Поделиться
Территория Куваева
Поделиться

В апреле на экраны страны вышел фильм «Территория» режиссера Александра Мельника по одноименному роману Олега Куваева, рассказывающем об открытии золота на Чукотке в 1950-е гг. С 1975 года произведение выдержало более 30 изданий, в том числе и многомиллионными тиражами. Книга вдохновляла людей уезжать на Север, ставя долг, честь и работу превыше всего. Мнения о фильме разделились. Одни считают его обычной пропагандой официальной идеологии, другие уверены, что таких патриотичных кинолент нам очень не хватает именно сегодня, когда развитие Дальнего Востока уже стало государственным приоритетом. Приморский литератор и известный эколог Анатолий Лебедев поделился впечатлениями с EastRussia о романе и фильме, освоении Заполярья, поисках свободы и «предназначении человека».

- Парадокс в том, что поколения сменяются слишком быстро. И еще опаснее он тем, что сменяются они вместе с идеологией и формами пропаганды. С гибелью Советского Союза, во многом конечно естественной, погиб не только опротивевший Ельцину и некоторым общественным группам «коммунизм» (коего там никогда и не было), не только государственный контроль над развитой экономикой, часто более разумный, чем нынешний, псевдо-рыночный, по сути криминальный. С гибелью советской империи из общества ушло главное, что его делало обществом человеков разумных – уважение и поэтизация труда. И не просто труда ради денег, а труда – во имя ЖИЗНЕННОЙ ЗАДАЧИ.

Эта простая формула была своего рода девизом Олега Куваева – яркого представителя дальневосточной литературы 60-х годов минувшего века, геолога, философа и поэта трудовых людей – бичей, работяг, героев и подвижников. И автора только что состоявшейся премьеры уже второго фильма «Территория» по его нашумевшему в 70-е годы роману.

Мы с Олегом Куваевым познакомились в конце 1960-х в арктическом порту Певек, столице чукотской геологии и своеобразном центре советского вольнодумства тех времен, привлекавшем, наряду с Магаданом, множество творческих людей, не слишком согласных с режимом. Я работал там в течение двух летних навигаций 1967-68 годов в составе Штаба морских операций Восточной Арктики в качестве руководителя аварийно-спасательной группы как корабельный инженер Дальневосточного пароходства (ныне почему-то московская контора FESCO).

Как начинающий журналист и литератор, я быстро нашел в Певеке контакты с другими собратьями Куваева по духу и литературе, о которых сегодня уже вряд ли кто вспомнит. Хотя их книги изданы и наверняка лежат в библиотеках Чукотки и Магадана – это Юрий Васильев и сбежавший из МГУ несостоявшийся философ Николай Балаев. Но Олег был для этого сообщества вершиной: он уже тогда работал над романом.

Что можно считать бесценным в этом фильме, какой бы спорной ни казалась его стилистика для современной молодежи, живущей в радикально иной реальности – это акцент на величие дальневосточной и северной природы, на величие рабочего Человека и его жизненной задачи. Убежден, что нынешнему поколению молодых, пытающихся строить новую Россию по капиталистической модели, критически важно понять и оценить роль человеческого духа и веры в государственную задачу, которые двигали очень разными героями при открытии чукотского золота. Важно видеть, что они это делали часто вопреки опасной чиновничьей воле, рискуя карьерой и жизнью, делали как профессионалы, потому что глубоко знали свое дело. Делали как герои, потому что в их душе, как в нас всех в ту эпоху, был золотом выбит принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Мне понятна причина появления этого фильма именно сейчас, когда Россия изо всех сил пытается вернуть свои права на бывший Советский сектор Арктики, где советские моряки и ученые веками работали очень активно, обеспечивая в том числе и транс-арктические рейды коммерческих судов из Европы в Азию. Все это было, и об этом важно помнить журналистам, расписывающим сегодня выгоды таких рейдов в климатических условиях, намного более благоприятных, чем полвека назад, когда это начиналось.

Оценивая фильм «Территория», нынешнему поколению энергичных людей важно помнить и о том, что Арктика для Советского Союза состояла не только из героев-геологов, искавших золото, не только из горняков, освоивших эти открытые месторождения в крайне тяжелых условиях севера. Она состояла не только из работников полярных станций, моряков-ледокольщиков, героев-вертолетчиков ледовой разведки, что прокладывали путь судам с грузами для геологов, горняков и местных оленеводов. Я работал в штабе вместе с моим отцом, капитаном-ледокольщиком, обеспечивая безопасность мореплавания во льдах с группой водолазов, и видел, как героически эти люди добивались того, чтобы жизненно важные грузы для северян, включая героев Куваева, доставлялись по назначению. Параллельно все это формировало некую духовную Территорию, отдельную от всей империи, независимую от нее, из кожи вон лезущую, чтобы забыть об ужасах ГУЛАГа, и заодно – о все еще неослабном давлении власти над вольнодумцами, сбегавшими туда сотнями отовсюду.

Чукотка и Магадан в конце 60-х – начале 70-х, помимо того, что показано в экранизированном романе Куваева, были Территорией бегства от деспотии к свободе. Когда мы познакомились с Олегом, он уже писал свою геологическую «Территорию», но думал о последнем романе – «Правила бегства». И это уже был наш общий творческий поиск: когда этот роман вышел в «Молодой гвардии», я понял, что он, как старший наставник, меня опередил. Роман содержал все, чем жило наше тогдашнее поколение, и добавить что-то было трудно. Лишь спустя 20 лет своих собственных открытий и разочарований, одолев на Памире в одиночку шеститысячник пик Фрунзе и познав некую высшую истину бытия, я решился написать свой роман о том же – о поиске себя и смысла. Он был издан лишь в 1994 году в Нью Йорке русскоязычным издателем из Риги Габриэлем Валком под названием «Дом без окраин». И сегодня я вижу, как философски плотно смыкаются даже названия этих небольших книг, крайне важных для понимания подлинной сути дальневосточного духа: «Правила бегства», последний роман Куваева, в его эпоху были тем же поиском себя и смысла, уже после осмысления «Территории», что и мой «Дом без окраин» - по сути, та самая Территория бегства. От городской суеты, к дикой и дивной природе, к дому, честности и вечности.

В России, как и повсюду, все меняется – цари, системы, приоритеты и формы пропаганды. Наше с Куваевым поколение уходит, уступая место новым оттенкам культуры и новым технологиям общения. Это развивается быстрее, чем люди умирают, и это – нормально. И безмерно важно, что молодежь ищет способов понять недавнюю историю своей страны и региона, в том числе на примере фильма «Территория», просмотр которого организовало молодежное правительство Приморья. Когда есть интерес – возникает познание истории. Когда есть познание – сохраняется память поколений и культура. В том числе и культура восприятия родной природы, рабочего человека, героизма и самопожертвования во имя Жизненной задачи. А если в простых людях есть эта культура, они никогда не допустят обогащения жуликоватых олигархов, разорения своей среды обитания, не стерпят насилия над своими конституционными правами. Люди, которые «раньше думают о Родине» - всегда сильнее любой олигархической власти. Таким может быть символическое послесловие к фильму «Территория» - поэме поколения 1960-х о людях труда.

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов