 году на тех же Командорских островах были установлены два ветроагрегата Micon, подаренные острову Данией (эта щедрость объясняется тем, что именно здесь захоронен великий географический исследователь и уроженец датского королевства Витус Беринг). Эти ветроагрегаты так и не вышли на проектную мощность из-за того, что не было должным образом обеспечено сопряжение и их работа дестабилизировала локальную энергосистему. Но теперь распределением нагрузки между ВЭС и ДЭС занимается автоматика (АСУ ВДК), а балластную нагрузку, сглаживающую колебания в сети, дает электробойлер, подключенный к системе центрального отопления поселка. Так избыточная энергия ветра конвертируется в тепло, а энергетики получают максимальное использование ветропотенциала.
Кстати, экономическая эффективность от замещения дизельной выработки энергией от возобновляемых источников складывается не только на Камчатке. Затраты на закупку и завоз дизельного топлива по всему ДФО составляют порядка 9 млрд рублей в год, причем эта цифра постоянно растет. Это астрономическая сумма, учитывая что речь идет о чуть более чем 500 ДЭС суммарной установленной мощностью около 670 МВт. А по прогнозу Минэкономразвития, через десять лет дизельное топливо будет в два с половиной раза дороже, чем сейчас.
Сегодня энергетики уже имеют прозрачную экономическую модель по возврату инвестиций, вложенных в подобные проекты ВИЭ. Для развития генерации на основе возобновляемых источников энергии достаточно, чтобы на региональном уровне была закреплена договоренность о сохранении топливной составляющей в тарифе ДЭС на период окупаемости проекта. Такой подход делает проекты интересными и для финансовых организаций (поскольку механизм возврата инвестиций весьма прозрачен), и для региональных властей (поскольку мы готовы снижать тарифы после завершения проекта). ОАО «РАО Энергетические системы Востока» завершает формирование программы развития ВИЭ.