Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

By liquefaction

Oil and Gas Forum in Vladivostok has not identified alternatives to LNG

At the V Eastern Oil and Gas Forum, which took place on July 7-8 in Vladivostok (FEFU, Russky Island), the tone was set by companies affiliated with Gazprom, the correspondent reports. EastRussia. Starting from the plenary session "Points of growth and development of the oil and gas industry in Eastern Siberia and the Far East" and ending with the final discussion "Transportation, logistics and infrastructure", they talked mainly about gas, in its various forms - as a rule, liquefied natural gas (LNG).

By liquefaction
Photo: Igor Novikov (Government of Primorsky Krai)

Regional ambitions

Opening the event, the Governor of Primorye Oleg Kozhemyako - the most representative official of those present at the forum - immediately indicated: the reality is that “without Primorye, the development of the oil and gas industry (of the country - Ed.) Is impossible”. In addition to export flows to the APR, which, one way or another, are closed to the ports and the territory of the Primorsky Territory, the region is building its own production facilities for processing raw materials into high added value products (Eastern Petrochemical Company (VNHK), Nakhodka Mineral Fertilizers Plant and a number of smaller). Modernization of heat supply enterprises, gasification of industry and residential complexes will also follow; by 2030, natural gas consumption should grow from the current 1,3 to 13 billion cubic meters per year.   

Other regions of the Far Eastern Federal District, however, also have ambitious plans for gasification, which on average in the Far East is only 18% compared to 71% in Russia. In the Amur Region, gasification of the population will proceed in parallel with the construction of a gas processing plant (AGPP), old and new Sakhalin projects are actively developing, Kamchatka, Yakutia, and the Magadan Region are "catching up".


Photo Shoot: PJSC "Gazprom"

In remote areas, they rely on LNG. This is the most economical source of energy available, for example, for areas where gold mining is taking place.

Alexander Klimentyev, Advisor to the Permanent Mission of the Republic of Sakha (Yakutia) under the President of the Russian Federation, spoke about the general prospects for LNG in the Far East. Basically, they are implemented through low-tonnage facilities - today in the Far Eastern Federal District there are three of them, two are under construction, as many as 22 announced. There are plans to build two medium-tonnage facilities (Vladivostok LNG, LLC LNG). There is only one operating large-scale enterprise - Sakhalin-2, Far Eastern LNG (Exxon Neftegas Ltd) is under construction, Yakutsk LNG (Globaltek LLC), Anabarneftegaz, expansion of Sakhalin-2 TZ, expansion of Far Eastern LNG are announced for the future. As Alexander Klimentyev noted, liquefied gas can be used for autonomous gasification in Yakutia and Sakhalin; as a gas engine fuel on mining dump trucks of PJSC PJSC ALROSA, on the Svobodny-Vladivostok transport corridor; for bunkering tankers on Sakhalin, river transport on the Lena, Amur and Baikal, at the transshipment terminal in Kamchatka; for export to Mongolia, China, APR countries; by rail in Yakutia and public transport in Sakhalin.

FEFU scientists made their own rationalization proposals. The scientific director of the Polytechnic Institute of the university, Alexander Bekker, spoke about new approaches to protecting the structures of oil and gas platforms from the abrasive effects of ice. Director of the Research Institute of Ecotoxicology of the Ural State Forestry University, Mikhail Vinokurov, shared with the forum participants the environmental justification for the operation and construction of the oil and gas complex in the context of tightening environmental requirements and changes in legislation for oil and gas facilities in the Far Eastern Federal District.

Buckets and airships

Doctor of Economics Andrei Konoplyanik, together with the General Director of the Bedford Group, Vladimir Voroshilov, propose to gasify the remaining "uncovered 17% of Russian households", which is about 20 million consumers, through the transition to autonomous power supply, small-scale production of liquefied natural gas, which would be sent to the customer for airships. Sounds like fantasy, meanwhile, in fact, in Russia there are Atlant airships that are capable of delivering cargo, regardless of the weather, permafrost and off-road conditions - at a distance of up to 1000 km.

Director of Dalgazresurs Oleg Baranov spoke about plans to develop a natural gas field and build a small LNG plant - 6 tons per hour. Gas will be supplied to the regions of the Far East, possibly to China. Along the way, the manager is going to gasify the Verkhnebureinsky District of the Khabarovsk Territory. From the central village - Chegdomyn, to other settlements - from 10 to 320 km, and only 23,5 thousand people live in the region. Nevertheless, taking into account the fact that gas distribution in settlements is carried out at the state expense, the project is worthwhile. The volume of capital investments of the first stage is 2,79 billion rubles. As the enterprises of the Khabarovsk Territory are ready to use LNG, the supply of NGV fuel will be carried out within the framework of the state program “Stimulation of the use of NGV fuel and the development of gas filling infrastructure in the constituent entities of the Russian Federation for 2015-2023”.

“We intend to implement plans for the gasification of Russia on a specific territory,” noted Oleg Baranov. - An area with a very low population density, only 0,39 people per square kilometer. The state plans for the gasification of the Khabarovsk Territory, which is now at the level of 19,5%, support us. " 

During the discussion, the following problem was discussed: in the village, power supply is carried out by means of a diesel power plant. While there is access to gas, the utility provider refuses to switch to a new type of fuel that is clearly more cost-effective. “LNG, unlike diesel fuel, is not carried in buckets,” colleagues shared their philosophical conclusion.

Helium and "Goliath"

However, not only LNG is going to be exported, but also other products of natural gas processing, for example, liquid helium. General Director of Gazprom Helium Service, Lyubov Brish, spoke about the unique production that was launched in the Khabarovsk Territory and is now expanding to the territory of the Nadezhdinskaya ASEZ in Primorye. With the launch of the AGPZ, there will be so much helium that Russia will come out on top in its export in the world. The gas processing plant will produce 42 billion cubic meters of LNG per year, respectively, 60 million tons of helium. By the way, Gazprom Helium Service is the only enterprise in Russia that fully fills its fleet of 180 KAMAZ trucks with its own gas engine fuel.


Vyacheslav Cheboksarov, Director of the Siberian Branch of Gazprom Gazomotornoye Toplivo, spoke about Gazprom's leading positions in the NGV market. Today 355 out of 546 NGV infrastructure facilities in Russia are owned by Gazprom. In 2021, the holding will open another 50 CNG filling stations. 9 AGMKS will appear in the Far East, including 3 - in Vladivostok, one each - in Artem and Ussuriisk.  

Roman Gorbunov, Deputy General Director of DTSSS JSC, spoke about the development of the largest shipyard Zvezda, which is part of the holding. The enterprise is being built by a consortium of Rosneft, Rosneftegaz and Gazprombank. In 2024, the second stage of the shipyard will be built, instead of the current 4, 7 thousand people will work there.

“The structure is unique from a technical point of view, an open slipway, the most powerful crane equipment in Russia (the Goliath crane with a lifting capacity of 1200 tons), a system for launching vessels,” said Roman Gorbunov. "Now the production is working, from metal cutting to the delivery of the ship."


The second giant Goliath crane with a lifting capacity of 1200 tons, a height of 120 meters and a width of 189 meters was installed at the dry dock site of the Zvezda shipyard.
Photo: Press Service of the Government of Primorsky Krai

The shipbuilding enterprise is focused on the construction of ships of a special class, ships powered by gas engine fuel. Currently, the shipyard has signed contracts for the construction of 4 multifunctional ice-class supply vessels, 10 ice-class shuttle tankers with a deadweight of 120 thousand tons on gas engine fuel, 12 large-capacity Aframax tankers, an ice-class shuttle tanker with a deadweight of 69 thousand tons. With the exception of 2 tankers ordered by Sovcomflot, the shipyard was loaded by Rosneft. The long-term production program includes 136 vessels until 2031, orders for 57 vessels have been received so far.

Having discussed various aspects of oil and gas cooperation, including from the perspective of the human capital problem that is relevant for the Far Eastern Federal District (it was mainly FEFU scientists who spoke here), the participants expressed satisfaction with the work done and prepared for new meetings - in Moscow and St. Petersburg.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Путями сжижения

Нефтегазовый форум во Владивостоке не выявил альтернатив СПГ

На V Восточном нефтегазовом форуме, прошедшем 7-8 июля во Владивостоке (ДВФУ, остров Русский), тон задавали аффилированные с «Газпромом» компании, сообщает корр. EastRussia. Начиная с пленарного заседания «Точки рост и развития нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока» и заканчивая финальной дискуссией «Транспортировка, логистика и инфраструктура», говорили в основном о газе, в разных его ипостасях – как правило, сжиженном (СПГ).

Путями сжижения
Фото: Игорь Новиков (Правительство Приморского края)

Амбиции регионов

Открывая мероприятие, губернатор Приморья Олег Кожемяко – самый представительный чиновник из присутствовавших на форуме – сходу обозначил: реалии таковы, что «без Приморья развитие нефтегазовой отрасли (страны – Прим. ред.) невозможно». Помимо экспортных потоков в АТР, которые, так или иначе, замыкаются на порты и территорию Приморского края, в регионе строятся собственные производственные мощности по переработке сырья в продукты высокой добавленной стоимости (Восточная нефтехимическая компания (ВНХК), «Находкинский завод минеральных удобрений» и ряд менее крупных). Последует также модернизация теплоснабжающих предприятий, газификация индустрии и жилых комплексов, к 2030 г. потребление природного газа должно вырасти с нынешних 1,3 до 13 млрд кубометров в год.   

Другие регионы ДФО, впрочем, также имеют амбициозные планы по газификации, которая в среднем на Дальнем Востоке составляет всего 18 % по сравнению с 71% по России. В Амурской области газификация населения будет идти параллельно постройке газоперерабатывающего завода (АГПЗ), активно развиваются старые и новые сахалинские проекты, «подтягиваются» Камчатка, Якутия, Магаданская область.


Фото: ПАО «Газпром»

В отдаленных районах делают ставку на СПГ. Это наиболее экономичный источник энергии из имеющихся, допустим, для районов, где идет золотодобыча.

Советник постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при президенте РФ Александр Климентьев рассказал об общих перспективах СПГ на Дальнем Востоке. В основном, они реализуются путем малотоннажных объектов – сегодня в ДФО три таких действует, два строится, целых 22 заявлено. В планах построить два среднетоннажных объекта (Владивосток СПГ, ООО «СПГ»). Действующее крупнотоннажное предприятие одно – «Сахалин-2», строится «Дальневосточный СПГ» (Exxon Neftegas Ltd), на будущее заявлены Якутское СПГ (ООО «Глобалтэк»), Анабарнефтегаз, расширение Сахалин-2 ТЗ, расширение Дальневосточного СПГ. Как отметил Александр Климентьев, сжиженный газ может применяться в автономной газификации в Якутии и на Сахалине; в качестве газомоторного топлива на карьерных самосвалах ПАО АК «АЛРОСА», на транспортном коридоре Свободный-Владивосток; для бункеровки танкеров на Сахалине, речного транспорта на Лене, Амуре и Байкале, на перевалочном терминале на Камчатке; для экспорта в Монголию, Китай, страны АТР; на железнодорожном транспорте в Якутии и общественном автотранспорте на Сахалине.

Свои рацпредложения внесли ученые ДВФУ. Научный руководитель Политехнического Института вуза Александр Беккер рассказал о новых подходах к защите конструкций нефтегазовых платформ от абразивного воздействия льда. Директор НИИ Экотоксикологии Уральского государственного лесотехнического университета Михаил Винокуров поделился с участниками форума экологическими обоснованиями эксплуатации и строительства нефтегазового комплекса в условиях ужесточения экотребований и изменения в законодательстве для объектов нефтегазового комплекса в ДФО.

Ведра и дирижабли

Доктор экономических наук Андрей Конопляник вместе с генеральным директором «Бэдфорд Групп» Владимиром Ворошиловым предлагают газифицировать оставшиеся «неохваченные 17% российских домохозяйств», а это примерно 20 млн потребителей, через переход на автономное электроснабжение, малотоннажное производство сжиженного природного газа, который бы отправлялся заказчику на дирижаблях. Звучит как фантастика, между тем, действительно, в России есть дирижабли «Атлант», которые способны доставлять груз, невзирая на погоду, вечную мерзлоту и бездорожье – на расстояние до 1000 км.

Директор компании «Дальгазресурс» Олег Баранов рассказал о планах разработки месторождения природного газа и строительства небольшого завода по производству СПГ – 6 тонн в час. Газ будет поставляться в регионы Дальнего Востока, возможно, в Китай. Попутно менеджер собирается газифицировать Верхнебуреинский район Хабаровского края. От центрального поселка – Чегдомына, до прочих населенных пунктов – от 10 до 320 км, а проживает в районе всего 23,5 тыс. человек. Тем не менее, с учетом того, что разводка газа в населенных пунктах осуществляется за государственный счет, проект окупаемый. Объем капитальных вложений первого этапа составляет 2,79 млрд рублей. По мере готовности предприятий Хабаровского края к использованию СПГ поставка газомоторного топлива будет осуществляться в рамках госпрограммы «Стимулирование использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации на 2015-2023 годы».

«На конкретно взятой территории мы намерены реализовать планы по газификации России, - отметил Олег Баранов. – Район с очень низкой плотностью населения, всего 0,39 человек на квадратный километр. Государственные планы по газификации Хабаровского края, которая сейчас на уровне 19,5%, нас поддерживают». 

В ходе дискуссии обсуждалась такая, к примеру, проблема: в населенном пункте энергоснабжение осуществляется посредством дизельной электростанции. Притом, что есть доступ к газу, поставщик коммунальных услуг отказывается переходить на новый вид топлива, который явно более выгоден экономически. «СПГ, в отличие от соляра, в ведрах не носят», - поделились коллеги философским выводом.

Гелий и «Голиаф»

Экспортировать, впрочем, собираются не только СПГ, но и другие продукты переработки природного газа, допустим, жидкий гелий. Генеральный директор компании «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш рассказала про уникальное производство, которое запущено в Хабаровском крае и сейчас расширяется на территорию ТОР «Надеждинская» в Приморье. С запуском АГПЗ гелия будет так много, что Россия выйдет на первое место по его экспорту в мире. Газоперерабатывающий завод будет производить 42 млрд кубометров СПГ в год, соответственно, 60 млн тонн гелия. Кстати, «Газпром гелий сервис» - единственное предприятие в России, которое полностью заправляет свой автопарк из 180 тягачей «КАМАЗ» газомоторным топливом собственного производства.


О продвижении лидерских позиций «Газпрома» на рынке газомоторного топлива рассказал директор Сибирского филиала «Газпром газомоторное топливо» Вячеслав Чебоксаров. Сегодня 355 из 546 объектов газомоторной инфраструктуры в России принадлежит «Газпрому». В 2021 году холдинг открывает еще 50 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции. 9 АГМКС появится на Дальнем Востоке, в том числе, 3 – во Владивостоке, по одной – в Артеме и Уссурийске.  

Заместитель генерального директора АО «ДЦСС» Роман Горбунов рассказал о развитии входящей в состав холдинга крупнейшей верфи ССК «Звезда». Строительство предприятия ведет консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. В 2024 году будет построена вторая очередь верфи, вместо нынешних 4 там будет работать 7 тысяч человек.

«Сооружение уникальное с технической точки зрения, открытый стапель, мощнейшее в России крановое оборудование (кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн), система спуска судов на воду - указал Роман Горбунов. – Сейчас производство работает, начиная от резки металла до сдачи судна».


На площадке сухого дока судоверфи «Звезда» смонтирован второй кран-гигант «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, высотой 120 метров и шириной 189 метров.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

Судостроительное предприятие ориентировано на постройку судов особого класса, судов на газомоторном топливе. В настоящее верфь имеет заключенные контракты на строительство 4 многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, 10 танкеров-челноков ледового класса дедвейтом 120 тыс. тонн на газомоторном топливе, 12 крупнотоннажных танкеров «Афрамакс», танкера-челнока ледового класса дедвейтом 69 тыс. тонн. За исключением 2 танкеров, которые заказал «Совкомфлот», загрузку верфи обеспечила «Роснефть». Перспективная производственная программа включает 136 судов до 2031 года, в настоящее время получены заказы на 57 судов.

Обсудив различные аспекты нефтегазового сотрудничества, в том числе, в ракурсе актуальной для ДФО проблемы человеческого капитала (здесь выступали в основном ученые ДВФУ), участники выразили удовлетворение проделанной работой и приготовились к новым встречам – в Москве и Петербурге.

23 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика