Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Индексы энергетического угля на европейском рынке находятся в восходящем тренде, укрепившись выше 155 долл./т. на фоне неопределенности на газовом рынке, снижения среднесуточных температур в ряде европейских стран и ограниченных поставок российского угля из-за логистических проблем. Российские поставки газа в ЕС остаются ниже запланированных уровней. Поскольку европейские газовые хранилища заполнены всего на 61% (-18% к 2020 г.), сохраняются опасения, что запасы могут упасть до критически низкого уровня еще до конца зимы.
Рост котировок южноафриканского материала выше 140 долл./т. обусловлен крайне низкими запасами материала на терминале Richards Bay (RBCT), которые на прошедшей неделе составили 2.1 млн т. (+0.2 млн т. к 08.12.2021 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне
168–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. 29.11.2021 г. правительство Китая объявило о приостановке работы ряда шахт в ведущей угледобывающей провинции Шаньси из-за превышения допустимой нормы объемов добычи.
Котировки австралийского материала поднялись выше 176 долл./т. на фоне продолжающейся неблагоприятной погоды в Австралии. По данным австралийского метеорологического бюро неблагоприятная погода, которая может привести к более высокому количеству циклонов в текущем сезоне, продлится до апреля 2022 г.
Индексы индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR индонезийского материала продолжили снижаться до 130 долл./т. FOB Kalimantan на фоне низкой торговой активности со стороны Китая и Индии.
Цены на австралийский коксующийся уголь оставались на уровне 340 долл./т. на фоне неблагоприятной погоды, которая вызвала перебои в поставках материала.
Поставки российского угля ухудшаются на всех экспортных направлениях
Логистические проблемы с доставкой российского угля в морские порты набирают обороты на всех экспортных направлениях, что в настоящее время привело к нехватке угля на рынке и может вызвать еще больший дефицит в ближайшие месяцы. Особенно остро сбои с поставками ощущаются в портах Балтики и Дальнего Востока.
На Северо-Западном направлении проходят ремонтные работы на Октябрьской ж/д, которые в сочетании со снегопадами вызвали заторы на железных дорогах, где отмечается большое скопление брошенных поездов. Ж/д поставки в крупнейший порт на Балтике Ростерминалуголь с января по ноябрь 2021 г. уменьшились на 1.9 млн т. к аналогичному периоду 2020 г. до 22.2 млн т. Складские запасы угля на терминале, впервые упали до исторического минимума в 25 тыс. т. при норме единовременного хранения 633 тыс. т. (см. CAA Russian Coal Weekly от 10 декабря 2021 г.). Температуры в регионе упали до -200C, что усиливает сложности с выгрузкой смерзшегося угля в портах и вынуждает РЖД вводить железнодорожные конвенции на поставки угля в адрес отдельных терминалов. С декабря ожидается введение ледовых ограничений на Балтике, что вызовет дополнительные задержки с поставками российского угля на экспорт.
На фоне текущих проблем ожидается переориентирование ряда Балтийских терминалов под другие виды грузов. Поставки угля в порт Высоцк с января по ноябрь 2021 г. сократились на 2.1 млн т. (к январю-ноябрю 2020 г.) до 3.8 млн т. Помимо логистических проблем порт начал переваливать зерно на двух из четырех причалов терминала, планируя постепенно сокращать экспорт угля. Ранее мы писали о том, что терминал Юг-2, в Усть-Луге, второй по величине угольный терминал в порту Усть-Луга, может приостановить перевалку угля в 2022 г., в связи с планами газовых компаний построить на его территории газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн т. СПГ в год (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 августа 2021 г.). Прогнозируется, что перевалка Юг-2 в 2021 г. составит порядка 11 млн т. угля.
На Дальневосточном направлении, в связи со снегопадами и большим количеством заторов и брошенных поездов, РЖД с ноября периодически вводит ж/д конвенции на отгрузки угля в такие порты, как Ванино (Ванинский Морской Торговый Порт, Дальтрансуголь, ВаниноТрансУголь), порт Восточный (Восточно-Уральский Терминал, Малый Порт), порт Владивосток и порт Вера. Из-за проблем с ж/д поставками крупнейший в России угольный терминал АО Восточный Порт за 11 месяцев 2021 г. сократил перевалку угля на 1.4 млн т. до 24.1 млн т.
Судя по всему, ситуация с экспортом российского угля будет ухудшаться, принимая во внимание усиление морозов, проблемы с выгрузкой в портах и логистические проблемы.
В январе-ноября 2021 г. импорт угля Украиной вырос на 15%
В январе-ноябре 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 17.7 млн т. (+2.3 млн т. или +15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
13.2 млн т. или 75% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 3.0 млн т. или 17% составили отправки угля из Казахстана и 1.5 млн т. или 8% поставили США.
15 июня 2021 г. Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы материала до 3.0 млн т. угля в преддверии начала отопительного сезона. В настоящее время запасы угля на Украине остаются на критически низком уровне в 0.45 млн т. (+0.02 млн т. к 15.11.2021 г.), что на 2.5 млн т ниже показателей, запланированных Минэнерго. В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению складских резервов материала в стране. В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. (-4.1 млн т. или -20% к 2019 г.).
Владелец и топ-менеджеры СДС арестованы
Основной владелец компании СДС-Уголь и шахты Листвяжная Михаил Федяев был арестован 15 декабря после решения суда. В настоящее время Федяев находится в СИЗО. Также были задержаны еще три человека, включая руководителя СДС-Уголь Геннадия Алексеева, технического директора компании и главного инженера Листвяжной. Всем задержанным предъявлены обвинения в нарушении требований промышленной безопасности и превышении должностных полномочий.
Ранее Федяев и Алексеев во время встречи с Владимиром Путиным заявили, что готовы нести ответственность за взрыв, произошедший 25 ноября на шахте Листвяжная, в результате которого погибли 46 горняков и 5 спасателей, а более ста человек пострадали.
Все предприятия холдинга продолжают работать в обычном режиме, а исполняющим обязанности президента СДС стал первый вице-президент Сергей Колмогоров, временно сменив Федяева.
Однако добыча на Листвяжной, на которую приходится около 18% добычи угля и доходов холдинговой компании СДС, все еще приостановлена, а сроки восстановления еще не определены. Например, на восстановление производства на шахте Распадская после аварии 2010 г., в результате которой погиб 91 человек, потребовалось четыре года. В результате остановки Листвяжной годовой объем предложения угля на рынке может сократиться более чем на 5 млн т.
Более того, авария на Листвяжной может затронуть всю угольную промышленность страны. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев уже распорядился проверить все шахты региона на предмет взрывобезопасности. Дополнительные проверки могут привести к дальнейшим ограничениям предложения и повышению цен.
СДС-Уголь занимает третье место в России по объемам добычи и экспорта угля. В январе-ноябре 2021 г. предприятия компании произвели 18.4 млн т. угля
(-0.7 млн т. или -3.5% к аналогичному периоду 2020 г.). Добыча в 2020 г. составила 20.2 млн т. угля (-4.4 млн т. или -18% к 2019 г.).
Холдингу также принадлежат такие угольные разрезы, как Черниговец, Восточный, Первомайский и шахта Южная, а также обогатительные фабрики и другие объекты.
Современное аналитическое агентство (CAA)