Поделиться
Пульс угля - 2 июля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалась коррекция котировок энергетического угля до 365 долл./т. после достижения исторического максимума 23 июня на уровне 425 долл./т. Давление на котировки также оказывает рост запасов и возобновление транспортировки газа по трубопроводу Турецкий поток.

Компания Газпром завершила плановые профилактические работы, проводимые в период с 21 по 28 июня на газопроводе Турецкий поток, по которому поставки газа кроме Турции осуществляются в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, новый президент Колумбии Густаво Петро, выступающий за переход на экологически чистые источники энергии, признал, что страна тем не менее увеличит поставки угля в Европу после его вступления в должность.

Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.8 млн. т. (+0.3 млн. тонн к 22.06.2022 г.), приблизившись к сентябрьскому рекорду 2019 г.

Цены на высококалорийный южноафриканский уголь упали ниже 330 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и снижения спроса со стороны Индии и Пакистана. Власти Пакистана поручили местным предприятиям увеличить импорт угля из Афганистана с целью замещения южноафриканского материала в связи с его высокой стоимостью.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR снизились до 185.5 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на рынке Китая обусловлено увеличением добычи внутри страны, ростом запасов на складах и давлением со стороны регулятора. Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) на прошедшей неделе потребовала от всех участников рынка в оперативном порядке привести цены долгосрочных контрактов в соответствие с установленными ограничениями. Запасы угля в порту Qinhuangdao составили 5.8 млн. т. (+0.5 млн. т. к 22.06.2022 г.).

Котировки австралийского материала закрепились на уровне выше 390 долл./т., благодаря росту спроса со стороны азиатских покупателей, включая Японию, сокращающую потребление российского угля. Кроме того, поддержку ценам оказывают меры австралийских властей по увеличению отгрузок на внутренний рынок с целью избежания энергетического кризиса.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 190.00 долл./т. FOB Kalimantan. Цены на индонезийский материал остаются под давлением на фоне низкого спроса со стороны китайских и индийских покупателей, что также обусловлено конкурентоспособными поставками из России.

Котировки австралийского металлургического угля продолжили падать ниже 305 долл./т., поскольку предложение по-прежнему значительно превышает спрос, что обусловлено снижением цен на сталь и сокращением производства металлургическими предприятиями.

Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO 24.06.2022 г. согласовали c австралийской Foxleigh бенчмарк Low Vol PCI на уровне 396 долл./т. FOB Australia на второй квартал 2022 г. Данная цена является рекордной для угля PCI и на 96 долл. превышает бенчмарк 1-го квартала 2022 г.

 

РЖД возвращает квоты на вывоз угля

РЖД с 1 июля вносит правки во временный порядок перевозок грузов по Восточному полигону, которые возвращают правила вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы к редакции 2021 года и дают этим поставкам приоритет относительно угля из других регионов.

Также с 1 июля возвращаются годовые квоты на вывоз угля в восточном направлении для Кузбасса (58 млн. т.), Хакасии (9 млн. т.), Бурятии (9.1 млн. т.) и Тувы (0.4 млн. т.). Внесение поправок негативно отразится на угольном экспорте компаний Эльгауголь и Колмар из Якутии, в связи с соответствующим сокращением провозных мощностей на БАМе.

Кроме того, восстанавливается действие методики Минэнерго по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении, согласно которой право вывезти свой уголь в рамках квоты получают компании, которые направили не меньший объем в западном направлении. Минэнерго сообщило, что в рамках методики, помимо поставок на экспорт в западном направлении, также будут учитываться поставки на внутренний рынок.

Принимая во внимание ввод эмбарго Европой на импорт угля из России с середины августа 2022 г., выполнение требования методики по отгрузке объемов на запад выглядит проблематичным. Тем не менее, текущий уровень мировых цен позволяет отгружать уголь в Азию из Северо-Западных терминалов крупнотоннажными судами, несмотря на более высокие затраты. При этом необходимо решить проблему с вывозом объемов из портов, так как в текущее время не все судовладельцы готовы работать с грузами российского происхождения.

Временный порядок перевозки грузов на Восточном полигоне начал действовать после того, как в марте правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по БАМу и Транссибу и перенесла в наименее приоритетную категорию в очередности отправок поставки экспортного угля из Кузбасса, Хакассии, Бурятии и Тувы в пользу более маржинальных грузов. После начала специальной операции на Украине и последующих санкций в отношении РФ эти меры рассматривались как способ высвободить провозные способности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь.

Изменение правил перевозок привело к проблемам для угольных компаний: объемы перевозок упали на фоне роста складских запасов в добывающих регионах, в связи с чем российские угольщики, а также региональные власти неоднократно выступали с обращениями вернуть прежние правила перевозки.

 

Индия начала платить за российский уголь в юанях

Компания UltraTech Cement, являющаяся крупнейшим производителем цемента в Индии начала оплачивать поставки российского угля китайскими юанями.


Фото: АО «Восточный порт»

UltraTech закупила у российского производителя угля около 200 тыс. т. угля, погруженного на судно в одном из дальневосточных портов. Стоимость груза составила свыше 172 млн. юаней

(25.6 млн. долл.). По данным участников рынка, другие индийские компании также заказывают российский уголь, рассчитывая на платежи в юанях.

Оплата индийскими компаниями в китайских юанях, в качестве способа обойти расчеты в долларах – редкая практика, применяемая в международных расчетах, которая, судя по всему, может стать еще одним финансовым инструментом в оплате российских экспортных грузов. Такой способ помогает защитить российских экспортеров от последствий западных санкций, и в то же время поддержать стремление КНР по усилению международной роли китайской валюты.

Индия продолжает наращивать импорт угля из России. Принимая во внимание санкционные ограничения, с которыми столкнулись российские поставщики угля, индийские потребители приобретают уголь со значительными скидками, что делает его более выгодным по сравнению с материалом, поступающим по традиционным каналам поставок в Индию из ЮАР, Индонезии и Австралии.

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов