Текущие тренды угольного рынка и актуальная ситуация в добыче
Угольные котировки на европейском рынке выросли до 116-117 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, ожидаемое похолодание, рост котировок газа после ударов Ирана по Израилю в ответ на военное вторжение в Ливан. Кроме того, совокупные отгрузки энергетического угля из Колумбии, в том числе в Европу, за неделю сократились на 20%.
На прошедшей неделе Великобритания закрыла последнюю угольную электростанцию (мощностью 2 ГВт), став первой страной из Большой семерки, полностью отказавшейся от угольной генерации. Однако данное событие будет иметь ограниченное влияние на рынок, поскольку Великобритания почти прекратила импортировать энергетический уголь еще в прошлом году (в 2023 г. объем не превысил 50 тыс. т.).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.97 долл./1000 м3
(+11.21 долл./1000 м3 к 25.09.2024 г.), несмотря на увеличение запасов в подземных хранилищах стран ЕС. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 02.10.2024 г. остались без изменений на относительно низком уровне - 3.60 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся до 106-108 долл./т. на фоне роста европейского рынка и спроса со стороны стран АТР, включая Вьетнам, пострадавший от тайфуна Яги. При этом участники рынка отмечают дисконты в ряде сделок на высококалорийный материал по сравнению с биржевыми котировками, в результате чего возникают предположения, что корреляция между биржевым и физическим рынками начала уменьшаться.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений на уровне 124 долл./т. из-за замедления активности в связи с празднованием Золотой недели с 1 по 7 октября. Некоторые участники рынка настроены оптимистично, поскольку ожидают, что поддержку ценам после выходных дней будет оказывать похолодание из-за явления Ла-Нинья, объявленные меры стимулирования экономики страны, а также техобслуживание ж/д линии Daqin с 6 по 26 октября.
Котировки индонезийского материала на прошедшей неделе двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне
92 долл./т, при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 51 долл./т. (-1 долл./т. к 18.09.2024 г.). Давление оказывает высокое предложение в связи с благоприятными погодными условиями и низкий спрос со стороны Индии, где отмечаются высокие складские запасы в портах. Поддержку оказывал стабильный спрос на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 двигался в диапазоне 140-142 долл./т., демонстрируя умеренный рост в связи со стабильным спросом в странах АТР и объявленными мерами стимулирования китайской экономики.
Правительство Австралии опубликовало прогноз по экспорту энергетического угля из страны на 2025 г., пересмотрев его в сторону понижения с 208 млн т. до 198 млн т. из-за явления Ла-Нинья. Власти также ожидают падения доходов от экспорта угля почти на 22%.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили уверенный рост выше 200 долл./т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Дополнительную поддержку оказывает восстановление индекса PMI, что говорит об увеличении производственной активности в КНР. Некоторые участники рынка ожидают возобновления работы остановленных сталелитейных мощностей ввиду улучшения доходности металлургических предприятий. Индийские потребители занимают выжидательную позицию из-за резкого роста котировок и еще более высоких цен предложения поставщиков угля.
Кроме того, в австралийском штате Квинсленд на шахте Oaky Creek, где добывается металлургический уголь, 2 октября произошел инцидент с летальным исходом, что привело к остановке работы предприятия. Шахта Oaky Creek принадлежит компании Glencore и по итогам 2023 г. ее добыча составила 4.17 млн т. (или 80 тыс. т. в неделю). В результате несчастного случая на предприятии начата проверка.
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ представила поправки в законопроект, регламентирующий принцип «вези или плати» (ship-or-pay). ТПП предлагает, наряду с другими мерами, ввести взаимную ответственность грузоотправителей и ж/д перевозчиков при заключении договоров ship-or-pay. Данная инициатива будет рассмотрена комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
ТПП отмечает, что положения текущего законопроекта, ставят естественную ж/д монополию в заведомо выгодные условия, поскольку устанавливают обязанность грузоотправителя по внесению платы и не предусматривают равенства сторон. Таким образом, у перевозчика появится возможность гарантированного получения платы с грузоотправителя даже за неоказанные услуги, а грузоотправитель будет иметь лишь право на взыскание штрафа и будет вынужден доказывать правомерность своих требований. Кроме того, получаемая перевозчиком плата будет фиксированная, тогда как размер штрафа, который может взыскать грузоотправитель, наоборот, может быть снижен.
РЖД давно стремится к возможности заключать договоры ship-or-pay. Однако участники рынка выступают против, поскольку новый закон предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Угольщики также отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, а также планируемое повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведут лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 13 млн т. до 126.3 млн т. (-9.4% к январю-августу 2023 г.).
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 5 шахтах Кузбасса.
Различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана, были выявлены на 5 шахтах: им. Кирова и им. Ялевского (СУЭК), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), а также Шахта Сибирская (Алиот).
Таким образом, были предотвращены аварии, которые могли привести к серьезным последствиям. Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить выемку угля и эксплуатацию оборудования сроком до 90 дней.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
С начала года по решению Ростехнадзора и суда было осуществлено около 300 остановок, которые включали в себя прекращение добычи или эксплуатации оборудования.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт из России в январе-августе текущего года опустился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Coal center analytics (CCA)
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке выросли до 116-117 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, ожидаемое похолодание, рост котировок газа после ударов Ирана по Израилю в ответ на военное вторжение в Ливан. Кроме того, совокупные отгрузки энергетического угля из Колумбии, в том числе в Европу, за неделю сократились на 20%.
На прошедшей неделе Великобритания закрыла последнюю угольную электростанцию (мощностью 2 ГВт), став первой страной из Большой семерки, полностью отказавшейся от угольной генерации. Однако данное событие будет иметь ограниченное влияние на рынок, поскольку Великобритания почти прекратила импортировать энергетический уголь еще в прошлом году (в 2023 г. объем не превысил 50 тыс. т.).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.97 долл./1000 м3
(+11.21 долл./1000 м3 к 25.09.2024 г.), несмотря на увеличение запасов в подземных хранилищах стран ЕС. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 02.10.2024 г. остались без изменений на относительно низком уровне - 3.60 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся до 106-108 долл./т. на фоне роста европейского рынка и спроса со стороны стран АТР, включая Вьетнам, пострадавший от тайфуна Яги. При этом участники рынка отмечают дисконты в ряде сделок на высококалорийный материал по сравнению с биржевыми котировками, в результате чего возникают предположения, что корреляция между биржевым и физическим рынками начала уменьшаться.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений на уровне 124 долл./т. из-за замедления активности в связи с празднованием Золотой недели с 1 по 7 октября. Некоторые участники рынка настроены оптимистично, поскольку ожидают, что поддержку ценам после выходных дней будет оказывать похолодание из-за явления Ла-Нинья, объявленные меры стимулирования экономики страны, а также техобслуживание ж/д линии Daqin с 6 по 26 октября.
Котировки индонезийского материала на прошедшей неделе двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне
92 долл./т, при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 51 долл./т. (-1 долл./т. к 18.09.2024 г.). Давление оказывает высокое предложение в связи с благоприятными погодными условиями и низкий спрос со стороны Индии, где отмечаются высокие складские запасы в портах. Поддержку оказывал стабильный спрос на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 двигался в диапазоне 140-142 долл./т., демонстрируя умеренный рост в связи со стабильным спросом в странах АТР и объявленными мерами стимулирования китайской экономики.
Правительство Австралии опубликовало прогноз по экспорту энергетического угля из страны на 2025 г., пересмотрев его в сторону понижения с 208 млн т. до 198 млн т. из-за явления Ла-Нинья. Власти также ожидают падения доходов от экспорта угля почти на 22%.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили уверенный рост выше 200 долл./т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Дополнительную поддержку оказывает восстановление индекса PMI, что говорит об увеличении производственной активности в КНР. Некоторые участники рынка ожидают возобновления работы остановленных сталелитейных мощностей ввиду улучшения доходности металлургических предприятий. Индийские потребители занимают выжидательную позицию из-за резкого роста котировок и еще более высоких цен предложения поставщиков угля.
Кроме того, в австралийском штате Квинсленд на шахте Oaky Creek, где добывается металлургический уголь, 2 октября произошел инцидент с летальным исходом, что привело к остановке работы предприятия. Шахта Oaky Creek принадлежит компании Glencore и по итогам 2023 г. ее добыча составила 4.17 млн т. (или 80 тыс. т. в неделю). В результате несчастного случая на предприятии начата проверка.
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ представила поправки в законопроект, регламентирующий принцип «вези или плати» (ship-or-pay). ТПП предлагает, наряду с другими мерами, ввести взаимную ответственность грузоотправителей и ж/д перевозчиков при заключении договоров ship-or-pay. Данная инициатива будет рассмотрена комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
ТПП отмечает, что положения текущего законопроекта, ставят естественную ж/д монополию в заведомо выгодные условия, поскольку устанавливают обязанность грузоотправителя по внесению платы и не предусматривают равенства сторон. Таким образом, у перевозчика появится возможность гарантированного получения платы с грузоотправителя даже за неоказанные услуги, а грузоотправитель будет иметь лишь право на взыскание штрафа и будет вынужден доказывать правомерность своих требований. Кроме того, получаемая перевозчиком плата будет фиксированная, тогда как размер штрафа, который может взыскать грузоотправитель, наоборот, может быть снижен.
РЖД давно стремится к возможности заключать договоры ship-or-pay. Однако участники рынка выступают против, поскольку новый закон предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Угольщики также отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, а также планируемое повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведут лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 13 млн т. до 126.3 млн т. (-9.4% к январю-августу 2023 г.).
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 5 шахтах Кузбасса.
Различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана, были выявлены на 5 шахтах: им. Кирова и им. Ялевского (СУЭК), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), а также Шахта Сибирская (Алиот).
Таким образом, были предотвращены аварии, которые могли привести к серьезным последствиям. Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить выемку угля и эксплуатацию оборудования сроком до 90 дней.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
С начала года по решению Ростехнадзора и суда было осуществлено около 300 остановок, которые включали в себя прекращение добычи или эксплуатации оборудования.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт из России в январе-августе текущего года опустился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 113 долл./т. Поддержку ценам оказывало сокращение складских запасов и увеличение волатильности котировок нефти и газа, обусловленное эскалацией геополитической обстановки на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 408.43 долл./1000 м3 (-2.25 долл./1000 м3 к 11.09.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 18.09.2024 г. упали до 3.83 млн т. (-0.32 млн т. или -7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 104 долл./т. Котировки остаются под давлением, поскольку падение предложения (вызванное проблемами с вывозом угля) нивелируется невысоким спросом со стороны потребителей в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Участники рынка ожидают, что цены на высококалорийный материал протестируют ключевой уровень поддержки в 100 долл./т. FOB в течение недели, при этом представители отрасли полагают, что это минимальное значение в связи с высокой себестоимостью добычи в ЮАР и логистическими издержками.
Южноафриканская компания Seriti Resources планирует сократить более 1000 рабочих на шахтах Middelburg Mine Services и Klipspruit South-East, поскольку поставки угля на внутренний и внешний рынки стали нерентабельными. В настоящий момент Seriti Resources консультируется с правительством по поводу дальнейших шагов в связи с данной ситуацией.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 121 долл./т. При этом торговая активность была снижена, поскольку 15-17 сентября были нерабочими днями в КНР в связи с Праздником середины осени. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
Некоторые участники рынка ожидают дальнейшего роста цен FOB в среднесрочной перспективе в связи с сокращением складских запасов. Однако другие игроки полагают, что давление будет увеличиваться из-за снижения температуры в центральных и северных регионах в результате усиления ветра и тайфуна Пуласан, что приведет к замедлению спроса на электроэнергию.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.92 млн т. (-0.06 млн т. к 11.09.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 92 долл./т. Рынок индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, ожидающих увеличения потребления угля. Со стороны Индии также прогнозируется рост спроса в ближайшие несколько недель в связи с усилением промышленной активности в преддверии сезона праздников в сентябре-октябре. Также спрос со стороны Вьетнама восстанавливается благодаря возобновлению эксплуатации угольных электростанций, остановленных из-за прошедшего тайфуна Яги.
Кроме того, предложение со стороны Индонезии было ограничено в связи с праздниками, при этом движение по реке Lalan возобновилось, что может привести к росту предложения низкокалорийного материала из Южной Суматры.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 137 долл./т. Сезонное пополнение запасов оказало частичную поддержку австралийским котировкам, однако значительное предложение оказало давление на высококалорийный материал.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались на уровне 180-181 долл./т. по причине улучшения спроса со стороны КНР. Однако предложение по-прежнему превышает спрос и на рынке стали превалируют негативные прогнозы. Индийские потребители отмечают, что готовы вернуться к закупкам в случае роста цен на сталь. Котировки австралийского угля PCI после существенного падения неделей ранее остались без изменений на уровне 140 долл./т.
Участники рынка отмечают, что в текущей ситуации дальнейшее движение котировок зависит от развития событий в КНР, при этом многие ожидают продолжения нисходящего тренда.
РЖД планирует резко увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Данную инициативу участники отрасли восприняли негативно, поскольку угольную отрасль уже оказалась под ударом из-за высокой фискальной нагрузки, свыше 50% производителей стали убыточными и цены на экспортном рынке продолжают снижаться.
Повышение возможно в два этапа: с 1 ноября 2024 г. на 3.6% и 1 января 2025 г. на 13% (суммарно на 17.2%), или с 1 января 2025 г. сразу на 22.7%.
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%, более 50% экспорта угля оказалось под санкциями, а себестоимость добычи подскочила. При этом производители коксующегося угля продолжают платить экспортную пошлину.
Многие предприятия закладывали в свои бюджеты на 2025 г. рост тарифов РЖД на уровне 7–10%, однако резкое увеличение на 17–22% заставляют их пересмотреть свои планы. Результаты 1 полугодия 2024 г. показали, что угольные компании уже отказываются от новых проектов и сокращают инвестиции.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г. Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
Восточное направление, где ж/д инфраструктура оказалась перегруженной из-за разворота поставок материала в страны АТР, может стать убыточным, тогда как экспорт в южном и западном направлении уже нерентабелен. На фоне совокупности негативных факторов новая индексация тарифов приведет к дальнейшему падению добычи в Кузбассе и других угледобывающих регионах, а также к сокращению экспортных поставок.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).
В январе-августе 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 133.3 млн т. (-9.4 млн т. или -6.6% к январю-августу 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В августе 2024 г. добыча упала до 15.1 млн т. (-2.0 млн т. или -11.7% к августу 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 8 месяцев 2024 г. составила 42.5 млн т. (-1.8 млн т. или -4.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 90.8 млн т. (-7.6 млн т. или -7.7%).
Открытым способом угольные компании добыли 90.1 млн т. (-5.9 млн т. или -6.1% к январю-августу 2023 г.), производство подземным способом составило 43.2 млн т. (-3.5 млн т. или -7.5% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 сентября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.6 млн т. (-2.0 млн т. или -9.7% к 1 сентября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.