– Большинство людей старшего поколения, которые в 1970-е годы приезжали на восток из разных частей союзного государства – Украины, Белоруссии, Таджикистана - осваивать территории, читали роман Олега Куваева «Территория» и вдохновлялись им. Роман выдержал 30 изданий, в том числе выпускался в «Роман-газете» трехмиллионным тиражом. Сюжет произведения сводится к открытию золотых месторождений на Чукотке в середине прошлого века. Наш одноименный фильм – это память о людях, которые в то время работали на этих территориях. Благодаря им мы сейчас черпаем из недр Дальнего Востока и Арктики золото, различные минералы, нефть и газ.
– Александр Владимирович, возможно, в сегодняшних реалиях фильм «Территория» должен так же, как и книга Куваева в прошлом, стимулировать людей ехать работать на Дальний Восток?
– Понимаете, невозможно русского человека – в этом многонациональном понятии слова «русский» – привлечь только деньгами. Мы по-другому осваивали Север не потому, что там были заработки большие, а потому, что нам хотелось это делать. Мы ехали туда с радостью! Я гидролог по профессии и в 1970-ые годы часто бывал на Дальнем Востоке. Я встретил там огромное количество счастливых людей – молодых, талантливых, образованных, которые жили потрясающей жизнью, потому что у них было все. Главное – у них был мир, наполненный содержанием.
С тех пор ничего не изменилось. Вначале нужно поехать, посмотреть собственными глазами и полюбить. Если приедут на эту территорию за рублем, приживутся не все. Примеры из современной жизни это подтверждают.
– Какова же главная тема фильма?
– Почему произошла эта подмена понятий?
– Потому что потребительская цивилизация, чтобы выжить, нацелена на постоянное повышение количества продаваемых товаров. Мы работаем, чтобы покупать, и наоборот. У нас нет времени остановиться, чтобы читать книги, сосредоточиться на чем-то важном. Нам сейчас говорят о том, что наше кино не в формате: в кинотеатр приходят развлекаться, а вы заставляете думать. Дескать, мы снимаем о том, что не интересует молодежь. Это не так. Мы заставляем не только думать – некоторые люди плачут после фильма, у кого-то настроение меняется. То есть своей работой мы все-таки производим реанимацию души и настроений. Человек вдруг понимает: то, что он делает, необходимо не только ему одному.
Мы снимали кино в бухте Провидения на Чукотке и на плато Путорана в Красноярском крае. Парадоксальная ситуация: очень многие люди рассказывали нам истории о том, что какой-нибудь человек переехал на материк, например дом в Геленджике построив, но «умирает» из-за того, что не хватает ему этого бескрайнего пространства. Он, привыкший всю свою жизнь вкушать свободу, возвращается обратно на Дальний Восток: ему кажется, что без океана, сопок, ветра, рыбы – всего этого многоголосия – жизнь закончилась. И это основополагающая характеристика русского народа.
– Что же вас вдохновило создать «Территорию» – книга или глобальная идея?
– Все взаимосвязано. Когда я учился на последних курсах института, вышла книга. Ей зачитывались по всей стране и за ее пределами. После я работал в экспедициях в разных уголках Дальнего Востока и Сибири: на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Приморье, Якутии, Красноярском крае, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской области. После того как вы побываете там хотя бы однажды, вам уже не понадобится никаких дополнительных разъяснений. Вечером у костра вы будете мечтать о вечном: над вами – звезды, рядом – бесконечное пространство песка и воды.
Книга Куваева была во мне всегда, а когда появились соратники, загоревшиеся идеей создать фильм, мы приступили к работе. Кстати, премьера фильма состоится в феврале 2015 года – к 40-летию с момента выпуска романа, а в апреле – выход на экраны.
– То есть вы попали в тренд «поворота на восток», заявленный федеральными властями?
– Вы делали ставку на известных актеров?
– Мы делали ставку на хороших актеров – на актеров, которые настоящие. Часто понятия «настоящий» и «известный» совпадают, часто нет. Актер может быть известен, так как его поставили в какую-то линейку, раскрутили, но как актер драматический он, может быть, ничего собой не представляет. Мы старались брать людей, способных прожить судьбу героя на экране. И всем без исключения актерам: Константину Лавроненко, Григорию Добрыгину, Егору Бероеву, Ксении Кутеповой, Евгению Цыганову – удалось справиться с задачей.
– Как вы считаете, изменилось ли представление актеров о Дальнем Востоке?
– Естественно. В жизни любого актера может больше не повториться ситуация, когда он окажется в таких условиях. Это опыт и наслаждение. Это драйв.
Были, наверное, люди, которые отказывались ехать в экспедицию. Мы устроены таким образом, что сначала считаем деньги, а потом продумываем жизненные варианты. Человек, который живет где-нибудь на Нижней Тунгуске или в глухомани на севере Хабаровского края, не заметил колебаний курса валют. Сегодня он пошел на охоту, завтра рыбу пойдет ловить. А если он еще немножечко философ, то он действительно счастливый. Это мир, который выстроен несколько иначе, чем наш мир больших городов, в котором не остается ничего, кроме денег. Мы надеемся, наш фильм покажет людям, живущим в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Воронеже, что можно слетать на Дальний Восток, как птицы: напиться талой воды, поработать, вырастить потомство и вернуться домой счастливым.
– Поделитесь, пожалуйста, рецептом счастья в большом городе.