Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошлой неделе котировки энергетического угля в Европе обновили очередной исторический максимум, превысив 180 долл./т., несмотря на незначительную коррекцию газовых индексов. Ограниченное предложение материала на рынке ЕС и приближающийся отопительный сезон на фоне снизившихся за неделю объемов ветряной генерации оказали поддержку европейским угольным ценам. Стоимость октябрьских фьючерсов на европейской торговой платформе TTF составила 69.4 евро/МВТ∙ч (-1.1 евро/МВТ∙ч к 16.09.2021 г.). Запасы угля на терминалах ARA составили 4.3 млн т. (-0.3 млн т. к 16.09.2021 г.).
Котировки южноафриканского материала продолжают оставаться на многолетних максимумах выше 160 долл./т. По мнению экспертов, индексы южноафриканского материала будут расти до конца 2021 г. на фоне проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay.
Индекс высококалорийного австралийского угля укрепился выше 185 долл./т. Высокий спрос со стороны азиатских генерирующих предприятий на энергетический уголь из Австралии положительно отразился на индексах австралийского материала.
23.09.2021 г. в связи с ростом цен на энергоносители южнокорейская энергетическая корпорация KEPCO объявила о намерении поднять тарифы на электроэнергию. Это будет первое повышение тарифов с ноября 2013 г. Ранее оплата взималась по фиксированной ставке, теперь тарифы привяжут к мировым ценам на энергоресурсы и будут корректировать каждые три месяца в зависимости от динамики мировых цен на сжиженный природный газ, уголь и сырую нефть. Во втором квартале 2021 г. чистые убытки компании KEPCO составили 571 млн долл.
Котировки индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR превысили 140 долл./т. Возросший спрос китайских генерирующих предприятий на низкокалорийный уголь из Индонезии продолжает укреплять котировки индонезийского материала на фоне форс-мажоров, объявленных рядом местных горнодобывающих компаний из-за сильных дождей и наводнений в стране.
Высокие цены на внутреннем рынке КНР вынуждают китайские сталелитейные предприятия покупать австралийский материал у азиатских трейдеров, что положительно отражается на котировках австралийского материала, укрепившегося выше 400 долл./т.
РЖД предлагает три варианта расширения БАМа и Транссиба
ОАО РЖД предложило предварительный проект III очереди расширения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), включающий три варианта, находящиеся на рассмотрении национального ж/д оператора.
Первый вариант стоимостью 333 млрд руб. (4.6 млрд долл.) предполагает дополнительный вывоз угля с Эльгинского месторождения в объеме 16.6 млн т. Строительные работы запланированы только на БАМе, с акцентом на участке Улак-Комсомольск (в Улаке ж/д ветка идущая от Эльги присоединяется к БАМу). При этом подъездные пути к портам Ванино-Совгаванского кластера, а также к участкам западнее Улака в данном варианте не рассматриваются.
Второй вариант рассчитан на достижение к 2030 г. железнодорожной пропускной способности в 210 млн т. и включает как экспорт угля из Эльги (16.6 млн т.) в порты Ванино, так и транспортировку дополнительных 13.4 млн т. в направлении терминалов Приморского края. Для реализации этого варианта РЖД необходимо построить еще 1.1 тыс. км вторых главных путей на БАМе в дополнение к 553 км, необходимым для обеспечения поставок угля из Эльги. Также проектом предусмотрено расширение строительных работ на участке Улак-Комсомольск, модернизация участка Тында-Улак (в Тынде железнодорожная ветка из Якутии присоединяется к БАМу). По оценке РЖД, стоимость второго варианта составляет 1.22 трлн. руб. (16.8 млрд долл.).
Третий вариант предполагает увеличение грузовых перевозок до 240 млн т., что предусматривает масштабные работы как на БАМе, так и на Транссибирской магистрали, включая строительство железнодорожного пути в обход Хабаровска, моста через Амур, а также второго Кузнецовского тоннеля. Для этого потребуется строительство дополнительных 1.45 тыс. км вторых главных и более 800 км третьих ж/д путей. Этот вариант оценивается в 2.89 трлн. руб. (39.5 млрд долл.). Ни один из вышеперечисленных сценариев не предусматривает строительство второго Северомуйского тоннеля, оцениваемого в 200 млрд руб. (2.7 млрд долл.).
По мнению экспертов, инвестиции в размере 1.67 трлн. руб. (22.9 млрд долл.) для увеличения пропускной способности с 210 до 240 млн т. являются неоправданно дорогостоящим проектом, требующим поиска альтернативного решения в части наращивания грузопотока Восточного полигона на дополнительные 30 млн т.
Справочно: II очередь развития БАМа предусматривает увеличение железнодорожной пропускной способности до 180 млн т. к 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе выросла на 9.3% в январе-августе 2021
В январе-августе 2021 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 158.1 млн т. угля (+13.5 млн т. или +9.3% к январю-августу 2020 г.), по данным Министерство угольной промышленности Кузбасса. Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 46.8 млн т. (-2.5 млн т. или -5.1% к январю-августу 2020 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля достигли 111.3 млн т. (+16.1 млн т. или +16.9% к январю-августу 2020 г.).
Открытым способом угольные компании добыли 102.3 млн т. (+12.6 млн т. или +14.0% к январю-августу 2020 г.), производство подземным способом увеличилось до 55.8 млн т. (+0.9 млн т. или +1.6% к январю-августу 2020 г.).
В августе по железной дороге было отгружено 18.9 млн т. угля, в том числе 9.7 млн т. в западном направлении, 4.8 млн т. в восточном направлении и 4.4 млн т. по местному транспортному сообщению.
В августе потребителям было поставлено 16.7 млн т. угля, в том числе на экспорт 11.6 млн т., российским металлургическим компаниям 3.1 млн т., местным угольным электростанциям 1.2 млн т.
По состоянию на 1 сентября 2021 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 15.1 млн т. (-4.8 млн т. или -24.1% к 1 сентября 2020 г.).
03 марта 2021 г. Владимир Путин призвал увеличить экспорт кузбасского угля на восток до 68 млн т. в год к 2024 г. по сравнению с экспортными поставками в 2020 г. на уровне 53 млн т. В 2021 г. угольные предприятия Кузбасса намерены увеличить добычу угля до 235 млн т. (+15 млн т. или +6% к 2020 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)