Поделиться
Режиссер «Спасенного»: «Мы потратились только на Spider Man'а»
Поделиться

Как снимают короткие художественные метры на Дальнем Востоке

кадр из фильма "Спасенный"
Сегодня кино на Дальнем Востоке снимают не только заезжие режиссеры, свадебные операторы или хроникёры. Не только те, у кого на это есть хоть какой-то бюджет. В кино пробуют себя электромеханики, архитекторы, айтишники, рестораторы, дизайнеры, учителя со всего Дальнего Востока – в свободное от работы и семьи время. Сами пишут сценарии, играют, снимают и монтируют. Их фильмы, пусть пока и короткометражные, выходят на большом экране, получают призы и любовь зрителей, - как было в эти выходные в хабаровском «Совкино». Как такое вообще возможно?

«В 2014 году мы снимали репортажи о людях, которые уехали из Хабаровска, но потом по разным причинам решили вернуться, - рассказывает главный редактор дальневосточного фестиваля игрового любительского кино «Точка возврата» Роман Овсейчук. Пришла идея, что можно снимать художественное кино и делать фестивали. В 2015-2016 годах событие прошло впервые в городском статусе. Потом мы получили президентский грант (в этом году – 2,2 млн рублей + 500 тыс. рублей от правительства Хабаровского края – East Russia) и вышли на Дальний Восток. Для удобства мы разделили наш регион на три пояса: "Амурский пояс" - это Хабаровский край, ЕАО и Амурская область, "Тихоокеанский" - Камчатка, Сахалин и Приморье, в "Полярном поясе" – Магаданская область, республика Саха (Якутия) и Чукотка. В этом году на фестиваль пришло 42 любительских фильма, причем почему-то слали работы из Москвы, Питера, Крыма – но мы их не брали. В финал вышли 10. Условно по три работы от каждого пояса».

20181013_201649.jpgКадр из фильма "Схрон 731" (Уссурийск)

Своё кино-кунфу «пояса» показали сначала жюри, которое выбрало тройку лидеров, потом – зрителям. Первое место взял триллер «Призрачный хомус» Петра Стручкова (Якутск), «мрачная северная история в жанре детской страшилки, характерная работа для полярного киносознания». Второе место у картины «Схрон 731» Даниила Агеева (Уссурийск) про подвиг воспитанников суворовского военного училища, предотвративших бактериологическую угрозу в 1958 году. История основана на достоверных фактах. Третье место у авантюрно-философской притчи с элементами абсурда «Обмани соседа» режиссера Павла Полякова. По сюжету двое героев знакомятся с беззаботным парнем в парке Владивостока, но он оказывается совсем не тем, за кого себя выдает.

обмани2.jpg
Кадр из фильма "Обмани соседа" (Владивосток)

Приз зрительских симпатий завоевали «Щеки» Валерии Созиновой и Степана Трофимца (Хабаровск) - о свидании с виду обычной пары, у каждого из которых оказывается свой скелет в шкафу, точнее, в холодильнике. Отдельно жюри отметило операторскую работу Петра Иванова и актрису Венеру Федотову в фильме «Айсберг» Максима Едукина (Якутия). Это «история об обратной стороне успеха на примере одного вечера из жизни балерины». Балерина – настоящая.

айсберг2.jpg
Кадр из фильма "Айсберг" (Якутск)

В десятке лучших короткометражек - «Шкура» Никиты Самойленко (Хабаровск), «Мой бой» Юрия Чернюка (Комсомольск-на-Амуре), «Связь not found» Ивана Семиклетова (Анадырь) и «Не один» Ильи Кунденока и Михаила Королева (Хабаровск).

На сцену за главной наградой – гран-при фестиваля «Точка возврата» – 31-летний режиссер из Хабаровска вышел в теплой куртке.

спас3.jpg

«Мы делали кино на коленке, в холод собачий, в ноябре на железнодорожной станции, - поделился с East Russia режиссер фильма «Спасенный» Сергей Яковлев. - Это - та самая куртка, что была на главном герое фильма, узнаёте? Я всем говорю, что бюджет нашего фильма - $300. Никто ни копейки не получил. Самое дорогое - это игрушка человек-паук, он 6 тысяч рублей стоил.

Я хотел сказать, что время изменилось, и теперь вообще ничего не понятно. Сегодня не работают то нравственное клише и та мораль, которые были раньше, сегодня спасение нужно искать в другом. В выборе себя и своего пути. Много кадров оказалось запорото из-за поездов, которые находились в разных локациях, мешали, переставлялись, и это были опасные съемки, нас могли реально сбить. Полулегальное кино. Сценарий переделывался постоянно, изначально было раскаяние героя, истерика и слёзы, которые мы убрали. Ведь смысл был в спасении души главного героя, а не в спасении человека. Тут если зритель поверил в раскаяние, значит, герой спасся, нет – нет. Я горд тем, что это именно любительское кино, и оно движется энтузиазмом создателей, который не перекроет ничто. Потому что если кому-то втемяшилось в голову снять фильм, то он ни перед чем не остановится».


Это не хоум-видео, говорят про «Спасенного». Не похожи на любительские и некоторые работы кинолагеря «Вкратце». Это параллельная программа, во время которой съемочные группы вывозили за город, рандомно формировали в команды, раздавали сценарии и – мотор! Готовое кино создавали за двое суток с нуля. Любой мог пройти кастинг и попробовать себя в режиссуре, сценарном, актерском, операторском или видеоинженерном деле. 

съёмочная_группа_Оруэлл_уже_завтра_режиссер_Альбина_Черных.jpg

Алла Джан-Ша, директор фестиваля игрового любительского кино «Точка возврата», объясняет: «Мы не предъявляем никаких требований к фильмам, снятым на кинолагере, для нас это, прежде всего, тусовка, потому что любой фестиваль - это люди. 50 человек мы уже сплотили друг с другом, они вместе снимали кино в экстремальных условиях. Задача кинолагеря чтобы они попробовали процесс и потом сняли уже нормально. У дальневосточного кино свои особенности. У того же Владивостока и Якутска разный темперамент, темы, юмор. Если сравнивать не с Москвой и Питером, а с центральной Россией, то мы более склонны к экспериментам, смелее, у нас свой менталитет. Я действительно верю в то, что потомки ссыльных и переселенцев показывают свое чувство настоящего. Якутия это гремучая смесь искренности и пафоса, то есть того, чего не бывает! Наивность и масштаб. Есть сюжеты, есть тренды по регионам, у нас вчера одна и та же история была отражена в двух фильмах: девушка выходит из комы и слоняется по мирам. Почему, мы не знаем, все картины были из «полярного пояса». В этом году тоже история с комой, два мира, туда и обратно. Говор есть определенный, локации узнаваемые, простор, природа, небо. Почти в каждом приморском фильме есть мосты. Во многих фильмах Хабаровска - набережная. Этими фильмами мы изначально продвигаем имиджа Дальнего Востока».

У фестиваля самодеятельного кино «Точка возврата 2018» даже афиши крафтовые. Фанеры дополненной реальности, сделанные художником-урбанистом Павлом Шугуровым из Владивостока, теперь стоят на улице перед кинотеатром в Хабаровске. Сквозь прозрачные экраны проступает город, населенный странными существами. Это тоже - маленькое кино, поучаствовать в котором может любой прохожий.

Tochka_vozvrata_otkritie-7.jpg

надя.jpg

Призеры фестиваля получили сертификаты на обучение режиссуре, сценарному мастерству и продюссированию у лучших российских деятелей кино. Фильмы покажут в кинотеатрах Дальнего Востока, может, и не только, если будет запрос. В 2019 фестиваль хочет выйти на полный метр. «Мы как сумасшедшие наивные люди надеемся, что когда-нибудь эта кинотусовка перерастет в киноидустрию. Но если не мечтать о чём-то большом, зачем всем этим заниматься?», говорит Роман Овсейчук.

Фото: Елена Вертянкина, Эдуард Литовченко. 
Елена Вертянкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов