- Парадокс в том, что поколения сменяются слишком быстро. И еще опаснее он тем, что сменяются они вместе с идеологией и формами пропаганды. С гибелью Советского Союза, во многом конечно естественной, погиб не только опротивевший Ельцину и некоторым общественным группам «коммунизм» (коего там никогда и не было), не только государственный контроль над развитой экономикой, часто более разумный, чем нынешний, псевдо-рыночный, по сути криминальный. С гибелью советской империи из общества ушло главное, что его делало обществом человеков разумных – уважение и поэтизация труда. И не просто труда ради денег, а труда – во имя ЖИЗНЕННОЙ ЗАДАЧИ.
Мы с Олегом Куваевым познакомились в конце 1960-х в арктическом порту Певек, столице чукотской геологии и своеобразном центре советского вольнодумства тех времен, привлекавшем, наряду с Магаданом, множество творческих людей, не слишком согласных с режимом. Я работал там в течение двух летних навигаций 1967-68 годов в составе Штаба морских операций Восточной Арктики в качестве руководителя аварийно-спасательной группы как корабельный инженер Дальневосточного пароходства (ныне почему-то московская контора FESCO).
Как начинающий журналист и литератор, я быстро нашел в Певеке контакты с другими собратьями Куваева по духу и литературе, о которых сегодня уже вряд ли кто вспомнит. Хотя их книги изданы и наверняка лежат в библиотеках Чукотки и Магадана – это Юрий Васильев и сбежавший из МГУ несостоявшийся философ Николай Балаев. Но Олег был для этого сообщества вершиной: он уже тогда работал над романом.
Мне понятна причина появления этого фильма именно сейчас, когда Россия изо всех сил пытается вернуть свои права на бывший Советский сектор Арктики, где советские моряки и ученые веками работали очень активно, обеспечивая в том числе и транс-арктические рейды коммерческих судов из Европы в Азию. Все это было, и об этом важно помнить журналистам, расписывающим сегодня выгоды таких рейдов в климатических условиях, намного более благоприятных, чем полвека назад, когда это начиналось.
Оценивая фильм «Территория», нынешнему поколению энергичных людей важно помнить и о том, что Арктика для Советского Союза состояла не только из героев-геологов, искавших золото, не только из горняков, освоивших эти открытые месторождения в крайне тяжелых условиях севера. Она состояла не только из работников полярных станций, моряков-ледокольщиков, героев-вертолетчиков ледовой разведки, что прокладывали путь судам с грузами для геологов, горняков и местных оленеводов. Я работал в штабе вместе с моим отцом, капитаном-ледокольщиком, обеспечивая безопасность мореплавания во льдах с группой водолазов, и видел, как героически эти люди добивались того, чтобы жизненно важные грузы для северян, включая героев Куваева, доставлялись по назначению. Параллельно все это формировало некую духовную Территорию, отдельную от всей империи, независимую от нее, из кожи вон лезущую, чтобы забыть об ужасах ГУЛАГа, и заодно – о все еще неослабном давлении власти над вольнодумцами, сбегавшими туда сотнями отовсюду.
В России, как и повсюду, все меняется – цари, системы, приоритеты и формы пропаганды. Наше с Куваевым поколение уходит, уступая место новым оттенкам культуры и новым технологиям общения. Это развивается быстрее, чем люди умирают, и это – нормально. И безмерно важно, что молодежь ищет способов понять недавнюю историю своей страны и региона, в том числе на примере фильма «Территория», просмотр которого организовало молодежное правительство Приморья. Когда есть интерес – возникает познание истории. Когда есть познание – сохраняется память поколений и культура. В том числе и культура восприятия родной природы, рабочего человека, героизма и самопожертвования во имя Жизненной задачи. А если в простых людях есть эта культура, они никогда не допустят обогащения жуликоватых олигархов, разорения своей среды обитания, не стерпят насилия над своими конституционными правами. Люди, которые «раньше думают о Родине» - всегда сильнее любой олигархической власти. Таким может быть символическое послесловие к фильму «Территория» - поэме поколения 1960-х о людях труда.