Поделиться
Рецепт дальневосточного счастья
Поделиться

Кузнецов регионального счастья искали на Восточном экономическом форуме

Участники сессии ВЭФ «Экономика счастья: общественные инициативы для развития регионов» сделали акцент на том, что не только экономические и технологические инновации, но также общественные инициативы и деятельность некоммерческих организаций становятся важным фактором успешности территорий. Социальные изменения, продиктованные обществом – это тот ресурс, на который важно опираться.

pixabay.com

Модератором встречи поисков рецептов дальневосточного счастья выступил исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов. Спикерами стали генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, заместитель главы Ростуризма Елена Лысенкова, министр экономики Якутии Майя Данилова, генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков, министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.

В дискуссии также участвовали глава дирекции по управлению персоналом АО «Газпром-Медиа Холдинг» Антонина Приезжева, руководитель отдела по развитию зеленой экономики Амурского филиала Всемирного Фонда Природы Ирина Линдберг, руководитель проекта «Лаборатория молодежных стартапов дальневосточной кухни» Pacific Russia Food Lab Татьяна Заречнева, глава Приморского центра украинской культуры Анатолия Криля «Горлица» Татьяна Ткаченко, руководитель фонда «Энергия участия» Вероника Сипачева и президент благотворительного фонда «Подари солнечный свет» Саниям Коваль.

Разговор об экономике счастья трансформировался в «больную» для ДФО тему - как удержать население Дальнего Востока в родном крае, как сделать так, чтобы люди здесь чувствовали себя уверенно, спокойно и комфортно, а также имели возможность самореализации и попросту были счастливы.

Директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов уверен -культура как неотъемлемое понятие качества жизни может развивать территорию, делать ее привлекательной для живущих и приезжающих. Он привел в пример Владивосток, где развивается культурный кластер: открыт филиал Третьяковской галереи, Мариинского театра, тут проходит обучение музейных работников Дальнего Востока – соответственно, повышается качество работы специалистов, и у людей возникает мотивация, чтобы тут жить и работать. Также успешным примером стало активное развитие кинематографа в Якутии – местные жители получают гранты и рассказывают о родном крае в кинолентах. 

«Фонд дает возможность получить средства на воплощение их мечты, реализовать потребность в самовыражении. К счастью, любой творческий человек, которой обладает идеей, может подать заявку, убедить экспертов и получить очень серьезные деньги», –отметил Карманов.

Однако говорить о позитивных тенденциях очень сложно, когда не соблюдаются элементарные инфраструктурные условия, особенно для людей с ограниченными возможностями. А Дальний Восток – не самая простая территория в плане ландшафта и климата. Необходимо создавать комфортную и доступную среду для передвижения всем людям без исключения.

Замглавы Ростуризма Елена Лысенкова в очередной раз подтвердила тезис о неимоверной привлекательности Дальнего Востока для туристов. Но даже если удвоить турпоток, скажем, в Приморье, то имеющаяся инфраструктура не позволит обеспечить всем приехавшим комфортные условия. Она отметила также, что в некоторых местах -особенно в отдаленных селах - местные жители с недоверием относятся к туристам, опасаются, что они «все тут поломают, уедут, а нам тут жить». Впрочем, постепенно люди понимают, что прием туристов приносит деньги – и настрой медленно, но меняется.

Туризм – это неотъемлемая часть жизни. Объекты туристической сферы часто становятся первым местом работы для молодежи – и это тоже способствует удержанию дальневосточников на местах – молодые люди не уезжают, так как видят, что развивается туризм, формируется спрос, а значит у них тут есть будущее.

«Но привлекать молодежь на Дальний Восток сложно. Ростуризм планирует внедрить для этих целей программу «Work&Travel» – студентам из российских регионов предлагают работать и путешествовать в ДФО. А потом, возможно, влюбиться и остаться здесь. Дальневосточники – особенные люди. Это достойно отдельного штампа в паспорте», – уверена Елена Лысенкова.

Министр экономики Якутии Майя Данилова рассказала, за последние два года численность населения республики увеличилась на 15 тыс. человек – больше, чем за предыдущие 15 лет. Причем, треть населения региона составляют молодые люди.

«У нас добывающий, сырьевой регион и большое количество рабочих мест создается в сфере добычи полезных ископаемых. А молодых в шахту не загонишь особо. Мы сделали ставку на несырьевой сектор – на развитие креативных индустрий – открыли первый на Дальнем Востоке IT-парк, в районах есть уже 14 его филиалов. Креативность выстрелила в кино – это интересно и самим якутянам, и российскому зрителю. В этом году выделили гранты на 100 млн рублей на поддержку НКО. Но главное – не в этом. Раньше людям было максимально важна зарплата и качественные медицинские услуги, сейчас по-другому – важно быть востребованным, вовлеченным в процесс принятия решений», – рассказала Майя Данилова.

Министр добавила, что в республике с 2000 года появилась практика «хождения власти в народ» – местные чиновники приезжают ежегодно с отчетами во все уголки Якутии, рассказывают жителям о проделанной работе и узнают о проблемах населения из первых уст.

Министр культуры Забайкалья Ирина Левкович привела пример своего региона, когда удалось из общественной инициативы вырастить локальный туристический проект – креативную деревню «Тужи», который «подтянул» и развитие инфраструктуры небольшой территории. Амбассадором проекта стал всемирно известный скульптор и художник Даши Намдаков. Ленд-парк «Тужи» открыли в его родном селе по инициативе местных жителей.

Глава «Ленфильма» Федор Щербаков уверяет, что кино – один из мощнейших в мире инструментов продвижения территорий. Но, как это часто бывает, на Дальнем Востоке все упирается в проблемную специфику – долгий перелет из центральной России, отсутствие рибейтов - возмещения части затрат кинопроизводителю за съемки на своей территории. С другой стороны, конечно же, прекрасные локации для съемок. По его мнению, регионы обязаны вкладываться в кинорибейты.  

Медийную тему продолжила глава дирекции по управлению персоналом АО «Газпром-Медиа Холдинг» Антонина Приезжева, рассказав, что ресурсы холдинга позволяют вплетать в развлекательный контент социальную повестку. Она привела в пример проект «Вернувшиеся» на ТВ3 – рассказ о людях, которых спасли. Там, помимо историй со счастливым концом, рассказывают о том, что делать, если пропал человек, объясняют, что надежда есть всегда.

Кроме того, она рассказала, что холдинг помогает развивать социально значимые инициативы, причем тем небольшим НКО и фондам, имеющим стремление помогать людям, но которых никто не замечает и не помогает.

Генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков напомнил, что без продвижения в СМИ даже о хороших и правильных инициативах никто не узнает. Нужно продвигать свои идеи, свою деятельность в массы.

«Про «Силиконовую долину» знают все. А у Дальнего Востока нет работы над имиджем. Тем не менее интерес к региональному контенту растет на 15-20% ежегодно», – уверяет он.

Участники дискуссии поддержали идею о том, что НКО и общественным организациям необходимо рассказывать о себе, а не скромно стоять в сторонке. Синергия государства, бизнеса, НКО и общества даст плоды на благо развития региональной идентичности, поможет вскормить кузнецов счастья на Дальнем Востоке. Юлия Бородина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов