Поделиться
СУГ в Китай пойдет по рельсам
Поделиться

Российские сжиженные углеводородные газы будут экспортировать по железной дороге

TonyV3112 / Shutterstock.com
Россия имеет значительный профицит сжиженных углеводородных газов (СУГ), который в среднесрочной перспективе будет только увеличиваться. Реализация проектов по увеличению объемов переработки углеводородного сырья в России приводит к росту производимых из него СУГ. По статистике, за 2014 год в нашей стране было произведено 12,8 млн тонн СУГ, из которых на экспорт ушло только 5,3. Но это не останавливает целый ряд крупных компаний создавать новые мощности по производству СУГ. Среди инициаторов – Иркутская нефтяная компания, СИБУР, Роснефть и другие.


Азиатский вектор
«Наиболее перспективным для увеличения продаж и диверсификации поставок является Азиатско-Тихоокеанский регион», – считают в компании «Восток ЛПГ». В Северо-Восточной Азии рост спроса на сжиженный углеводородный газ (СУГ) наблюдается за последние годы не только в промышленности, но и в коммерческо-бытовом секторе. 

В рамках конференции «Рынок СУГ России: новые рубежи развития» руководитель направления нефтехимии компании IHS Дмитрий Стыркас  подчеркнул, что в ближайшее время в мире спрос на СУГ продолжит расти, лидирущая позиция будет принадлежать Азии.

Также эксперт привел данные о том, что бытовой и коммерческий сектор потребления СУГ Китаем растет стремительно. Если в 2010 году показатель потребления по этому параметру составлял чуть больше 25 млн тонн в год, то на данный момент он приближен к 40 млн тонн в год. По прогнозам аналитиков компании, к 2025 году спрос в Китае возрастет до 60 млн тонн в год.

Генеральный директор компании Avestra Chemical Commerce Trading Co Ци Цзяньхун отмечает, что резкое изменение цен на нефть в 2014 году существенно повлияло на рынок СУГ, однако, с начала 2016 года такое влияние уменьшилось. Сегодня цена СУГ на китайском рынке приблизилась к себестоимости импорта из Дальнего Востока, разница цен стала не так заметна. Объем импорта сильно увеличился, суммарный объем импортного СУГ с прогнозом за 2016 год по его оценкам составит до 15 млн тонн.

Всего поставки сжиженного углеводородного газа в Китай в январе — мае текущего года по данным агентства Argus выросли на 2,35 млн т, или на 57,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, до 6,45 млн т, благодаря усилению спроса на пропан со стороны нефтехимических предприятий. Объем поставок пропана в Китай повысился за пять месяцев на 1,73 млн т, до 4,70 млн т, что составляет 72,9% общего объема импорта газа в страну.

Отмечается, что в первой половине текущего года в Китай продолжают поступать импортные партии СУГ из США, стран Персидского залива, Австралии, Малайзии, Нигерии и Алжира.

«У России есть ограничения по перевозкам, в настоящее время лишь небольшое количество СУГ ввозится в Китай наземным транспортом. В будущем году объемы импорта серьезно возрастут», – говорит Ци Цзяньхун. По таможенной статистике, приведенной Ци Цзяньхуном, с января по сентябрь текущего года общий объем импорта СУГ превысил 11,8 млн тонн. Импортный поток сейчас идет в основном на юг Китая. Однако, с увеличением предприятий, которые заниматся дегидрированием пропана, будет происходить перераспределение товарных потоков.


Логистические препятствия
В действительности, ситуация сложилась так, что при большом количестве имеющихся мощностей по перевалка СУГ в России и Китае, прямых возможностей для поставок СУГ на данный момент не имеется. Крупные терминалы по перевалке СУГ сосредоточены на юге Китая, а в России в данный момент они имеются на побережье Черного и Балтийского морей. Из наиболее известных и крупных – это терминалы в городе Темрюк «Мактрен-Нафта», в таманском порту «ОТЭКО», 4 терминала в Керчи и принадлежащий холдингу СИБУР терминал по перевалке нефтепродуктов в Усть-Луге.

Ситуация с поставками российского СУГ в Китай непроста. В июле  2014 года компания СИБУР начала первой осуществлять поставки этого вида топлива на территорию Китая из России – отправила тестовую партию по железной дороге. А в конце августа компания заключила контракт с одним из китайских потребителей, что позволило организовать регулярные поставки этой продукции на растущий рынок Китая. Поставки осуществлялись с завода «Няганьгазпереработка» по железной дороге. Объем поставок на первом этапе составил около 20 тыс. тонн в год с перспективой дальнейшего увеличения.

Особенности и сложности организации этого маршрута связаны с отсутствием пунктов по перевалке СУГ на границе России и Китая. В этой связи компания приняла решение осуществлять поставки в танк-контейнерах с последующей их транспортировкой на автоплатформах по территории Китая. «Организация поставок СУГ в Китай является очередным шагом, направленным на дальнейшее расширение рынков сбыта сжиженного углеводородного газа в связи с ожидаемым ростом производства СУГ», – отметили в 2014 году в СИБУРе.

Как отмечалось в отчете СИБУР, первая тестовая отправка подтвердила экономическую эффективность транспортировки СУГ по этой схеме. Однако уже в 2015 году генеральный директор СИБУРа Дмитрий Конов сообщил, что вопроса по заключению долгосрочных контрактов на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Китай в повестке дня нет, поскольку, как оказалось, не решены проблемы логистики.

«Объем поставок минимальный: с учетом того, что производим 4-5 млн тонн СУГ, на рынок продаем 3 млн, – то 20 тыс — это незначительные поставки», — отметил Конов, по мнению которого китайский рынок по потреблению СУГ оценивается порядка 15 млн тонн.

Оказалось, что СУГ поставляется компанией по сложной схеме, в которой используется и железнодорожный, и автомобильный транспорт. Учитывая разницу колеи в России и КНР, проект по итогу не стал достаточно эффективным с точки зрения логистики и стоимостной составляющей.


Маньчжурия станет центром перевалки СУГ
На упомянутой конференции «Рынок СУГ России: новые рубежи развития» были обозначены сразу два проекта, нацеленные на обеспечение логистики экспорт СУГ из России в Китай. Что интересно, один создается с прицелом на морские перевозки, а другой – на железнодорожные. 

Так, новые возможности для поставок СУГ на рынок Китая через терминал «Far East Gases» представил генеральный директор компании Avestra Chemical Commerce Trading Co Ци Цзяньхун. Для оптимизации сухопутной логистики в ближайшее время может быть запущен крупный терминал Manzhouli Far East Gas в китайской Маньчжурии, в непосредственной близости от железнодорожного погранперехода с Россией. Ожидается, что мощность терминала составит до 2 млн тонн СУГ и пропилена в год. Терминал имеет площадь более 32 гектаров, на которых построено 10 резервуаров объемом 2000 кубометров. В двух резервуарах будет происходить хранение пропилена, в двух – пропана, в шести – бутана.

Данный проект звучал на первом Восточном экономическом форуме – именно тогда, в 2015 году, трехстороннее соглашение о намерениях сотрудничества в области поставок пропилена и различных видов СУГ в Китай подписали ОАО «НК «Роснефть», Avestra Chemical и Manzhouli Far East Gas Co. Ltd. (Far East Gas).

Документ закрепил намерения сторон по оценке перспектив: долгосрочных поставок СУГ и пропилена производства «Роснефти» в объемах от 60 до 200 тысяч тонн в год из России на территорию Китая через Маньчжурию и использования мощностей терминала Far East Gas по перевалке СУГ и пропилена после его ввода в эксплуатацию в цепочке поставок указанных нефтепродуктов.

Одним из акционеров холдинга является ООО «Маньчжурская Дальневосточная Газовая Компания» – совместное российско-китайское предприятие. Учредителями являтся 4 компании, область деятельности которых – прием, перевалка и доставка СУГов и пропилена до конечных потребителей в КНР.

Изначально предполагалось, что мощность нового терминала составит 3 миллиона тонн в год, но по представленным  Ци Цзяньхун ом данным, она составит порядка  2 миллиона тонн СУГ и пропилена в год. Что касается финансовой составляющей, китайский представитель отмечает, что после запуска терминала планиурется увеличить объем взаимной торговли между Россией и Китаем на сумму не менее 1 миллиарда долларов в год.


Свободный порт получит газы
Также в середине лета 2016 года Корпорация развития Дальнего Востока подписала два соглашения об осуществлении деятельности на территории Свободного порта Владивосток с ООО "Восток ЛПГ" и ООО "Терминал" на общую сумму 4,6 млрд рублей.

Благодаря резиденту ООО "Восток ЛПГ" в Хасанском районе Приморского края (село Перевозное) на 20 га земли построят морской терминал и инфраструктуру для поставок СУГ на экспорт. Поставки будут осуществлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона морским транспортом. Общий объем инвестиций, как отмечалось ранее, составит 4,5 миллиарда рублей.

О строительстве терминала по перевалке СУГ в Приморье и состоянии проекта в даный момент рассказал технический директор «Восток ЛПГ» Аби Живс. По его словам, с 2017 года «Восток ЛПГ» планирует начать строительство терминала, который обеспечит прием СУГ, доставленного по железной дороге в вагонах-цистернах, временное хранение СУГ в резервуарном парке под давлением, а также перекачку газа в судна-газовозы для дальнейшей доставки потребителям.

Что касается технологической схемы проекта, терминал будет состоять из трех основных объектов: база хранения, газопровод и водоподготовительные установки. База хранения будет состоять из парка объемом 27600 кубометров, собственного железнодорожного пути, эстакады слива-налива для одновременной обработки до 72 вагонов, насосно-компрессорного отделения, системы внутренних газопроводов и собственной электрической подстанции мощностью 3200 кВт. Газопровод будет состоять из двух ниток – для жидкой и паровой фазы. Проектная мощность составит 960 тысяч тонн в год.

«Терминал будет оснащен по последнему слову техники и будет использовать передовые технологии в области перевалки СУГ с привлечением мировых лидеров по производству оборудования» – говорит Аби Живс.

Он подчеркивает, что на данный момент обозначено два этапа реализации проекта. Сегодня компания заканчивает первый  этап. В рамках этого этапа Восток ЛПГ нашел площадку под строительство и подготовил проектную документацию.

В рамках второго этапа планируется строительство железнодорожной эстакады, строительство резервуарного парка, строительство газопровода для транспортировки на причал, строительство комплекса морских сооружений, а также пуско-накладочные работы.

Аби Живс отмечает, что при средней скорости 12 узлов в час на переход в одну сторону судну понадобится до Японии и Кореи 2 суток для доставки СПГ, а до Китая – 4 суток. 

«Терминал будет являться уникальным технологическим объектом для Дальнего Востока России и расширит рынки сбыта российских производителей СУГ благодаря оптимизации затрат по логистике и диверсификации маршрутов для доставки газа в ближайшие регионы потребления – Японии, Южной Кореи, Китая, Юго-Восточной Азии и других стран. Конкурентная цена для потребителей газа складывается благодаря уменьшению затрат на транспортировку при перевалке через терминал в городе Владивосток, и не зависит от цены газа у производителей», – акцентирует внимание Аби Живс, говоря об экономической целесообразности данного проекта.


Алла Галанова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов