Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе наблюдалось падение спотовых котировок на уголь в Европе ниже 335 долл./т., что обусловлено коррекцией цен на рынках газа, нефти и электроэнергии, а также рекордным уровнем запасов на складах ARA, удерживающихся на исторических максимумах в 8.1 млн т. (-0.1 млн т. к 27.07.2022 г.).
В результате заявлений представителей американского СПГ-терминала Freeport о полноценном возобновлении экспорта в начале октября текущего года цены на газ в Европе откатились до 2100 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3
или -10% к
27.07.2022 г.). Кроме того, уровень запасов газа в подземных хранилищах ЕС превысил 70%, а Польша заполнила свои хранилища на 100%.
Из-за засушливых погодных условий в ЕС уровень воды в реке Рейн находится на рекордно низкой отметке за многие десятилетия. В ближайшие дни уровень может упасть до 47 см. При падении уровня реки до 40 см судоходство станет невозможным. Низкий уровень воды привел к сокращению доступности барж для перевозки угля конечным потребителям, а те суда, которые еще могут использоваться, перевозят на 75% меньше груза, чем обычно, в связи с чем стоимость транспортировки угля достигла исторических максимумов, подскочив в 1.5 раза.
Цены на южноафриканский уголь упали ниже 305 долл./т. вслед за европейскими котировками на фоне снижения спроса со стороны индийских и пакистанских потребителей.
Южноафриканский железнодорожный оператор Transnet планирует увеличить локомотивную тягу на ветке, ведущей к угольному терминалу RBCT, что позволит через несколько дней увеличить отгрузки с 1.1 млн т. до 1.4 млн т. в неделю. Transnet также планирует обеспечить перевозку не менее 60 млн т. угля в финансовом 2022 г. против 58.3 млн т. в 2021 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали за неделю на
4 долл./т. до 170 долл./т. На китайском внутреннем рынке продолжается снижение цен из-за невысокого спроса и достаточного предложения. Участники рынка уже не ожидают этим летом существенного роста котировок ввиду скорого сокращения спроса на кондиционирование воздуха. Совокупные поставки в порты Бохайского залива (Qinhuangdao, Huanghua, Jingtang и Caofeidian) составили в июле 1.95 млн т., увеличившись на 18% по сравнению с июлем 2021 г. Таким образом, запасы угля в портах достигли 24.36 млн т. по состоянию на 31.07.2022 г. против 19.06 млн т. годом ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 185 долл./т. FOB Kalimantan. Спрос со стороны Индии оказался ограничен в связи с логистическими проблемами в портах страны, вызванными большим объемом угля на складах, в результате чего период ожидания судов увеличился до 10-15 дней. Власти Индии 27 июля призвали Indian Railways выделить дополнительные вагоны для разгрузки складов в портах восточной части страны.
Котировки австралийского угля 6000 скорректировались ниже 400 долл./т. после сообщений о том, что власти Нового Южного Уэльса не будут ограничивать экспорт в пользу поставок на внутренний рынок, поскольку запасы на электростанциях достигли достаточного уровня.
Индексы австралийского металлургического угля продемонстрировали отскок выше
200 долл./т. после длительного падения, но остаются по-прежнему почти в два раза ниже цен на энергетический материал, в связи со слабым спросом со стороны производителей стали. Поддержку ценам также оказало сообщение о том, что в компании Illawarra Metallurgical Coal (IMC), осуществляющей добычу металлургического угля в Новом Южном Уэльсе и принадлежащей South32, ожидается забастовка работников, стремящихся добиться пересмотра условий оплаты труда. В настоящее время компания также ведет переговоры с профсоюзами в отношении работников на шахтах Appin и Dendrobium.
Кузбасские угольщики могут получить скидки на ж/д перевозки угля в западном направлении
Власти Кузбасса, крупнейшего угольного региона России, рассматривают возможность введения скидок на экспортные железнодорожные перевозки в западном направлении в качестве меры стимулирования экспорта угольной продукции в страны АТР, что, в частности обусловлено ожидаемым увеличением падения объемов отгрузки угля в Европу в связи со вступлением в силу эмбарго в ЕС с 10 августа 2022 г.
Данные меры должны позволить создать дополнительные маршруты вывоза угля в страны АТР через порты, расположенные в западной части страны.
Также предлагается покрыть часть транспортных издержек за счет восстановления понижающих коэффициентов к тарифам РЖД на доставку энергетического угля в размере 0.895 и за дальность перевозок в размере 0.4.
Возможности Восточного полигона РЖД по-прежнему ограничены и не позволяют существенно нарастить железнодорожные объемы отгрузки угля в дальневосточные порты и через погранпереходы.
С 1 июня 2022 г. российское правительство увеличило тарифы на железнодорожные перевозки угля на 11%, что усилило давление на российских поставщиков, особенно на производителей энергетического угля на фоне западных санкций, высокой стоимости фрахта, роста ставок перевалки в портах и укрепления курса рубля. Кроме того, в текущих условиях на мировом рынке российские экспортеры вынуждены предоставлять значительные скидки к международным индексам, зачастую превышающие 50%.
В 1 полугодии 2022 г. экспорт угольных компаний Кузбасса через порты и погранпереходы восточного направления снизился до 50.3 млн т. (-3.4 млн т. или -6.3% к аналогичному периоду 2021 г.). Отгрузки в западном направлении сократились существеннее до 53.6 млн т. (-6.0 млн т. или -10% к 1 полугодию 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)