Поделиться
Сергей Носов: "Выйти из девяностых"
Поделиться

Врио губернатора Магаданской области поделился с East Russia первыми впечатлениями о работе на Колыме

28 мая указом президента временно исполняющим обязанности губернатора Магаданской области был назначен Сергей Носов. Политическая карьера господина Носова начиналась на Урале, где он успел поработать и в металлургическом бизнесе, и в структурах региональной власти, а в 2012 году возглавил ключевой промышленный город региона – Нижний Тагил. EastRussia врио главы региона рассказал, что нового и что старого увидел на Колыме и где будет искать средства на ее развитие.

-
– Сергей Константинович, каковы ваши первые впечатления в новой должности, что совпало с ожиданиями, что стало неожиданностью?

– С ожиданиями ничего не совпало. Новая территория со своими особенностями, с проблематикой, очень сильно похожей на проблематику девяностых годов. И это – абсолютная неожиданность. Да, однажды мы такое проходили, и проблемы удалось решить, но было это длительное время назад. Я говорю, например, о территории Урала. Поэтому ситуация, с одной стороны, тяжелая, и усталость у людей накопилась. С другой стороны, методы решения существующих проблем известны, в этом плане ничего нового нет.

– При встрече с губернаторами президент иногда передает "зеленую папку". Вам такая досталась? Какие основные задачи президент поставил перед вами?

– "Зеленую папку" я не получал. Как я уже говорил, Магаданская область – абсолютно новый для меня регион. Сначала нужно время, чтобы все изучить и осмотреться, только после этого можно ставить задачи. Думаю, президенту интересно услышать мое видение или оценку ситуации, которые я могу дать уже сегодня, по истечении двух месяцев работы. Есть, конечно, детали, вникнуть в которые довольно сложно, и требуется довольно много времени, но общая ситуация вполне понятна.

– Все отметили, что вы в дальневосточной команде губернаторов – человек новый, но сразу возглавили рабочую группу по подготовке Госсовета. С чем связано такое решение?

– Я бы выделил два момента. Во-первых, опыт моей предыдущей работы в центральных регионах России, на Урале, жизненный опыт. Есть понимание, что я могу справиться с этой задачей. Во-вторых – свежий взгляд и оценка ситуации, основанная на этом опыте. Наверное, именно этот свежий взгляд позволит по-другому взглянуть на проблемы и на пути их решения. На это тоже, думаю, есть расчет, и эти причины явились результатом того, что меня назначили руководителем рабочей группы.

– Близится Восточный экономический форум. Какие проекты вы планируете представить, какие задачи хотите решить для области на этом мероприятии?

– Мы активно готовимся к ВЭФ, и многое уже сделано. Куда мы продвинулись? Мы планируем в рамках форума подписать соглашение с "Ростелекомом", касающееся цифровизации региона. Мы уже работаем над этим соглашением. Что касается развития основных ворот Магаданской области – аэропорта Сокол – у нас есть понимание с потенциальным инвестором, мы планируем подписать соответствующее соглашение. Также мы уже подписали в рамках выставки "Иннопром" соглашение с "Русской медной компанией" по поводу ресурсной базы, изысканий, которые необходимо здесь проводить.

Помимо этого, мы планируем провести ряд круглых столов, касающихся развития энергетики и вопросов энергопотребления в Магаданской области. Будут встречи с участниками форума, потенциальными партнерами, инвесторами. С теми, кто собирался поработать на Колыме, но до сих пор не собрался, и теми, кто пока только подумывает об этом. Нужно провести переговоры, понять логику, философию инвесторов, попытаться предложить что-то новое, более привлекательное.

– Магаданская область пока единственная на Дальнем Востоке, где еще нет режима ТОР и СПВ. Есть особая экономическая зона, но она не дает всех преференций инвесторам. Нужна ли ТОР региону?

– Насколько я знаю, Минэкономразвития РФ работает над созданием универсального механизма, включающего в себя и принципы ТОР, и свободной экономической зоны. В то же время, мы не исключаем возможность создания ТОР в регионе, обсуждаем это с действующими предприятиями, с потенциальными инвесторами, с новыми проектами. В принципе, все реально. Но я хотел бы подчеркнуть – в России очень много экономических зон, в том числе и ТОР, которые остаются мертвыми. И свободная экономическая зона, и ТОР – это не волшебные слова, не заклинания, произнеся которые, ты получаешь чудо. Это – тяжелая, кропотливая работа. Если ты готов это делать, у тебя и с ТОРом, и без ТОРа, и со свободной экономической зоной, и без нее это получится. Надо понять основные механизмы, причины, мешающие привлечению инвестиций, и попытаться эти проблемы решить. В том числе, доказав необходимость решения этих проблем на федеральном уровне. Решение ряда таких вопросов и проблем находятся не в компетенции регионального правительства.

– И вы этим тоже планируете заниматься?

– Обязательно.

– Понятно, что в регионе много проблем, но какие вы считаете наиболее острыми и за какие в первую очередь возьметесь?

– Я не готов выделить наиболее острую, они все остры. Во-первых, сегодня в области наблюдается катастрофическое недофинансирование социальной сферы – системы здравоохранения, образования, социальных программ. Программ, полномочия которых относятся к федеральному и региональному уровню. Например, я имею ввиду ветеранов, людей, которые проживают в домах ветеранов или социальные объекты федерального или регионального значения.

Сегодня мы видим недофинансирование и убогое, плачевное состояние системы образования. Прежде всего, физический износ зданий и сооружений. Ужасные условия, в которых приходится учиться и заниматься нашим детям.

Ситуация с жильем – просто чрезвычайная. Кто-то привык видеть в отчетах высокие цифры обеспеченности жилым фондом на одного человека, так называемый подушевой учет. Но это очень лукавый, нечестный подход. Если мы в такие отчеты включаем многоквартирные дома, в которых в одной комнате свалены кучи угля, а в соседней топится буржуйка – это неправильно. Вся проблема в отчетности и в учете, который был организован. И на который никто не обратил внимания по всей вертикали – ни на муниципальном, ни на региональном, ни даже на федеральном уровне.

Состояние жилого фонда, условия жизни – это девяностые годы в худшем варианте. Мы намерены этим серьезно заняться. Нужно учитывать неэффективность и бесперспективность отдельных населенных пунктов, в которых условия жизни не соответствуют и никогда не будут соответствовать тем поручениям, которые дал президент. Для Колымы это особенно характерно. Сегодня центры занятости некоторых поселков уходят в близлежащие районы. Не так далеко, но уходят.

Необходимо развивать только те населенные пункты, которые имеют перспективу 10-летней занятости населения, функционирования горнодобывающих фабрик и заводов по дальнейшей переработке этого сырья. Это – насущная необходимость по экономии бюджетных средств и обеспечению нормальных, конституционных условий проживания наших граждан.

– Вы говорите про недофинансирование. Понятно, откуда брать деньги? Это федеральный бюджет или изыскания на местном уровне?

– Изыскания на местном уровне могут проводиться в области минерально-ресурсных баз. Здесь добывается золото, могут добываться другие полезные ископаемые. Деньги здесь не добываются.

– То есть все это из федерального бюджета?

– Есть принцип финансирования этих программ, и в рамках принципа, с помощью федеральных законов это должно выполняться.

– Этот вопрос будет решаться через Министерство по развитию Дальнего Востока?

– Финансирование социальной сферы должно осуществляться в том объеме, в котором это положено по закону. Существуют определенные нормы. Минвостокразвития прилагает усилия, чтобы добиться выделения больших средств регионам Дальнего Востока, выполняет значительный объем работы в этом направлении. И мы благодарны за это. Но в первую очередь эти проблемы должен решать сам регион, вместо нас эту работу никто не сделает. Мы должны получить финансирование согласно принятым нормам.
Беседовал Артур Агафонов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов