"Суходол" встает на рельсы
30.07.2018 05:48
Кузбасский инвестор договорился о строительстве подъездных путей с РЖД
shutterstock.com
АО "РЖД" в лице своей Дальневосточной железной дороги подписало договор на оказание услуг по присоединению путей необщего пользования стивидора ООО «Морской порт "Суходол"» к своей инфраструктуре - от будущего угольного терминала в Шкотовской бухте до станции Смоляниново. МП "Суходол", принадлежащее кемеровскому холдингу "Сибирский деловой союз" (СДС), планирует построить терминал в три очереди - мощностью сначала в 6 млн тонн, затем 12 млн тонн и 20 млн тонн перевалки в год.
Стивидор планирует, что будет способен отгружать на суда до 3,5 тыс. т угольной продукции в час - подобной производительностью сегодня на Дальнем Востоке обладает терминал АО "Дальтрансуголь" (структура СУЭК) близ Ванино. Возможности порта Суходол позволят обслуживать суда максимальным дедвейтом 120 тыс. т. В его распоряжении будут два причала длиной более 600 м и другие объекты, в частности, склад площадью 170 га, который позволит единовременно хранить 1,2 млн т угля. Вложения в проект оцениваются более чем в 30 млрд руб.
Проект порта "Суходол" имеет серьезный бэкграунд. СДС заявил о нем еще в 2012 году, оценив вложения в 18 млрд руб., и предполагал ввести первую очередь терминала в 2017 году. Затем в проект в 2014 году вошла Volga Group Геннадия Тимченко, выкупив у СДС 50% компании-оператора будущего терминала, но уже в 2015 году структуры господина Тимченко вышли из проекта.
Строительство угольного терминала в бухте Суходол считалось приостановленным по причине отсутствия финансирования у СДС, но весной 2018-го оказалось реанимировано. ООО МП "Суходол" 18 мая 2018 года получило статус резидента свободного порта Владивосток с полагающимися налоговыми, таможенными и административными преференциями. Тогда финансовый директор компании Ольга Корниенко заявила, что "проектирование терминала завершено и получены положительные заключения по экологическим и государственным экспертизам Главгосэкспертизы не только по портовым терминалам, но и по внешней инфраструктуре: железнодорожным путям и энергетике".
Поскольку о проекте создания порта Суходол говорится не первый год, планы железнодорожников по развитию инфраструктуры в Приморье отчасти учитывали возможность появления этого грузополучателя. В настоящее время на станции Смоляниново ведется реконструкция. Помимо удлинения действующих и строительства дополнительных приемо-отправочных путей, отдельно запланирован парк, который будет работать с поездами, обращаемыми на направлении Смоляниново – Дунай, в том числе следующих в адрес новых клиентов – помимо Суходола, в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная строится угольный порт Вера мощностью до 20 млн т в год. Договор порта Суходол с Дальневосточной дорогой завизирован в рамках инвестсоглашения, ранее заключенного между РЖД и СДС на полях Петербургского международного экономического форума.
Угледобытчикам важна гарантия на перспективные объемы перевозки в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры общего пользования. Здесь можно провести аналогию с УК «Колмар», ведущей разработку угольных месторождений на юге Якутии. За счет принятых обязательств РЖД на обеспечение растущих потребностей компании по вывозу своей продукции сдвинулся с места вопрос реконструкции одного из направлений ДВЖД Нерюнгри – Бестужево (Тында), которое первоначально не было включено в программу модернизации БАМа и Транссиба до 2020 года.
Как отмечают в стивидорной компании, с ростом спроса на российский уголь на азиатском рынке на Дальнем Востоке ощутим дефицит специализированных портовых мощностей. При этом перегрузочный комплекс в бухте Суходол должен обеспечить доступ к новому каналу экспорта малым и средним угледобывающим предприятиям России (в числе грузоотправителей, помимо АО ХК «СДС-Уголь», назывались ЗАО «Сибирский антрацит», ОАО «Русский уголь», ООО УК «Заречная», ЗАО «Енисейская промышленная компания» и другие). За счет будущего порта зарубежные поставки российских угольщиков в стоимостном выражении могут возрасти на 70-84 млрд руб. ежегодно в ценах 2014 года.
Уголь по-прежнему составляет одну из главных номенклатур экспорта через дальневосточные порты, многие из которых ("Дальтрансуголь", "Восточный порт", "Евраз НМПТ", "Торговый порт Посьет") специализируются именно на этом виде грузов. По данным Ассоциации морских торговых портов России, за первое полугодие 2018 года грузооборот портов Дальневосточного бассейна увеличился до 98,2 млн тонн (на 2,3%), из них сухогрузов – вырос до 61,1 млн тонн (5% роста), а наливных грузов снизился – до 37 млн тонн (минус 1,7%). Восточный обработал 34,6 млн тонн, Ванино – 14,8 млн тонн, Находка – 12,2 млн тонн, Посьет – 3,7 млн тонн грузов.
К 2020 году совокупный дефицит мощностей портов Дальневосточного федерального округа оценивается в 70 млн тонн в год, в том числе 66,5 млн тонн в год по навалочным грузам и 3,5 млн тонн по зерновым грузам. Пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти примерно в 1,5 раза за ближайшие годы - до 180 млн тонн в год.
Работы, финансируемые федеральным бюджетом и РЖД в рамках программы развития Восточного полигона, должны завершиться в 2019 году. Реконструкция поможет станции справиться с увеличенным пропуском поездопотока. Задача - довести пропускную способность до 65 пар поездов в сутки, сейчас в среднем эта цифра составляет 50 пар. Между тем и этого может быть недостаточно через несколько лет.
Смоляниново сегодня ориентировано главным образом на обработку грузопотока в направлении портов Находкинского узла. В прошлом году по железной дороге в их адрес доставлено более 60 млн т грузов. В ближайшие годы перевозки могут превысить 100 млн т. Рост произойдет за счет увеличения действующих портовых мощностей и появления новых. В частности, АО «Восточный Порт» вводит в эксплуатацию дополнительный терминал, в итоге к существующему вагонопотоку прибавится порядка 600 вагонов в сутки.
Одним из лимитирующих участков для роста перевозок будет выступать перевальный перегон Шкотово – Смоляниново. Движение грузовых поездов здесь осуществляется с подталкивающим локомотивом. Чтобы перегон не стал барьерным местом, на Дальневосточной дороге предлагают построить более пологий обходной участок длиной около 29 км. Таким образом, появится резерв на будущее, поскольку ожидается, что к 2030 году ежегодные перевозки только к припортовым станциям Находка-Восточная и Хмыловский могут вырасти до 116 млн т. Впрочем, цена вопроса немалая. По предварительным оценкам, строительство обходного участка Шкотово – Смоляниново обойдется не менее 11,5 млрд руб.
В случае положительного решения данный объект войдет в программу второго этапа модернизации БАМа и Транссиба до 2026 года. Итоговое решение о ее реализации должно быть принято на уровне правительства РФ.
Игорь Михайлов, Дмитрий Щербаков
Теги: