Стратегия будущего
19.02.2016 12:54
Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов ответил на вопросы EastRussia
18 февраля начался Красноярский экономический форум. О том, какие темы будут обсуждаться на площадках мероприятия, о вопросах, по которым возможна самая жаркая дискуссия, а также о бюджете и поддержке отраслей в 2016 году корреспонденту «ER» рассказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
— Михаил Анатольевич, Стратегия-2030 заявлена как одна из основных тем Красноярского экономического форума. Как строится работа над столь масштабным документом? Учитывается ли предыдущий опыт формирования стратегий?
— Работа над Стратегией-2030 началась в июле прошлого года. По итогам одной из встреч с членами Экспертного совета при Правительстве премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение разработать предложения по структуре и основным направлениям документа. К процессу подключились научные коллективы ведущих российских экспертных центров. Но помимо участия экспертного сообщества необходимо также и глубокое вовлечение политических и бюрократических элит. Важно не допустить тех ошибок, которые сопровождали разработку стратегических документов прошлых лет. Ведь принятию и реализации «Стратегии-2020» помешало именно то, что в её разработке управленческие элиты не участвовали. По большому счёту в России опыт реализации стратегий социально-экономического развития вовсе отсутствует. Отчасти успешной можно назвать программу социально-экономического развития Российской Федерации на период
2000–2010, так называемую «Стратегию-2010», которая была разработана под руководством Германа Грефа. Но и её положения удалось реализовать далеко не в полном объёме. Поэтому задача перед разработчиками нового стратегического документа стоит довольно сложная.
— Есть ли уже тезисы концепции этого документа, можете ли Вы их озвучить?
Экспертный совет при Правительстве предложил председателю правительства сформировать новую Стратегию, состоящую из трех модулей. Первый — визионерский. Его задача — сформировать образ и целевое состояние основных государственных, экономических и общественных институтов в горизонте 2030 года. Сюда же входят задачи по формированию эффективной структуры экономики и привлекательной и конкурентоспособной среды для развития человеческого капитала. Плюс задачи по обеспечению высокого уровня общественной безопасности, как безопасности личности, так и безопасности общества и безопасности государства в целом.
Второй модуль стратегии — операционный — это детальный план действий по решению тактических задач, с разбивкой по годам —
2018-2014 и
2024-2030, включающий план работы правительства и других государственных институтов по реализации целевых установок стратегии. Для правительства это создало бы основу формирования ОНДП («Основных направлений деятельности правительства») с четкой их ориентацией на долгосрочные цели.
Третий модуль стратегии должен включать в себя своеобразную приборную панель целевых индикаторов и показателей эффективности, которые бы соответствовали основным установкам и целеполаганию на период до 2030 года. Это вектора развития по основным отраслям. Такая приборная панель дает возможность для своевременного мониторинга и сверки принимаемых решений и достигаемых результатов на соответствие выбранному вектору.
— Насколько важен третий модуль?
— В условиях быстро меняющейся международной экономической конъюнктуры, волатильности сырьевых и валютных рынков, правительству приходится принимать решения не только тактического и стратегического характера, но и достаточно большое количество оперативных антикризисных решений. И важно, чтобы при принятии этих решений мы радикально не отклонялись от генеральных векторов развития. А любые отклонения оценивали бы с точки зрения долгосрочных последствий. Поэтому такая приборная панель является важным компасом не только при реализации тактических и среднесрочных задач, но и при принятии оперативных каждодневных решений.
— Как вы говорили на пресс-конференции, которая предваряла Красноярский форум, в экспертном сообществе, среди министерств и ведомств обнаружились достаточно серьезные различия в точках зрения на разные аспекты этой Стратегии. В чем эти различия?
— Сначала напомню, что стратегия разрабатывается в соответствии с законом о стратегическом планировании, и в свою очередь является основой для последующих отраслевых стратегий. И здесь первый вопрос, на который надо ответить — можно ли создать долгосрочную стратегию развития страны на период 15 лет, ориентируясь только на решение задач исполнительной власти? Экспертное сообщество утверждает, что нет, поэтому речь должна идти не о формировании стратегии для правительства, а о формировании стратегии для государства, включая все его институты.
Но это потребует совсем другого масштаба работы. Нам необходимо понимать уровень развития гражданского общества в этот период, архитектуру политических институтов, состояние судебной и правоохранительной системы, и обеспечить их совместимость и гармоничное развитие как с точки зрения формата единых целей и задач, идеологии, если хотите, так и с точки зрения ресурсного обеспечения за счет средств государства.
— Какие есть еще дискуссионные моменты?
— В условиях непростой экономической ситуации, конечно, существуют ресурсные развилки. Например, стоит ли при формировании Стратегии опираться исключительно на ресурсы бюджетной системы или надо говорить о глобальных ресурсах государства, включая привлечение частного капитала?
Обсуждая эти вопросы, мы зачастую имеем достаточно узкое представление: есть федеральный бюджет, и на его основе надо реформировать госинституты и развивать промышленность. Но тогда мы всегда будем находиться в ситуации, когда стратегия будет строиться исключительно за счет государства. А она должна строиться, в первую очередь, за счет богатого потенциала человеческого капитала, и второе — за счёт использования частной инициативы и частного капитала. Тогда это будет действительно целостная стратегия развития, которая будет учитывать интересы государства, бизнеса и каждого человека.
— Насколько будет возможно в рамках форума 2016 года вернуться к тем задачам, которые обсуждались на форуме в 2015 году? В частности, стратегия поворота на восток? И если подобная тема будет затрагиваться в дискуссии, то будут ли уже, по вашему мнению, заслушиваться какие-то результаты работы в этом направлении?
— Я не считаю, что Россия приняла стратегию поворота на восток. Это хорошая тема для обсуждения в рамках форума, но на самом деле, развитие России не будет никогда однобоким. У нас большая страна, и мы будем развиваться и в западном, и в восточном направлении, и в северном, и в южном. Но с учетом роста спроса и развития экономики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, для нас восточный вектор развития будет одним из приоритетных.
Для России — это окно возможностей, чтобы на этом растущем рынке занять свое достойное место. Мы будем для этого развивать и государственную инфраструктуру, которая позволит поставлять на эти рынки нашу продукцию, товары и сырье. Мы будем развивать торговую инфраструктуру, создавая выгодные партнерские торговые двусторонние и многосторонние взаимоотношения. В этой части, конечно же, роль и место нашего восточного партнерства в Стратегии развития России до 2030 года будет одним из приоритетных.
— Насколько бюджет 2016 года является инвестиционным и направленным на развитие? Могут ли российские компании использовать в качестве рынков кредитования восточные рынки? Насколько их ресурсы могут быть нами востребованы?
— Могу сказать, что бюджет 2016 года жесткий, но ответственный. По целому ряду направлений нам пришлось существенно оптимизировать затраты, но при этом стратегические инвестиционные проекты в этом бюджете сохранены. Мы продолжим реализацию задач, связанных с развитием территорий опережающего развития, не будем отказываться от проекта реконструкции БАМа и Транссиба. Продолжим инвестировать деньги в развитие энергетического комплекса, в этой части бюджетные приоритеты по инвестициям, связанным с развитием восточных экономических отношений, также будут сохранены. Это будет хорошим сигналом для инвесторов и для наших восточных партнеров.
Что касается кредитования, то наши компании уже активно занимают средства на азиатских рынках. Другой вопрос — привлечение восточно-азиатского капитала и прямых инвестиций в наши госпроекты. Не могу сказать, что за последний год здесь произошли глобальные изменения, но объем заимствований на этих рынках увеличился, и мы серьезно активизировали работу наших государственных и частных компаний в этом направлении.
— По поводу развития и поддержки — какие отрасли в 2016 году будут поддерживаться государством в первую очередь?
— По-прежнему приоритетной отраслью для поддержки правительством останется машиностроительный комплекс, обеспечивающий в свою очередь развитие высокотехнологичного сектора как такового. Также мы продолжим поддержку сельского хозяйства с точки зрения развития импортозамещения и производства с большей возможностью экспорта — как зерна, так и продуктов его переработки. Здесь надо уходить в производство товаров с высокой добавленной стоимостью и другие направления агропромышленного экспорта.
И конечно автомобилестроение, в этом году мы будем реализовать масштабную программу поддержки отечественного автопрома.
— От каких-нибудь серьезных проектов придется отказаться?
— По ряду проектов нам придется принять решение о продлении сроков их реализации, но отказываться от проектов полностью не предполагается.
— Темой одного из круглых столов форума заявлена «Россия и Азия: потенциал сотрудничества в несырьевых отраслях». На ваш взгляд, в каких отраслях оно возможно и в каких уже на данный момент идет?
— Во-первых, стоит отметить сельское хозяйство. Для нас — это глобальный рынок сбыта. У нас хороший потенциал, большая территория, хорошие климатические условия.
Второе — сфера интернет-торговли и интернет-услуг. В этом направлении азиатские рынки развиваются фантастическими темпами, надеюсь, что наше сотрудничество здесь будет выгодно и нам, и нашим партнерам.
Третье — развитие крупного инфраструктурного хаба на базе порта Владивосток, причем не только с целью транзита азиатских грузов, но и с возможностью их переработки там.
Также есть целый ряд энергетических проектов в сфере торговли углеводородным сырьем и его переработки, в сфере электроэнергетики, эти направления тоже будут развиваться.
— Будут ли на форуме обсуждаться антикризисные меры, которые правительство будет реализовывать в этом году?
— Это не совсем тема форума, но, безусловно, частично будут. Разработка Стратегии-2030 не может быть оторвана от текущей экономической повестки, в том числе в описании траектории устойчивого экономического роста.
— Круглый стол по теме медиа также заявлен в программе форума. С Вашей точки зрения, какая сегодня роль у СМИ? Как система Открытого правительства взаимодействует с медиа сообществом, что бы Вам хотелось поменять или добавить в это взаимодействие?
— Главная задача для Открытого правительства во взаимодействии со СМИ — это качественное взаимодействие журналистов с нашими министерствами и ведомствами, потому что открытое правительство — это и есть работа министерств и ведомств в открытом и понятном для общества режиме. В конечном счете, от уровня сотрудничества госорганов с медийным сообществом зависит качество и полнота представления гражданам нформации о реализуемых целях, задачах и результатах деятельности как отдельных министерств и ведомств, так и правительства в целом.
С другой стороны, средства массовой информации являются мощнейшим источником обратной связи, на базе которой умная исполнительная власть должна делать для себя выводы и принимать своевременные решения.
Чего не хватает? Хочется, чтобы все были профессионалами своего дела — и врачи, и учителя, и журналисты. Это общее пожелание. В современных журналистах мне зачастую не хватает глубины и детального знания вопросов.
— Чего Вы лично ждете от Красноярского экономического форума?
— В первую очередь, хотелось бы, чтобы эксперты, бизнес совместно с правительством нашли ответы на дискуссионные вопросы. Времени для разработки стратегии осталось немного, поэтому сейчас необходимо утвердить архитектуру Стратегии-2030 и ее основные составляющие части. И перейти к обсуждению вопросов уже отраслевого планирования. Форум в этом году обещает быть представительным с точки зрения уровня участников. Надеюсь, те круглые столы, которые намечены, позволят эту задачу решить.
С другой стороны, Красноярский форум занял свою нишу в международных экономических событиях, привлекает много наших международных партнеров. Важно, что на площадке форума продолжаются наши экономические и бизнес-контакты, обсуждаются и заключаются соглашения, развивается сотрудничество с международными инвесторами. Также на Красноярском форуме активно представлен губернаторский корпус, и для членов правительства это хорошая возможность в неформальной обстановке, с учетом непростой ситуации в экономике обсудить основные критические точки с руководителями регионов, сверить часы, наметив план совместных действий.
Тарас Фомченков
Теги: