«Мы хотим сделать эксперимент на территории Приморья»
- Сергей Викторович, вы разослали законопроект о свободном порте Владивостока 56 общественным организациям, предприятиям, связанным с портовой инфраструктурой, бизнесменам, и получили 91 предложение на доработку. Какие из этих предложений вы считаете наиболее важными?
- Это, пожалуй, первый законопроект, когда федеральная власть нас слышит и дорабатывает вместе с нами окончательную версию документа. Многие эксперты, которые высказывали на «нулевых чтениях» в Общественной палате свои мнения и предложения, не знали, что эти изменения были учтены во второй версии законопроекта. У нас получилось некоторое дежавю: когда первый раз представители Минвостокразвития приехали с первой версией законопроекта в Приморье, мы критиковали, громко обсуждали, ругались. Нас объединяла только одна цель: мы хотим сделать эксперимент на территории края – совершить прорыв. После бурных дебатов и родилась вторая версия.
Мы учли те основные предложения, которые поступили от экспертов, от депутатов, от муниципальных образований, от бизнеса, связанного с логистикой, с портами, от инвестиционщиков и т.д. И если мы говорим о второй версии законопроекта, то многие вопросы уже сняты. Например, мы говорили про излишние полномочия управляющих компаний - во втором варианте их нет.
Основные предложения, которые поступили от представителей, изучивших первую версию документа, касаются административных барьеров, таможенных регламентов, других процедурных вещей, важных для территории свободного порта.
- Один из экспертов назвал «нулевые чтения» законопроекта о свободном порте эйфорией, потому что не хватает юридических механизмов. Каково ваше мнение?
- Нужно очень четко смотреть на механизмы реализации законопроекта. Безусловно, юридические механизмы сложные, и мы сами будем настаивать на совершенствовании их аспектов. Мы принимаем активное участие в рассмотрении законопроекта: смотрим, что в нем учитывается, не учитывается, где-то спорим с Минвостокразвития, но идем с ним в одном тренде, поддерживая саму идею этого документа.
- В целом бизнес Приморья как воспринимает этот законопроект?
- Мы приехали в Москву на «нулевые чтения» законопроекта в Общественной палате большой делегацией порядка 15 человек, и общий настрой – и представителей бизнеса, и портовой инфраструктуры, и власти - это поддержка концепции законопроекта во второй версии. Члены Общественной платы, эксперты выступили консультантами, которые нам помогают уточнить нормы, прописать четче регламенты, синхронизировать работу Минвостокразвития и администрации края по поводу того, что и где нужно уточнить для того, чтобы в законе не появились лазейки для коррупции или, наоборот, та или иная норма стала неработающей.
- Через какое время от закона можно ожидать экономического эффекта?
- На базе Дальневосточного федерального университета ученые вместе с администрацией города Владивостока занимаются разработкой бизнес-модели и просчетом ее экономической эффективности. Пока мы не пришли к единому мнению, с бизнесом например, по поводу налоговых преференций и тех форм, которые должны быть.
Что мы пытаемся сейчас сделать? Мы говорим о том, что мы должны просчитать экономическую модель и те последствия, которые будут в регионе после принятия этого законопроекта в среднесрочной перспективе и в долгосрочной перспективе. Мы запросили у Минвостокразвития методику анализа финансово-экономических последствий для бюджетов разных уровней (местного, регионального, федерального), чтобы провести исследование с теми муниципальными образованиями, которые по второй версии законопроекта будут входить в свободный порт Владивосток.
- Подразумевается, что в свободный порт будет входить не один Владивосток, а целых 12 муниципальных образований. Не считаете ли вы это слишком большим размахом?
- По вашим прогнозам, когда же все-таки будет порто-франко во Владивостоке?
- Приморский край и Владивосток как никто иной заинтересованы в этом законопроекте. Возможно потому, что сильна генетическая память жителей Владивостока: законопроект выходит за рамки термина «порто-франко». Это территория свободы для свободного города. Мы хотим, чтобы законопроект был принят в этом году, чтобы он заработал в 2016 году.
Текст: Марина Галкина, фото: deita.ru