Аналитическое агентство «Смыслография», входящее в коммуникационную группу АГТ, и компания Dow Jones провели очередное исследование восприятия регионов Российской Федерации ведущими англоязычными СМИ. Разработанная специалистами агентства «Смыслография» методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ, проанализированных с использованием материалов информационно-аналитической службы Factiva.com в ТОП-100 ведущих англоязычных СМИ, включая The Wall Street Journal, Dow Jones Newswire, The Economist, The Guardian, Washington Post и других.
TOP-10 рейтинга, 2014 год
Текущее место в 2014 году |
Регион |
Общий балл |
Изменение места в рейтинге по сравнению с 2013 годом |
1 |
Республика Татарстан |
141 |
+6 |
2 |
Пермский край |
140 |
+4 |
3 |
Сахалинская область |
139 |
-2 |
4 |
ХМАО-Югра |
137 |
-1 |
5–6 |
Самарская область |
136 |
+4 |
5–6 |
Республика Мордовия |
136 |
+31 |
7 |
Тульская область |
135 |
+58 |
8 |
Томская область |
131 |
-6 |
9–10 |
Краснодарский край |
127 |
-5 |
9–10 |
Приморский край |
127 |
+1 |
Как и годом ранее, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ прежде всего в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной премьер-лиги), а также в связи с проектами в области ТЭК. Это особенно справедливо по отношению к субъектам федерации, занявшим верхние строчки рейтинга. Кроме того, стоит отметить, что в ТОП-10 имеет место высокий уровень преемственности результатов по сравнению с 2013 годом. Лишь два региона из первой десятки не были представлены в ней годом ранее – это республика Мордовия и Тульская область.
Ханты-Мансийский автономный округ выступает в роли своеобразной модели российского региона, интересного англоязычным медиа за счет сочетания в своей повестке двух ключевых компонентов, привлекающих особое внимание, а именно спорта и нефти. Наряду с обсуждением ресурсного потенциала территории зарубежные СМИ не преминули коснуться темы проходившего в регионе чемпионата мира по шахматам и ежегодного этапа кубка мира по биатлону.
Из ведущих российских регионов то же самое можно сказать о Самарской области (футбольная команда которой, впрочем, покинула премьер-лигу по итогам сезона 2013–2014) и о непосредственно примыкающей к ведущей десятке Республике Башкортостан (11-я строка рейтинга), где наряду с приходом ФК «Уфа» в высший футбольный дивизион медиа обращали внимание на деятельность компании «Башнефть».
Напротив, Сахалинская область и Приморский край упоминаются исключительно в контексте нефтегазовых проектов: «Сахалина-1», «Сахалина-2», «Владивосток-СПГ». Показательно, что наряду с добычей зарубежные медиа обращают внимание на экспорт нефтепродуктов из Сахалинской области и сжиженного природного газа из Приморья.
В то же время в других случаях значимость сохраняют и традиционные факторы. Так, рекордное падение Саратовской области (потерявшей 42 позиции) обусловлено освещением англоязычными СМИ пожара на НПЗ Роснефти в регионе, а также незаконной деятельности местного жителя, занимавшегося написанием и продажей компьютерных вирусов.
По его словам, согласно исследованию, для регионов Дальнего Востока в 2014 году были характерны «парные» ведущие информационные поводы. Визиты президента России вошли в число главных новостей Хабаровского края и Республики Саха (Якутия): из Хабаровска прозвучало Новогоднее обращение Владимира Путина, а в Якутии визит президента был связан с началом строительства газопровода Россия – Китай. Поездка северокорейского посла была среди наиболее замеченных иностранными СМИ событий в Приморском и Хабаровском краях. Взаимодействие с Китаем стало главной новостной темой англоязычного медиаполя для ЕАО (торговые связи региона с китайской провинцией Хэйлуньцзян) и для Амурской области – инфраструктурные проекты с Китаем и деятельность китайских перекупщиков в связи с курсом рубля.
Авария южнокорейского корабля в Беринговом море стала одной из главных тем сообщений про Чукотку и про Камчатский край – ситуацию комментировали в спасательной службе Петропавловска-Камчатского. Для Чукотки и Якутии информационными драйверами стали также доисторические находки: найденный в вечной мерзлоте гигантский вирус времен каменного века на Чукотке и якутский мамонт, выставленный в прошлом году на экспозицию в Москве. В международных комментариях о санкциях чаще упоминались Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).
Что касается использования ключевых информационных поводов – «пропусков» в англоязычное медиаполе, то восточные регионы России ими пользовались только частично. Информационными дивидендами крупных спортивных событий для продвижения в англоязычном медиаполе не воспользовался ни один регион ДФО. Популярные на российском Востоке хоккей с шайбой и бенди не дают такого медиаэффекта, как футбол и этапы кубка мира по биатлону. Открытия новых месторождений и начало их разработки, если и были в 2014 году, то они не стали достоянием зарубежных СМИ, подчеркивает Шулаев.
Эксперт добавляет, что «многолетнее вхождение Сахалинской области в число российских регионов-лидеров в зарубежных СМИ демонстрирует пример эффективного коммуникационного стандарта для инвестиционно полезного присутствия в англоязычном информационном поле. В этот стандартный комплект можно включить ежегодный международный отраслевой форум, региональное информагентство и регулярные новости проектов крупнейших мировых и российских производственных компаний в регионе».
В-третьих, учитывая интенсивность потока новостей о взаимодействии с Китаем и перспективу такого сотрудничества, просится акцент в виде специализированного ежегодного российско-китайского мероприятия, например форума-выставки, в Биробиджане или Благовещенске. Наконец, Хабаровску стоит четче зафиксировать в медиаполе свой статус восточных ворот России. Обладающий уникальным интермодальным транспортным узлом, находящийся не так далеко от строящегося космического порта Восточный и незамерзающего морского порта Владивосток, в преддверии строительства эпохальных газпровода и скоростной транссибирской магистрали, Хабаровск может претендовать на проведение регулярного логистического форума.
Рейтинг по ДФО, 2014 год
Текущее место в 2014 году |
Регион |
Общий балл |
Изменение места в рейтинге по сравнению с 2013 годом |
3 |
Сахалинская область |
139 |
-2 |
9–10 |
Приморский край |
127 |
+1 |
14 |
Хабаровский край |
122 |
+8 |
25–28 |
Республика Саха (Якутия) |
100 |
+6 |
45–46 |
Камчатский край |
81 |
0 |
49–50 |
Амурская область |
75 |
+24 |
49–50 |
Магаданская область |
75 |
-22 |
66 |
Чукотский автономный округ |
51 |
-33 |
74–75 |
Еврейская автономная область |
39 |
+3 |
При этом усилия по продвижению регионов должны носить регулярный характер, в противном случае высока вероятность серьезной утраты позиций. «Показателен пример Алтайского края, потерявшего 41 позицию за год. В 2014 году Алтайский край фактически не занимался собственным продвижением в англоязычном медиаполе и занял 77 место из 82 регионов, значительно снизив тем самым эффективность своей во многом образцовой работы по созданию инвестиционной и туристической привлекательности», - подчеркивает Шулаев.
По мнению директора аналитического направления агентства «Смыслография» Григория Кислина, рейтинг регионов-2014 в существенной степени продолжает тенденции, наметившиеся ранее. «Информационно-имиджевый импульс, который дальневосточные территории получили благодаря саммиту АТЭС 2012 года, по-прежнему находит отражение в глобальном информационном пространстве. Устойчиво высокие позиции Сахалинской области и Приморского края указывают на понимание англосаксонскими СМИ важности и долгосрочности разворота России в тихоокеанском направлении», – отмечает Кислин.
С полной версией исследования можно ознакомиться на сайте Аналитического агентства «Смыслография» в разделе «Исследования».