Поделиться
Прорыв в будущее
Поделиться

Как живет в Комсомольске-на-Амуре филиал ПАО «Компания «Сухой»

Комсомольскому-на-Амуре филиалу ПАО «Компания «Сухой» выпала нелегкая, но замечательная судьба. Рожденный в немыслимых условиях, завод всегда был на передовом крае отечественной промышленности.  Он непрерывно рос и развивался, завоевывая все новые и новые вершины – от самого первого самолета до крылатых машин пятого поколения.

Последние годы стали закономерным продолжением героической истории и славных традиций предприятия, по своей значимости сравнимы с наиболее важными вехами в истории завода. Сегодня ветераны с гордостью вспоминают 1980-е – время, когда они ставили на производство самолеты Су-27. Время перехода от третьего поколения боевых машин к четвертому. Тогда в одной связке, в едином трудовом порыве работали инженеры и технологи, конструкторы и рабочие, руководители. Тогда, вкладывая в дело весь свой опыт и знания, не считаясь с затратами личного времени, гагаринцы поставленную задачу выполнили, что дало предприятию перспективу на несколько десятилетий вперед. Это был настоящий трудовой подвиг.

Сегодня коллектив филиала ПАО «Компания «Сухой» совершает столь же знаменательный прорыв в будущее, работая сразу над тремя самыми перспективными в российском авиастроении программами: строительством многофункционального истребителя Су-35С, самолета пятого поколения Т-50, современного гражданского авиалайнера Sukhoi Superjet 100.

Задача нынешнего поколения авиастроителей – сделать все, чтобы эти самолеты надежно вошли в серию, в очередной раз обеспечивая стабильное будущее предприятия.

Самолет на грани фантастики

Именно таких отзывов неизменно удостаивается перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – самолет пятого поколения Т-50. Удивление, восхищение, зависть вызывают эти совершенные крылатые машины у экспертов, специалистов и зрителей.

Программа создания ПАК ФА кардинально меняет облик завода. Специально для производства новой боевой машины компанией «Сухой» было закуплено современное высокотехнологичное оборудование и испытательные стенды, освоены новые технологии. В их числе – широкое использование современных композиционных материалов, заметное увеличение доли титановых деталей в конструкции самолета, новые подходы в проведении монтажно-сборочных работ.

Сегодня перед комсомольскими авиастроителями стоит непростая задача: в жесткие сроки подготовить предприятие к серийному выпуску самолета пятого поколения. Т-50 должен стать базовым в производстве военной авиационной техники на заводе, составить основную мощь Военно-воздушных сил России на ближайшие десятилетия.

Многофункциональный и сверхманевренный

В чем особенность последних 15–20 лет для завода? Практически все первые опытные  самолеты, которые создаются в ОКБ «Сухого», гагаринцы осваивают на практике.

Классический вариант для серийного завода – внедрение конструкторской  документации, постановка практически готового, уже испытанного образца на производство. Однако сейчас первоначальный этап работы проводится не в ОКБ, а сразу на предприятии – первые опытные образцы, в тесном сотрудничестве с опытно-конструкторским бюро, создаются в цехах КнААЗ.

Это и радость, и гордость, но и большие дополнительные проблемы: это отличие нашего времени. Здесь, в Комсомольске-на-Амуре, трудом наших рабочих, технологов, инженеров, конструкторов рождается, обретает зрелость, выпускается в серийное производство новая крылатая машина.

25 декабря 2015 года истребители Су-35С из состава 23-го истребительного авиационного полка, который размещается на аэродроме Дзёмги, впервые заступили на боевое дежурство. Это очень важный, веховый момент, который означает, что самолет состоялся.

В 2016 году запланировано выполнение контрактных обязательств перед Министерством обороны Российской Федерации по серийному производству самолетов Су-35С, поставка на экспорт самолетов Су-35, а также производство опытных самолетов пятого поколения Т-50. Реализация военных и гражданских программ авиастроения позволяет предприятию сохранить в 2016 году загрузку на уровне прошлого года.

Гражданское авиастроение

Развитие программы гражданского авиастроения – важное направление деятельности Комсомольского филиала ПАО «Компания «Сухой». Программа по созданию новой модели региональных авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 стартовала в середине 2000-х годов. 26 сентября 2007 года состоялась официальная церемония выкатки первого летного экземпляра, а уже через полгода, 19 мая 2008-го, первый SSJ 100 поднялся в небо.

Амбициозный проект организации производства составных частей гражданского авиалайнера потребовал серьезной реорганизации производства. В филиале еще не строили гражданских самолетов такой размерности. Не было необходимого оборудования – обтяжных прессов, клепальных автоматов, уникальных агрегатов по автоматической стыковке отсеков фюзеляжа...

В 2010 году были созданы специальные производственные линии: по изготовлению отсеков фюзеляжа и ОЧК (отъемной части крыла). В 2013 году заводчане реконструировали производственные площади сборочного цеха № 5. До неузнаваемости изменился цех сборки ОЧК  № 89. При этом работа в цехе не прекращалась ни на минуту: параллельно выполнению плановых заданий шла реконструкция помещений, монтаж нового оборудования, освоение новых технологий, обучение кадров. Это настоящий трудовой подвиг коллектива цеха.

Сейчас на предприятии продолжается активная реализация программы по изготовлению составных частей самолета Sukhoi Superjet 100. В 2015 году было изготовлено 19 самолетокомплектов, в 2016-м запланировано 20, в 2017-м будет произведено и поставлено 40  самолетокомплектов. Гагаринцы еще раз доказали, что им любые задачи по плечу.

Не числом, а умением

ПАО «Компания «Сухой» – одна из наиболее динамично развивающихся в российской авиационной промышленности. Производство постоянно поддерживается на самом передовом уровне: филиал внедряет новые технологические процессы, позволяющие снижать сроки производства, осваивает современные материалы, применяет эффективное оборудование механообработки и агрегатной сборки.

Сегодня в филиале реализуется целый ряд федеральных целевых программ.  Реконструировано и построено значительное количество производственных объектов. В ближайшее время будет введен в строй новый современный цех обработки алюминиевых сплавов. Он станет одним из самых крупных на предприятии – в едином комплексе будут собраны  практически все основные механообрабатывающие производства. В процессе строительства – отвечающий всем новейшим требованиям цех гальванических покрытий, сдача которого запланирована на 2018 год.

Специалистами КнААЗ совместно с ОКБ «Сухого» разработана кардинально новая технология гибки труб – новая не только для завода, но и для всего оте­чественного авиастроения. Отказ от сварных соединений трубопроводов позволит значительно улучшить качество продукции, снизить затраты труда и материалов.

Внедрена технология ультразвуковой очистки. Новый технологический процесс направлен на снижение трудоемкости и повышение качества продукции, улучшение условий труда и экологической обстановки в цехе. Возможности современной техники позволяют существенно повышать эффективность производства, добиваться снижения издержек, брать практически по Суворову – не числом, а умением.

Большая работа проводится по программе энергоэффективности. Выполняется реконструкция участка высоковольтной линии магистрального энергоснабжения, завершается монтаж газопровода для подключения цехов в систему газолучистого отопления, что позволит сократить расходы на энергоресурсы и, самое главное, обеспечить требуемый температурный режим на рабочих местах в зимний период.

В 2015 году объем капитальных вложений на КнААЗ составил 5,2 млрд рублей, ввод в эксплуатацию – на 2,4 млрд рублей. В 2016 году финансирование технического перевооружения, реконструкции и строительства запланировано на уровне 962 млн рублей.

Завод силен профессионалами

Предприятие делают кадры. Важны и профессионалы, умеющие сделать любую деталь на универсальном станке, и молодежь, которой на заводе много.

Гагаринцы добились серьезных успехов в подготовке кадров. Если пять лет назад только единицы могли обслуживать новое оборудование, то сегодня профессия оператора станков с программным управлением стала массовой.

Специалистов, умеющих работать на современном оборудовании, готовят по отработанной схеме «школа – вуз – предприятие». Малый авиационный факультет и «Росмашклассы», созданные при Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете, – это первая ступень программы подготовки кадров, обеспечивающая профильную довузовскую подготовку будущих авиастроителей.

Выпускники МАФа и «Росмашклассов»  получают целевые  направления для поступления в КнАГТУ (на бюджетные места) с получением заводской стипендии (от 2500 до 4800 рублей в зависимости от дальнейшей успеваемости).

В рамках взаимодействия с КнАГТУ в 2015 году на территории КнААЗ созданы и действуют пять лабораторий для студентов и аспирантов университета.

В скором времени на базе губернаторского авиастроительного колледжа будет создан Межрегиональный центр компетенций, задачей которого станет обучение специалистов для высокотехнологичных производств  всего Дальнего Востока. В техническое оснащение Центра инвестируют более 500 млн рублей. 

Умеем работать, умеем и отдыхать

Компания «Сухой» продолжает поддерживать значимые для города социальные объекты спорта, здравоохранения, культуры – спорткомплекс «Смена», Дворец культуры авиастроителей, дом отдыха «Шарголь», парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина (совместно с администрацией города). Затраты на содержание социальных объектов в 2015 году составили более 127 млн рублей, в 2016 году финансирование запланировано на том же уровне.

Эффективно работают дочерние предприятия ПАО «Компания «Сухой»: ООО «АТП», ООО «МЦ «Кедр», ООО «Гостиница «Дземги», НУК «Дворец культуры авиастроителей».

Забота о ветеранах и неработающих пенсионерах, посвятивших свою жизнь авиастроению, – непременная и обязательная часть социальной политики компании «Сухой». В филиале стараются сделать все возможное, чтобы пожилые люди не оставались один на один со своими проблемами, нуждами, не чувствовали себя одинокими.

Неравнодушно предприятие и к спортивной жизни города, традиционно поддерживая футбольный клуб «Смена». В этом году комсомольские футболисты стали победителями первенства России по второй лиге зоны «Восток».

В настоящее время компания «Сухой» активно работает над улучшением жилищных условий сотрудников. Благодаря участию в реализации постановления правительства Хабаровского края «О порядке и условиях предоставления государственной поддержки жилья экономического класса» построен дом на пересечении улицы Калинина и проспекта Копылова. 196 семей работников завода въехали в новые квартиры. Сейчас компания «Сухой» работает над осуществлением второго проекта подобного типа, но более масштабного: планируется строительство нового дома на 850 квартир по переулку Дворцовому. Оно будет идти в несколько очередей, с 2016 по 2019 год. Первый камень в основание нового дома будет заложен осенью текущего года.

Высокие перспективы

Авиационная отрасль всегда была своего рода локомотивом, который тянул за собой промышленность страны. У Комсомольского-на-Амуре филиала ПАО «Компания «Сухой» – большое будущее. Производственные программы – Су-35С, Т-50, Sukhoi Superjet 100 – рассчитаны на долгосрочную перспективу.  Поэтому с полным основанием предприятие привлекает на завод энергичную, перспективную, грамотную молодежь. Достойной заработной платой, новым оборудованием и технологиями, современными условиями труда, возможностями карьерного роста.  

Марина Левина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов