Локальные заведения общепита в Хабаровске находятся на грани закрытия из-за снижения покупательной способности клиентов
Предприятия общепита по всей стране вынуждены искать способы для выживания, кого-то спасает доставка и работа на вынос, кто-то устраивает онлайн-концерты в соцсетях. Однако не всегда это спасает, если у клиентов нет денег на еду из кафе или ресторана. В Хабаровске от последствий коронавирусных ограничений больше всего пострадали локальные заведения.
В конце марта я возвращался из Европы через Москву. И в столице было уже понятно, что ситуация напряженная, а в Хабаровске для всех стало большой неожиданностью, когда объявили о введении режима самоизоляции. В последнюю субботу перед этим мы закрыли бар раньше обычного, а в воскресенье уже устроили «антикризисный совет» – zoom-конференцию – и начали обсуждать, что делать дальше. Поскольку в Москве и многих других городах все произошло раньше, очень пригодились советы наших друзей из разных регионов.
В первую очередь мы решили организовать доставку еды. Кухня в нашем баре небольшая; каждый день мы готовили какое-то определенное блюдо и объявляли меню, например, «сегодня – воки». Поначалу заказы поступали только от наших постоянных клиентов, все на них и держалось. Затем мы стали продавать депозитные карты. И еще пять раз в неделю мы устраивали онлайн-трансляции концертов и разных перформансов. В них участвовали группы, которые у нас до этого выступали. Это были полноценные акустические концерты. В баре давно существует площадка для различной андеграундной музыки, и сейчас у нас выступали и наши давние друзья, и друзья друзей. По вторникам происходило чтение книг, а по субботам – аукцион. Наш повар в прямом эфире готовил блюдо, и затем его отвозили тому, кто больше заплатил. За концерты же плату мы не брали, даже символическую. Это было сделано для того, чтобы сохранить себя не только в бизнесе, но и в медиа-пространстве. Правда, в первое время онлайн-посетителей было больше, и они старались в меру сил поддерживать нас материально, но постепенно деньги кончаются у всех…
Мы с женой некоторое время продавали маски – она их шила, а я развозил. Я люблю работать с деревом, и в новых условиях придумал вытачивать мундштуки. Идея актуальная, и сформулировал я ее уже для того времени, когда бар откроется: «Поддержите бар, купите деревянный мундштук и не трогайте лицо!» В общем, мы делали все, что могли. Но на сегодня из всего этого остались только эфиры. Спрос на еду из баров и ресторанов заметно снизился во всем городе как следствие снижения покупательной способности населения. Больше всего здесь пострадали не сетевые, а локальные заведения – такие, как наш бар. По всему городу те, кто начал заниматься доставкой, теперь ощущают нерентабельность: задействуется много сил и ресурсов, а прибыли очень мало. Да и во время постепенной отмены режима самоизоляции общепит будет одной из последних отраслей, которая начнет работать в полную силу. Думаю, раньше июля-августа мы не сможем возобновить полноценный бизнес.
Меры поддержки мелкого и среднего бизнеса включают лишь отмену налогов за второй квартал и возможность получить МРОТ (с задержкой на два месяца). Учитывая сложность и длительность выхода из кризиса, мне кажется, стоило бы отменить налоги за весь год.
Во всем, что произошло, лишь одно мне кажется отрадным. Внимание нашей постоянной публики в этот трудный период показало, что такое настоящие друзья. Ребята пишут, звонят, и не только спрашивают, как дела, но и предлагают свои идеи, например, провести интересную с их точки зрения трансляцию или продавать мерч с той или иной символикой. Становится понятно, что они переживают за наше будущее. И если есть плюс в сложившейся ситуации, то вот в чем он выражается – за годы работы мы создали вокруг себя определенное комьюнити, и если эти люди не оставили нас в беде, то будут с нами и дальше.