Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Снижение среднесуточных температур в ряде европейских стран, а также неопределенность с запуском Северного потока 2 укрепили котировки энергетического угля в Европе выше 165 долл./т.
Выработка угольных электростанций в Германии составила 10.8 ГВт, что соответствует коэффициенту загрузки более 80%. Устойчивый спрос на уголь привел к тому, что квоты на выбросы CO2 в ЕС достигли новых исторических максимумов составив 72.9 евро/т., что является самым высоким показателем с момента появления этого инструмента на бирже в 2005 г. При этом власти Германии заявили о планах отказа от угля к 2030 г.
Рост индексов южноафриканского угля выше 160 долл./т. был обусловлен рядом факторов, включая крайне низкие запасы угля на терминалах Richards Bay (2.2 млн т.), продолжающимися проблемами с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, а также растущим спросом со стороны индийских потребителей, которые вернулись на рынок после почти 3-месячного перерыва.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR незначительно выросли и находились в диапазоне 175-180 долл./т. FOB Qinhuangdao из-за снижения среднесуточных температур в ряде китайских провинций. Любой значительный рост китайских котировок в обозримом будущем маловероятен, учитывая уверенное увеличение добычи в горнодобывающих регионах Китая и продолжающиеся меры правительства по борьбе с повышением цен на уголь.
В результате наводнений и неблагоприятной погоды в угледобывающем регионе Австралии Hunter Valley поставки угля были задержаны, что привело к росту котировок австралийского материала выше 170 долл./т.
Снижение торговой активности китайских потребителей, а также проливные дожди в угледобывающем регионе Индонезии Kalimantan, ослабили цены индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR до 140 долл./т.
Низкий спрос на металлургический уголь на рынке АТР негативно отразился на индексах коксующегося материала, которые упали ниже 320 долл./т.
Взрыв на шахте СДС унес жизни 52 человек
25 ноября 2021 г., на шахте Листвяжная (Кемеровская область), принадлежащей СДС произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет.
Вероятной причиной аварии считается взрыв метано-воздушной смеси. В результате аварии на шахте погибли 52 человека (46 шахтеров и 6 спасателей). Также после аварии были госпитализированы 38 шахтеров и 11 горноспасателей.
Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится примерно 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, которому в прошлом году понадобилась госпомощь в рефинансировании долгов компании. Авария на шахте может отразиться на работе других угольных компаний. Так, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев уже поручил проверить все шахты региона на взрывобезопасность. Ожидается, что этот инцидент может снизить доступность высококалорийного энергетического угля и подстегнуть цены. Прогнозы о восстановлении производства на Листвяжной преждевременны, но можно ожидать, что авария повлияет на добычу на шахте в ближайший год. Восстановление добычи на шахте Распадская после аварии в 2010 г., когда погиб 91 человек, заняло четыре года.
Предприятия СДС в 2020 г. добыли 20.2 млн т. угля (-4.4 млн т. или -18% к 2019 г.). В компанию входят разрезы Черниговец, Восточный, Первомайский, шахты Южная и Листвяжная, обогатительные фабрики и сервисные предприятия.
РЖД вводит конвенции на отгрузку угля в адрес Дальневосточных и Северо-Западных портов
В связи с загруженностью железных дорог Восточного полигона, большого количества брошенных поездов на фоне неблагоприятных погодных условий в портах, не справляющихся с выгрузкой вагонов, РЖД ввело ряд ограничительных мер на отгрузки угля на терминалы порта Ванино, где было введено чрезвычайное положение из-за сильных снегопадов.
В частности железнодорожная конвенция была наложена на отгрузки угля на терминал Дальтрансуголь (СУЭК) с 25 по 29 ноября 2021. г. Также железнодорожная конвенция была объявлена на отгрузки в адрес терминала ВаниноТрансУголь (Колмар) с 24 по 26 ноября 2021 г., которая скорее всего будет продлена до 29 декабря, из за-за большого количества брошенных поездов (35 поездов или 2016 вагонов) и низкой выгрузки вагонов (345 вагонов/сутки при перерабатывающей способности 560 вагонов/сутки). Необеспечение выгрузки вагонов из-за смерзшегося угля также привело к конвенции на отгрузки в Ванинский Морской Торговый Порт c 25 по 29 ноября 2021 г. Если ситуация не нормализуется РЖД может продлить сроки конвенций.
Кроме того, в связи с низкой выгрузкой вагонов РЖД объявил 50% конвенцию на отгрузки угля в порты Вера и Владивосток.
На Северо-Западном направлении РЖД ввело ограничения на погрузки в адрес терминала НКТ в Усть-Луге из-за необеспечения выгрузки и сверхнормативного наличия вагонов на Октябрьской ж/д. Срок запрета на оформление грузов для НКТ не определен и РЖД будет исходить из развития ситуации с выгрузкой на терминале.
Правительство повысит НДПИ на коксующийся уголь
В ноябре 2021 г. Госдума одобрила повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2022 г. на уголь, руду и калийные соли, а также введение нового акциза на жидкую сталь. По оценке Минфина, эти меры позволят привлечь в бюджет около 160 млрд. руб.
(2.2. млрд. долл.) в год. Предлагается привязать НДПИ на коксующийся уголь и железную руду к мировым котировкам. По мнению главы Минфина Антона Силуанова, целью инициативы является более справедливый подход к налогообложению рентного дохода, а также сверхдоходов, получаемых от роста цен на сырье.
Ставку НДПИ на коксующийся уголь предлагается установить на уровне 1.5% от средней за налоговый период цены в соответствии с индексом SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal OTC Futures/Options. Сейчас при добыче коксующегося угля применяется налоговая ставка в размере 57 руб./т. (1.3 долл./т.), которая с учетом поквартальных коэффициентов-дефляторов в 2021 г. составляет около 134 руб./т. (1.8 долл./т.), т.е. примерно 0.47% от октябрьской средней цены индекса 384 долл./т.
По сути, правительство и бизнес договорились о компромиссном варианте роста налоговой нагрузки на горнодобывающий сектор. Если изначально Минфин предлагал брать 6% от экспортной цены коксующегося угля, то в согласованном варианте налог снижен до 1.5%, при этом при падении котировок ниже 100 долл./т. налог сокращается до 1 долл./т. В целом Минфин пошел на смягчение изначальных условий роста налогов, но ставки все равно оказались выше, чем предлагали угольные компании.
Самым большим опасением для бизнеса было введение повышенного налога на прибыль, который бы зависел от инвестиционной активности и объема выплаченных дивидендов за предыдущие пять лет. В итоге с 2022 г. налог на дивиденды решено было не вводить, хотя правительство собирается продолжить его обсуждение.
Современное аналитическое агентство (CAA)